Программа действий часть3
Часть 3
Когда мы совершим переход от социализма к коммунизму, мы столкнёмся с рядом недоработок. Кроме пережитков социализма ещё будут помехи в виде последствий не изжитых проявлений госкапитализма.
К тому же всплывут многие наши ошибки предполагаемого обустройства коммунизма.
Таким образом наш коммунизм уже не будет социализмом, но и коммунизмом его называть можно только формально, предстоит ещё работа над его совершенствованием.
Будем решать проблемы коммунизма последовательно
Подготовка производительных сил
Для наступления коммунизма необходимы высоко развитые производительные силы. В виду неравномерности развития отраслей социалистическая заработная плата значительно отличается у работников разных профессий. Это отнимает свободу индивидуума, свободу выбора профессии. Человек волей неволей стремится получить профессию, обеспечивающую ему достаточный доход для себя и своей семьи, что может не совпадать с его способностями и подавленными желаниями. По этому, процесс профессионального обучения должен давать ученику, по крайней мере, две профессии, причём одна из них, даже может быть не связанная с первой, должна выбираться не обучающим заведением, а желанием обучающегося. Для того, чтобы человек мог развивать свои способности, максимально использовать свои способности, нужна система развития способностей, система стимулирующая и обязывающая. Ещё в социализме вознаграждение за труд должно определяться не профессией, а временем труда и степенью использования способностей, что стимулировало приближение к исполнению принципа от каждого по способностям. А почему общество будет переваливать свою задачу - использовать полностью способности каждого на самих работников, и отмечать вознаграждением рост этого использования? Какие вознаграждения при коммунизме ?
Нет, каждый обязан при содействии общества развивать свои способности.
В производительных силах велика роль средств производства, причём автоматических средств производства. Автоматизация средств производства постепенно переходит в роботизацию, роботизация в безлюдную технологию производства. Не надо думать, что безлюдная технология требует меньше людей. Только до тех пор, пока не устаревает, а устаревание происходит постоянно. При смене технологий предварительные работы столь объёмны , что занимают не меньший коллектив, чем раньше. Кроме того замена людей роботами уменьшает возможности постепенного экстенсивного развития производства, вызывает потребность в сотворении новых роботов, а следовательно повышает творческие рабочие места и высвобождает людей для творческой работы. Рост роботизации средств производства увеличивает потребности этих средств возможно быстрее , потребностей людей. И все идет к тому, что могучие средства производства будут потреблять почти все, что производят, а человечеству остаются остатки. Роботизация для роботизации бессмысленна. Техническая задача будущего – сокращение потребностей производства, создание производства минимального потребления ресурсов.
Один из лозунгов коммунизма: «От каждого по способностям». Чтобы осуществить этот лозунг В.И. Ленин завещал нам простой и ясный рецепт: «Учиться, учиться и ещё раз учиться». Как понимать этот призыв? Не только как рекомендацию к определённому действию. Нам надо организовать систему не только позволяющую развиваться трудящимся (создающую условия для развития каждого), но и вынуждающую развитие, профессиональный и культурный рост, широкое образование, обмен опытом, совершенствование других личных качеств. Освоение не только достигнутого человечеством, но и творческий подход к своему труду , достижение и постижение ещё не освоенного в мире. Сочетание индивидуального и коллективного творчества.
Развитие производительных сил тесно связано и не может не влиять на окружающую среду. Проблемы экологии, сохранения окружающей природы должны быть одной из главных, неотъемлемых задач развития производительных сил. Человечество не может процветать без процветания природы, частью которой мы все являемся.
Совершенствование производственных отношений
Производственные отношения развиваются на основе развития производительных сил. Это касается и капиталистических и коммунистических производственных отношений. Производственные отношения определяются отношениями собственности и технологической зависимостью работников друг от друга. В капиталистическом обществе отношения собственности фиксируются правовыми отношениями, Право собственности разделяется на право владения , право распоряжения и право использования. Куда делись обязанности? Обязанности собственника при капитализме отходят на второй план, и касаются запретов на причинение вреда чужой собственности. При коммунизме, наоборот, на первое место выходят обязанности по отношению к сбережению и приумножению общенародной собственности. Общенародная собственность и её приращения в коммунистическом обществе нуждаются в измерении и учёте. Вся эта общенародная собственность является или частью природы, или произведённой продукцией. Впрочем, часть природы тоже в большинстве своём переходит в использование после обработки. Таким образом, общенародная собственность может оцениваться вложенным трудом (и живым и прошлым), а следовательно сохраняет свою силу закон стоимости Маркса.
Однако он в коммунистическом обществе уже не влияет непосредственно на динамику производства и потребления Применение этого закона позволяет рассчитывать баланс производства любого предприятия и комплекса предприятий, с учётом потребностей, в том числе и в масштабе страны.
Все производственные отношения являются отношениями между субъектами и между субъектом и объектом. Устранение субъекта или объекта ликвидирует конкретное отношение. А следовательно, меняет смысл , а то и существование конкретного закона.
Например, закон зависимости цены от соотношения спроса и предложения исчезает при коммунизме вместе с ликвидацией ТДО и денег.
Прибавочный продукт это продукт, производимый сверх необходимого для компенсации расходования рабочей силы и ресурсов. Прибавочная стоимость это стоимость прибавочного продукта , насильственно присваиваемая при капитализме владельцем средств производства. Отсутствие насильственного присвоения возможно только в случае передачи стоимости работником обществу в качестве дара, то есть как результата свободного труда, свойственного коммунизму. В этом случае теряют смысл сами понятия прибавочной стоимости, и эксплуатации. А следовательно, и классовой борьбы.
Главной в коммунистическом производстве становится добавленная стоимость, не разделяемая на необходимую и прибавочную, то есть увеличение стоимости, как результата вложенного труда. Даже более того разница между стоимостью продукта и конкретными затратами текущего и прошлого труда на производство продукции, . эта разница определяет эффективность каждого производства . В этом смысле рентабельность предприятия уже не имеет никакого отношения к прибыли и оценивается по отношения произведённой общественно необходимой стоимости к конкретным затратам ресурсов и труда. Происходит постоянное возрастание доли прошлого труда.
