Его музыке открываются небеса. Игорь Демарин

***
Скромный, интеллигентный, немногословный, он говорит музыкой, нотами и взглядом. Взгляд его осмысленный, глубокий, проницательный и слегка отрешённый. Отрешённый, потому что, как и каждый настоящий творческий человек, он никогда не бывает в этом мире до конца. Какая-то частичка его сущности всегда находится где-то там, в необозримом пространстве, и словно невидимой нитью связывает его с тонкими гранями Вселенной.

Его музыке  – чистой, прозрачной, светлой, благодатной – открываются небеса. В  этих звуках пульсирует время. Они ценны неповторимостью, индивидуальностью. В его манере исполнения  звучит то нежная лиричность, то взрывная надрывность. Он не просто поёт, он проживает каждую песню, как отдельную жизнь.

Он не изменяет себе. Его Песня – добрая и мелодичная.


ЭТИ ПЕСНИ НАСЫЩАЛИ ВРЕМЯ


Игорь Демарин – один из тех, чьи серьёзные драматические композиции заставляют думать, мыслить, анализировать, делать выводы. И происходит главное – очищение и духовное обогащение.

Всё, что он творит – творит в тесном единстве слов и мелодии. Он не просто пишет музыку к тексту – он впитывает в себя каждую строчку, отзвук каждого слова, а затем обрамляет те слова другой материей – одухотворённой.

Он – Игорь Демарин, очень музыкальный, тонко понимающий и воспринимающий действительность.

Песни Демарина всегда трогали меня до слёз, настолько глубоки и животрепещущи они были. Эти песни  насыщали время. Они помогали пережить далеко не лучшие перемены в стране.

После распада Советского Союза Игорь Демарин уехал в Москву, где написал цикл серьёзных композиций, в которых очень тонко передал эпоху, дух постперестроечного времени: «Как же так–  я сегодня живу за границей, не покинув страны…».  Драматизм событий отражался  в его музыке:  в «Загранице»,  косвенно – во многих других лирических песнях. В пронизывающих мелодиях – грусть и боль за судьбы людей, за будущее страны. Тогда, в 80-х, они никого не оставляли равнодушными. Сегодня, спустя годы, они будоражат сознание и вызывают лёгкую ностальгию.


АПЛОДИСМЕНТЫ ИГОРЮ ДЕМАРИНУ

Игорь Демарин – заслуженный артист Украины, член Союза композиторов России, певец. Автор сотен популярных эстрадных песен. Лауреат и дипломант престижных всесоюзных, международных музыкальных конкурсов и фестивалей в Юрмале, Витебске («Славянский базар»), Польше («Зелена Гура»), Сопоте, Ялте (Гран-при, 1988г.).

Демарин известен широкой публике как автор знаменитых хитов «Листья Летнего сада», «Нищий», «Конвой», «Заграница», «Доктор Время», «Америка-разлучница», «Белый вальс»», «Я не могу расстаться», «Витёк», «Пригласи отца на белый танец», «Рондо», «Аплодисменты», «Перестань», «Хочу в круиз». Среди исполнителей его песен Иосиф Кобзон, Валерий Леонтьев, Лариса Долина, Филипп Киркоров, Тамара Гвердцители, Ирина Аллегрова, Любовь Успенская и многие другие, хотя чаще всего свои песни автор исполняет сам.

Композитор создавал свои песни в содружестве с известными поэтами Николаем Зиновьевым, Юрием Рыбчинским, Михаилом Таничем, Юрием Рогоза. Нередко обращается к стихам Кайсына Кулиева, Маргариты Алигер, Владимира Маяковского, Роберта Бёрнса.

В настоящее время проживает со своей семьёй в Москве. Помимо эстрадных песен пишет музыку для спектаклей, мюзиклы, симфонии, монооперы.


ЯМАЛ СТАЛ ДЛЯ МЕНЯ ОТКРЫТИЕМ

Творческая биография Игоря Демарина тесно связана с Крайним Севером. В содружестве с поэтом Николаем Зиновьевым был написал цикл песен о нашем крае: «Русский газ», «Песня о Ямбурге», «Песня о Газпроме», «Заполярный», «Ямал», «Планета Газпром» и другие.  Более двух десятков лет Игорь сотрудничает с ведущими предприятиями нашего города, в том числе, с ООО «Газпром добыча Ямбург». Можно сказать, является непосредственным свидетелем пуска Заполярного и Ямбуржского месторождений – крупнейших газовых объектов новой России. Освоение этих нефтегазовых промыслов происходило в некоторой степени и с его участием – Демарин неоднократно приезжал с поздравительными концертными программами к различным весомым датам.

