Святитель Дионисий Закинфский

«ПРАВЕДНИКИ ЖИВУТ ВЕЧНО».

ЖИЗНЬ ВО СВЯТЫХ ОТЦА НАШЕГО
ДИОНИСИЯ ЗАКИНФСКОГО
АРХИЕПИСКОПА ЭГИНСКОГО, память которого совершается 17 декабря.

Перевод с греческого Свято-Преображенского монастыря в Бостоне.

СВЯТОЙ ДИОНИСИЙ ЗАКИНФСКИЙ.

ТРОПАРЬ, ГЛ. 1.

Заки;нфа се;мя и Еги;ны председа;теля,/ оби;тели Строфади;йския защи;тителя,/ Диони;сия вси почти;м согла;сно, ве;рнии,/ вопию;ще к нему; и;стинно:/ Твои;ми моле;ньми па;мять твою; соверша;ющих спаса;й/ и вопию;щих тебе;:/ Сла;ва просла;вльшему тя Христу;,/ сла;ва Уди;вльшему тя,// сла;ва тя Дарова;вшему нам, предста;теля неусы;пнаго.


Оставив земные дела внизу, Дионисий Новый, похвала Закинфа, ныне обитает на Небесах.

ДИОНИСИЙ, НАШ БОЖЕСТВЕННЫЙ ОТЕЦ, родился в 1547 году на славном острове Закинф (Занте) от благочестивых, знатных родителей. Его отца, который был из рода Сигуросов1, звали Мокиос, а его мать — Паулина.

___
1. Согласно островным записям, семья святого прибыла на Закинф из Нормандии в XII веке. С течением лет большая часть семьи Сигурос приняла Православную веру, и именно из этой ветви семьи произошел святитель Дионисий.


Когда он достиг школьного возраста, его отвели к Богобоязненным и мудрым учителям, и, будучи умным, он в короткое время изучил все предметы, необходимые для просвещения его ума. Таким образом, он пришел к пониманию обмана мира, бессмертия души и тщетности этой мимолетной жизни. Поскольку он ежедневно преуспевал в добродетели и в благоговении пред Богом, он решил стать воином Христа, Небесного Царя, чтобы возмочь победить трех смертельных врагов, то есть мир, плоть и диавола, и таким образом насладиться нетленным венцом славы как увенчанный победитель.

Но поскольку мирские заботы и суматоха земных дел мешали ему в его Богобоязненном намерении, он решил бежать подальше от суеты мира, чтобы сосредоточиться на Небесном и всем сердцем поклоняться Богу, своему Творцу и Искупителю.

Отвергнувши, таким образом, родину, родителей, знатность, богатство, славу и все наслаждения мира, он поспешил, словно крылатый орел, в Царский монастырь Строфада,1 который находится напротив Закинфа, на южной стороне, на расстоянии около сорока миль. Он прибыл туда, полный духовной радости, и, проведя положенное время послушничества согласно канонам монашеского устава, получил от настоятеля ангельское монашеское облачение.

___
1. Монастырь называется «Царским», если он был основан Императорским даром или указом. Таким образом, все монастыри Святой Горы, Афона, являются Царскими, поскольку они были основаны благочестивыми Императорами и Князьями, будь то Византии, Сербии, Болгарии, Грузии или России.


Хотя он был молод годами, однако добродетелями превзошел даже самых опытных и добродетельных отцов этого почтенного монастыря. Он бодрствовал большую часть ночи, проводя время в чтении духовных книг, в песнопениях и славословиях Богу. Он обуздывал и укрощал страстные желания плоти долгими постами. Приводя в сознании ничтожество человеческой природы, победил демона гордыни своим крайним смирением. Хотя он был знатного рода, но считал себя самым низким и недостойным из всех. Поэтому все отцы монастыря видели его своим правилом добродетели и иконой праведности, и каждый из них стремился подражать ему, каждый по своей силе. Затем, будучи представлен старцам как испытуемый, он был возвышен постепенно до чести священства, чтобы мог принести Богу благоуханные молитвы и бескровную жертву ради спасения мира. После этого он пожелал посетить Святую Землю и Иерусалим. Получив благословение от игумена и братии, он ушел и отправился на Кикладские острова и на Додеканес, чтобы таким образом легче найти корабль для своего путешествия в Святую Землю.

Обходя эти острова в поисках корабля для завершения путешествия, он прошел мимо Афин и, в соответствии с церковными правилами, отправился засвидетельствовать свое почтение местному епископу. Епископ, слышав добрые слова о Дионисии, принуждал его принять тогда вакантное место епархии Эгины. Но смиренный и кроткий, как он был, Святой извинился, сказав, что он недостоин такого предприятия, то есть взять на себя такую заботу о душах верующих. Однако этот мудрый и благоразумный епископ, слышавший уже о добродетелях Дионисия, теперь убедился в правдивости рассказа о скромности Святого и принудил его принять, упреждая, чтобы он не стал непокорным повелению епископа.