Справедливость общественного и личного распределения определяется общественными фондами распределения , что будет рассмотрено в следующей главе. Для достижения справедливости в отношениях между предприятиями, чтобы не было ситуации, когда на одном предприятии вкалывают, а на другом прохлаждаются, одного расчёта добавленной стоимости мало , требуется принимать в расчёт потребительную стоимость . Потребительная стоимость продукта для производственного предприятия определяется его качеством и эффективностью его применения. Её прирост определяется величиной экономии трудовых затрат при его использовании. При поступлении на предприятие потребительная стоимость переходит в стоимость прошлого труда. Поставки сырья и оборудования на каждое предприятие должны определяться возможностью максимального использования прироста потребительной стоимости.
Оптимальность распределения добавленной стоимости между интенсивным и экстенсивным расширением производства и общественно-личным потреблением может быть достигнута только с помощью вычислительной системы . В частности это задача предложенной системы ОГАС .
Принцип максимального удовлетворения потребностей трудящихся после достижения уровня достаточного удовлетворения потребностей при коммунизме переходит в принцип нарастания объёма производимой продукции при соблюдении баланса между стоимостью производимой продукции, с одной стороны, и стоимостью производственного потребления и стоимостью общественно личного потребления, с другой стороны. Причём рост объёма продукции должен осуществляться в основном за счёт доли прошлого труда.
С помощью регулирования поставок сырья и оборудования регулируется развитие производства, но при этом могут возникнуть диспропорции распределения рабочей силы. Управляемая трудовая миграция - вопрос скорее этический и идеологический . Направленное стимулирование миграции возможно только при высокой сознательности трудового населения.
Вопрос соотношения развития отраслей ввиду их многоканальных многоступенчатых связей должен быть рассмотрен коллективами специалистов. В наше время в связи с развитием смешанных технологий деление производства на производство групп А и Б размывается, появилась третья группа – наукоемкое производство продукции двойного применения, что изменило закономерности связи отраслей. В дальнейшем намечаются ещё большие изменения этих закономерностей в связи с развитием биотехнологий.
Неравномерность мирового экономического, культурного и политического развития приводит к необходимости сосуществования с некоммунистическими государствами. С ними будет существовать товарообмен. Этот товарообмен будет априори неэквивалентным, поскольку с одной стороны, внутри коммунистического общества будет ликвидировано понятие цены, а с другой стороны, некоммунистическое государство будет при обмене преследовать цель извлечения выгоды. Поэтому, внешняя торговля должна строиться, исходя из специальных ограничений, в соответствии с потребностями коммунистической экономики. По-видимому должна существовать какая-то буферная государственная финансовая корпорация , ведущая обмены с внутренними структурами и с внешними государствами.
При отсутствии денег и возможности получить эксклюзивные льготы возникает вопрос о заинтересованности работников в результатах труда. Помимо всеобщей сознательности по отношению к труду на общее благо , этот труд потеряет качество исключительности, перестанет казаться «делом доблести и геройства», станет обычным делом. Останется только восхищение достижениями, подобно тому, как мы восхищаемся достижениями спортсменов. Повторяющиеся достижения отдельных личностей формируют понятие «авторитет», представляющее собой, прежде всего комплекс отношений окружающих. Завоевание авторитета станет наиболее важным стимулом деятельности человека в коммунистическом обществе. Развитие выдающихся способностей и реализация этих способностей на благо общества, поскольку это всегда результат преодоления, будет высоко оцениваться обществом. Чувство удовлетворения принесённой пользой и победы в преодолении трудностей будет целью и моральным результатом для себя самого. Горько будет от нереализованных способностей.
Человек лишь отчасти может осознавать свои способности. Они чахнут от неприменения. Каждому в коммунистическом обществе должна быть предоставлена возможность обнаружения способностей и их развития. Мало того, развитие способностей является обязанностью каждого члена коммунистического общества. Свободный выбор профессии, проба своих сил в этой профессии могут реализоваться, прежде всего, в сфере свободного труда. Обеспечение возможности работнику сменить вид деятельности и доказать свою квалификацию в новой профессии - обязанность органов управления. В сами органы управления , тем более с учётом изменения их формы, должны привлекаться рядовые работники с целью внесения вероятных корректировок производственных программ. Смена вида работы уменьшает усталость и способствует увеличению жизненного периода активной деятельности. Производство строится так, чтобы физическая нагрузка сочеталась с умственной , что способствует, как показывают медицинские исследования, увеличению продолжительности жизни.
Проблемы распределения и межличностных отношений
I Распределение и потребности
Коммунистическое распределение осуществляется двумя путями.
Производственное распределение производится в соответствии с планом, разрабатываемым исходя из оптимального использования производительных сил
Общественно-личное распределение производится через общественные фонды. Они проводят оценку степени удовлетворения потребностей трудящихся. Рассчитываются необходимый уровень удовлетворения потребностей и достаточный уровень их удовлетворения. . Причём эти уровни рассчитываются для каждого продукта отдельно. Для продуктов, производство которых не достигло необходимого уровня, производится нормированное распределение и по ним составляется целеуказание на производство по увеличению объёма этого производства.
После достижения необходимого уровня можно отказаться по данной продукции от нормированного распределения и перейти к свободному, однако нормативы ещё сохраняются как ограничительные, в связи с этим возможно возникновение очерёдности.
Достижение достаточного уровня позволяет снять ограничения и сделать распределение полностью свободным. При свободном распределении продукция является народным достоянием, Порча или сокрытие такой продукции является преступлением и должно караться по закону. Ответственность за полученную собственность и учёт потребления позволят сбалансировать потребление с производством.
Поскольку потребление не может быть директивным, система управления тут не пригодна, но учёт и подсчёт суммарного потребления должен быть обязателен, для получения возможности прогнозирования и составления необходимых корректировок планов производства.
Потребительская стихия трудно управляема. Большое значение имеет стиль жизни, осознание потребления как необходимого средства для расширенного воспроизводства рабочей силы. Ответственное отношение к собственному потреблению, как к средству своего умственного и физического развития, повышения своей работоспособности, продолжительности жизни только и могут помочь избежать потребления продукции приносящей вред и наоборот увеличить потребление полезной индивидууму и обществу продукции.
Некоторые вопросы потребления все же остаются необходимо управляемыми. Это вопросы здравоохранения, которые включают профилактику, надзор за состоянием здоровья, надзор за условиями труда и быта, детское здравоохранение. Это вопросы образования, для коммунистического общества, потребление образовательных интеллектуальных продуктов является обязанностью , необходимостью обеспечения принципа «От каждого по способности». Это вопросы культуры. Человек коммунистического общества не может быть «не помнящим родства», он должен впитать все достижения многовековой культуры. Культура это не образование, это самосознание, отношение к окружающему миру и обществу , воспитание восприятия, чувств и эмоций.