Прослушиваю диск Игоря. «Песня о Ямбурге» – славная, добрая получилась. В Ямбурге его хорошо знают и давно принимают за своего парня. «Голубой платочек газовый здесь нашла однажды Русь…» –  удачные образы  поэта Зиновьева подкреплены чистой, трогательной музыкой. И когда Демарин поёт: «До чего ж я долго, братцы, не был в Ямбурге…», – искренне верится, что это он о себе. Беседовать с автором оказалось легко и приятно.

– Скажите, Игорь, вы часто бывали в Ямбурге? 

– В 1991 году я впервые побывал в Новом Уренгое и с тех пор на Севере почти ежегодно. Ямбург много значит в моей жизни. Здесь у меня никогда не было даже намёка на провал, поэтому я всегда спокойно еду сюда, всегда, когда меня приглашают, независимо от погодных условий, в любые морозы. Никогда от меня не слышали отказа, хотя можно было найти сто причин. К тому ж я с огромным желанием и с полной отдачей выступаю для людей, работающих в атмосфере жутких холодов, при температуре минус 50. Возможно, они нуждаются в моих песнях и заслуживают тепла гораздо больше, чем где-либо. С удовольствием ездил, как на передовую, в Заполярный, в начальной стадии его строительства. Меня даже увлекает такая романтика, будет что вспоминать. Принимают меня здесь тепло, по-хорошему, чувствуют, видимо, что я такой же рабочий человек, только творческий. За свою карьеру, за свою музыкальную деятельность я научился ощущать реакцию людей не только по аплодисментам,  но и по глазам, улыбкам.

Возможно, моё доброе отношение к Северу, к Новому Уренгою, Ямбургу – результат   хороших взаимоотношений с  Олегом Андреевым –генеральным директором ООО «Газпром добыча Ямбург». Я очень благодарен ему за признание моего творчества, за поддержку всех моих начинаний, проектов, в том числе, и «Парфюмера».

– В «Песне о Газпроме» – живая, стремительная, пульсирующая музыка. Сильные волевые звуки передают темп и ритм трудовых будней газовиков, нефтяников, строителей, мужество их характеров, уверенность, будущность:  «Навсегда, не на гастроли мы приехали сюда». Николай Зиновьев озвучил эту фразу от имени армии газовиков. Интересно, а Демарин всё еще считает себя гастролёром?

– Нет, гастролёром я себя не считаю. И Новый Уренгой, и Ямбург, и Заполярный давно стали для меня привычными. Так что приезжаю я каждый раз в места, ставшие для меня за столько лет родными, приезжаю, как к себе домой.

– Как вам здешняя природа? Довелось ли видеть северное сияние?

– К сожалению, несмотря на мои частые приезды в ваш край, северное сияние в тех красках, о которых мне рассказывали, я не видел, только лёгкие блики. Хотелось бы.

Безусловно, Ямал стал для меня открытием. Это необычное место, оно завораживает, заставляет любить. Тундра влечёт своей бесконечностью. Как-то мы поехали на Обскую дугу, и я долго смотрел в темноту Ледовитого Северного океана. Невозможно оставаться равнодушным к этой сказочной природе. Мне даже в Москве снятся белоснежные зимы с глубокими массивными снегами, безбрежная тундра со звенящими ветрами, слышится иногда зов пурги, вой метелей. Правда, хотелось бы побывать ещё на охоте и рыбалке. Приглашали не однажды, всё как-то не получалось. Говорят, это такое же чудо света, как и другие.


АРОМАТЫ ДЕТСТВА

–  Что для вас значит «Родина»?

– Я родился на Украине в г. Изюм Харьковской области. Окончил музыкальное училище на Донбассе, Киевскую государственную консерваторию им. П.Чайковского, композиторский факультет, служил в Севастополе в ансамбле песни и пляски. В общем,  основные вехи моей жизни связаны с Украиной. Но Россия давно стала для меня второй родиной:  здесь, в Москве, укрепилась семья, здесь родились сыновья Роман и Игнат, здесь мой дом, здесь мои друзья, моя работа, творчество, всё то, чем я живу.

– Ароматы детства?

– Самый сильный аромат детства – река  Донец. Она пахнет как ни одна река в мире! Она ассоциируется у меня с запахом детства. А ещё я обожаю запах весны. Я чувствую её приближение, её незримое наступление, её  несравнимый запах в самом начале, когда ещё и почек на деревьях нет, а уже откуда-то доносится свежесть. Это аромат чего-то нового, какого-то волнения. Весна – очень важное время года для меня, это начало всего и в жизни, и в творчестве.

– Какие наставления считаете решающими в вашей судьбе?