Получив согласие Святого, епископ немедленно написал клиру и народу Эгины и показал достоинство кандидата. Он сказал им, что только после принуждения и после многих просьб и духовных увещаний Святой поколебался и согласился вести их. Все единодушно приняли его как своего пастыря и учителя, и они прославили и возблагодарили Бога, Который послал им такого Богобоязненного и святого мужа в качестве пастыря и наставника.

Итак, согласно священным канонам Великой Церкви, он был рукоположен в митрополита Эгины. Верные могут себе представить, как велика была радость всего народа Эгины в тот день. Поэтому, будучи таким образом вверен заботе об этой разумной пастве, он не переставал ежедневно учить священными проповедями, увещаниями и назидательными примерами.


Остров Закинф, как он, должно быть, выглядел при жизни святого Дионисия — с рисунка XVII века.


НО ПОСКОЛЬКУ ЕГО СЛАВА распространилась повсюду и, как магнит притягивает железо, все тянулись к нему, чтобы услышать его Божественно-мудрые слова, после того как он управлял делами Церкви в течение значительного времени, он побоялся, как бы похвала людей, которая так высоко его вознесла, не низвергла его в яму тщеславия. Поэтому он решил уйти со своей кафедры. После того как нашел достойного преемника, он приготовился отправиться на свой родной Закинф. Затем благословил свою паству и просил Господа сохранить их невредимыми от всех врагов как видимых, так и невидимых и даровать им все спасительные чаяния. Попрощавшись с ними, он ушел, оставив их всех в чрезвычайной печали.

Теперь, став заметной личностью благодаря своему иерархическому сану, он вернулся на Закинф и был принят с невыразимой радостью соотечественниками, которые почитали его как духовное солнце святости, ибо в то время, в 1579 году, архиепископия Закинфа овдовела.1 Божественный Дионисий был назначен управляющим архиепископии патриаршей грамотой до проведения новых выборов, как это и произошло, когда патриархом был Иероним.

___
1. При рукоположении в епископы епископ «обручается» со своей епархией до своей смерти (или до тех пор, пока епархия не прекратит свое существование, что также случалось много раз в истории Церкви), и в это время епархия именуется «вдовствующей». Поэтому одни и те же гимны поются во время рукоположения и венчания. Это также причина, по которой епископ, который переходит с одной кафедры на другую, именуется святыми канонами «прелюбодеем».


Но так как он принял попечение о вышеупомянутой епархии не по своей воле, но для того, чтобы удовлетворить своих соотечественников, которые просили его об этом, то как только был избран другой, он удалился в подходящее и тихое место, не желая более оставаться в мирской жизни, где он не имел покоя; ибо он желал быть вместе с Богом в духе и возвышать свой ум духовным изучением и Божественным разумением. Уже около десяти лет назад он приготовил подходящее место, чтобы жить в святом безмолвии, согласно своему стремлению. На этом месте находится монастырь Пресвятой Богородицы Анафонитрии,1 который примерно в двадцати милях от главного селения и лежит на самых высоких горах этого острова, по направлению к южной части.

___
1. «Возвышающая голос» — так именуются несколько икон Богоматери, которые при случае заговорили. Монастырь был основан в 1381 году.


Когда Божественный Дионисий прибыл в монастырь, как он взошел на гору плотью, так и вознес свой ум полностью, даже до Небес. Ничего другого он не привел на ум, кроме несравненной красоты Трисолнечного Божества. Столь тонким и проницательным стал его ум от Божественного видения, что я могу сказать, что он приблизился к тому, чтобы стать полностью духом. Я не буду упоминать о постах, умерщвляющих страсти, о дневных молитвах, о грубости его ложа (ибо он имел постель из острых камней, которые покрывал изящными покрывалами. Он не позволял никому из прислужников входить к себе в келью, чтобы эта его добродетель не обнаружилась, но сам стелил себе постель). Я не буду говорить о его щедрой милостыне, которая была подобна вечно текущему фонтану, который щедро поил жаждущих нищих. У него был обычай раз в год, на Пасху, посылать в главное селение большую лодку монастыря, нагруженную пшеницей, бобами, ягнятами, козлятами и прочими съестными припасами, и монахи монастыря раздавали их бедным, согласно его повелению. Я умолчу о других его добродетелях, которыми был полон Блаженный, как плодовитое дерево.


НА ОСТРОВЕ ЗАКИНФ.
Башня монастыря Анафонитрия. Большая часть монастыря сейчас находится в руинах из-за повторяющихся землетрясений, которые обрушивались на остров на протяжении столетий.


НА ОСТРОВЕ ЗАКИНФ.
Собор Святого Дионисия на Закинфе — единственное здание на острове, уцелевшее после разрушительного землетрясения и пожара 1953 года, что верующие Закинфа восприняли как еще одно чудо заступничества Святого.


Мощи святого, возложенные для поклонения.


