2025. Зачем на востоке подкладывают свинью?
И вот вопрос, волнующих ныне многих православных.
Ветхий Завет запрещал и запрещает верующим в Творца есть свинину.
Так отчего же мы, вроде бы, православные люди ныне бодро жарим шашлыки из свинины?
Ветхий Завет и его заповеди никто не отменял!
Есть весьма подходящий, хороший ответ в Предании (Истории) Церкви.
Его некогда дали старцы одному усердному епископу, который грезил о кострах для еретиков - проклятых врагов Церкви.
«Если хочешь соблюдать заповеди Ветхого Завета (первой части Библии), который, и вправду, никто не отменял, то сначала исполни главную ветхозаветную заповедь, тоже обращенную к плоти, а именно: «Обрежься!».
То есть соверши гораздо более важное в плане плотских, ветхозаветных заповедей: обрежь крайнюю плоть, как это до сих пор практикуют евреи и другие потомки Авраама.
Именно такой ответ дали российские старцы ретивому епископу, кстати, потом канонизированному, то есть признанному и прославленному Церковью в качестве святого.
Слова старцев отрезвили борца с ересями – будущего святого - и вопрос был снят с повестки дня.
То же касается и свинины.
Да, она и вправду была категорически запрещена для вкушения ветхозаветным православным евреям.
Так, например, одному уважаемому старцу язычники предложили отведать свинины, чтобы избежать смерти.
Но старец отказался и был мучительно убит (см. рассказ ниже).
Итак, и заповедь есть, и эту заповедь никто никогда не отменял.
Так отчего же мы ныне едим свинину за обе щеки, без угрызений совести?!
И отчего же священники нам этого не запрещают?!
На востоке, заметим, свинина, по-прежнему, под запретом.
Выражение: «подложить свинью», то есть исподтишка сделать гадость, пришло именно оттуда.
Если восточному человеку во время трапезы незаметно подавали свиное мясо, то, этим самым, оскверняли его в плане религиозном, то есть делали ему пакость.
НАЧНЕМ КОПАТЬ ГЛУБЖЕ!
Итак, отчего если был и есть Закон Творца в отношении запрета свинины, то почему мы его теперь не соблюдаем?
Все следователи, начиная "раскапывать" убийство, испокон веков кладут во главу расследования поиск ответа на вопрос: каков мотив (цель) злодея?
Примеры: ревность, грабеж, стремление скрыть другое преступление, самозащита, обида, заказ.
Дело в том, что если найден ответ на вопрос "зачем?", то сразу становится понятно - кто мог совершить злодеяние!
Итак, зачем Господь запретил ветхозаветным православным людям есть свинину?
С какой целью?
Что в ней есть плохого, злого, греховного с точки зрения Творца?
Ответ: согласно учению Церкви, в свинине нет совершенно ничего плохого, злого и греховного!
Более того, ни в одном творении Божьем нет ничего плохого, злого и греховного.
Будучи абсолютно добр, Бог никогда не творил и не творит зла!
Змеи, например, или скорпионы, осы, тарантулы – они имеют внутри себя яд, но они безгрешны!
Они вовсе не злы и не сквернят наши души.
Грех и зло – это то, что отчуждает нас от Источника жизни (Творца) и ведет в смерть вечную.
И что же именно?
Отказ творить волю Творца и соблюдать Его законы!
Библия свидетельствует: начало греха и смерти внутри нас, а не снаружи!
«Из сердца исходят помыслы злые, убийства, супружеские измены, распутство, воровство, лжесвидетельства, злословие» (Евангелие от Матфея 15:19).
Справка.
Под словом «сердце» имеется ввиду нижняя часть души, а верхняя часть души в Православии именуется «умом».
Ум души следует отличать от наших мозгов – от живого компьютера, который использует душа для своей работы.
Если в свинине нет ничего плохого, злого, греховного, то почему она некогда оказалась под библейским запретом?
Ответ был найден новозаветными людьми: причина запрета оказалась не в свинине, а в свинье.
Оказывается, свинья была дана нам Творцом как образ, изображение.
Весь Ветхий Завет – это мозаика образов, изображений, иллюстраций, важных для каждого человека.