– Наставления моих родителей. Мама внушила мне, что главное в жизни  – порядочность. «Никогда не выдавай себя за того, кем на самом деле не являешься», – говорила она. Учила усердию и трудолюбию, учила уважать женщину,  не разделять людей по национальному признаку, ибо все люди – люди планеты. То, что я не бросил музыку – спасибо маме, её терпению. Хотя в детстве были достижения и в футболе, и хоккее. К сожалению, её уже нет в живых.  Я искренне надеюсь, что не подвожу её в отношении того, что я делаю. Возможно, моя мама, Любовь Андреевна, пыталась воплотить во мне свои несбывшиеся мечты:  в военное время она была актрисой – примой народного театра, организовывала вечера, проводила концерты. Сама и пела, и танцевала, вместе с отцом сценки различные устраивала. Кстати, отец, Борис Михайлович, тоже вложил в меня много души. Часто повторял: «Если б ты, сынок, стал композитором – это же так уважаемо!»


ОЗВУЧИТЬ БЕЗМОЛВИЕ

Новость о том, что известный композитор Игорь Демарин поставил рок-оперу по мотивам знаменитого романа немецкого писателя Патрика Зюскинда «Парфюмер», долетела и на Крайний Север. Презентация рок-оперы состоялась в Новом Уренгое в начале марта 2008 года.

Впервые на сцене ГДК «Октябрь» развернулось  мероприятие такого высокого уровня. Концертная версия «Парфюмера» была предложена в сопровождении оркестра  "Фонограф-Симфо-Джаз" под руководством Сергея Жилина. Главную роль Жана  Батиста великолепно сыграл и спел автор Игорь Демарин. Ведущие партии исполняли народный артист СССР Владислав Пьявко, заслуженный артист России Валерий Ярёменко, певица Виктория Морозова-Макарская, певица Наталья Фатеева и гитарист Дмитрий Четвергов.

Признаюсь, я была немало удивлена, узнав, что на сцене городского дворца культуры «Октябрь» состоится премьера, захотелось обязательно  посмотреть. Посмотрела. Монументальная вещь! Колоссальный труд! Смотря на одном дыхании, я постоянно находилась в каком-то оцепенении. 
   
 Очень захотелось пообщаться на эту тему с автором и его супругой, продюсером и режиссером Натальей Демариной. Удалось.


– Вы довольны результатом, Игорь?

– Надеюсь, что оправдал надежды  не только свои, но и тех, кто в меня поверил и помогал в осуществлении этого проекта. Премьера состоялась в 2007 году в московском театре «Новая опера» и имела огромный успех, прекрасно прошли выступления и в Новом Уренгое, и в Ямбурге.

Я абсолютно согласна с автором проекта. Отзывы уренгойцев после выступления были только положительные. Надо отдать должное поэту-драматургу Юрию Рыбчинскому, так удачно написавшему либретто к рок-опере. Что ж, имя говорит само за себя. Его скрипка – стихотворная форма всё же была первой. Тонко уловил эпоху, мысли, чувства, переживания героев. А нам, зрителям, помог глубже разобраться в перипетиях добра и зла. Оценила также режиссуру Игоря Афанасьева. Воздушные гимнасты из Киева – цирк «Кобзов» и балет-кабаре «Фьюжен» под управлением Ларисы Никольской внесли существенный привкус аромату рок-оперы.

Очень удачно подобраны исполнители. Валерий Ярёменко, заслуженный артист России, популярный кино и театральный актер, был неподражаем со своим уникальным вокалом в роли Маэстро Бальдини. Его эксцентричность, актёрский талант, вибрирующая пластичность заставляли неотрывно следить за его движениями, жестами, мимикой, дополняющими прекрасную игру. Владислав Пьявко (роль отца Лауры), народный артист СССР, оперный певец с мировой известностью,  буквально гипнотизировал зал своим магическим драматическим тенором.

Виктория Морозова-Макарская – красавица, умница, муза и добрый талисман своего супруга Антона Макарского –  получила в награду шквал аплодисментов одним только своим появлением на сцене Дворца культуры. Мне удалось пообщаться с Викторией за кулисами. На вопрос: «Как же Демарину удалось заполучить на роль первой жертвы такую Диву?» – Вика ответила, что она училась вместе с женой Игоря, Натальей, в ГИТИСе, и с тех пор они поддерживают добрые отношения. Так что Морозова помогала Демарину вдохнуть жизнь в оперу с самого начала проекта. Она делала демо-записи, на которых пропела все женские роли «Парфюмера».

Чистое, непосредственное, классическое пение у молодой певицы Наташи Фатеевой (роль Лауры). Похоже, что неизвестная доныне певица быстро приобретет известность с такими наставниками.

И, наконец, сам Маэстро, Игорь Демарин, в главной роли. Сколько раз я вслушивалась в его песни и восхищалась красивым, мелодичным голосом! Но не ожидала, что он способен выдать такое! От арии «Я – парфюмер» в исполнении самого автора я была просто в восторге!

– Пожалуй, поклонников вашего творчества удивляет в данной ситуации не столько то, что вы показали себя в новом жанре, сколько выбранный вами репертуар. Надо полагать, нужна смелость, чтобы решиться на такой рискованный проект –  озвучить безмолвие. Почему именно «Парфюмер»?