II Отношения личностей между собой
Что такое свобода? Как мы помним, свобода это осознанная необходимость.
Вопрос в том , чья это необходимость и кем она осознана. Необходимость это сочетание факторов, позволяющих объекту существовать и развиваться. Объектом может быть индивидуум, коллектив, или класс, или целый народ. Во всех этих случаях необходимости различаются. Индивидуальная необходимость уже общей и её исполнение легче достижимо. Индивидуум, прежде всего, осознает свою необходимость и стремится к её достижению. Осознание классовой необходимости приходит только при достижении достаточного уровня политического развития.
Коллективное осознание, к сожалению, само собой не образуется. Для его образования требуется организация. В организации и отдельных индивидуальных сознаниях формируется понятие свободы. И иногда появляются утверждения, что свобода каждого есть условие свободы всех. Вот это совершенно не правильно. Наоборот, при общей свободе можно достичь максимальной свободы каждого. Отдельная свобода личности всегда есть несвобода другой личности. В то же время свобода общества зависит от развития каждого. Его развитие должно быть свободным, оно является условием свободного развития всех. А развитие всех ведёт к повышению сознания всех и к росту общей и личной свободы с осознанием сохранения свободы других личностей.
По-моему в рассуждениях о свободе и необходимости упускается еще одно понятие. Я имею в виду возможность. Некоторые действия индивидуума являются невозможными. Невозможность возникает по двум причинам: по природным ограничениям самого индивидуума и окружающей природы, а также из-за противодействия других индивидуумов, ощущающих уменьшение своих возможностей из-за действий индивидуума.
Если первая причина не воспринимается как ограничение свободы, а как необходимость преодоления ограничений преобразованием себя и природы, то вторая причина порождает противоречия, воспринимаемые как ограничение свободы. Никто не будет спорить, что снятие противоречий не может быть произведено без их осознания, причём осознание требуется с обеих сторон. В случае нахождения консенсуса вопрос ограничения свободы отпадает. Но это для двух индивидуумов.
В обществе вводятся правила (законы) нахождения консенсуса, однако эти правила не всегда работают, особенно в классовом обществе, где правила приспособлены к требованиям правящего класса. Всеобщего осознания необходимости не бывает, да и быть не может. Нельзя всех людей привести к одному знаменателю. Можно только воспитать человека, понимающего и признающего интересы общества. В бесклассовом обществе главное это осознание себя членом общества, получающего свою часть общей пользы и испытывающего общий вред. Таким образом, общественные ограничения являются также природными ограничениями и могут быть преодолены совместной деятельностью. Свобода возможностей индивидуума расширяется обшей работой по расширению возможностей всего общества.
Остаётся признать и осознать тот факт, что расширение возможностей общества увеличивает возможности отдельной личности, а значит, увеличивает возможности каждого без умаления возможностей других. Это и есть обретение свободы всеми и каждым.
Движущей силой развития всего сущего являются противоречия. В коммунистическом обществе из экономических противоречий остаётся только противоречие между возрастающим уровнем потребления и уровнем производства. Однако остаются противоречия, заложенные в человечество самой природой. Это, во-первых противоречия полов. Во-вторых, противоречия возрастов и поколений. Формирование семейных отношений происходило ещё у животных. Детеныши тем меньше приспособлены к выживанию в природе, чем выше уровень развития животного. Забота о продолжении рода заставила животных создавать семьи, разного типа: постоянные и временные, моногамные и полигамные в зависимости от образа жизни животных.
Так и у человека семья определялась образом жизни. Первобытные семьи определялись источником пищи, при основном занятии охоте мужчина долго отсутствовал, все дела, первобытное земледелие вела женщина, она и являлась фактически главой семьи. И племя привыкало существовать без мужчин, руководство принадлежало наиболее авторитетной из женщин. Когда совершенствовалась обработка почвы, и оседлость охотничьих племен, матриархат исчез. Разделение труда, автоматически возникающее в семье, поначалу было добровольным , но после возникновения товарного обмена вызвало сосредоточение в руках мужчины финансовых возможностей семьи. После этого разговор о равноправии стал беспредметен. В капиталистическом обществе формально декларативное семейное равноправие остаётся пустым звуком . Только независимая , имеющая состояние женщина может позволить себе быть равной с мужчинами личностью. Брак по сути дела стал коммерческой сделкой.
В капиталистическом обществе дети находятся полностью во власти родителей, в то же время ответственность родителей перед детьми
минимальна. Правильнее было бы повысить ответственность, так нет же, в Европе принялись повышать права детей и по возможности лишать прав родителей. Ювенальная юстиция разрушает семьи и калечит психику детей.
В коммунистическом обществе отпадают материальные противоречия, отпадает и взаимная материальная зависимость. Но остаётся интеллектуальная зависимость, и родственная близость, в частности любовь родителей к своим детям и детей к родителям. Семьи создаются с целью совместного воспитания детей. Семья в коммунистическом обществе – минимальный коллектив, рождающий коллективное сознание.
Каждое поколение стремится получить самостоятельность и избавиться от опеки. В силу возрастных особенностей молодое поколение быстрей реагирует на различные новые явления в быту, культуре, науке, политике, но по тем же возрастным особенностям оно не выработало критическое отношение к нововведениям . Правильное воспитание молодого поколения состоит в приучении их к самостоятельным решениям.
Предоставление им больших возможностей, то есть увеличение свободы с одновременным увеличением ответственности вынудит их совершать взвешенные поступки.
Изменение функций государства и ослабление понятия власть увеличивают значение понятия авторитет. Авторитет начинает иметь большее влияние на процессы в обществе, чем официальная должность. Авторитет это коллективное суждение общества о ценности мнений и поступков индивидуума для жизни этого общества. По-видимому следует ввести нормализацию и градацию меняющегося авторитета, Привлечение работников к руководству и ротация кадров должны проводиться в зависимости от заслуженного авторитета, а не по частным рекомендациям и чинам .
