К 5. Глава 14 Нубия

Египет времён фараонов — одна из самых известных древних цивилизаций на африканском континенте. Но это не единственная древняя культура, возникшая в Африке. Южнее Египта, несколько позже, появилась другая менее известная цивилизация — Нубия. Она находилась в долине Нила между первым и шестым порогами. Название «Нубия» происходит от древнеегипетского слова nub — «золото». Северную часть этой страны египтяне называли Уауат, южную — Куш. На востоке Нубия граничила с Красным морем, а на западе — с пустыней.

За высокими пилонами храма Хнума на острове Элефантина, недалеко от современного Асуана, воды Нила яростно рассекали скалы первого порога, за которым простирались неведомое и бескрайнее пространство Нубии. В отличие от густонаселённого Египта, здесь были немногочисленные земледельческие поселения, чьи жители стали известны как нубийцы.

Нубийцы — народ, проживающий на юге Египта и севере Судана. Сегодня они делятся на четыре группы: фадиджа, махас, кенузи (кунуз) и донгола. Нубийцы принадлежат к эфиопской расе и родственны горным народам южного Кордофана — горным нубийцам. Они отличаются от египтян как культурно, так и этнически. У них свои обычаи, традиции и язык — нубийский. Этот народ сумел сохранить самобытность на протяжении веков, от времён фараонов до наших дней. Исторически нубийцы селились вдоль берегов Нила и занимались земледелием. Современные нубийские деревни до сих пор расположены вдоль реки. Они впечатляют своей красочностью. Дома окрашены в яркие цвета — синий и оранжевый. В деревнях много зелени, повсюду растут пальмы. Жилищ немного, не более десяти, но в каждом проживает большая семья. Дома довольно крупные, ведь рассчитаны на несколько поколений.

Жители Нубии выращивали зерновые, овощи, фрукты, масличные и финиковые пальмы. В животноводстве разводили мелкий и крупный рогатый скот. Также были развиты птицеводство, рыболовство, кожевенное и ювелирное ремесла, резьба по дереву. Нубийцы славились своим гончарным искусством. Их посуда отличалась красотой и функциональностью. Особенно популярны олья — горшки для хранения воды. Благодаря особой форме и составу глины, вода в них не перегревалась в жару. Большинство женщин в Нубии вели домашнее хозяйство. У них есть своё искусство — мехенди, роспись хной на руках. Узоры хной считаются изысканным украшением. Женщины носили длинные платья со шлейфом. Одежда мужчин напоминала египетскую.

Музыка и танцы — визитная карточка нубийской культуры. Когда звучат инструменты этого народа, а танцовщицы исполняют плавные движения, кажется, что попадаешь в далёкое прошлое. Каждый город или поселение имеет свой стиль танца. Хореография нубийских танцев сложна. Как и в исполнении национальных песен нужно точно попадать в 24 такта. К мелодии добавляются притопы и хлопки, что создаёт особый колорит. Нубийский танец очень весёлый и своеобразный. Он показывает взаимодействие между мужчинами и женщинами. В танце много прыжков, хлопков и необычных движений. Положение тела танцующих уникально. Центр тяжести смещён вперёд. Танцовщицы также бьют грудью вверх и делают интересные движения руками.

Сегодня Нубия — это суровая и неприветливая земля. Палящее солнце и сильные ветра, выветренные скалы и слепящий глаза желтый песок создают атмосферу, далёкую от комфорта. По берегам Нила можно заметить узкую полоску плодородной земли и безводные, давно высохшие вади — сухие русла рек, ведущие к Нилу. Уже в нескольких шагах от реки начинается бескрайняя каменистая пустыня, которая когда-то была обитаемой. Здесь до сих пор находят палеолитические и неолитические каменные орудия, а на скалах — древние изображения. Превращение некогда цветущей местности в пустыню связано с переходом от влажного периода к засушливому.

 

Первое заселение Нубии произошло в эпоху палеолита. Самые древние наскальные рисунки относятся к мезолиту, который начался около 7–5 тысячелетий до нашей эры. Нубийский неолит датируется IV тысячелетием до нашей эры. Однако из-за воздействия климата, ветра, песка и солнца мы знаем о культуре этих периодов очень мало. Вся известная история Нубии тесно связана с развитием египетской цивилизации. Примерно с 2500 года до нашей эры египтяне начали двигаться на юг, и именно от них мы получаем большинство сведений о Нубии. Поэтому историю земледельческих и скотоводческих поселений этой земли мы вынуждены начать с династического периода Древнего Египта.
 

