Киса. III часть

Предыдущая часть: http://proza.ru/2025/05/17/353

Киса. (Юля. Рассказы.)
III часть.
1

Массивная дверь библиотеки с трудом открывалась, а потом не хотела обратно закрываться.
- Давайте помогу, Юлия Николаевна! – военрук вовремя подхватил из тонких женских рук сползающие от тяжести тяжёлые полотна репродукций.
- Спасибо, Иван Борисович. Ещё немного, и картины оказались бы на полу.
- Решили приобщить ребят к прекрасному?
- Да. Как-то не хватает роли искусства в воспитании.
- Это да. То ли дело нас воспитывали. И окружение было совсем другое, и ценности. Вы ведь тоже с Востока? - он внушительно рассуждал, поглядывая на молодую учительницу с высоты своего огромного роста. - Я там служил.  Знаете, сколько у меня этих самых предметов искусств! Приходите ко мне домой, увидите.
Юля подняла брови, строго посмотрела на военрука.
- Нет, правда! Я ведь правду говорю. У меня друг заслуженный художник республики. Такие работы! Картины, маски, статуэтки! Есть, на что посмотреть! Вы мне не верите?
- Верю. Но не приду.
- Не верите! А я ведь правду говорю!
- Я знаю. И даже знаю, кто этот Ваш друг.
- Ну, это вряд ли.
- Александр Холмогоров.
- Откуда Вы знаете?!
- Знаю. Это мой кузен.
- Да, ладно! Не может быть! Не верю!
- Вам принести фотографии из семейного альбома?
- Принесите!
- Принесу.
Юля, улыбаясь забрала из рук учителя НВП репродукции картин, положила на учительский стол. Ошарашенный военрук в ступоре смотрел на молодую учительницу, пытаясь вычислить, как она догадалась о Холмогорове и правду ли говорит о родстве.
- Подскажите лучше, где здесь розетки, – Юля искала глазами, куда подключить шнур от магнитофона. – Скоро звонок, а у меня ещё музыка не готова.

   Что ж, на этот урок МХК Юля пришла до зубов вооружённая наглядными пособиями. Уроки подобного плана она уже проводила. Они имели успех и хорошую отдачу. Ребята проникались прекрасным до глубины души. Вот только было это в начальных классах. А здесь….
     Начался урок. Удивлённые старшеклассники с ленцой облокотились о спинки стульев, позволяя себя баловать музыкой и чудными картинами.
Интерес же девчонок проявлялся стрельбой глазами и покачиванием обнажённых ног.
«Ну, хоть какие-то чувства искусство в них пробудило», - с очередным разочарованием думала, Юля.
В конце урока как всегда наблюдавший за ней Майоров протянул ей кассету:
- Это Ваше искусство. А вот послушайте наше.
- Да-да. Очень красивые песни, - поддакнули парни. Девчонки переглянулись.
- Спасибо, обязательно послушаю, - Юля взяла кассету и положила в сумку.
- Только обязательно послушайте, - так, чтобы было слышно всем, повторил Майоров.
Белокурая Марина откинула чёлку и, приподняв брови, посмотрела на него. Он взял сумку и вышел из класса.

***

Вечером Юля, покормив Серёжу, села с ним делать уроки. Непослушные крючки и палочки еле ложились на строчку. Устав от монотонности, она потянулась за кассетой, которую дали послушать ученики.
- Сейчас мы с тобой будем делать уроки под музыку, - Юля подмигнула Серёже. – Так веселее.
Она включила магнитофон.

«Здравствуй, дедушка Мороз, борода из ваты!
Ты подарки нам принёс, п-рас горбатый?» - понеслось из магнитофона.

Юля захлебнулась чаем. Скорее поставила расплескавшуюся чашку на стол, мокрыми трясущимися руками стала искать кнопку для выключения.

- Чего, мама? Чего дедушка Мороз? - спрашивал Серёжа, хлопая глазами, не понявший странное слово, которое спели хриплыми голосами дяди.
- Ничего, Серёжа. Поздно уже. Давай ложись спать.
- А весёлая песня! Мы завтра дослушаем, да?
- Обязательно, - успокаивала его Юля, укладывая в постель. Ладно уж, эти уроки…. Как сделали, так сделали. В следующий раз получится лучше.

