Каким я вижу будущее

  Будущее является эфемерной физической величиной как для настоящего, так и для прошлого. По своей абстрактной сути, будущее – это непостижимое темпоральное (временное) пространство, которое метафорически я бы представил в виде мгновения, на котором зиждится Вечность. Попытка предсказать траекторию движения времени относится исключительно к области имагинативного (связанного с воображением) познания субъектом грядущей реальности, а имагинация, в свою очередь, обнажает исключительно субъективную (человеческую) природу познающего, которая балансирует между обнадеживающими желаниями, относящимися к области чувств, и обоснованными предположениями, менее радужными, а по сему, относящимися к области рационального (разумного) познания. Благодаря амбивалентной (двойственной) природе субъекта (человека), на процесс познания объекта накладывается отпечаток данной субъективной амбивалентности. Несмотря на тот факт, что у меня отсутствует дар пророчества (полагаю, что в реальности он отсутствует у любого человека), я могу более-менее точно в общим очертаниях представить себе будущее, которое видится мне торжеством абсолютизированного диктата технологической мощи, триумфом глобализации всех сфер человеческой жизни и апофеозом экологических изменений, способных до неузнаваемости преобразить окружающую нас природу, частью которой является человек, желающий по-прежнему оставаться счастливым.
 
  Нет никаких сомнений в том, что технологии уже приобрели доминирующее положение в жизни практически любого человека. Планета Земля все менее становится эмансипированной от взаимосвязи с технологическим прогрессом, влияющим на нее самыми разными способами: от персонализированного здравоохранения до автономного транспорта, когда управление машиной осуществляется не водителем, а самой машиной, по сути обладающей некоторой автономией, контролируемой (пока еще) со стороны человека. Моя поэтическая эмоциональность рисует в моем воображении некую технологическую утопию. Представьте себе города, оптимизированные для эффективности с помощью систем искусственного интеллекта (ИИ) таким образом, что в данных городах полностью отсутствуют какие-либо загрязнения и отходы. Представьте себе образование, адаптированное к индивидуальным стилям обучения и раскрывающее творческий потенциал, заложенный в каждой личности. Однако все эти утопические сцены суть не что иное как результат эмоционального познания и отражения действительности. Разум рисует несколько иные картины, на которых утопические сюжеты несколько разбавлены сокращениями рабочих мест для человека, вытесненного искусственным интеллектом (ИИ) и этическими дилеммами предвзятости самого искусственного интеллекта (ИИ), в силу вышеизложенного обстоятельства социальной безработицы, занявшего господствующее положение над самим человеком, который, собственно говоря, его и создал. Сравнив искусственный интеллект с Люцифером, восставшим против бога, т.е. против своего создателя, я не хочу тем самым напугать впечатлительного читателя, а скорее призываю его побудить к постоянной переоценке тех социальных ролей и профессиональных обязанностей в мире, где машины способны выполнять не только все более сложные функциональные задачи, но вполне могут конкурировать с самим человеком в области интеллектуальных достижений, а значит, и управлять миром не хуже нас самих. Например, в шахматах, где человеческий интеллект демонстрирует невероятные высоты, даже сильнейшие игроки в мире уже давно не в силах конкурировать с компьютером.

  Помимо всеобъемлющего господства технологий, я вижу будущее, приспосабливающееся к едва уловимым (за короткий период времени) последствиям изменения климата. Не далек тот день, когда такие природные явления, как повышение уровня моря, экстремальных погодных явлений (напр.. высоких температур летом и огромного количества осадков зимой) и дефицит различных ресурсов потребуют от человека значительно большей сплоченности и тотального изменения образа жизни. Устойчивые практики сохранения невосполнимых природных ресурсов, с сокращением расходования восполняемых источников, приведет к повсеместному внедрению круговой экономики, которая отдаст приоритет сохранению ресурсов, восполняя израсходованный ресурс его собственными остатками. Переустройство городов к условиям устойчивого изменения климата станет необходимым. Зеленая инфраструктура и инновационные системы управления водными ресурсами станут неотъемлемой составляющей этих городов. Однако для достижения столь внушительных положительных результатов потребуется фундаментальное переосмысление ценностей, необходимое для того, чтобы краткосрочные экономические выгоды не возобладали над долгосрочной перспективой проекта. Будущее зависит от развитой аксиологической (ценностной) способности человека решать экзистенциальные угрозы солидарно и безотлагательно.