Северная Нубия эпохи Древнего царства

Народы Египта и Северной (Нижней) Нубии с древних времён представляли собой единое этнокультурное пространство и, возможно, взаимодействовали с населением Центрального Судана. Со временем эти культуры обособились. Развитие связей между ними шло в двух направлениях: с одной стороны — торговый обмен, с другой — набеги, которые стали частыми уже в эпоху первых египетских династий. В Нубии было мало плодородной земли, поэтому она оставалась в основном скотоводческой страной. Египтяне видели в ней источник скота, так как в их стране преобладала ирригационная система земледелия. Также Нубия привлекала египтян разнообразием сырья.

На скале к югу от древнего Бухена можно увидеть изображение связанного пленника и имя фараона Джера, правителя I династии. Это первое достоверное свидетельство походов фараонов в Нубию. Следующая запись, оставлена нам Палермском камне царём IV династии Снофру рассказывает о военном походе в Нубию, в результате которого были захвачены пленники и богатая добыча. Успехи египтян в набегах и их способность вывозить разнообразные ресурсы объяснялись тем, что в Нубии в период Древнего царства существовало множество враждующих племен. В надписях упоминаются земли Вават, Нам, Ирчет и другие. Египтяне умело использовали междоусобицы нубийцев, что позволяло им укреплять свое влияние в регионе.

В это время Египет активно торговал с южными землями, которые тогда были автономными. Однако вряд ли могла существовать взаимовыгодная торговля между этими народами. Нижняя Нубия тяготела к Египту из-за этнической близости и часто страдала от набегов южнонубийских племен. Они рассчитывали на египтян как на возможных защитников и пытались заручиться поддержкой египетских фараонов. Египтяне стали защищать нубийцев, заключая с ними союзы. Это подтверждает надпись на восточном берегу Нила, немного выше первого порога. На ней изображены фараон Меренра и вожди нубийских земель. Фараон стоял позади горы, а нубийцы воздавали ему почести. Это говорит о том, что обсуждался торговый или военный союз.

В этот период в Нубии начали появляться первые торговые центры и города, а также начался процесс классовой дифференциации. Учёные нашли могильник, напоминающий египетские царские усыпальницы. Роскошные сосуды и курильницы свидетельствовали о высоком положении погребенных. Однако утверждать, что Нубия была единым государством с правительством, фараонами, государственной религией, письменностью и монументальными сооружениями, было бы преждевременно. Наличие богатого могильника не может служить доказательством существования развитого государства, но свидетельствует о начале его формирования.

Больше информации о Нубии появляется при VI династии. Автобиография номарха Элефантины Хирхуфа рассказывает о его миссиях. В первый раз он был отправлен царем Меренра I в страну Иам за вторыми Нильскими порогами, чтобы открыть туда путь. За семь месяцев Хирхуф выполнил задачу и доставил дары, за что был высоко похвален. Второе путешествие заняло восемь месяцев. В третий раз Хирхуф участвовал в походе против ливийцев, собрал дань скотом в Северной Нубии и привез богатые дары: шкуры пантер, слоновую кость и черное дерево.

Эти надписи ярко иллюстрируют отношения Египта и Нубии. Правители нубийских стран подчинялись Египту и помогали выполнять поручения фараона. Однако правитель Северной Нубии оказал почести Хирхуфу только после того, как увидел его войска. Надписи Сабни и Пиопинахта упоминают расправу с непокорными нубийцами. Если в долине Нила жили племена, которые редко сопротивлялись египтянам, то кочевые племена в пустыне часто нападали. Поэтому в Северной Нубии строили крепости и держали военные отряды. Уже в Древнем царстве небольшие группы нубийцев заключали браки с египтянами и возвратившись на родину становились элитой смешанного происхождения. Потомки этих людей охотно служили египтянам помогая им гораздо больше, чем своим соотечественникам. Из Нубии в Египет в этот период поставляли камень, дерево, скот, слоновую кость и шкуры леопардов, но золото не разу не упоминалось.

После распада Древнего Царства власть египтян в Нубии ослабла, и прошло много времени, прежде чем Египет восстановил свое могущество. В этот переходный период между Древним и Средним Царством Нубия развивалась самостоятельно. В конце III тысячелетия и начале II тысячелетия до н.э. сюда пришли новые племена, хамитские, с примесью негроидной крови. Они создали самобытную нубийскую культуру, тесно связанную с предыдущей. Ученые до сих пор спорят о происхождении этих племен. Одни считают, что они пришли из верховьев Голубого Нила и Атбары, другие — из Судана или юго-западных областей, например, из Кордофана.

Фараоны Среднего Царства снова завоевали Нубию, которую теперь называли «страной луков». Их внимание привлекли золотые рудники между долиной Нила и Красным морем. Второе завоевание Египта при первых двух фараонах XII династии, Аменемхете I и Сенусерте I, было особенно интенсивным. В гробнице номарха Амени в Бенигассане сохранилась его автобиография, описывающая походы в Нубию — теперь страну Куш. Этот термин редко использовался в эпоху Древнего Царства.