Проблемы самоуправления и юриспруденции
Согласованное и целенаправленное развитие всех групп трудящегося населения может осуществляться при определённых правилах их взаимодействия. Оптимальный порядок взаимодействия не может быть обеспечен в иерархической системе из-за её свойств накопления ошибок, которые приводят к необходимости периодической реорганизации системы с неизбежными потерями. Демократизация системы с одной стороны избавляет от значительной части ошибок , с другой стороны приводит к дополнительному рассогласованию действий в обществе. При неправильно понятом самоуправлении ситуация ещё ухудшается. Система самоуправления должна быть много уровневой. Отдельное предприятие не существует в безвоздушном пространстве . Для него требуется получение услуг от смежных предприятий и само оно должно оказывать . такие услуги. Каждое предприятие, кроме того, является частью территориального комплекса. У комплекса есть естественные задачи по развитию территории, на которой он расположен, и эти задачи распределяются между входящими предприятиями. Таким образом, функции самоуправления комплекса включают в себя директивы для входящих предприятий и удовлетворение ресурсных запросов от них.
Необходимость таких связей имеет место и на региональном и на общегосударственном уровнях. Функции самоуправления региона также включают в себя директивы для входящих комплексов и удовлетворение ресурсных запросов от них.
Многосвязная система требует специальной структуры управления. Возникает необходимость в двухуровневом управлении каждым предприятием. Помимо внутренней дирекции, управляющей предприятием в соответствии с решениями трудового коллектива и населения прилегающей территории, нужна еще супердирекция, взаимодействующая со смежниками и с общим комплексом и дающая внутренней дирекции целеуказания, то что раньше называлось госзаказом. Она же формирует требования к обеспечению предприятий ресурсами. Так же должно быть организовано взаимодействие и на более высоких уровнях. В результате образуются самоуправляемые звенья и одновременно сеть супердирекций, с тесно связанными между собой звеньями. Такая сеть может и должна быть полностью автоматизирована, предлагаемая система ОГАС и есть прообраз такой сети. Необходима проработка структуры и алгоритмов этой сети.
Основным принципом работы автоматической сети должен быть многократный расчёт динамики производственных процессов с целью нахождения оптимального взаимодействия как отдельных предприятий между собой, так и комплексов и всего народнохозяйственного комплекса.
Спрашивается, каким образом будут формироваться остающиеся человеческими внутренние дирекции предприятий, регионов и комплексов. Требования два: во-первых не должна организовываться вторая управляющая вертикаль, во-вторых нельзя допускать в руководство людей преследующих узкие цели своего предприятия. Следовательно дирекция должна не избираться, а назначаться рабочим представительным органом. Поскольку представительная система строится по производственному принципу, то таким органом может являться Совет, причём совет не только этого предприятия, но и смежных и включающих жителей окружающей местности.
Целеуказания для всех уровней вырабатываются вышестоящими уровнями по согласованию со смежными уровнями. Возникает вопрос: кто дает целеуказания для самого верхнего уровня. В автоматическую систему не может быть заложена программа для построения коммунистического общества , программа создания отношений братства и взаимопомощи, программа неравнодушия сочувствия и содействия процветанию человечества. Поэтому можно предположить, что целеуказания будут формироваться верхним уровнем Советов, собирающим, соединяющим и оформляющим волю рядовых членов общества.
При коммунизме, вообще говоря, не ожидается значительного количества преступлений. Преступлением будет считаться действие, сознательно направленное на причинение вреда обществу или другому индивидууму.
Вопросы юриспруденции в коммунистическом обществе почему-то вообще мало рассматривались. А это сложный и интересный вопрос.
Существует ряд противоречивых требований к судебной системе коммунизма:
1 Суд должен быть гуманным
2 Суд должен быть профессиональным
3 Суд должен следовать установленным законам
4 Суд должен быть независимым
5 Суд должен исполнять волю народа
6 Суд должен соответствовать нормам морали и справедливости
7 Суд должен руководствоваться соображениями профилактики
Требуется разработать судебную систему, такую, чтобы эти противоречия были бы сняты.
Профессиональность суда обеспечивается системой образования и периодической подготовки действующих судей. Подчинение воле народа обеспечивается только доверием народа к судьям. Поэтому личные качества судей и результаты их профессиональной деятельности должны быть открыты населению и доверие народа должно постоянно подтверждаться системой выборов, системой отзыва и системой контроля.
Гуманность суда должна обеспечиваться кодексами. В кодексах должно присутствовать раскаяние, добровольная компенсация принесённого вреда, право на искупление невольно совершенного преступления, право личности, ощущающей склонность к преступлениям, на добровольную превентивную изоляцию от общества и др.в кодексах должно быть право на дополнительное следствие и пересмотр приговора в случае наличия не разрешённых сомнений.
Суд всегда при вынесении решений, подобно врачам должен руководствоваться принципом не причинения ещё большего вреда.
Суд и органы исполнения наказаний не должны быть органами мести, они должны быть органами лечения язв общества, возможно даже хирургического.
Формирование коммунистической судебной системы должно начинаться ещё при социализме.
С развитием общества должны изменяться и законы принимаемые в этом обществе. Законотворчество должно перестать быть прерогативой определённых кругов власти. Мнение народа по юридическим вопросам не решается с помощью референдумов. Невозможно столь сложные проблемы решать с помощью ответов «Да» или «Нет» на кем-то составленный вопросник. Требуются идеи, причём идеи от масс и публичная обработка и обсуждение этих идей профессионалами. Только после всестороннего обсуждения и сбора откликов народа можно принимать ту или иную модернизацию.
. Более объективно и конкретно будет возможно рассмотреть их после проведения серьёзной работы по теории социализма, исходной позиции построения коммунизма, что с определённостью требовал от учёных экономистов И.В. Сталин в своей работе «Экономические проблемы социализма в СССР» а теория коммунизма есть историческое продолжение теории социализма. Одно без другого не получится.
О качестве и управлении
Вопрос качества поднимался разными руководителями и разными исследователями.
. Предложения знаменитого авиаконструктора О.К. Антонова, сделанные им в своё время, по оценке количества и качества продукции с помощью коэффициента народно-хозяйственных показателей (НХП) не были внедрены. При их внедрении они дали бы возможность оценки направлений развития производства и правильно ориентировали бы плановые органы. Однако этого не случилось по причинам отсутствия системы, имеющей возможность их все учитывать. Такую систему можно было создать (ОГАС) но предпочли при планировании использовать расчёты по объёму , что приводит к уклону в сторону экстенсивного развития вместо интенсивного. Дополнительно неспособность плановых органов к учёту всех параметров решали рыночными методами – введением хозрасчёта. Если мы всё-таки решимся использовать НХП при построении теории, то мы будем вынуждены кроме процесса производства анализировать процесс потребления.
