Заметка о том, каким был сервис в 90-х

                Ищите радость!
               
                (Пресса из девяностых годов)

       После Нового года все областные и городские газеты, как бы ни сговариваясь, взяли единую, так сказать, партийную установку. Избегать скулёжа по плохой жизни и давать читателям меньше минорных, а больше мажорных тонов о том, как важно находить в жизни радостные оттенки и смелей раставлять акценты удачным примерам к неизбежному выходу из кризиса.
       И действительно, примеров навыдавали хоть отбавляй. А колонна безработных не уменьшалась, а толко возарстала, как снежный. Зайдёшь в любой магазин, прилавки на все продукты ломятся от дороговизны. Цены меняются чуть ли не каждый день.
       Соответственно, покупательская способность высока лишь среди чиновников и госслужащих. Вот мы и напали на одно радостное явление нашей жизни, как рост уровня продаж среди уважаемых членов общества.
       Чиновники после кризиса остались теми же, что и до, то есть без потрясений продолжается их бытие, так как их оклады далеко впереди от безудержно растущего для остальных не по дням, а по часам прожиточного минимума.   
       Когда медики и учителя говорят: отдайте наши зарплаты, то власть отвечает, вы не к нам обращайтесь, а в центр, там ваши деньги застряли, президент и правительство вам должны.
       Но позвольте усомниться, а почему правительство не говорит, на местах  чиновников много, они съедают ваши деньги, мы вам всё отдаём. И почему чиновники не винят центр за то, что у них большие оклады? Почему же патриоты ни один не отказался от привилегий, не высказался за отмену больших окладов? Везде проводят сокращения, тогда как администрации и ведомства эта напасть обходит стороной.
       Ведь там столько ненужных работников, ибо бездельничают целыми днями.
Побольше пишите о положительных явлениях, выказывают пожелания газетчикам чиновники. Как можно меньше негативного. На промышленных предприятиях зарплату выдают товарами и продуктами, и то и другое рабочие продают, чтобы были деньги. Вот и учителям уже предлагают сигареты и водку, чтобы продавали на рынке, тем самым осваивая азы бизнеса.
       В Вележице открыли больницу и даже баню, как роскошь наших дней. И почему бы тамошним чиновникам не упиваться достижениями в построении капитализма, что не зря совершали подвиг день за днём.
       И ничего, что одновременно с этим нарушают закон «О ветеранах», так как ветераны войны не допросятся у них земли под строительство жилья. Они считают, что законов не нарушают, ведь хоть земли много в стране, и жить на ней некому, зато землю установлена очередь. Но коли она есть, то лишь из своих, там ни одного ветерана не найти днём с огнём. Почему же? Ведь землю продают коммерческим структурам, потому расточительно её, матушку, раздавать за здорово живёшь даже тем же ветеранам зазорно.
       Обещают, что скоро выдадут всю задолженность по пенсиям. О, какая это будет радость! Местная власть, то ли от радости заголосит, то ли от восторга, что перед народом досрочно выполнила все обязательства.
       А бюджетникам остаток выдадут тёпленькими, причём полученные сразу из-под печатного станка. Но почему же наверху и на местах не замечают, что цены растут неудержимо, как снежный ком. Так что с нынешними деньгами можно обеспечить себя лишь хлебом с маслицем и макаронами, как в своё время сказал знатный спикер Думы, что наш народ не прихотлив, выдержит пресс нынешних зигзагов экономики.
       А кому нужен их прожиточный минимум, кричит обыватель, увы, не соответствует жизненным реальным потребностям! И на беду бывших советских высокооплачиваемым работягам выяснилось об исчезновении их ценных бумаг, что кто-то постарался запустить петуха в архивы. Да так что они успешно горели по всей стране! А суды вопят, что не в силах восстановить их сгоревшие доходы. Без бумажки ничто и у них вердиктно не решается. Хоть какой-то закон где-то болтается!  А коли нету бумажки, то и ты букашка! Но кто поверит, что у армии работяг туда были вписаны их исконно высокие доходы. А им один ответ: и  с суда взятки гладки. И ничего не попишешь. Бюджет и социальный фонд не бездонные, потерпят те, кто потерял по причине петуха свои высокие доходы. И что же поделать. коли работяги переведены в разряд пенсионеров, которых определили как соответствующих прожиточному минимуму.   
      Какие там примеры выхода из кризиса, коли обвал производства повлёк бешеный рост цен. Однако власть убаюкивает четырьмя процентами больше по отношению к годичной давности на тот же период. Но не сказано, сколько сократили рабочих мест, зато не все думают, что в области нет безработицы. Это действительно большое достижение, есть чему порадоваться.
       И вообще, куда не глянь, везде у нас порядок, вот только бы учителя не бастовали, да и криминал, порождённый приватизацией, как бы успешно изгнать. И тогда бы совсем было хорошо. А то, что заводы сегодня стоят, не беспокойтесь, дорогие граждане, завтра все заработают! Да и кто сомневается и кто скажет, что они стоят, ведь начальники сидят в кабинетах, а рабочие стоят за станками, а что делают –- это пока неважно. Главное, чтобы жить стало веселей, а там и радость найдётся, как шагаем мы, хи-хи, назад. И главное, добрые товарищи, не последнее дело посмеяться над собой же…
      Вот в каком настроении мы встретили Новый 1998 год. А как будет дальше –- поживём –– увидим!
      28.01.98 г.
               
