Максим Кантор. Очерк личности с помощью цитат
"Вне нравственного служения искусство делается декоративным" - декор имеет свою огромную ценность. "Нравственное служение " - подобный пафос я считаю безнравственным. Само слово "искусство" уже полностью опорочено идольством. Просто в любом своем занятии надо задействовать как голову, так и душу (а желательно ещё и тело)
"Очень важно, что все три великих художника – а их было ровное трое: Сезанн, Ван Гог, Гоген, начавшие возрождение европейского искусства после импрессионизма – порвали с традициями цеховой корпоративной морали и были, по сути, художниками-любителями" - опять непомерный пафос: "возрождение европейского искусства после импрессионизма". Какое ещё "возрождение"?! "Великим" был только Ван Гог (хотя опять-таки такие идольские слова лучше не употреблять), а Гоген был просто сволочью и бездарем. И Ван Гог считал себя членом цеха художников, ему были очень важны братство и солидарность в любом проявлении
"Живопись – это всегда проблема другого, к которому обращается художник. Живопись – это всегда диалог одного с одним" - попытка изобразить философию на ровном месте; самоочевидно, что художник один и то, что он рисует - одно (поход в магазин - это тоже "проблема другого"!)
"В «Расстреле» Гойи есть именно победа. Этот холст и написан ради той победы, что достигается «смертию смерть поправ» – победы вопреки всему, победы от безвыходности, победы при невозможности победить" - пустопорожний пафос. Гойя был психически болен и во многих его рисунках и картинках это очень видно , но сюжеты его при этом таковы, что эта болезнь оказывается оправданной: как не сойти с ума при расстреле?
"Диего Веласкес, художник абсолютной несвободы, сделал все, чтобы превратить масляную живопись в манипулятивное искусство. Его стараниями, как и стараниями барокко в целом, живопись практически перешла в иное качество, перестала быть собой, утратив свои изначальные свойства. Потребовались усилия поколений, и внутри Испании – усилия Франсиско Гойи, чтобы вернуть живописи свободу" - очередная хрень. Веласкес был придворным художником и прекрасно заменял фотоаппарат, был исключительно сильным портретистом, причем на редкость не слащавого типа
"Любой, в том числе непосвященный, имеет право и возможность понимать язык живописи – ровно на том основании, на каком всякий человек может и должен понять другого" - очередная самоочевидность, и понять и не понять что угодно мы действительно имеем полную возможность.
"Стадо же – это «ненависть средних к исключительным» - нет, неприятие конформистами андеграунда. (История Иисуса, например, как и всего раннего христианства - она об этом) Слово "исключительный" - оно непонятное, сомнительное. И "средним" любой человек остаётся очень во многом
"Исходя из этой конструкции, трагедией для Ницше было становление индивидуальности высшего порядка, не отвергающей хаос и стадность, но как бы становящейся на плечи этого хаоса, возглавляющей стадо. Эта, достаточно популярная в XX веке, да и сейчас, посылка, в корне противоположна идее ренессансной живописи" - в каждой цитате у него чувствуется позитивный посыл (тут, например, он вроде бы осуждает хаос и стадность), но при этом наворачивается слишком много пафосного бреда - даже разбирать не хочется очередного гомункула из Ницше, 20 века и Ренессанса - слишком растекся по древу... "Личность высшего порядка, возглавляющая стадо"?! (Личность низшего порядка, возглавляющая личностей высшего порядка, потому как её назначили руководить союзом художничков, например!)
"У сюрреализма имелась конкретная социальная роль; то было внедрение философии Ницше на уровне бытового сознания" - привычка мыслить измами и изображать "науку" всегда доводит до цугундера. Полный абсурд (и сюрреализм!). Первично сознание человечества в определенную эпоху, а Ницше, сюрреализм и так далее - это только частные проявления этого сознания и настроения
"Платон об этом, собственно, и предупреждал: нам дано увидеть лишь тень на стене пещеры – тень от больших свершений, проходящих вне нашего сознания и бытия" - вспомнил евангелия: "видят людей как деревья" и "видят как сквозь тусклое стекло". Кто-то видит тень, кто-то - кукиш, кто-то - карикатуру. А кто-то имеет ясный глаз, не замутненный измами и так далее... (Или он намекает на закулису, где орудуют его соплеменники? Когда говорят туманно и неясно, немудрено увидеть и услышать только тень)
"Образ – это не равновесие стихийного и разумного, это не последовательность событий, это постоянное прорастание вечности из секунды" - опять пафос и накручивание словесного поноса (вокруг любого слова его может накрутить?! "Истина - это не равновесие стихийного и разумного, это не последовательность событий, это постоянное прорастание вечности из секунды"!) Но вечность из секунд очень любит прорастать и равновесие чувств и разума я тоже приветствую (но он его отрицает!)