Вот тут-то и всплывает понятие потребительной стоимости. Вообще потребительная стоимость понятие относительное. Она не существует без стоимости продукции и может быть больше или меньше стоимости её производства. Величина потребительной стоимости может быть оценена только в процессе потребления. Мы неизбежно приходим к выводу, что коэффициент эффективности зависит не только от уровня рабочих сил и орудий труда, но и от потребительной стоимости предмета производства. От уровня отходов при его использовании, от объёма затрат при его переработке, от прочности, надёжности и долговечности получающихся конечных изделий. Значит, мерой коэффициента потребительной стоимости может служить относительное изменение коэффициента эффективности при её использовании. На этот коэффициент влияет качество потребляемой продукции, поэтому несколько расширим Антоновские коэффициенты НХП , которые должны определяться не только качеством производства, контролируемым и оцениваемым развитой системой технического контроля, но и качеством потребления: целесообразностью потребления, соответствия потребления технологическим возможностям, возможностям транспортировки и промежуточного хранения и т.п. Отношение потребительной стоимости к стоимости (коэффициент эффективности потребления) по сути дела входит множителем в добавленную стоимость.
Именно соображения роста коэффициента эффективности служат отправной точкой процесса управления обществом..
В капиталистическом обществе оценка потребительной стоимости (меновая стоимость) производится рынком и эта оценка всегда больше потребительной. Подлинное значение потребительной стоимости остаётся скрытым. За счёт этого превышения оценки существует и процветает буржуазия. Для коммунистического общества рыночная оценка не допустима.
Следует отметить, что правильная, не рыночная оценка потребительной стоимости важна не только для коммунистического общества. В социалистическом переходном процессе учёт потребительной стоимости будет хорошим инструментом развития.
Преодоление противоречий между производительными силами и производственными отношениями требует наличия специального механизма, обеспечивающего изменение производственных отношений под влиянием изменения производительных сил. Очевидно, что свободный труд и самоуправление являются отдельными элементами этого механизма.
Управленческая структура стремится к централизации производства, структуры самоуправления привносят самостоятельность в выработку решений. Перераспределение обязанностей может дать желаемый результат. Оценка качества самоуправления должна содержать выполнение требований по централизации, а одним из главных критериев качества центральных управляющих органов должно быть развитие самоуправления. Обязательность этих критериев будет поддерживаться развитием свободного труда, как в органах централизованного управления, так и в органах самоуправления. Такое взаимодействие делает обе структуры взаимодополняющими друг друга. Свободный труд позволяет им внедряться друг в друга.
Особняком стоит соблюдение принципа: «от каждого по способностям». До реализации этого принципа так и не дошли. Чтобы человек мог использовать свои способности, необходимо создание соответствующих условий. К таким условиям относятся как возможность для каждого развития своих способностей, так и обязанность каждого в этом. Развитие способностей это тоже труд, и на период сохранения зарплаты он должен также оцениваться, как труд производительный.
Такие меры создают конкуренцию между управляющими лицами и создают эволюцию всего управления.
Развитие общественных фондов распределения и изживание ТДО полностью сдвигают производственные отношения в коммунистическую сторону.
С этой точки зрения становится ясной ошибка 47 года – отмена карточек. Отмена была произведена в связи с тем, что основная задача карточек – возможность снабжения продовольствием трудящихся и остального населения уже могла быть решена и без карточек.
Однако не были учтены воспитательные последствия, после отмены карточек произошло качественное расширение товарно-денежного обмена, то привело к расширению буржуазного сознания и капиталистических тенденций в обществе. Оптимальным было бы не отменять, а реформировать картонную систему. Ведь что такое карточная система? Это система нормирования распределения в условия всеобщей недостаточности производства. В 47 году относительная достаточность была достигнута только по отдельным, пусть и важным направлениям. Многие виды продукции оставались в дефиците. При ТДО это даёт возможность спекуляции и существования теневых предприятий.
От карточной системы желательно избавляться постепенно, сохраняя нормирование по многим видам продукции. Полное устранение нормирования возможно при постепенном переходе к свободному потреблению.
А введение свободного потребления связано с наполнением общественных фондов за счёт свободного труда.
Свободный труд должен стимулироваться в качестве системы подготовки и развития рабочих сил. это значит, что должен иметь не только функцию труда по своим стремлениям и способностям, но и функцию обучения и развития этих способностей. Если государственная система профессионального образования отвечает нуждам производства, то свободная система может быть только общественной и отвечать нуждам личностей трудящихся.
Современную эпоху многие называют постиндустриальной, ссылаясь на роботизацию производственных процессов, однако постиндустриального в ней только сквозная кибернетизация всех отраслей жизнедеятельности человечества. Просто ещё один крупный шаг в развитии технологии. Их, этих шагов, и раньше было много, эра механизмов, эра пара, эра электричества, и др. Менялись требования к рабочей силе, исчезали одни профессии, появлялись другие. Постепенно менялась структура общества и происходили изменения государственного строя. Так что развитие технологий меняет структуру общества и приводит к возникновению противоречий между производительными силами и производственными отношениями. Обострение противоречия приводит к зарождению внутри старого строя течения к его изменению в соответствии с новой ситуацией.
Изменение строя в первую очередь является изменением производственных отношений и системы управления.
Поскольку в коммунистическом обществе материальные споры отпадают, то на первое место выходят межличностные отношения. Это отношения зависимости и подчинённости, это отношения морального неравенства, это отношения различного понимания свободы и различного понимания отношения между собой и обществом. Межличностные отношения разрешаются неограниченным предоставлением возможностей и сознанием полной ответственности за использование этих возможностей.
Все это пересекается с проблемами самоуправления и проблемами законодательства.
Главная проблема самоуправления - выработка общего коллективного мнения, а главная юридическая проблема - точная реализация этого мнения в обязательных для исполнения законах.
Решение этих проблем зависит от решения проблем межличностных отношений
Отмирание государства
Классики признавали, что не могут определить, каким путем произойдет отмирание государства. Но мы можем если не определить то, по крайней мере, имея опыт строительства социализма, предупредить ошибки на этом пути.
Первое, что следует заметить то что национализация частной собственности на средства производства — шаг к социализму, но еще не социализм. При этом меняется собственник но остается право собственности, а это буржуазное право. Социализм будет построен когда буржуазное право владения, распоряжения и использования будет отменено.