                Такса за «ночёвку»?
               
                Владимир Владыкин   
                Заметка о том, каким был сервис в 90-х

       «У моего пылесоса «Прогресс» сломалась крыльчатка, –– пишет в редакцию «Брянских известий» наш читатель из Брянска Н.Л. Бронников, –- прихожу в мастерскую, что при Доме быта и спрашиваю: есть ли у вас крыльчатки для пылесоса «Прогресс», на что услышал положительный ответ. Я обрадовался и принёс пылесос.
Назавтра прихожу. Мастер отвечает, что у нас крыльчаток нет. Заплатите десять рублей. За что? –– спрашиваю. Оказывается, за то, что пылесос переночевал в мастерской.
       Это с каких пор родилась такая интересная форма обслуживания?»

       С письмом в руках корреспондент отправился в Дом быта.
Признаться, нужную мастерскую нашёл не сразу, поскольку в Доме быта их несколько по ремонту бытовой техники. После увидел на квитанции, приобщённой к письму нашим читателем штамп «Рембыттехники». А возглавляет её директор Ю.М. Карабецкий. Ему и дал прочитать письмо.
       –– Всё верно, –– сказал Юрий Михайлович, –– у нас есть прейскурант, сложившийся в условиях рынка услуг. С клиента мы взяли за определение поломки. Мастер действительно думал, что можно заменить крыльчатку с подходящего пылесоса. А фирменной у нас не оказалось. Если бы крыльчатка нашлась, за определение поломки мы берём всё равно. И совсем ни при чём то, что пылесос «переночевал».
В прейскурант цен входит только стоимость ремонтных работ, тогда как за детали и запчасти существуют расценки отдельно, которые постоянно колеблются. Особенно сейчас. когда инфляционные процессы усилились.
Конечно, «бытовиков» понять можно: они платят налоги на закупку запчастей и деталей, не всегда находятся средства. Зарплата у директора чуть выше мастеров. Приходится выкручиваться. Клиентов, после августовского кризиса, значительно поубавилось.
      Однако, что греха таить, культура бытового обслуживания оставляет желать лучшего. И дело не в одном качестве ремонта, но и в отношении к клиентам. Вот и наш читатель не очень доверяет бытовикам, а была бы запасная крыльчатка, он бы сам поставил, как признаётся в письме.
      Наше бытовое обслуживание практически встало на рыночный путь. Всем тёмным частным предпринимателям по бытовой технике приходится бороться за своего клиента в условиях нарождающейся конкуренции, которая, как известно, является стимулирующим фактором, способствующим улучшать качество ремонта, культуру обслуживания.
       Но, наверное, сами мастера ещё в полной мере не ощутили особенностей рынка. Поэтому иной раз можно пообещать, но не сделать, а деньги взять. И ничего страшного, если клиент ушёл из мастерской обиженным, в недоумении.
Разумеется, после такого надуманного обмана, клиент больше в мастерскую эту не придёт, и будет искать другую. Не думаю, что бы мастера этого не понимали, они, наверное, знают свои проблемы, вытекающие из еле живой всей нашей экономики, из несовершенной налоговой системы, не дающей возможности развития даже налаженного сервиса.