Что же или кого изображает свинья?
Да всем это известно!
Свинья, по замыслу Творца, призвана изобразить человека, который весьма нечистоплотен, ненасытен, любит валяться в грязи, жрет все что попало без разбора, неблагодарен, приземлен, любит порыться в мусоре.
Единственный и главный интерес в ее жизни – это пожрать, устроиться покомфортней, получить от жизни максимум удовольствия, ну еще реализовать половой инстинкт.
Итак, был и есть Закон Творца в отношении запрета свинины, но, как оказалось после Рождества Христова, его тайный смысл был в следующем: не будь свиньей!
Увы, только христиане это поняли.
Что именно?
Что ветхозаветная библейская заповедь "не ешь свинину" имеет в себе новозаветную Христову заповедь: "не будь свиньей".
А кем мы призываны быть Христом?
Мы призваны быть подобным Творцу, а не свинье!
И потом те, кто ныне ест свинину, но старается не быть свиньей, тот вполне соблюдает ветхозаветный Закон Божий в отношении свинины.
Каждый человек - это икона (образ) Бога, но грехами образ Божий в нас затемнен, как иная икона копотью и грязью.
Бог желает и может восстановить Свой образ, поэтому и явился на землю Спаситель: «прииде взыскати, и спасти погибшего» (Матф.18,11).
И мы можем прийти к подобию Божию, а не свинскому, и наследовать вечное спасение, если умом, сердцем и волей своей последуем за Христом.
ИНТЕРЕСНЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ И ПОГОВОРКИ ПРО СВИНЕЙ
Вот всем известные:
- «Грязный, как свинья»;
- «Свинья везде грязи найдет».
- «Посади свинью за стол – она и ноги на стол».
О невоздержанности в пище (страсти обжорства):
- «У кого в чем счастье, а у свиньи в корыте»;
- «Жрет, как свинья»;
- «Жирный, как свинья».
Библия вовсю использует образ свиньи, чтобы рассказать нам о нас самих, поголовно свинообразных людях: «С ними случается по верной пословице: «вымытая свинья идёт валяться в грязи». (2-е послание Петра 2:22).
Вот еще библейское:
- «Как псам и свиньям не надо злата и серебра, так глупому — мудрых слов»;
- «Что золотое кольцо в носу у свиньи, то женщина красивая и безрассудная».
Библия не рекомендует перед свиньей метать бисер (жемчуг), поскольку она, будучи не в состоянии постичь его ценности, поправ его ногами, как негодный для еды, обидеться и в ярости броситься на неразборчивого окормителя.
Такой речевой оборот употребляют, когда хотят сказать, что не стоит тратить время, пытаясь объяснить что-то людям, которые не могут этого понять и оценить по достоинству.
Есть выражение «визжит как свинья».
Оно оправданно.
Визг свиньи может достигать 115 децибел.
Это на 3 дБ выше, чем звук сверхзвукового авиалайнера
В древности греки и римляне использовали свиней, как средство устрашения боевых слонов, которые пугались визга свиней.
Один римский полководец приказал обмазать свиней смолой и поджечь, выпустив в сторону врага.
Слоны противника в ужасе разбежались и передавили половину своего войска.
Есть и еще одно, самое важное и поучительное для нас в образе свиньи.
Свинья является животным, которое не может повернуть голову вверх.
Как говорит блаженный Феофилакт в толковании на Евангелие, свинья столь постоянно и упорно смотрит в землю, непрерывно роя её своим рылом в поисках пищи, ее позвоночник не имеет возможности изгибаться вверх, а значит, свинья никогда не сможет посмотреть на небо!
Лишь только когда режут её, визжащую, задирая голову, она впервые может увидеть небо с облаками и в изумлении замолкнуть.
Это секундное предсмертное изумление при виде открывшегося иного мира может настичь и человека, который посвятил жизнь лишь земным делам, оставшись чуждым Небу.
Перед смертью он непременно изумится и ужаснётся, быть может завизжит мысленно от ужаса того, что уже не изменить – все, корабль в Царствие Небесное ушел....
Подведем итоги.