 

Нубийский пленник

В первом походе Амени был в царской свите. Он пишет: «Сопровождал я моего владыку, когда он плыл на юг, чтобы уничтожить врагов — четырех варваров. Прошел я Куш, достиг границы земли, принес все дары. Хвала моя достигла неба. Его Величество вернулся в мире, уничтожив всех врагов в подлом Куше. Потерь в войске не было». Второй поход Амени совершал уже с наследником престола, Аменемхетом. «Поплыл я на юг, чтобы принести золотую руду Величеству царя Верхнего и Нижнего Египта Сенусерта I. Плыл вместе с наследным князем, старшим царским сыном Амени. Плыл в числе 400 избраннейших воинов. Вернулся в мире, потерь не было. Принес золото, которое мне было приказано доставить».

В третий поход пришлось усилить охрану экспедиции, так как сопротивление нубийцев росло. Амени рассказывает: «Я поплыл на юг, чтобы доставить руду в Коптос. Со мной было 600 лучших воинов Антилопьего нома. Я вернулся без потерь». Из-за сопротивления нубийцев в завоеванных землях восстанавливали, укрепляли и строили новые египетские крепости. Раскопки показали, что крепости Древнего Царства значительно расширили в эпоху Среднего Царства.

При Сенусерте I завоевания достигли второго порога Нила. Сенусерт III продвинул границы до третьего порога и построил 12 крепостей. За вторым порогом появились две укрепленные крепости — Семне и Кумме. Семне называли «Могуществом Хакаура» (Хакаур — второе имя Сенусерта). Чтобы облегчить судоходство, египтяне прорыли канал «Великолепные пути Хакаура», и суда стали свободно плавать по Нилу, вывозя богатства Нубии.

Несмотря на жесткую эксплуатацию, нубийская культура развивалась. Длительные отношения с Египтом способствовали росту производительных сил. В Нубии почитали местных богов, а в крепости Семне построили храм нубийского бога Дедуна. Однако жизнь в стране была неспокойной. Гарнизоны отражали набеги кочевых племен и подавляли восстания. На 16-м году правления Сенусерт III отправил карательную экспедицию, которая сожгла посевы и угнала скот. На границе Нубии и Египта установили статую фараона как символ власти. Память о разрушении Нубии Сенусертом III долго жила среди её жителей.

 

Священная скала Западная Деффуфа в Керме

К югу от третьих порогов Нила с древних времён существовала «культура Кермы». Уже около 3000 года до н. э. Керма была городским поселением, выросшим вокруг скалы Западная Деффуфа. Сегодня Керма, что переводится как «Красный Холм», представляет собой руины древнего города Нубии, который был столицей одноимённого государства на территории современных Судана и Египта. К 1700 году до н. э. население Кермы достигло 10 тысяч человек. Во время раскопок был найден некрополь с царскими гробницами, где покоились жёны и слуги правителей. В последние годы учёные предположили, что захоронения могли быть насильственными. Однако мнения о человеческих жертвоприношениях в Керме расходятся. Помимо некрополя, сохранились руины монументальных построек: крепости, высокой платформы с резиденцией правителя и храма.

Для ранней культуры Кермы (2500–2050 гг. до н. э.) характерны постройки из акации с крышами из пальмовых веток, оштукатуренные глиной и раскрашенные в разные цвета. Эти сооружения типичны для первобытного общества и встречаются в этом районе до сих пор. Однако наряду с ними можно найти и большие жилые дома, вероятно, принадлежавшие государственным чиновникам. Около 2200–2000 гг. до н. э. в строительстве Кермы начали использовать необожжённый кирпич. Сооружения из обожжённого кирпича появились здесь около 2050–1750 гг. до н. э., тогда как в Египте их стали применять только в Позднем царстве (VII–IV вв. до н. э.).

Культура Кермы отличалась от древнеегипетской. В ней явно прослеживалось влияние Чёрной Африки и её фауны. Предметы из слюды, слоновой кости и кварца более характерны для африканских культур, чем для Древнего Египта. Керамика Кермы была одной из самых красивых в долине Нила. Сосуды из красной глины с тонкими стенками тщательно обжигались, расписывались чёрной краской и полировались. В этом виде искусства Нубия превзошла Египет.

Отношения между египтянами и кермскими нубийцами изначально не были враждебными. Однако в начале XII династии Египет решил захватить Керму. Сенусерт III предпринял несколько мощных походов на юг, но не добился значительных успехов. Пик политического значения Кермы пришёлся на конец Среднего царства и эпоху Второго переходного периода Древнего Египта. Несмотря на внушительные стены протяжённостью более трёх километров и несколько десятков крепостных башен, город не смог устоять перед нашествием египтян под предводительством Тутмоса I. Это уже совсем другая история.


Рецензии