Воистину, он был известен как ангел во плоти и собеседник ангелов. Он ежедневно наставлял отцов монастыря, поучая их не только словом, но более своим добрым примером; ибо воистину, это истинное и действенное наставление. Он побуждал их хранить правила и обычаи монашеской жизни неизменными и никогда не сметь нарушать ни одно из обещаний, которые они дали, когда облекались в ангельское одеяние.

СРЕДИ МНОГОЧИСЛЕННЫХ добродетелей, украшавших его, в нем особенно сияла та Божественно названная добродетель, которая является корнем и основой всех добродетелей, — я имею в виду любовь к ближнему, которая по Богу. Эта любовь была так укоренена в его сердце, что она превосходила даже самые границы природы. Слушайте, умоляю вас, со вниманием и благоговением, чтобы вы могли изумляться.

Некий человек, чужестранец, весьма смелый и дерзкий, осмелился своей самой гнусной рукой убить Константина, возлюбленного брата святого, мужа самого достойного, знатного вельможи своей родины. Когда он совершил это кровавое убийство, он убоялся власти родственников убитого и бежал в пустынные и нехоженые места, чтобы спасти свою жизнь. Наконец (не знаю как, случайно ли, или скорее по Божественному Промыслу, чтобы открылась великая и неслыханная добродетель Святого) он пришел в вышеупомянутый монастырь Богородицы Анафонитрии, не зная, что настоятель был братом убитого. Весь охваченный ужасом и полумертвый от страха, он упал к ногам Святого, плача, и умолял его оказать ему милость и скрыть его в каком-нибудь тайном месте. Когда Святой увидел его таким испуганным, он спросил его о причине его великого страха и услышал от него, что тот бежал от гнева дворян из семьи Сигурос, которые шли, чтобы найти его и убить, потому что он убил одного из их семьи, некоего Константина по имени.

В этот момент пусть каждый задумается, какую сердечную боль должен был испытать Святой, что было естественно, услышав такое скорбное и горькое послание, тем более, что у него не было другого брата. Сразу же выражение его лица изменилось; слезы любви к брату хлынули из его глаз, как два фонтана, и с глубоким стоном он сказал ему: «О человек, чем этот добрый дворянин причинил тебе зло, что ты убил его несправедливо?» Здесь как человек он был вынужден естественной связью любви к своему брату отомстить этому человеку. Однако он предпочел заповедь Бога, Который повелел нам делать добро тем, кто относится к нам злобно. Он не только не сделал зла тому человеку, который был достоин всякого наказания, но, подражая нашему Учителю Христу, Который терпел зло и молился Своему Отцу за Своих распинателей, он взял того убийцу и утешил его словами утешения и спрятал его в тайном месте, оказывая ему всяческую любовь и сострадание, как будто он был его благодетелем, а не врагом.

В короткое время прибежали многие из родственников Святого, разгоряченные трудом долгого пути и почти полумертвые от своей безмерной скорби. Их сопровождало также множество вооруженных людей. Когда Святой увидел их, он притворился, что ничего не знает, и попросил их рассказать ему причину их прихода и их великую скорбь. Со многими слезами они рассказали ему о жалком убийстве его брата. Более того, они спросили его, не проходил ли здесь убийца, которого они искали, чтобы лишить его жизни, как он сделал с его любимым братом.

Святой плакал и сокрушался вместе со своими родственниками о смерти брата. Однако чтобы они могли скорее уйти оттуда и он мог таким образом получить время спасти убийцу, которого он спрятал, он вывел их и со словами совета отправил в предполагаемом направлении бегства убийцы. Сразу после того как его родственники отошли на некоторое расстояние оттуда, он вывел убийцу на открытое место и сказал ему, что он брат убитого. Он увещевал его как отец и давал ему духовные советы. Приведя его к покаянию, он исправил его и простил ему грех. Затем проводил его до берега около монастыря, и когда он дал ему то, что было необходимо для его пропитания и для его путешествия, отправил его в другое место, чтобы тот мог спасти свою жизнь.

О добродетель! О деяние, превосходящее природу! О сверхчеловеческое достижение, которому не только люди дивились бы, услышав, но даже сами ангелы Небесные! Поэтому также, из-за Христовой добродетели Святого, щедро одаряющий Бог обогатил его благодатью творить сверхъестественные чудеса, о которых мы расскажем несколько.

ОДНАЖДЫ, когда Святой хотел пойти из монастыря в главное село по какому-то делу, он сказал своему диакону Даниилу (который был из Трикалы Морейской и который был воспитан Святым и позже рукоположен им; как человек, заслуживающий доверия, он всегда был рядом со Святым): «Даниил, пойдем в деревню?» Тот ответил: «Мой святой господин, но погода, похоже, собирается дождь». Святой же ответил ему: «Во славу Божию, пойдем, и не чини препятствий». И когда они отправились в путь, отошли недалеко от монастыря, как начался дождь. Диакон сказал: «Мой господин, разве я не говорил, что пойдет дождь? Лучше нам вернуться, потому что дождь все усиливается». Но истинный человек Божий сказал ему: «Давайте пойдем вперед, и ничего с нами не случится». Дождь все усиливался, но — о чудеса Твои, Господи! — хотя было так много дождя, он не коснулся их одежд вообще, ни архиерея, ни диакона.