Дождавшись, пока сын уснул, она достала кассету.
«Сектор газа», - прочитала она. Так вот он какой, этот «Сектор газа». Когда-то Юля слышала это название. Но чтобы это был такой сектор - этого она себе даже не представляла.
Вставив кассету обратно в магнитофон, Юля заставила себя прослушать пару песен. Насколько хватило сил. Должна же она была быть в курсе того, что слушают её ученики. Мат за матом на тему отношений мужчины и женщины. Причём, ором и хриплыми голосами. Но как у них хватило наглости и смелости дать эту кассету ей?! Майоров при всех фактически выставил её на посмешище! За что? И что теперь ей делать?

Она подошла к окну. За окном морозно и темно. Она вспомнила, как парень передавал ей кассету, как он посмотрел на Марину. Как она посмотрела на него: «Между ними что-то есть? Хотел самоутвердиться перед ней? Но почему за мой счёт? Что хотел доказать»? Она водила пальцем по стеклу, чувствуя себя незащищённой бабочкой с помятыми крыльями. Почему? Непонятно. Только странный привкус предательства камнем тянул в душе.
 
2

Весьма напряжённое ожидание встретило её в классе. Старшеклассники внимательно смотрели на неё. Как она будет справляться с впечатлениями? Что будет говорить? Как выходить из положения?
- Сегодня мы с вами поговорим о поэзии, - начала она урок. – Как вы думаете, почему люди пишут стихи? Для чего читают их, учат наизусть?
Класс молчал. Майоров как всегда исподлобья наблюдал за ней.
Юля стала читать:

«Я не люблю, когда наполовину,
Или когда прервали разговор.
Я не люблю, когда стреляют в спину,
Я также против выстрелов в упор….

Я не люблю себя, когда я трушу.
Досадно мне, когда невинных бьют.
 Я не люблю, когда мне лезут в душу,
Тем более, когда в нее плюют…» - Юля подняла глаза на Максима. Он, напротив, опустил.

- Многие поэты использовали в своём творчестве так называемый «народный фольклор», ненормативную лексику. Некоторые даже прослыли хулиганами.  Маяковский, Есенин, Высоцкий. Но и они, как все другие, воспевали любовь и трепетное отношение к женщине, не опошляя это чувство.

Она начала читать стихи, выбирая лучшие из них для описания отношений мужчины и женщины. Пастернак, Маяковский, Блок….

Я помню длительные муки:
 Ночь догорала за окном;
 Ее заломленные руки
 Чуть брезжили в луче дневном.

-Какие тонкие слова мужчины во все века подбирали для обозначения самого чистого и светлого чувства!

Мне волны тела твоего
Опять не могут дать покоя.
Хочу всего, всего, всего...
Прилива, шторма и прибоя! ...

- И всё понятно сразу. Правда? Да, это то самое, о чём поёт и ваша «культура». Это тоже об отношении полов, та же потребность в любви. Только по-другому.
И юноша, который читает стихи своей девушке, найдёт слова в тот самый тонкий, интимный момент, когда они станут мужем и женой, чтобы ласкать её ночью, не испугав и не унизив.
А что скажут ваши парни, воспитанные на «Секторе газа»? «Раздевайся, шалава»? Или ещё какие изюмины мысли из подворотни? Для них любовь - это грязь. И эту грязь они потащат в семью, к любимой жене. Они передадут это дерьмо по наследству своим детям. Потому что им больше нечего дать: они с детства ели одно дерьмо. И слов других в этой жизни у них просто нет!
Возьмите, Майоров, - она протянула парню кассету. – Я прослушала ваши песни. Сколько смогла. Но не получила удовольствия. Надеюсь, его получили Вы.

Прозвенел звонок. Она вышла из класса.
Повисшая в классе тишина нарушилась насмешливым возгласом Марины:
- Подумаешь, фифа!
Майоров бросил на неё взгляд и, взяв сумку вышел следом.
- Пожалуй, мы переборщили, - пожал плечами голубоглазый Горюнов.
- Ну, да, - согласился Чечевицын. - Пожалуй, кассета лишняя.
- Да, ладно вам! Пусть привыкает! – раздалось с задних парт.
- А я думаю, она права. Есть ведь человеческое общение.
Мнения разделились, шумно парируя друг другу, ребята стали покидать класс.

***

Продолжение: http://proza.ru/2025/05/19/424


Рецензии
За нормальное
человеческое общение!
ЗА!!+

Алексей Чернышов 5   24.05.2025 17:45     Заявить о нарушении
Спасибо за отклик, Алексей.)
С уважением, Инесса.

Инесса Ги   24.05.2025 23:11   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.