  В скором времени homo futurus (человек будущего) столкнется с трудностями глобализации всех социальных сфер. Данный факт обострит проблему взаимосвязанности представителей субъектов мирового социума. Казалось бы, чем плоха коллективная сплоченность людей? Дело в том, что современные технологии, связывая нас (представителей мирового социума) как никогда раньше, усиливают существующие разногласия, т.е. избыточная сплоченность между представителями мирового социума (а каждый человек является таковым представителем) порождает социальную разобщенность данного общества. Такой вот парадоксальный факт. От человека будущего потребуется чрезвычайно высокий уровень развития критического мышления и разносторонней грамотности (в том числе и медиа-грамотности) для того, чтобы успешно ориентироваться в сложно организованных реалиях цифровой эпохи XXI века, лежащей по ту сторону добра и зла, а главное – по ту сторону правды и вымысла. У человека будущего возникнет острая потребность в том, чтобы сделать окружающие его мир, более справедливым и толерантным. Достижение этой цели потребует от человека будущего развития эмпатии, взаимопонимания и готовность участвовать в конструктивном диалоге со всеми представителями мирового социума, иначе нескончаемое количество разногласий по самым несущественным вопросам погубит как данный вид социума, так и самого человека. Будущее потребует приверженности к строительству мостов, а не стен в мире, который уже сейчас становится все более тесным по причине исключительно взаимосвязанности человека с другими людьми, как с теми, кто находится на физически малом расстоянии от него, так и с теми, кто живет на другой половине земного шара.

  Наконец, я вижу будущее, в котором стремление к благополучию занимает центральное место в жизни каждого человека. Давление современной жизни, выражающееся в постоянной бомбардировке нескончаемо растущей информации, может сказаться на физическом и психическом здоровье человека как индивида. До сих пор в современной системе здравоохранения психическое здоровье человека стоит несколько особняком от физического здоровья, невзирая на то, что понятия «физическое» и «психическое» взаимосвязаны настолько, что рассмотрение их по отдельности, является неблагоприятной почвой для понимания сущности здоровья человека, неотъемлемыми компонентами которого оба этих понятия в равной степени являются. В будущем нашим потомкам витально (жизненно) необходимыми станут такие редкие для западного человека практики как медитация и осознанность. В сочетании с доступом к зеленым зонам, а также при полноценной поддержке социума, каждый человек станет неотъемлемой частью здоровой и полноценной жизни. В будущем ведущими медицинскими направлениями будут являться профилактическая и персонализированная медицина, базирующаяся, как и система образования, на индивидуальном подходе (в данном случае на индивидуальном подходе к пациенту, а не обучающемуся). Технологические достижения также сыграют для медицины немалую роль, создавая предпосылки для содействия благополучию человека в течение всей его долгой жизни (жизнь человека будущего однозначно станет дольше, нежели жизнь современного человека). Будущее потребует от человека решительного перехода от идеи к ее воплощению, отдавая приоритет социальной связи и персональной самореализации.

  В заключение, будущее, ключевые черты которого я наметил в данном эссе, представляется мне сложным конструктом, в основе которого лежат последствия технического прогресса, смягчение последствий изменения климата, всеобъемлющая глобализация и тотальная сплоченность мирового социума на фоне растущего интереса отдельного человека к собственному благополучию и счастью (эвдемонолгический аспект человека будущего). Это будущее наполнено неисчислимым количеством возможностей, но требующих к себе вдумчивого и осмотрительного подхода. В конечном счете, будущее – это то, что, спустя N-промежуток времени, произойдет в настоящем, посредством нашего выбора, наших усилий, наших действий и нашей коллективной воли. Принимая инновации, поощряя эмпатию и отдавая приоритет устойчивости, мы можем сформировать будущее, которое будет не только технологически продвинутым, но и справедливым, а, следовательно, свободным, и, в конечном счете, более человечным (триада «справедливость-свобода-человечность»). Это будущее, к которому, как мне кажется, стоит стремиться.

16 мая 2025 года


Рецензии