"Тоска по утраченному единству, фантомные боли пластики – продолжают мучить европейское сознание. Новый синтез язычества и христианства возможен; однажды мы сумеем приспособить небоскребы под алтари и вживим бессмертную душу в инсталляции. Вся надежда на живучесть Ренессанса, уже не раз поднимавшего Европу из пепла" - да, Ренессанс был синтезом язычества и христианства; точнее, превращением христианства в очередное язычество (и даже порнографию!) В наше время этот подход даёт слишком уж разрушительные плоды, поэтому "максимы" хотят добавить нравственности и христианства, выровнять гибнущий в порнографии, условности и лицемерии корабль
"Именно изображение взаимопроникающих форм и есть творческий метод Сезанна" - чушь. Сезанн - абсолютно раздутая величина. Это полный ноль (как и Моне, например; или Ренуар. Импрессионизм в целом - это некая незрелая каша... "Взаимопроникновение" - это норма для любой мазюкалки и каши)
"Красота не знает, что она прекрасна – художник ее этому знанию обучает" - опять пафос и лапша, набивает себе цену перед дебиловатыми клиентами
"Данте называл «ангельским хлебом» (см. «Пир») знания, дающие логику беседе; для художника ангельским хлебом является изучение пропорций, то есть того модуля, который строит зримый мир. Сравнивая – познаешь, как любил повторять Николай Кузанский" - пропорциональный ты наш... (В этот раз лапша с Данте и Кузанским, завтра она будет ещё кем-то приправлена... Казанским?!)
"Живопись, по Леонардо, – это и есть зримо явленный нам Логос" - это даже не пафос, а какой-то барабанный бой. С большой буквы бой. Просто надо по башке бить за такое - и не барабанными палочками, а настоящей дубиной...
"Обществу требуется тот, кто обслуживает интересы существующего порядка. А философия и живопись ищут основания порядка нового" - "признанная" философия и живопись - это часть общества и существующего порядка. А новизны ищут все подряд, ведь старое быстро наскучивает, обнаруживает свою несостоятельность и фальшь.
"Всякая картина принадлежит культуре и эпохе; говорить о картине «Весна» Боттичелли вне анализа неоплатонизма и философии Марсилио Фичино было бы опрометчиво" - не хочется анализировать очередной изм и некоего Марсилио, а Боттичелли - это типичный любитель женских тел и красивых одеяний. Материализм и реализм он не любил, предпочитал идеализм медальонного типа. Своеобразная хрень, её можно считать ангельским искусством (или декадансом?!)
"Искусство живописи способно во плоти представить нам единство двух начал: инстинктивно-мистического и логически-осознанного, которые лежат в основе творчества" - очередная лапша и самоочевидность, мы во всё закладываем и голову и душу
"К тому времени, когда картина обособила себя от Собора, она уже несла в себе культурный код Европы; культура Европы стала картино-центричной" - картины стали распространенным товаром для богатых. Стен у них много и их чем-то, кроме ковров, надо заполнить. Телевизоров не было, скучно, хочется на что-то посмотреть.
"То, что ищет живописец на палитре, есть не что иное, как связующая прочие элементы материя, ускользающая субстанция – философ бы сказал: логика, теософ бы сказал: Бог" - на самом деле, очень многие художнички обожают подобным образом витийствовать: во-первых, им надо впаривать свой товар, как нечто возвышенное, как "искусство", во-вторых у них свободен язык, пока заняты руки... Несут абсолютно любой, произвольный бред, но с включением наукообразных и пафосных слов.
"Если верно утверждение, будто греческий художник Эль Греко в известной мере принадлежал к эстетике маньеризма, верно и то, что он ее изжил и объявил несущественной" - у Эль Греко явно был сдвиг по фазе - прокатило за оригинальность
"Наваррете был прозван новым Апеллесом и испанским Тицианом. (Был также прозван El Mudo – немой, поскольку был глухонемым, что, как ни странно, видимо, не мешало карьере.) Зная об итальянской родословной его мастерства, трудно не увидеть итальянского влияния в картине. Наваретте постоянно копировал итальянцев" - что за книжку пересказывает? (и зачем). Карьере отсутствие болтовни и лапши, конечно, может помешать, но с другой стороны, в молчании есть загадочность, можно за умного сойти (впрочем, ни разу не слышал такую фамилию - и не мудрено, в последние 500 лет художников как собак нерезаных)
"Наваррете также учился в Венеции у Тициана, но, в отличие от Эль Греко, не оттолкнул от себя" - терпеть не могу "искусствоведов", у них та же лапша, но ещё более массивная, фундаментальная, уже не ведрами, а бочками
"Павел, Отец Церкви, всегда изображается с мечом: меч в руках Павла указывает и на мученическую смерть апостола – Павел был обезглавлен. Впрочем, меч, безусловно, прежде всего ассоциируется с Церковью, а не с орудием казни; поскольку Петр всегда изображен с ключами, а не с крестом, на котором был распят, то во всех прочих и особенно в данном случае следует видеть в мече и ключе скорее символы миссии. Тем паче что в каноническом изображении Страшного суда по обе стороны от Иисуса изображают меч и лилию; меч и лилия витают в небесах, символически обозначая два возможных приговора для судимых архангелом. И в данном случае тоже – апостол с мечом заведует Церковью, апостол с ключами от Рая уполномочен встречать праведников, и они олицетворяют разные миссии. Если, глядя на Павла, вспоминаешь «не мир я принес, но меч», то, глядя на Петра, думаешь о Нагорной проповеди" - апостол Павел - это апостол любви и разума (меч - символ разума, а лилия - символ любви). А апостол Петр - это, в общем-то, рыбак деревенский, никаких ключей у него отродясь не было (апостол Павел - это образец христианина-руководителя, а апостол Петр - образец христианина-последователя. Как и остальные апостолы. И крайне важны оба образца...)