Когда они достигли реки, через которую им нужно было переправиться, увидели, что она разлилась из-за сильного дождя, и диакон, в сомнении, сказал: «Как же мы теперь переправимся, мой господин?» Тогда Святой сказал ему с уверенностью: «Следуй за мной во имя Иисуса Христа и нисколько не медли». И когда они приблизились — о, удивительное чудо! — поток реки стоял неподвижно, поднимаясь с одной и с другой стороны, пока оба не прошли, даже не замочив ног. Когда Святой увидел изумление диакона, то запретил ему открывать что-либо из увиденного, пока он был еще жив. После смерти Святого диакон открыл все правдиво, во славу Божию; ибо он считал грехом скрывать такие сверхъестественные чудеса.

Однажды, когда Святой был в главном селении, случилось им открыть некую могилу в храме святителя Николая Странноприимца (названном так потому, что там хоронили странников; приход также являлся епархиальным престолом острова), чтобы похоронить там еще другого.

Там они нашли тело женщины, которая давно умерла, но тело которой вместе с ее одеждами не разложилось, потому что несчастная умерла под отлучением священника. Посему ее родственники пришли и пали к ногам Святого, со слезами умоляя его пойти в вышеупомянутый храм и прочитать разрешительную молитву над ее телом, бывшем под отлучением, и, может быть, Господь услышит его мольбу. Тронутый состраданием к их слезам, Святой отправился в этот храм поздно ночью в сопровождении своего диакона и приходского священника. Когда он увидел тело, он повелел вынуть его из гроба и поставить вертикально в одной из церковных скамей. Затем надел епитрахиль и омофор и, преклонив колени, молился довольно долго. С горячими слезами он молил Бога освободить это нетленное тело от отлучения священника и прочитал над ним разрешительную от грехов молитву. И — о, чудо! – словно живое, это мертвое тело склонило голову в знак почтения Святому из благодарности за великий дар, который оно получило, а затем упало на землю и распалось в прах и кости. Из смирения Святой запретил присутствующим также раскрывать это чудо, пока он был еще жив. В селении Катастатион он совершил подобное чудо над останками человека, на которого было наложено прещение священника.

Один богатый дворянин из семьи Святого однажды пригласил Святого вместе с другими знатными людьми, как духовными, так и мирянами, отправиться по морю на рыбацких лодках в прибрежное место, которое обычно называлось Войди (Корова), где находился небольшой монастырь в честь Святой Троицы. Когда приглашенные гости вместе с хозяином сели в небольшую лодку, эти грубые и нескромные рыбаки, из-за своего суеверного заблуждения, немедленно начали роптать на духовенство. Ибо неразумные и неверующие верят, что если они увидят человека Церкви, то их работа не будет успешной в тот день, и они даже потерпят убытки, что Бог действительно допускал много раз из-за их суеверия и дерзости.

Когда, поэтому, они прибыли на лодке в место, называемое Войди, путешественники вышли и пошли в маленький монастырь, чтобы отдохнуть и совершить все. Тем временем рыбаки закидывали свои сети, и через некоторое время они вернулись с пустыми руками и совсем без рыбы, ропща еще больше, как неразумные животные, на духовенство, которое было в там. Поэтому этот дворянин опечалился из-за этой неудачи. Когда Святой увидел его таким, он попросил узнать причину его печали. Дворянин в нескольких словах объяснил ему причину, добавив, что когда варварская каста рыбаков отправляется на работу, у нее так много суеверий против служителей Церкви, что если они встретят или увидят кого-нибудь в церковном одеянии, то немедленно начнут говорить глупости, то есть, что они потерпят неудачу в своей работе. По этой причине им даже теперь кажется, что им не повезло в их ловле рыбы из-за присутствия среди них духовных лиц.

Сильно опечалившись унынием вельможи или, вернее, возмутившись ошибочным мнением рыбаков, Святитель повелел вытащить сети на берег. После чего он надел епитрахиль и прочитал над ними молитву, благословил их и рыбаков и сказал им, указывая пальцем: «Идите в ту часть моря и закиньте там свои сети, и вы поймаете много рыбы, по вашей нужде и желанию». И они ответили: «Владыка, мы пойдем с твоим благословением, но то место, которое ты нам показываешь, не имеет рыбы, потому что мы никогда не могли поймать там рыбы. Мы знаем места, куда ходит рыба, и закинем свои сети, где нам будет лучше». Тогда, когда Святитель увидел их дерзкое противоречие, он сказал им строгим тоном: «Я хочу, чтобы вы непременно закинули свои сети там, где я вам сказал». Вельможа также сказал: «Да будет воля епископа, и не противьтесь его повелению». Итак, они против своего желания пошли, хотя, по их мнению, это было безнадежно, закинули сети в указанном месте. И так велико было множество и разнообразие рыбы, которую они поймали, что они едва могли втащить ее в лодку. В изумлении они стояли, дивясь, и немедленно сменили свое неверие на веру, и несли улов как трофей чуда. В страхе и радости они побежали и упали к ногам Святого, исповедуя свой грех громкими голосами и прося прощения. Что касается сего кроткого и Божественного мужа, он простил их и посоветовал им иметь почтение к священническому одеянию и изгнать из своих умов душераздирающие суеверия.