Некоторые участники коммунистических форумов считают, что должно быть ликвидировано само понятие собственности, при этом забывают, что собственность, это не только права, но и обязанности. В СССР была декларирована общенародная собственность, а законы были таковы, что фактически она не отличалась от государственной. Развития этих законов не происходило. Обязанности государства по отношению к собственности ни кем не контролировались. Классики предполагали, что будет осуществлен переход к коммуне, в смысле общей коммуне как единой системе коммун, объединенной принципом самоуправления. При этом должны быть ликвидированы основы частной собственности – наемный труд и товарно-денежный обмен. Нужда в особом государственном аппарате при этом отпадает. Но тем не менее система должна обеспечивать устойчивость развития, имея в своем составе обратные связи.
Как понимать отмирание государства. Государства отмирали в прошлом. отмерли феодальные государства. После октябрьской революции принудительно уничтожено капиталистическое государство. При переходе к коммунизму отомрет социалистическое государство. Но это не значит, что ничего не придет ему на замену. Чтобы существовало общество, оно должно управляться. Коммунизм – общество самоуправления, но самоуправление тоже требует определенного порядка. Как будет определяться этот порядок. Должен быть узаконен какой-то способ. Должна существовать структура, реализующая этот способ.
Существует целый ряд фантастических предположений, особенно в литературных произведениях. Очевидно только одно, коммунистическое государство должно быть совсем другим, лишенным функций службы интересам правящего класса и подавления воли остальных классов. И эта функция государства и другие традиционные функции отпадают за ненадобностью в соответствии с ликвидацией буржуазного права. Однако остаются обязанности сохранения и преумножения собственности и обязанность регулирования процессов взаимодействия производственных и потребительских структур. Как угодно можно это называть, государством (впрочем оно, лишенное всех государственных функций только условно может так называться), или всеобщим регулятором или системой взаимосвязей.
Отсюда следует, что оно во-первых, должно служить интересам развития общества и исполнять волю всех граждан без исключения по каким – либо признакам . Второе - это отсутствие личностного характера у государственных органов, и соответственно отсутствие личных интересов. Под эти требования лучше всего подходит роботизированная система.
А такая система полностью определяется программой. Следовательно, для понимания сущности коммунистического общества, кроме разработки коммунистических производственных отношений необходима разработка программы управления.
Кроме диспетчерской, еще одна остающаяся функция это юридическая служба. Необходим контроль за исполнением законов, да и работа по совершенствованию этих законов.
Собственно отмирание государства при коммунизме это не его умирание, не ликвидация, не уничтожение, это потеря необходимости исполнения одних его функций и передача остальных его функций другим органам. А государство без функций уже не государство. Название будущей системе управления сейчас, наверное, пока придумывать и не надо.
Интересен вопрос о месте партии, при отмирании государства. Если государства нет, то нужна ли вообще партия? С одной стороны требуется поддержание идеологического единства в определении путей дальнейшего развития. С другой стороны при общем самоуправлении и равенстве каждый сам выбирает свой путь в соответствии со своим воспитанием. Традиционная партийная система здесь вроде бы и не причем. Возможно партия превратится в доверенный идеологический совет, может быть станет прогнозирующим органом.
Бытует представление о коммунизме как об обществе, в котором действуют законы гуманизма, справедливости , равенства и свободы, общества жизни с полным обеспечением потребностей каждого, общества неограниченного развития. Однако при этом нужно помнить, что коммунизм заключается главным образом не в порядках общества, коммунизм, прежде всего в головах его членов.
Коммунистическая нравственность — мораль, формулирующая и утверждающая принципы жизни, соответствующие условиям коммунистической социально-экономической формации; высшая ступень в развитии морали человечества. Будучи закономерным результатом предшествующего социально-исторического и духовного прогресса человечества, коммунистическая нравственность синтезирует достижения моральной культуры прошлых столетий и одновременно несет в себе принципиально новое содержание, отражая качественно иные законы жизни в условиях социалистического и коммунистического общества
Коммунистическая нравственность включает и развивает «основные общечеловеческие моральные нормы, которые выработаны народными массами на протяжении тысячелетий в борьбе с социальным гнетом и нравственными пороками»
Она отвергает мораль капиталистического общества, в которой признаются естественными и законными социальное неравенство, эксплуатация.
Впервые «самобытное и свободное развитие индивидов перестает быть фразой» , вместе с тем «свободное развитие каждого является условием свободного развития всех), Принцип коллективизма предполагает сознательное и добровольное объединение людей для осуществления их общих целей, в котором наиболее полно и разносторонне развивается личность каждого.
Это единство общественного и личного обусловлено прежде всего характером социалистического и коммунистического труда, в котором человек служит обществу и одновременно свободно осуществляет свои творческие способности, материальные и духовные потребности.
Чтобы достигнуть нравственного совершенства, ни в коем случае нельзя ограничиваться одним лишь заучиванием изложенных в кодексе нравственных принципов. Они должны стать собственными привычками, убеждениями человека, содержанием его характера и совести.
Человек в своей жизни и действиях руководствуется не только разумом, но и чувствами, эмоциями. Чувства всегда во всех обществах делили на благородные и низменные. Исторически все заповеди и моральные кодексы призывали, в том числе испытывать благородные чувства. Но чувства не поддаются ни призывам, ни приказам. Мораль общества воспитывается условиями жизни, причём на протяжении многих поколений видим, что уничтожение эксплуатации человека человеком как равно и государством и удовлетворение потребностей социализма и коммунизма не создают, а только создают условия для их развития. И это развитие будет происходить в основном в морально- нравственной сфере.
Этот процесс будет революционным. Такая коммунистическая революция состоит из двух частей из создания условий для перехода к коммунизму и воспитания и самовоспитания членов общества в соответствии с этими условиями. Обе части должны происходить не последовательно, а параллельно. Если первая часть создается постепенно, то вторая скачкообразно перестройкой общественных взаимоотношений, а сопровождающая юридическая сторона обязана отслеживать изменения нравственного климата.
Противники коммунизма заявляют, что невозможность коммунизма заложена в самом человеке, в ущербности человеческой природы (трусость, корысть, зависть, ограниченность и др.).
Ликвидация низменных человеческих чувств и появление противоположных дело не только воспитания.
Никакое воспитание не создаст коммунистического общества, если нет условий для его создания. Рассмотрим эти условия.
Развитие производительных сил и установление новых производственных отношений еще не все . этого недостаточно. И при общественной собственности на средства производства возможны негативные явления.
