Безмолвие белых вершин
вершинами. И кажется, что я слышу, как скрипит земная ось…»
(Из моего Алтайского дневника)
Самое удивительное, когда пишешь горные вершины с натуры, – с каждым
взмахом кисти начинаешь всё глубже и глубже погружаться в невидимую
энергетику, исходящую от величавого спокойствия гор. И возникает
ощущение, что если закрыть глаза, то можно услышать, как вершины
неспешно переговариваются друг с другом.
Художники, пишущие горы, хорошо знают удивительное состояние,
внезапно возникающее как разграничение реального и мистического. Когда
начинает казаться, что начинаешь слышать звуки, полные своей скрытой
динамики и напряжения – постепенно перерастающие в удивительные
природные симфонии.
Но ты не сходишь с ума, не реагируешь на разряженную атмосферу. Тут
совсем другое! Да, да – горы имеют свой особый язык и звучание… Порой их
ропот похож на гул ветра, а иногда – на скрежет срывающихся в чёрную
бездну снежных лавин. Но всё – лишь тонкий обман, отвлечение нашего
внимания от лежащего по ту сторону всех звуков...
А когда флёр рассеивается, то с удивлением замечаешь, что через несколько
часов нахождения с горами наедине – входишь в психологический транс, в
состояние полного покоя и умиротворения.
…Мы не знаем, что чувствовал Николай Рерих, когда создавал свои полотна,
где не просто так изображал величайшие снежные вершины. Как мы знаем из
его книг, художник искал философию безмолвной красоты, что могла помочь
человечеству выйти из тупика, где оно оказалось. Рерих видел: в
окружающей жизни люди не понимают язык безмолвия, а блуждают во тьме
злобы и тьмы. Не будем забывать, что художник жил в эпоху, когда
надвигалась самая страшная мировая война.
Художник понимал (точнее – интуитивно чувствовал!), что «слушать
безмолвие» – сложная работа, где одновременно задействованы душа и
сознание.
Горы говорят очень о многом, не издавая внешних звуков. Но их язык можно
ощутить, если попробовать понять природу молчания. Немота внешне
безмолвных вершин – это и есть их разговор о Вечности.
Но, может возразите вы, громкое слово «вечность» не совсем подходит
применительно к горам? Они же как как люди: рождаются, стареют и
умирают… Только их жизненный цикл растянут во времени на миллионы
лет!..
Мы привыкли делить окружающий мир на живую и неживые природу. Но в
сути «живого и неживого» одним из первых попытался разобраться
гениальный художник Возрождения Леонардо да Винчи, проводя свои
живописные эксперименты – стараясь отобразить через выписывание глаз на
холсте саму человеческую душу! Душа для Леонардо являлась чем-то
материальным – потому он и наделял ею все предметы (так же, как скульптор
Микеланджело свои статуи!).
А великий мыслитель Академик Вернадский в своих работах открыто
утверждал: в природе деления на живое и неживое не существует – весь
окружающий нас мир составляет единое целое, завершённый цельный
организм. Без того, что мы называем «неживым» наша биологическая жизнь
никогда бы не возникла! Значит, и человек, и горы – составляют единое
целое.
Земля, вода, воздух – то, что питает нашу жизнь. И горы в данной связке
занимают особое место. Мы пока не знаем, как горы осуществляют
распределение космической энергии по планете, занимая двадцать пять
процентов земной поверхности. Лишь догадываемся, но не можем сказать
точно, как они влияют на вращение земли.
Увы, все наши знания носят ещё довольно условный характер – в виде
теорий и предположений. И мы не знаем до конца точно, как возникла
вселенная и откуда берётся энергия бесконечного космоса.
Я не говорю о законах квантовой физики в пределах Земли или теория
относительности Эйнштейна в рамках всего Универсума (безусловно,
величайших открытий человеческой мысли!).
Пытливый разум невозможно остановить в стремлении проникнуть всё
глубже и глубже в разгадку строения материи, в познание законов, по каким
она функционирует. Но я сейчас не о том…
Живопись, как важная часть искусства, всегда на несколько шагов идёт
впереди научной мысли – через изображение предмета она способна
раскрыть его суть, скрытую от человеческого глаза. И тем самым – перейти в
некое иное, ещё не открытое человечеством измерение. Думаю, таких
измерений – множество! Пока не открытых, но реально нас окружающих.
Если хаос – есть одна из форм существования материи, то типов материи,
следуя научной логике, должно существовать бесконечное множество! Как и
бесконечное множество цветовых гамм этой самой материи… В
девятнадцатом столетии Айвазовский экспериментировал со цветами,
описывая на своих полотнах море, где игра света и волн достигала вершины
гармоничного синтеза. Он пытался наделить море особой духовной
субстанцией.
Но начало двадцатое века дало миру «Чёрный квадрат» Малевича, как
главный кирпич в структуре современного восприятия окружающего мира –
через чистый цвет. В таких изысканиях русский Супрематизм начала
двадцатого столетия, как разновидность абстракционизма, в своей жёсткой
рациональности обогнал время – провозгласив доминирование цвета над
формой!
Сегодня так называемое «экспериментальное искусство» на злобу дня
пытается проникнуть в самую суть вещей – изгнав из формы содержание. Но,
возможно, так и выглядят поиски Абсолюта. Той точки, где может
уместиться всё окружающее нас пространство. В том числе, с его
урбанизацией огромных городов и густонаселённых жилых пространств, где
современный человек постоянно погружён в шум окружающей его жизни и
хроническую нехватку времени и. Здесь нет место тишине и покою. Такой
ритм жизни требует совсем других цветовых гамм!..
Тот же Николай Рерих, всю свою жизнь искал вдали от больших городов –
чаще всего именно в горах! – ось мира или его центр. А потому и
создавал полотна, как послания человечеству: изображая не просто
величайшие снежные вершины планеты, а выражая философию безмолвной
красоты, абсолютной гармонии. Или, как говорят художники-
экспериментаторы – «Гармонию Абсолюта». Он как художник пытался дать
человеку полотна, содержавшие в себе огромную скрытую энергию,
помогаюшею человеку осуществить трансцендентальный переход на новый
уровень своего очеловечивания.
*
Неандерталец, заполучив в руки самый современный «Айфон», в лучшем
случае принялся бы колоть им берцовые кости своих жертв – не понимая
назначения диковинной штуки. Вот так и мы сегодня – пока что никак не
можем понять глубины безмолвия горных вершин. У нас, современных
людей, просто нет на времени на такое «бесполезное» занятие. Как нет и
особого психологического генома, чтобы быть готовым к подобному
миросозерцанию. А ведь горы говорят о самом важном!
…Но пока живы художники, человечество придёт к нужному пониманию.
Ещё пока имеется запас по времени, хотя и не такой большой… Не всё
потеряно, пока на стенах знаменитых музеев мира висят выдающиеся
художественные полотна – как мосты, через которые к нам поступает особая
сила и мудрость. А последние как раз и определяют Жизнь – как постоянный
отказ от прежнего опыта. Для достижения новых вершин, пока ещё лежащих
за пределами наших возможностей.
Кисть смешивает краски и ложится особым узором на полотно, создавая
шифр или код. И вот уже ось скрипнула, и ворота в другое измерение
немного приоткрылись. А яркий свет далёкой звезды соединился с горной
вершиной...
Космос сжался, и в единой точке слились время, пространство и душа.
Теперь – всё только начинается!..
Холст, масло 60Х100 . А. Лютенко" БЕЗМОЛВИЕ БЕЛЫХ ВЕРШИН"
Свидетельство о публикации №225051800870