Святой получил от Бога не только дар творить чудеса, но и дар прозорливости, чтобы знать тайны сердца. Это было открыто одному иеромонаху, который пришел к нему на исповедь. Услышав о добродетелях Святого и о его ангельском образе жизни, этот иеромонах по имени Панкратий пошел однажды на исповедь, и когда закончил ее, Святой спросил, не помнит ли он еще что-нибудь, что тот должен был сказать. Тот ответил, что ничего не помнит. Святой сказал ему: «Исследуй себя хорошенько, чадо мое, чтобы по небрежности что-нибудь не ускользнуло от твоей памяти, и ты бы не ушел неисправленным. Постой немного и подумай про себя, не вспомнишь ли ты еще какой-нибудь грех, который ты совершил. Ибо мне кажется несомненным, что ты не исповедался полностью». Иеромонах долго стоял в раздумье, а затем ответил: «Мой святейший учитель, я вообще ничего больше не могу вспомнить; но дай мне разрешение, чтобы я не беспокоил твою святость». Тогда, когда Святой увидел, что пришедший на исповедь собирается уйти, не открыв величайшего греха, который он когда-либо совершил, он сказал ему со строгостью: «Не помнишь ли ты, несчастный, что когда ты служил в такой-то день в такой-то церкви, как из-за твоей нерадивости и невнимания Драгоценная Жемчужина [Тело Господне] упала на землю?» Когда иеромонах услышал эти слова из уст Святого, то тотчас вспомнил это и был охвачен страхом, изумляясь дару прозорливости Святого; ибо он видел, что через духовные очи души его Святой знал о его скрытом грехе, и он упал к его ногам, омочив их слезами покаяния, и исповедал свой грех и просил прощения. Как подражатель всемилосердного Иисуса, Святой принял его покаяние и увещевал его впредь заботиться о том, чтобы всякий раз, когда он будет служить Бескровной Жертве, приступать к Небесному Царю со страхом и трепетом и благоговением; ибо даже самые ангелы не могут смотреть на Него пристально. Наставив его такими увещаниями, он разрешил его и отпустил с миром.

Есть и много других дел, которые творил Святой при жизни, достойных рассказа, о которых, однако, мы умалчиваем, чтобы не обременять читателя пространным повествованием. Мы же перейдем к рассказу самых значительных из тех чудес, которые сотворил Святой после своей смерти.

Проведя дни свои, живя жизнью, равной ангельской, Святой достиг глубокой старости, и настало время его отшествия ко Господу. Он знал час своего преставления заранее и открыл его своим духовным чадам. Услышав это скорбное известие, они неутешно заплакали о потере их доброго отца и учителя. Святой утешал их и давал им советы в том, что было необходимо, и, благословив их и дав им последнее целование, он предал свою блаженную душу в руки своего Бога и Создателя в семнадцатый день декабря в 1624 году. Согласно его последнему повелению, его честные мощи были с честью и благоговением перенесены в священный монастырь Строфада, где он принял монашеское облачение. Праведные отцы этого славного монастыря приняли его тело как драгоценнейшее сокровище и с великим благоговением похоронили его в новой гробнице в часовне великомученика Георгия, которая находится в стенах монастыря.

Прошло совсем немного времени с момента его кончины, когда он стал являться во сне настоятелю и братии монастыря много раз и говорил им: «Зачем вы держите меня здесь, в могиле, запертым? Выведите меня». Когда настоятель и братия обсудили это видение вместе, они пришли к выводу, что это было Божественное откровение, и решили открыть могилу. Там они нашли драгоценнейшее и священнейшее тело Святого вместе с архиерейскими облачениями, в которых он был погребен, целым, невредимым и неповрежденным, и также испускающим дивное благоухание. С гимнами, с песнопениями и со всяким благоговением они вынесли его из могилы и положили в приготовленный ковчег в притворе главной церкви, которая была названа в честь Божественного Преображения Христова.

Эти драгоценнейшие мощи Святого являются хранителями этого почтенного монастыря, и они никогда не переставали ежедневно творить чудеса. Они исцеляют всеразличные болезни отцов; они отвращают уничтожающую плоды саранчу, которая часто приходит туда и портит урожай. Много раз во время засухи отцы совершали крестный ход вокруг монастыря со святыми мощами Святого, и какой бы солнечной и ясной ни была погода, небеса немедленно покрывались облаками, и обильные ливни орошали жаждущую землю и радовали монахов.