17.02.99 г.
   
                Память о губернаторе

       Введение налога с продаж осенью 1998 года по времени совпало с поездкой Ю. Моткина во Францию. Губернатор, конечно, ездил не один. Чему он там научился, что узнал нового о французах и экономике, если спросить, то он что-то знает, но только для него молчать есть способ выживания.
      Суть поездки развёрнуто не освещалась прессой. А некоторые газеты просто умолчали, и от подробностей деликатно устранились.
      Брянские чиновники, тем не менее, не только знакомились с жизнью французов, они отдыхали, это, безусловно. А те, кто умолчали, тихо завидовали.  И кто же из них спросит, из своего ли кармана финансировали солидный зарубежный вояж? Из здравомыслящих в это ни один не поверит, и даже тот из главных, кто устранился.  Причём в самое нелёгкое для областной экономики время. И трудно себе представить, что чиновники ездили учиться, как выходить из кризиса.
       А в предновогоднем интервью Лодкин сказал на вопрос, какое событие было в уходящем году самым памятным. Ну, разумеется, губернатора кровно тронул августовский кризис, он унёс все наработанные средства. О поездке во Францию не упомянул, хотя наверняка впечатлений было весьма много, оставшиеся на всю жизнь и будет что вспоминать на пенсии в своём дачном доме.
       Но что же губернатор сделал для экономики лично? Собирал налоги, разорял предприятия, богатые фирмы принуждал к благотворительности под угрозой банкротства. Открыл в родном Батьково больницу. Вот и в Межице может записать на счёт успеха своей команды. Эти социально-значимые объекты будут вспоминать потомки, что были построены во времена правления Ю. Моткина.
       А за счёт кого ездили во Францию, отмечали юбилей, за счёт кого брали пятипроцентный налог с продажи, чтобы подлатать дыры в областной казне? Латают разными способами и всегда за счёт налогоплательщиков. А это мы с вами, как известно.
       За полугодие впервые промышленность области была на подъёме. Это заслуга, как считает Моткин, его команды. А вот директора преуспевающих фирм и предприятий полагают, что наращивание объёмов производства, это только их личная заслуга. Со многими беседовал и все отвечали, что областная власть только тогда обращается к ним, когда нужна помощь малоимущим предприятиям. Выходит они, чиновники, только мешают работать своими указующими перстами?
Конечно, больницы необходимы и дороги к дачам. Коммунисты у власти контролируют прибыльные предприятия и держат над ними, занесённый дамоклов меч, если будут непокорны.
       А кто контролирует областную и городскую казну? Её не проверит даже ЭСКБ (эконмическая служба контроля за безопасностью), потому что своих орлов не проверяют. Если бы провели ревизию бюджетных трат, тогда бы надо было заводить дела. А это хлопотно и позорно, ведь все кругом свои!
       Скомпрометировать можно чужого или отбившегося от стада барана. А своего нельзя, пятно на всю партию. Разве можно разоблачить чиновника мэрлиози, за которым стоят люди из центра, он связующее звено во всеобщей халуговской цепи.
      Вот и отдуваются простые люди налогоплательщики, да учителя, медики и пенсионеры, когда вводят санкционированные дырявым бюджетом налоги, и даже когда не выплачивают зарплаты, пенсии и стипендии.
19.01.99 г.
 
 
                Вчерашний банкрот набирает разгон

       Как известно, в конце прошлого рода АО «Брянскмясо» был продан московской фирме ЗАО «Ренова» всего за четыре млн. рублей
Новые хозяева без раскачек принялись за дело, начав вкладывать средства в производство, некогда развалившегося предприятия, которое работало, так сказать, в холостом режиме.
      С нового года предприятие начало принимать от партнёров заявки со всей области. Причём быстро нашли рынок сбыта в Москве, Калуге, Смоленске, Орле.
Комбинат наладил выкуп пятидесяти видов колбасных изделий. Оптовым покупателям установлена скидка до пятнадцати процентов, а также определена предоплата на пять банковских дней.
      Раньше предприятие выпускало 25-30 тонн в месяц. В феврале уже вышло 45 тонн. Теперь хотят довести выпуск колбасных изделий до 100 тонн.
На предприятии нет проблем с оборотными средствами. Продукция расходится быстро.


Рецензии