Итак, свинья дана нам Творцом как образ нашей души, ее характера, ее пороков, ее стремлений.
Мы используем этот образ для оскорбления, именуя друг друга свиньями грязными, вонючими, неблагодарными, тупыми.
Но можно обойтись и без этого, поскольку само слово «свинья», обращённое к человеку, уже является оскорбительным.
А как же другие животные?
По слову св. Иоанна Златоуста, мы можем совмещать в себе дурные качества шакала, змеи, лисы, осла, летучей мыши - вампира и свиньи, причем одновременно.
Потому и «упрям как осёл», «хитрый как лис» или «змея подколодная», «заячья трусость», «лицемерен как хамелеон», «болтлива как сорока».
Бог для того и создал зверей, свинью в частности, чтобы показать - на кого человек становится похож, ограничиваясь лишь материальными потребностями, забыв о почести горнего звания, променяв Небеса на прах земных вещей.
Хорошие качества – это трудолюбие пчелы, муравья, бобра, кротость овцы, нежность и ласковость кошки, дружелюбие, преданность и верность собаки - ни одна собака своему хозяину «не подсунет свинью».
В баснях Крылова эта тема похожести человеческих и животных качеств раскрыта особенно ярко.
ВОПРОС ДЛЯ ЛЮБИТЕЛЕЙ ГЛУБИН
Почему Творец сразу не дал заповедь людям: "Не будь подобен свинье!", но дал вначале закон: "Не ешь свинину"!
Ведь первая заповедь проще и понятнее.
А вторая сразу вызывает вопрос: "Почему?"
Увы, это нам теперь все просто и понятно.
А тем ветхозаветным людям, которые так и норовили сделать статуи из меди или дерева, назвать их могучими богами и поклоняться им вместо Творца - для них это было сложно и непонятно!
Они приносили в жертву пустым идолам своих детей, чтоб медь и дерево исполняли их желания!
Нередко они своих детей закладывали в фундамент дома или основания ворот.
По их мнению, это была надежная защита от бед и напастей.
Какая уж тут мораль?
Какие нравственные заповеди?
Творец требовал от них, хотя бы, простого послушания.
Вот и дал заповеди, смысл которых был не вполне понятен и должен был открыться впоследствии, после Пришествия Христа.
Так оно и случилось.
Почему наши дети идут вначале в детский садик, потом в школу и лишь потом в институты?
Потому и Творец дав вначале вначале ветхозаветные заповеди и лишь потом - новозаветные.
Учение Церкви называет Ветхий Завет "детоводителем" ко Христу.
То есть неким слугой, который заботится о взрослеющих детях, учит их и готовит к поступлению в высшие учебные заведения или на работу.
Есть и еще одно, более важное.
Нельзя вполне перестать быть подобным свинье без помощи Творца.
Без действия Его Святого Духа - благодати.
И эта помощь пришла как Первое Пришествие Бога на планету.
И она вовсе не кончилась Распятием и Вознесением, нет!
Христос сказал: "Я с вами во все дни до скончания века. Аминь." (Евангелие от Матфея 28:20).
Пришествие продолжается!
Христос среди нас, братья и сестры!
ПРИЛОЖЕНИЕ:
ХАРПАЛЕВА Наталья, Журнал Фома: № 10 (258) октябрь 2024
«МАККАВЕИ: ИСТОРИЯ СВЯТЫХ ВЕТХОЗАВЕТНЫХ МУЧЕНИКОВ»
Глашатай надрывал глотку, призывая зевак в толпе на базаре:
— Слушайте все! Указ царя Антиоха Епифана! Все подданные без различия племени обязаны с этого момента исповедовать тех же греческих богов и держаться тех же греческих законов, что и властитель! Все должны приносить жертвы богам, изваяния которых будут установлены в городе! Каждый житель Иерусалима обязан поклониться идолам и съесть кусок идоложертвенного мяса!..
Евреи слушали и не верили своим ушам.
— Съесть кусок мяса?! Но идолам жертвуют свинину! А закон Моисея запрещает есть свинину!
— О чем ты говоришь! Мясо, которое жертвуют идолам, вообще нельзя пробовать! Это самое страшное святотатство!