У Святого был большой двухэтажный дом на Закинфе, где он останавливался всякий раз, когда приезжал в село из монастыря. После его смерти некий дворянин арендовал дом у наследников. Из-за большого возраста строения оно было практически шатким и пугающим даже на вид. Несмотря на все это, этот дворянин оставался там из любви и уважения, которые он питал к Святому, и он очень превозносил его многочисленные добродетели и Божественные дары.

В 1661 году, когда за беззакония людей этого острова Бог наказывал их на много дней страшными землетрясениями и опасностью полного уничтожения, дворянин был чрезвычайно напуган. Он решил перебраться на нижний этаж, чтобы иметь возможность быстро выбраться при движении и сотрясении земли.

Однажды ночью во время этого смутного времени Елена, жена дворянина, увидела во сне почтенного епископа, который был средних лет и выглядел точь-в-точь как Святой. Во сне он поднялся на верхний этаж того жилища вместе со своим диаконом. Там он надел епитрахиль и омофор, прочитал начальную молитву перед иконой Учителя Христа и прочитал службу Малого водоосвящения. После этого окропил весь дом святой водой, а затем приблизился к дворянке и сказал ей с радостным лицом: «Женщина, не бойся больше». Она тут же проснулась и разбудила своего мужа, и со смешанным чувством страха и радости рассказала ему видение. Услышав его, этот благочестивый человек решил, что этот сон означает не что иное, как то, что даже во времена такого большого страха Святой заботился о доме самым дивным образом, как если бы это был его собственный дом, и он сохранял целыми и невредимыми тех, кто жил в нем. Посему, будучи укрепленным Божественной благодатью, этот вельможа вместе со всем своим домом, по заступничеству Святого, жил в том доме с горячей верой и без страха. И дом никогда не терпел никакого вреда от других землетрясений, которые случались там впоследствии; напротив, эта благословенная и благочестивая пара окончила свои дни в том доме благочестно.

НЕКОТОРЫЙ МОНАХ по имени Матфей (который был учеником Святого), увидел Святого во сне однажды ночью, в котором тот сказал ему: «Матфей, скажи игумену Нектарию, чтобы вы заботились о себе со всем усердием, потому что через восемь дней будет великое землетрясение, и монастырь понесет большой вред и убытки». Когда монах проснулся, он подумал, что это был простой сон, и никому не рассказал его. Затем, как и предсказал Святой, произошло землетрясение такой силы, что большинство зданий монастыря рухнуло, а другие раскололись. Особенно та видная башня, на которой один из монахов следил за разбойниками; когда часть башни обрушилась, монах упал вместе с ней и закричал, призывая Святого в помощь с упованием. Несмотря на то, что башня была довольно высокой, монах остался цел и невредим, во славу Божию и в похвалу Святому.

В 1645 году, когда турецкий флот собирался пройти мимо частей Строфады по пути в Кидонию (Ханию), город на Крите, отцы, опасаясь, как бы агаряне не причинили им вреда, взяли мощи святого вместе с другими святынями монастыря и отправились на Закинф, чтобы охранить себя. Они взяли даже всех своих овец и других животных. Через несколько дней после того, как отцы достигли своего подворья,1 все животные лишились зрения, что произошло либо по злобе диавола, либо по Божественному домостроительству, чтобы Святой мог быть прославлен. Посему, будучи весьма огорчены, отцы не могли найти иного врачевства, более благотворного, чем помощь Святого. Сначала они совершили водосвятный молебен и прикоснулись руками святых мощей Святого к освященной воде. Затем ею окропили ослепленных животных, и все в одно и то же время прозрели.

___
1. Собственность или владение монастыря. «Метохия» монастыря может быть чем угодно: от полей до зданий, часовен или даже других монастырей.


Некая родственница Святого, дворянка по имени Анджела, тяжело заболела от апоплексического удара. Она не только осталась полупарализованной, но и немой и безмолвной. Пытаясь вылечить ее, самые опытные врачи использовали всю силу медицины. Но напрасно они трудились, потому что ее состояние только ухудшалось, и она совсем отчаялась восстановить свое здоровье. Наконец, ее родственники вспомнили, что маленький палец ноги от честных мощей Святого хранится там неподалеку. Они послали, чтобы его принесли в дом больной женщины. Когда священник с верой и благоговением коснулся им в виде креста ее губ и ее мертвых конечностей, тотчас (о, чудо!) к ней вернулся дар речи, и ее неподвижные члены начали двигаться, она обрела прежнее здоровье.

Вышеупомянутый палец ноги от священных мощей был отправлен настоятелем монастыря Строфада на Закинф для освящения, утешения и духовной радости соотечественников Святого. Это произошло следующим образом. Некий христианин, который пошел поклониться и облобызать святые мощи Святого, взял и спрятал палец ноги, чтобы взять его с собой из почтения. Когда он хотел выйти из притвора, где находились святые мощи Святого, ему помешала невидимая сила. Таким образом, хотя и неохотно, он признался в своем поступке отцам и отдал палец ноги. Тогда настоятель отправил палец ноги в Закинф, а вышеупомянутый молящийся беспрепятственно покинул притвор.