"«Снятие пятой печати» – это о воскрешении мучеников; но и призыв к мести за невинно убиенных. Часто поминают «Авиньонских девиц», безусловно, написанных под влиянием фигуры Иоанна. Но куда важнее вспомнить «Гибель Роттердама» Осипа Цадкина" - таким товарищам осипов всегда важнее вспоминать (кто что под чьим влиянием - пропускаю)
"Верхнюю часть (175 см) отрезали по распоряжению премьер-министра Испании Антонио Кановаса дель Кастельо. Министр был недоволен состоянием полотна, реставраторы с его разрешения (скорее всего потому, что картина плохо входила в интерьер) отрезали половину картины, которую сочли испорченной. Поскольку премьер-министр был в скором времени убит анархистом, притча о невинно убиенных, изображенная на картине Эль Греко, приобрела особый смысл. В данной истории важно, что отрезана та часть полотна, на которой изображены ангелы и Агнец, снимающий печати с книги. Нижняя часть картины намекает на то, что перед нами своего рода ответ на Гентский алтарь ван Эйка «Поклонение Агнцу»" - главное, не отрезать голову и яйца, всё остальное можно, если не влезает
"Чтобы был возможен левый поворот, нужно чтобы было лево и право. В России левых и правых нет - есть нижние и верхние" - и слева и справа и сверху и снизу всегда, у всех что-то есть (но надо же всё перекорежить, окарикатурить, сверху на бедную Россию сесть)
"Русские евреи – гордые и глупые. Гордость они наследуют по крови, а дурь – по среде обитания. С годами, от поколения к поколению, формируется эта специальная популяция пустых, горделивых, трогательных, ущемленных людей с горящими близко посаженными глазами и претензией на большее, чем они заслуживают" - заразились от гоев глупостью! Оригинальная самокритика ("в нашей глупости тоже гои виноваты"! - шарман... Надоедает евреям гоев пинать, поэтому такой пинок по своим - это особое удовольствие... Пусть и любовно, но друг друга эти шакалы тоже покусают)
"Пьяный, как и обычно с утра, краснощекий правитель России стоял в обнимку с немецким канцлером и икал. Канцлер бубнил ему что-то в ухо, переводчик талдычил в другое, в голове мутилось, но музыка была приятная – громкая и веселая, как он любил. И тогда пьяненький президент России, взиравший с трибуны на позор своей страны и умиленно вытирающий пьяные слезы, восхитился красотой и историзмом момента. Емузахотелось сделать что-нибудь знаменательное, историческое, произвести жест, который остался бы в веках как символ широкой русской души. Хорошо было бы сказать какую-нибудь историческую фразу, но он не мог придумать, какую бы такую ляпнуть, и потом от выпитого он все время икал. Тогда он, пошатываясь, спустился с трибуны, навалился на немецкого дирижера и отнял у того палочку. Он сам встал к дирижерскому пульту, и все народы мира, глядевшие на пьяного дурня в экран телевизора, ахнули: неужто он сам будет исполнять отходную своей стране? А президент, красный, как Кремлевская стена, и бессмысленный, как боров на бойне, улыбнулся во весь золотозубый рот и взмахнул рукой" - сами эту мразь двигали, сами и посмеялись (хуже всего то, что в том же дерьме вымазалась большая часть населения, за него голосовавшая...)
"Конечно же, люди просто хотели добра, денег и демократии. Проблема лишь в том, что эти три компонента не сочетаются." - нет, быдло хотело поклониться западу. Бесплатно, злобно и авторитарно...