– Действительно, отношение общественности к роману было неоднозначным. Главный герой в романе не произносит ни единого слова, отсутствуют также монологи. Задача усложнялась, но был неимоверный интерес. Люди никогда не задумываются, как, какой ценой автору удалось создать тот или иной шедевр. Для всех важен конечный результат. Я в «Парфюмере» увидел призрак аромата. Через такой вид творчества проявился гений. На запахи я всегда обращал внимание, почувствовал, что  в такой интерпретации «Парфюмера» ожидает успех.

– На мой взгляд, невероятно сложно передать запахи звуками. Это слишком тонкая, я бы сказала, ювелирная работа мастера. Как долго вы работали над ней? Что испытывали в процессе работы?

– Изначально был интерес, затем – цель, творческий процесс, трудоёмкая работа, и, наконец, результат. Что испытывал? Главное – запах искусства, аромат творческого процесса.

– Мало было изучить роман Патрика Зюскинда, важно было понять, вникнуть в жизнь маньяка-убийцы, попытаться её прожить,  где-то возможно, и оправдать главного героя  ради его гениальности. Ваше отношение к главному герою.

– Он, безусловно, заслуживает осуждения и обличения, но если абстрагироваться от личностной оценки и попытаться пойти дальше, то выходит, что главный герой шёл к определённой цели, пытаясь осуществить задуманное ради искусства. И я не смею его ни судить, ни оправдывать – для этого есть другие Судьи. Для меня чрезвычайно интересен был сам процесс зарождения настоящего произведения. И не имеет значения, симфония ли это или  поэма, главное – поиск аромата.

Само  творчество побуждает искать, творить, находить что-то новое. Настоящее, гениальное рождается в муках. И «Парфюмер» для меня – это всё: и Моцарт, и Бетховен, и Шекспир... Многие из них платили за гениальность слишком высокую цену.

– Ваша рок-опера рассчитана на какую-то определенную аудиторию?

– В первую очередь, для тех, кто умеет воспринимать, слушать, улавливать подтекст –  для думающих, мыслящих.

– Не думаю, что следующий вопрос покажется вам необычным после постановки «Парфюмера». Что движет людьми, способными на убийство?

– Любовь.

– Проект удался. Тем не менее, головокружение от успеха, я полагаю, Демарину не грозит.

– Однозначно, нет. Впереди ещё много творческой работы, организационных вопросов. Хотелось бы довести всё это до совершенства. Хотя, судя по реакции зрителей, – проект действительно удался, но именно это не дает возможности купаться в славе. А успех – это, конечно, очень приятно. Он тонизирует, заставляет трудиться с ещё большим рвением и азартом.


Я – НЕ ПАРФЮМЕР

– Знаю, что вам близки масштабные произведения. Вы пишете симфонии, мюзиклы, моноооперы, музыку для спектаклей. И в то же время вы известны, как автор популярных эстрадных песен. Что ближе всё-таки? Мне кажется, вам нравится углубляться, уходить целиком в ту или иную атмосферу.

– Не могу сказать, что ближе. Главное для меня –  стопроцентное творчество. И к песне, и к опере отношусь одинаково. Это всё те же эмоции, те же  категории. Смотрю на текст – если тема интересная, без внимания не оставляю. Так, например, произошло с текстом Нелли Жаровой «Пригласи отца на белый танец». Чем бы, в принципе, ни занимался – начинается новый отсчёт жизни, ты идёшь к какому-то результату.

– Вы любите дарить женщинам цветы?

– Да, естественно.

– А духи?

 – Цветы и духи, на мой взгляд, неразделимы. Всё это – ароматы, которые меня увлекают. Недалеко возле нашего дома есть бутик, где можно выбрать и смешать ароматы, то есть ты сам можешь создать оригинальное нечто. Я – не парфюмер, но если случайно удается подобрать нечто заманчивое, то могу кому-то подарить свое, так сказать, произведение искусства.

– Добро и зло. Что они значат для вас? Существенна ли разница между двумя этими понятиями в Вашем восприятии?

– Эти понятия сопровождают меня, как впрочем, и каждого человека,
всю жизнь. Я свято верю, что на сто проявлений зла – одно добро может победить. Для меня очень важно в своих чувствах, своих принципах, какую дорогу – добра или зла – ты выбираешь. Зло убивает и разлагает твою собственную душу. И я призываю ежедневно делать шаг в сторону Добра.

Идут годы... Его рок-опера в 2015 году уже прошла в Москве на льду
СК «Олимпийский». Игорь Демарин по-прежнему пишет светлые, добрые мелодии.


С огромным уважением к творчеству Игоря Демарина
© Полина Росошик, г. Новый Уренгой, 2008-2017гг.


Рецензии