Один молящийся дал большую свечу Мефодию, ризничему церкви, чтобы он зажег ее перед святыми мощами Святого. Однако по небрежности он не зажег ее. В ту ночь, когда он спал, увидел, что когда он входил в притвор церкви, где находились мощи Святого, Святой повернулся к нему и, взглянув на него строгим взором, сказал ему: «Иди отсюда». Испугавшись, он проснулся и увидел свечу, висящую в углу его комнаты. Он тут же встал с постели, со страхом взял большую свечу и зажег ее перед святыми мощами, в то же время смиренно прося прощения у Святого за свою небрежность. Следующей ночью, во сне, он снова увидел Святого, который с веселым лицом поднял правую руку и благословил его.

В одно время настоятелем монастыря был некто Даниил, скромный и почтенный человек из Мани, который впоследствии стал епископом своей родной земли. Он очень сомневался в святости святителя Дионисия и много раз говорил себе: «Неужели Дионисий находится среди клира святых, как мы здесь считаем?» Так как Господь желал отнять это колебание от его ума, однажды ночью, когда настоятель спал в постели, ему показалось (как он думал), что экклесиарх1 постучал в дверь его кельи и, согласно правилу, попросил его благословения на то, чтобы бить в семантрон для ночной службы. Через некоторое время он проснулся и, думая, что он действительно дал экклесиарху благословение бить для службы, упрекал себя за то, что он любитель сна, и сказал: «О, как сон одолел меня, и враг сделал меня сонным? Столько времени прошло с тех пор, как я велел экклесиарху бить, и отцы, должно быть, уже собрались в церкви и ждут меня, чтобы начать службу».

___
1. Тот, кто убирает и заботится о церкви. Он также бьет в семантрон, или деревянный брус, созывая монахов на службу.


Поспешно одевшись, он немедленно отправился в церковь; но (о, чудо!) когда он достиг той двери притвора, которая была напротив раки Святого, своими собственными глазами увидел Святого, стоящего прямо снаружи раки между двумя священниками. Он был в белом епископском облачении, положил руки на плечи священников. Там было также два диакона, также одетых в свои облачения. Из них один облачал епископа, а другой стоял у средней двери притвора, кадя Святого и читая «Возрадуется душа моя...» и так далее. Священник, стоявший по правую руку от епископа, пристально посмотрел на настоятеля и, слегка покачав головой, сказал ему: «Теперь ты убежден или все еще сомневаешься?» Устрашенный этим самым дивным зрелищем и вне себя от изумления, настоятель, с большим страхом, тихо отступил и вышел из храма.

После того как вышел из храма, настоятель затем изменил свое решение и вернулся, чтобы снова посмотреть, не продолжается ли это дивное видение. Когда достиг двери нартекса, то увидел, как Святой возвращается сам по себе и входит в свою раку. Тотчас же лампады и это великое излияние света погасли, и в то же время два священника и диаконы, которые появлялись прежде, исчезли. Затем настоятель вернулся в свою келью с невыразимым страхом. Он стоял, размышляя обо всем том, что Бог счел его достойным увидеть, чтобы он мог познать святость Епископа.

Через некоторое время экклезиарх на самом деле пришел просить его благословения на то, чтобы бить в семантрон. Зная, что он был Богобоязненным и добродетельным человеком, настоятель рассказал ему о видении, и после этого, когда об этом узнали и другие отцы, все они вместе с настоятелем отправились к раке Святого и с песнопениями восхваляли Святого с великим умилением. Все в целом были утверждены еще больше, что святитель Дионисий радуется вместе с другими святыми в наслаждениях Рая – особенно настоятель, который со всем смирением и благоговением просил у Святого прощения за свое прежнее неверие. С тех пор он стал великим проповедником, который никогда не переставал возвещать всем о святости святителя Дионисия и о великом дерзновении, которое он имеет перед Богом.

ПАРА из Пелопоннеса, которая была в браке около десяти лет, не имела детей. Поэтому они умоляли Святого даровать им дитя, обещая крестить его в храме Святого на Закинфе. Тогда женщина увидела Святого во сне, и он сказал ей: «Чего ты просишь у меня, женщина? Вот, Бог услышал твою мольбу, и ты скоро получишь то, что желаешь».


Шествие со священными мощами святителя Дионисия вокруг города Закинфа в день его памяти.


Истинно, женщина зачала и родила прекраснейшего сына, по заступничеству Святого. Посему родители и все их родственники были весьма рады и прославляли Бога и Его слугу, святого Дионисия.

Примерно через пять месяцев после рождения ребенка родители приготовились отправиться в Закинф, чтобы исполнить свое обещание. Однако из-за встречного ветра корабль не смог отплыть, а тем временем ребенок тяжело заболел. Это, однако, не испугало их, и как только непогода прошла, они отплыли. Но увы! Когда они были всего в нескольких милях от Закинфа, их любимый младенец умер. Можно себе представить причитания и стенания этих несчастных родителей. Сам воздух был наполнен их криками.