"Но ведь чтобы себя выражать, требуется для начала себя иметь, - говорил Рихтер. - Невозможно выразить то, чего не существует, это абсурд. Я думаю, что в этом высказывании не выхожу за пределы логики. Скажем, для того, чтобы изобразить (выразить) яблоко, требуется само яблоко, или воспоминание о яблоке, или идея яблока. А для того, чтобы выразить себя, требуется - как необходимый минимум - себя иметь. То есть обладать сознанием, памятью, знанием, мыслями, неким нравственным балластом - то есть тем, что в просторечии именуется личностью. Вот этот набор свойств можно выразить. Но нельзя выразить пустоту! Нельзя выразить невежество! Нельзя выразить моральное ничтожество!" - опять презирает гоев, хотя сам пуст, невежественен и ничтожен ничуть не менее.
"Если одна женщина тебе говорит, что любит, и другая женщина говорит, что любит, и любая женщина говорит, что любит, то чем эти утверждения отличаются? Ничем. Которая из них врет? Все врут. С чего бы им тебя любить? За какие подвиги и заслуги? Человек любит прежде всего себя, а в другом любит свое зеркало, вот и все. Любуется на свое отражение, и ему кажется, что любуется самим зеркалом. А если вдруг покажется, что зеркало мутное или кривое, любовь немедленно пройдет." - женщина любит ни себя, ни его, она любит успешных и богатых людей, которых можно доить. Мужики - профессиональные добытчики через работу телом или умом, а бабы - профессиональные добытчицы через душевный фактор, расчёты и дырку
"Выходили российские войска, выходили бесславно, выходили с позором, возвращаясь из некогда завоеванной земли врага, земли, которая стала теперь богатой и тучной, которая стала теперь образцом для их собственной земли. Некогда эту побежденную страну хотели подчинить и проучить – а вышло наоборот: она подчинила и проучила победителей. Войска возвращались к себе домой, в страну, которая которая победила в войне, но затем пришла в негодность, они возвращались к своим полуразрушенным домам, к неухоженным полям, к разворованной стране, к бедности и бессмысленности существования. Войска выходили из Берлина, из города, который когда-то брали штурмом, слепя его прожекторами, а теперь он сам сверкал иллюминацией и фейерверками и слепил уходящих солдат. Выходили из города, где за каждый сантиметр дороги, за каждый угол дома было заплачено русской кровью, а теперь правители Германии дали веселому правителю России несколько миллионов марок, и вышло, что литр крови стоил дешевле пфеннига. Выходили из города, откуда Гитлер приговаривал к уничтожению их отцов и матерей, а нынче отсюда добрые бюргеры слали русским бездомным посылки: кружок колбаски, колготки, леденцы. Выходили из города, отнявшего жизни у миллионов их соотечественников, города, некогда покоренного, а теперь – покорившего их. И они, победители, строились в колонны и покидали город под звуки немецкого оркестра. Так когда-то их отцы, солдаты Второго Белорусского фронта, входили в город под музыку, если уцелел при штурме какой трубач или барабанщик и если было на чем играть. А теперь звучала удалая немецкая музыка, и войска выметались прочь, прочь, назад – в свою гнилую нору, к своему разбитому корыту" - уж конечно, немцев дважды и трижды пожалели, а должны они были стать пожизненными русскими рабами, заплатить вдесятеро за каждую русскую жизнь, за каждое русское разрушение... Усатый кавказец Джугашвили - вот наш позор... (И каждый кантор за каждое своё кривое слово тоже вдесятеро должен заплатить)
"Гражданин мира – это, оборони Создатель, никак не казах, работающий на молдавском предприятии и женатый на украинке, – такой человек не гражданин мира, он просто олух. Гражданин мира – это француз, женатый на американке, имеющий офис в Швейцарии, нефтяной бизнес в России, грузовой терминал в Латвии, офшорную компанию на Антигуа, а наемных рабочих вербующий в Сербии и Белоруссии" - "француз" тут явно фиктивный, он такой же олух и гой для богоизбранных...
«Если отец говорил о человеке, тратящем жизнь на приобретение благ, он презрительно кривил губы, поднимал брови и удивлённо спрашивал: «Неужели этот человек вещист?» Слово «вещист» - звучало как пощёчина. Служить вещам, быть рабом вещей – то был худший приговор, который звучал в нашем доме… Жизнь была подчинена одному закону: порядок только в бумагах и книгах – остальное неважно. Всю свою жизнь папа просидел за одним и тем же столом, залитом чернилами, на одном и том же стуле, с продавленным сиденьем. Ножка у стула была треснута и замотана синей изоляционной лентой, на этом шатком стуле отец проводил по пятнадцать часов в день» - вещи и деньги в совке даже евреям были не очень-то доступны, поэтому они производили высокопарные словесные поносы и делали карьеры
Хорошая груша для боксера, высеров у него необозримое количество, наверняка каждый день болтает с утра до вечера (картины у него точно такого же уровня и направления - полное соответствие)
Свидетельство о публикации №225051800906