Корысть основана на выгоде и прибыли, в отсутствии товарно-денежных отношений корысть теряет смысл.
Зависть возникает, когда одно лицо пользуется большими правами, чем другое, и для завистника не важно, заслуженно или не заслуженно. Равноправие снимает основу зависти , каждый может достичь того , чего достиг другой. А если не удалось, то пенять остается только на себя.
Зависимость заработной платы от должности , которая не всегда соответствует квалификации.
Неприязнь возникает в случае получения вреда от кого либо, или по чьей-либо вине. Снять это явление может только непреложная ответственность за причинение вреда человеку или обществу.
Взаимное оказание незаконных услуг, это тот же частный товарообмен. Протекция, получение должности, влияние на решение суда, оценка на экзаменах и т.п. к этому приводит недостаточные контроль и учёт.
Бытие определяет сознание. А что такое бытие? Бытие имеет две составляющие, материальную и духовную. И та и другая оказывает влияние на сознание. Первая может вызывать разделение людей по благосостоянию , то есть по объёму и качеству личной собственности. Вторая представляет собой образ жизни личности и её окружения , бытующие в окружении понятия, а также влияние средств информации и распространяющихся слухов.
Таким образом условиями формирования коммунистической нравственности являются условия, препятствующие развитию негативных явлений.
Первое условие, это равенство. А в чем равенство? Все люди разные , с разными способностями и разными потребностями. Искусственное выравнивание приведёт к подавлению способностей и не согласованию потребностей. Достижение равенства состоит в неограниченном предоставлении возможностей для каждого и в обязанности развития и полного использования своих способностей. Чем больше возможностей, тем больше свободы и больше равенства. Всякое неравенство состоит в ограничении возможностей, материальном или за счет общественных ограничений.
Второе условие это зависимость коллектива от личности и личности от коллектива. Такая равноправная зависимость ликвидирует взаимные претензии и формирует доброжелательный психологический климат.
Эти условия не возникнут сами собой. Для них необходимо формирование комплекса определённых экономических , юридических и моральных отношений.
Критика морального кодекса
В процессе строительства коммунизма происходила перестройка государственных законов, повышался материальный уровень обеспечения потребностей населения, осуществлялась активная пропаганда образа жизни советского гражданина.
В итоге все эти мероприятия должны были создать условия для изживания буржуазных проявлений и расцвета коммунистической морали. На этом пути важно осознавать цель формирования коммунистической личности. В СССР впервые в истории общественных отношений был сформулирован моральный кодекс строителя коммунизма.
Однако следует отметить недостатки кодекса, неизбежно возникшие в результате того, что этот кодекс не является кодексом коммунизма, а только переходного периода его строительства. Переходной период несет следы прежнего строя, и, соответственно, эти следы сохраняются и в кодексе. Рассмотрим кодекс с этой точки зрения.
Пункт 1. Преданность делу коммунизма, любовь к социалистической Родине, к странам социализма. В первом пункте сквозит противопоставление устройств государств, а не противопоставление идей и классовых интересов. Априори предполагается наличие советского идеала и его совпадение с идеалом коммунизма. Отсутствие критического подхода к советскому обществу и необходимости его совершенствования.
Пункт 2. Добросовестный труд на благо общества: кто не работает, тот не ест. Здесь заметны как отход от гуманизма – нарушение равенства людей, имеющих разные способности и разные органические возможности, так и следы буржуазного права – экономическое принуждение к труду.
Пункт 3. Забота каждого о сохранении и умножении общественного достояния. Общественное достояние – это безликое понятие. Коммунисту не безразлично, для чего и для кого используется это общественное достояние. Коммунисту важно, прежде всего, увеличение блага, которое приносит это общественное достояние народу.
Пункт 4. Высокое сознание общественного долга, нетерпимость к нарушениям общественных интересов. А вот это уже опасно. Общественные интересы состоят из огромного количества личных интересов. Воспитание личных интересов является формированием общественных. А утверждение общественных интересов без анализа личных ведет к принуждению и порождению противоречий.
Пункт 5. Коллективизм и товарищеская взаимопомощь: один за всех, все за одного. Искаженное понятие коллективизма. Это лозунг групповщины. Сразу приходит в голову вопрос: за – понятно, а против кого? Коллективизм – это, прежде всего, ответственность каждого за того, кто рядом, за всех, кто вокруг.
Пункт 6. Гуманные отношения и взаимное уважение между людьми: человек человеку друг, товарищ и брат. И не только, а еще и помощник, и воспитатель, и судья.
Пункт 7. Честность и справедливость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни. Существует поговорка: «Простота бывает хуже воровства». Следует понимать, что все эти качества жизни зависят не только от самого индивидуума, но и от его окружения, и эти качества нужно не просто самому проявлять, но и добиваться их. В противном случае можно иметь противоположный эффект.
Пункт 8. Взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей. Дети наше продолжение, необходимо не только воспитание но и их развитие, причём не только своих детей. Чужих детей не бывает, все наши.
Пункт 9. Непримиримость к несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству. Нужна еще и непримиримость к недостаткам в структуре общества – основе возникновения этих качеств.
Пункт 10. Дружба и братство всех народов СССР, нетерпимость к национальной и расовой неприязни. Для этого – развитие общей коммунистической культуры на основе богатства культур всех народов.
Пункт 11. Нетерпимость к врагам коммунизма, дела мира и свободы народов. Неконкретно. Понятие «коммунизм» в кодексе не раскрыто, провозглашается нетерпимость к врагам коммунизма, который только строится, а представление о коммунизме у людей различается. И эти люди – не враги. А под лозунги мира и свободы можно оправдывать действия американской администрации по «принуждению к миру», распространению демократии и «свободы» в либеральном понимании.
Пункт 12. Братская солидарность с трудящимися всех стран, со всеми народами. Прежде всего, необходима пролетарская, классовая солидарность.
Предложения по исправлению морального кодекса
Поскольку это первая попытка составления такого кодекса, ошибки простительны, но нам нужна разработка новой редакции. Помимо отмеченных следов буржуазной морали, следует отметить отсутствие в кодексе принципов и предпочтений, присущих исключительно коммунизму.
Имеется в виду свобода вольного приложения своих сил на благо всего общества или его части, называемая распространением свободного труда и его административной и юридической организацией. Также нет положений об изживании товарно-денежных отношений и о дополнении отсутствия частной собственности на средства производства отсутствием частной собственности на продукт производства. Нет соответствия между обязанностями участия в общем труде и участия в управлении. Нравственность в управлении есть одна из наиболее важных сторон нравственности вообще. Учёт этих замечаний при составлении нового кодекса позволит уяснить то духовное содержание сознания, к которому мы должны и будем стремиться.