Наконец, вечером корабль бросил якорь в гавани. На следующее утро эти добрые, но несчастные родители пожелали предложить своего ребенка, хотя и мертвого, Святому. Поэтому в сопровождении многих других христиан они пришли в храм Святого, неся мертвого ребенка, и положили тело возле священной раки. Со слезами и причитаниями они говорили, что, хотя они и потеряли своего любимого ребенка из-за своих грехов, они все же не замедлили исполнить свое обещание.

И затем, внезапно – о, чудо! – младенец открыл глаза и начал со слезами плакать о своей матери! При этом страшном зрелище, преклонив колени, все присутствовавшие воскликнули: «Господи, помилуй»! Что касается той несчастной матери, когда она увидела, что ее ребенок вернулся к этой настоящей жизни, хотя он умер восемнадцать часов назад, она упала на землю в обмороке. Затем, придя в себя, взяла его на руки и позже при крещении назвала его Дионисием.

Таким образом, эта благочестивая пара отошла, радуясь и прославляя Бога, и повсюду возвещала о чуде. Из благодарности молодой Дионисий никогда не забывал приносить ладан и много свечей в качестве приношения в день памяти Святого.

Один сапожник из Закинфа, по имени Панайотис Калунцопулос, который содержал свою семью в поте лица своего, потерял зрение. По настоянию жены несчастный призвал Святого, чтобы он снова получил драгоценный дар зрения. Взяв икону Святого в руки, слепой обнял ее, поцеловал и вздохнул из глубины своего сердца, призывая Святого в помощь. Четырнадцатого числа месяца декабря, во сне, он увидел Святого в епископском облачении и в епископской мантии. Святой подошел к нему и, взяв его за правую руку, сказал ему: «Мужайся, чадо мое; веруй в Бога и не скорби, ибо через три дня ты прозреешь и полностью исцелишься. Не открывай этого, пока полностью не исцелишься». Сказав это, он исчез.

Тогда слепой Панайотис пробудился от сна и поведал это видение только своей жене, запретив ей открывать его кому-либо. После этого он попросил икону Святителя, обнял ее и горячо поцеловал.

Вечером накануне праздника Святого, при звуке первого пушечного выстрела, Панайотис вспомнил, как Святой явился ему. Он преклонил колени на своем ложе и, поддерживаемый своей благочестивой женой, молился и умолял Святого со слезами, и – о, чудо! – тотчас же начал видеть тусклый свет.

На следующий день, 17 декабря, когда память Святого отмечается крестным ходом с его всечестными мощами вокруг города Закинф, страдающий мужчина поднялся с постели с помощью своей жены, когда процессия проходила около их дома. На коленях оба вознесли горячую мольбу и призвали Святого. После того как процессия прошла около тридцати шагов – О, чудеса Твои, Господи! – слепой полностью прозрел, и он прославил и благословил Бога и Его чудотворного слугу Дионисия, который чудотворит даже и по сей день.

Некое судно, заброшенное штормом в Закинф, не смогло устоять перед силой грозных волн и начало тонуть в море. Три благочестивых моряка отдались гневу буйных волн и призвали на помощь святителя Дионисия. И действительно, Святой явился им и успокоил гнев волн и, пока они плыли, направил их к Закинфу. Промокшие и запыхавшиеся, они направились прямо к храму Святого, чтобы вознести благодарение своему спасителю. Попросили открыть священный ковчег, чтобы могли они поклониться его святым мощам и покрыть его святые ноги своими слезами. Но поскольку приходской священник, у которого были ключи, отсутствовал, эти три благочестивых мужа не могли поступить иначе, кроме как поцеловать священный ковчег и уйти. Как раз когда они собирались это сделать, внезапно послышался звук, и ковчег открылся сам по себе, к изумлению троих и всех других православных, которые там присутствовали! Итак, когда они с умилением облобызали святые ноги Святого, священный ковчег снова сам собой закрылся, как и прежде. Что касается моряков, они пришли и возвестили всем эти дивные чудеса святителя Дионисия чудотворца.

Это лишь немногие из многочисленных и дивных чудес, которые совершил и продолжает совершать ежедневно святой Дионисий чудотворец, даруя исцеление всем, кто ищет его помощи и с верой молится его безграничному милосердию.

Ты же, о дивный святитель Дионисий, перед безграничным милосердием и великим состраданием которого мы преклоняемся, помолись всемилостивому Богу, чтобы Он сохранил всех тех, кто по твоему ходатайству ищет помощи у Господа Бога нашего, Который, как показывает твоя жизнь, дивен во святых Своих. Ибо в этом явлена благодать Божия, данная Тебе, чтобы Ты мог творить чудеса непрестанно и миловать прибегающих к Твоему великому милосердию, и особенно соотечественников Твоих, жителей острова Закинфа, которые хвалятся тем, что им даровано иметь Тебя своим святым покровителем. По ходатайству Твоему, Христе Боже, помилуй нас. Аминь.


Рецензии