Нам сегодня непонятно: а что такого страшного в том, что человек съест кусок свинины? Мы едим и котлеты, и шашлыки, и другие блюда из свиного мяса, и это не запрещено…
А дело вот в чем: Бог дал еврейскому народу особые заповеди, каких у нас, христиан, уже нет. Этих заповедей было великое множество. Они касались даже самых, кажется, незначительных мелочей. Например, что можно делать по субботам, а что нет, что можно употреблять в пищу, а что — нет, и даже подробнее: какие продукты сочетаются, а какие соединять в одном блюде ни в коем случае нельзя...
Был среди этих правил и запрет употребления в пищу свинины.
Казалось бы: пустяковое дело! Ну что изменится, если его нарушить?
Но если Бог дал заповедь, то человек, который верит в Бога по-настоящему, от Господа не оступится и будет выполнять Его правила неукоснительно.
И хоть тех особых заповедей про еду после прихода Спасителя уже нет, сам этот принцип — слушаться Бога, исполнять Его волю — стал важнейшим и для нас, христиан.
Как мученики из иудейского народа готовы были пожертовать своей жизнью ради сохранения верности Богу, так века спустя мученики за Христа шли на тяжёлые испытания и смерть, потому что любили Сына Божьего и не могли его предать.
Старец Елеазар был одним из первых книжников, учёным человеком, славившимся во всей Иудее мудростью и благочестием.
Когда египетский царь Птоломей выбрал семьдесят переводчиков, чтобы перевести Святое Писание с еврейского языка на греческий, одним из этих толкователей, мудрецов был Елеазар.
В то время, когда священника схватили воины царя Антиоха, ему было уже девяносто лет! Седого старца привели к одному из чиновников — наместников сирийского царя.
По знаку начальника принесли блюдо со свиным мясом.
Связанному Елеазару стали насильно впихивать куски:
— Ешь! Ешь, тебе говорят!
Елеазар уворачивался, отплевывался и упорно твердил:
— Лучше я умру за закон Божий, чем выберу бесчестную жизнь, которая гневит Бога!
Это происходило на глазах у многих людей — воины царя хотели, чтобы законоучитель опозорился при всем народе.
Пытки видели ученики и знакомые Елеазара.
Видели их и язычники, давно знавшие мудреца как хорошего, доброго человека и искренне жалевшие его, даже несмотря на то, что не разделяли его веры.
Дошло до того, что доброжелатели тайно принесли Елеазару в темницу мясо — но не свинину, а другое, не запрещенное законом Моисея для еды:
— Возьми это! — сказали Елеазару. — Возьми и съешь перед всеми вместо свинины! Пусть все увидят, что ты ешь мясо, и думают, что это то, чего требует Антиох! Тогда стражники пощадят тебя и отпустят.
Но благоразумный и благочестивый Елеазар со смирением отвечал своим доброжелателям:
— Скорее я соглашусь пойти в ад, чем прогневать моего Господа нарушением Его святого закона! И недостойно мне, в моих годах, лицемерить. На меня же смотрят молодые. Когда они увидят, что я делаю то, что вы мне советуете, то скажут: «Вот Елеазар уже в глубокой старости оставил древний закон наших отцов ради закона язычников». Они могут взять с меня пример и отступиться от истинного Бога! Тогда они погибнут! Из любви к временной жизни молодые люди начнут презирать закон Божий и повернутся к эллинским нечестивым обычаям. Это опозорит меня, но главное — я стану виновником погибели стольких душ! Так что уж лучше мне закончить жизнь сейчас.
Елеазара повели на казнь.
Сквозь стоны мудрец обращался к Богу:
— Всеведущий и милосердный Господь! Ты знаешь, что я мог избежать смерти, но с радостью и любовью принимаю жестокие раны и муки, потому что страдаю для прославления Твоего святого имени!
Елеазар оказался прав: его мужество и стойкость, его готовность отдать жизнь за свои убеждения стали примером для многих.
И ныне он пребывает в Царстве небесном, вечном, добром, где нет ни зла, ни смерти и ничего плохого.
Но только Любовь.
Свидетельство о публикации №225051801390