Чтобы достигнуть нравственного совершенства, ни в коем случае нельзя ограничиваться одним лишь заучиванием изложенных в кодексе нравственных принципов. Они должны стать собственными привычками, убеждениями человека, содержанием его характера и совести. Однако воспитание и самовоспитание не решает полностью вопрос о коммунистической морали. Определяющим остаётся общественный климат, взаимоотношения с окружающими, вообще эмоциональный настрой в обществе. Характер человека формируется его окружением, причём на протяжении всей его жизни. Соответственно, для формирования коммунистической нравственности необходимо время не меньше жизни поколения при создании соответствующих условий.
Пробная попытка частичной редакции кодекса с сохранением структуры и основного содержания приведена ниже. Обоснованная критика и Ваши предложения дальнейшей работы приветствуются.
Пункт 1. Преданность делу коммунизма, любовь к трудовому народу нашей Родины и других стран. Готовность к защите трудящихся во всем мире.
Пункт 2. Добросовестный труд на благо общества: борьба за освобождение труда и за максимальное развитие и использование способностей. Забота о повышении уровня образования каждого гражданина общества. Личное участие в свободном труде на благо общества.
Пункт 3. Забота каждого о сохранении и умножении общественного достояния, увеличения блага, которое приносит это общественное достояние народу..
Пункт 4. Высокое сознание общественного долга, внимательное отношение к нуждам и потребностям каждого, нетерпимость к нарушениям прав граждан и других общественных интересов.
Пункт 5. Коллективизм и товарищеская взаимопомощь. ответственность каждого за того, кто рядом, за всех, кто вокруг.
Пункт 6. Гуманные отношения и взаимное уважение между людьми: человек человеку друг, товарищ и брат и помощник, и воспитатель, и судья.
Пункт 7. Честность и справедливость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни. Исключение меркантильных, денежных отношения между людьми.
Пункт 8. Взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей. и их развитие, причём не только своих детей. Чужих детей не бывает, все наши.
Пункт 9. Непримиримость к несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству. Нужна ещё и непримиримость к недостаткам в структуре общества – основе возникновения этих качеств.
Пункт 10. Дружба и братство всех народов, нетерпимость к национальной и расовой неприязни, развитие общей коммунистической культуры на основе богатства культур всех народов.
Пункт 11. Нетерпимость к врагам коммунизма, дела мира и свободы народов. Содействие развитию коммунистическим отношениям в обществе, в первую очередь коммунистическим производственным отношениям.
Пункт 12. Братская классовая пролетарская солидарность с трудящимися всех стран, со всеми народами, поддержка их борьбы за освобождение от классового и иного гнёта.
Все образованные люди высокой культуры, должны бы присоединиться в попытках совершенствования и осовременивания кодекса.
Проработка кодекса должна стать делом каждого.
Влияние нетоварной экономики на мораль и влияние морали на экономику
Но вот мы , имеется в виду трудовой народ почти коммунистического общества, допустим, сумели доработать и распространить современный кодекс . Значит ли это , что кодекс, даже воспринятый членами общества стал законом их жизни ? Нет , знания и согласия недостаточно. Необходимо, чтобы кодекс стал образом мысли каждого члена общества, чтобы кодекс стал необходимой потребностью каждого гражданина общества, чтобы его нарушения вызывали у него протест. Чтобы он стремился к к улучшению жизни не только своей собственной, но и тех, кто окружает. Как же этого достичь ?
Необходимо, чтобы экономические отношения и отношения управления в обществе стимулировали стремление человека е улучшению жизни в обществе, чтобы сознание человека направляло его действия к развитию экономических отношений и совершенствованию структуры общества.
Коммунизм не является конечным этапом процесса. Переход к коммунизму, это переход к новому режиму, новой форме развития. Поэтому коммунистическая экономика не менее подвижна, чем социалистическая.
В начале коммунистического процесса производятся связанные с изменением производственных отношений юридических законов, в основном связанных и изменением отношений собственности. Если раньше собственность означала владение, распоряжение и использование, то теперь эта триада меняется. Поскольку собственность стала главным образом общенародной, то её использование в общественных и личных целях стало ответственным, владение стало временным и тоже стало ответственным. А вот распоряжение должно быть доверительным и общественно управляемым.
Доверенность собственности будет временной и документально фиксированной. Кроме того, любая из функций собственности предусматривает ответственность за её сохранность, что для коммунизма обязательно.
Стоимость общенародной собственности становится основным параметром распределения, определяющим направление развития производства и промышленного, и сельскохозяйственного. В производственном цикле стоимость меняет свой характер. Параметры процесса производства определяют производственную стоимость, при распределении она становится потребительной стоимостью, а на предприятии потребительная стоимость переходит в стоимость прошлого труда. Критерии оценок величины этих стоимостей связаны и родственны, но всё-таки отличаются. Здесь требуется разработка соответствующих теоретических положений.
Сложности строительства коммунизма связаны ещё с некоторыми противоречиями принципа равенства. Нет сомнений в необходимости равенства юридического, равенства перед государством, равенства возможностей, и права на компенсацию их природного неравенства. А вот вопрос бытового, семейного неравенства нуждается в глубоком теоретическом рассмотрении.
Вопрос межличностных отношений теоретически решить нельзя, каждое решение будет субъективным, ведь решать будет тоже человек. Придётся ждать возникновения в обществе само собой этого решения по результатам воспитания населения изменившимся образом жизни. При совершенствовании производственных отношений нужно учитывать воспитание общественного менталитета.
Воспитание по разному действует на имеющих образование людей и на людей экономически и политически безграмотных. Первые начинают сопоставлять , анализировать и выбирают свою позицию, вторые усваивают то, что им внушают и у них формируется привычка как часть сознания. Различается восприятие и групп с разным социальным положением. Те, кто живёт за счёт своего труда, воспринимает изменения как восстановление справедливости, а те, кто хотя бы частично, паразитирует, считают новые общественные законы изъятием заработанных доходов. Противоречия между коллективизмом и индивидуализмом вносят свой вклад в идеологическую борьбу не прекращающуюся в период уже коммунизма. Покой нам только снится.
Свидетельство о публикации №225051800478