Джобс. Империя соблазна
Дальше, как в дурно сведённом кино – монтаж на четверть века вперёд, и вот уже миллиардер в очках с подчёркнуто-скромным дресс-кодом (джинсы, водолазка) произносит умные вещи не из книг, выступая перед студентами Оксфорда или Кембриджа. Само воплощение таланта, мудрости и бесконечной веры в себя.
В этом смысле я благодарен создателям фильма «Джобс. Империя соблазна» (2013 год). При всех противоречивых отзывах – линейная биография с общеизвестными фактами из Википедии, избыточные сцены, где актёры переигрывают (прощание Возняка с Джобсом, его личные психореакции на увольнение из фирмы и невозможность контролировать свой продукт от создания до продаж) – так вот, при всей сумме справедливой критики картина мне понравилась. Потому что укрупнила многие истины, которые замалчивают ныне расплодившиеся коучи позитивизма с любимым клише «Скажи миру да!».
Я не буду рассуждать об актёрской игре, хотя Эштон Катчер, на мой взгляд, справился с образом Стива Джобса вполне достойно. Я скажу о послевкусии.
Знаете, есть такой анекдот, как человек из списка «Форбс» делится секретами успеха:
Рано вставал по утрам;
Правильно питался;
Занимался спортом;
Не употреблял алкоголь;
Был нацелен на успех, не позволяя дать волю эмоциям;
Всюду искал позитивные моменты;
800 миллионов долларов наследства и активов папы;
Много читал.
Так вот, Стив Джобс неизменно виделся мне стопроцентным selfmade, отчего я всегда включил бы его в свой список лучших личностей, рождённых в ХХ веке. Фильм, основанный на реальной биографии, в этом не переубедил, но позволил взглянуть на природу и цену успеха полунищего студента, бросившего обучение ради собственных проектов.
Первый миф, который рухнул и проповедовал сам Джобс студентам – отыщите собственное Я и верьте в себя до последнего.
Это поможет выжить и остаться человеком при любом градусе безумия. Но не преуспеть. Джобс и Возняк могли сколько угодно слушать битлов и Дилана, читать лучшие книги, быть сопричастными к прекрасным 70-м и обладать базовыми знаниями технарей. Но так и остались бы парнями на фото для воспоминаний родственников о той эпохе, если бы оба не обладали интуицией, воображением и незаурядными способностями обучению новизне экстерном. Чему не научишь в университете, лучших книгах и на самых умных тренингах.
Второе резюме к жизни Джобса – хиппи, революционер в технологиях, нонконформист и художник, ненавидящий работу на дядю даже по призванию, едва получив власть в Apple, создаёт в своей компании душноватую атмосферу с взаимными подсиживаниями и постоянной войной в холодной и горячей фазах с советом директоров. Человек, положивший полжизни на то, чтобы выйти из-под любого диктата и презирающий осторожные законы маркетинга, сам становится диктатором, безжалостным (если потребуется) даже к тем друзьям, с которыми начинал всё с нуля. Более того, под эти жернова попадает и его первая супруга Крис и дочь Лиза, с которыми Джобс обошёлся безжалостно, а если без дипломатий – откровенно по-свински. «Беременность – твоя проблема, не мешай моей работе!».
Так развеивается миф о демократе в джинсах и водолазке, объединившим художников IT-технологий в большой семье Apple. Вся мудрость Джобса – ретроспективные воспоминания выжившего; последуй его жизненным советам вся аудитория – едва ли преуспеют хотя бы несколько студентов.
Будучи обязанным Стиву Джобсу за цифровое Сегодня, стоит, всё-таки, задаться вопросом – какова душевная плата за такую одержимость, и не является ли уход из жизни от рака в молодом, по меркам миллиардеров возрасте (56 лет, со всеми возможностями современной платной медицины) следствием разрушения изнутри ради всем известных новаций – iPod, iPhone, iPad с миссией, которую Джобс всегда обозначал так: «бесценно то, что затрагивает человеческие души».
Получается, свою не уберёг – и всё это вполне прозрачно показано в фильме.
Вероятно, это не слишком интересно и созвучно айтишникам, для которых Джобс – миф, мечта и бог одновременно. Им хотелось бы узнать о малоизвестных эпизодах жизни Стива и побольше атмосферы, понятной в кругу технарей.
Но мне фильм, повторюсь, понравился. А любимым стал эпизод, в котором молодой Стив договаривается о работе с технарём и рок-н-ролльщиком 70-х.
– Мне нужно, чтобы ты сделал бесшумный системный блок.
– Это невозможно. Нужен вентилятор, но он шумит. Впрочем, дай посмотреть микросхему… Ладно, попробую. 200 баксов в сутки. Без гарантий. Не получится – деньги не верну.
И Джобс соглашается. Он точно знает, что этот патлатый хиппи не облажается. А вон тот умный парень в дорогом костюме из IBM его однажды предаст.
Не последняя причина успеха. Как и способность т р е б о в а т ь от подчинённых: игры должны быть в цвете и подключаться напрямую к телевизору. Ответ – Стив, это невозможно! вызвал взрыв смеха с паузой в воспроизведении фильма даже у такого чайника, как я.
Интуиции и фантазии не научить другого, как невозможно научить чувствовать. В конечном итоге, единственное, в чём точно не нужно было раскаиваться Стиву Джобсу в последние дни – что он не выполнил своё предназначение в жизни.
Пусть и заплатив за это намного дороже, чем мечталось в том стареньком гараже с друзьями из прекрасных 70-х.
Свидетельство о публикации №225051801583