Про маяки и не только
Итак, осмелюсь предположить, без Козьмы Пруткова здесь не обошлось, хотя в его время, женщин в литературе было наперечёт, чего не скажешь о небыковском альманахе, собравшем под одной обложкой двадцать дерзновенных представительниц прекрасного пола, при том что мужчин литераторов в «Маяках» меньше трети. Таковы плоды гендерного реванша в современной прозе.
Второе предположение дотошного критика - тема маяка выбрана не случайно. Она тесно связана с детской матрицей памяти, а именно стихотворением Владимира Маяковского «Эта книжечка моя про моря и про маяк». Но не станем гадать на кофейной гуще предположений, тем более, что маяки, как литературная метафора, прочно занимают заслуженное место в мировой культуре.
Маяки – это не просто маяки. Они – вечные стражи берегов, молчаливые свидетели морских приключений, источники вдохновения для художников, писателей и поэтов. В искусстве и литературе маяки обретают глубокий символизм, воплощая в себе надежду, защиту, одиночество и романтику.
Маяк в ночи – это символ надежды для моряков, заблудившихся в шторме. Он указывает путь, обещает безопасность, напоминает о том, что даже в самый темный час есть свет, ведущий к спасению.
Стоящий на краю света, маяк олицетворяет собой одиночество и стойкость. Он выдерживает бури, непогоду, не переставая нести свой свет, словно символизируя способность человека преодолевать трудности.
Маяк, подобно "стражу берегов", отвечает за безопасность мореплавания, он охраняет от опасных рифов и бушующих волн. В переносном смысле, маяк может символизировать защиту от жизненных невзгод, источник мудрости и руководства.
Свет маяка, просвечивающий в темноте, может символизировать знание, просвещение, духовный свет, который озаряет путь человека.
Маяк, стоящий на отшибе, в одиночестве наблюдающий за бесконечным океаном, может вызывать чувство меланхолии и грусти, напоминать о прошедших временах и невозможности вернуться в прошлое.
Изящные силуэты маяков, стоящих на скалах или на берегу моря, чаруют своей красотой и величеством. В живописи маяки - это не только пейзажный мотив, но и символ светила в темноте, символ надежды и красоты.
Несмотря на то, что в наше время маяки в основном автоматизированы, они не теряют своей силы как символы и источники вдохновения. Они остаются важной частью морской культуры, а также вдохновляют художников, писателей и композиторов создавать новые произведения искусства.
Этот экскурс в маячную тематику можно продолжать сколько угодно, но предоставим слово составителю этого яркого альманаха.
«Маяки этого сборника укутаны в туманы и тайны, затеряны в пространствах и временах, увидены с разных дистанций и ракурсов: бродячие маяки и маяки, сросшиеся с прибрежными скалами, арктические и крымские, несущие смерть и дарующие надежду. Встречаются в рассказах маяки-метафоры, звездные маяки, маяки-люди, нарратив от имени маяка и маяк, служащий целью разрушительного трипа. Рукотворный, искусственный свет маяков в пределе смыслового поля книги понимается как нерукотворный и вечный. А потому герои рассказов идут к маякам для медитации и исповеди, спасаются в маячных пределах от суеты мира. Маяк выглядит как идеальное место для любых практик: будь то развеивание праха умершего, отправление его в последний путь или воссоединение семьи. Восхождение на маяк символизирует духовный рост. И зачастую в очертаниях маяков видится их вечный архетип — одинокая Башня, игровая площадка стихийных сил, место финальной схватки добра и зла».
ХХХ
К 100 -летию со дня рождения Бориса Васильева издательство «Вече» выпустило два романа из обширного творческого наследия писателя.
Борис Васильев ушёл добровольцем на фронт в 1941 году, в возрасте всего 17 лет. Из рядов Вооружённых Сил Борис Васильев был уволен в воинском звании капитан-инженер, и в том же году состоялся его литературный дебют – была написана пьеса "Танкисты". А в 1971 году на советские экраны вышел фильм "Офицеры" по той самой некогда запрещённой пьесе "Танкисты", снискавший всенародную любовь.
Писатель не раз обращался к теме войны и судеб людей военного поколения, которая стала основной в его творчестве. Из-под его пера вышли такие замечательные произведения, как "Завтра была война", "Аты-баты, шли солдаты", "В списках не значился" и многие другие, в которых он искренне и пронзительно писал о подвиге самоотверженности, мужества и героизма советских солдат и всего советского народа, выстоявших в битве с безжалостным врагом и победивших в самой ужасной войне за всю историю человечества.
Так получилось, что отечественная литература XX века в значительной своей части оказалась посвящена теме войны. На этой ниве взошли звёзды большого числа выдающихся мастеров слова, и Борис Васильев занимает в этом ряду одно из ведущих мест.
Роман «Утоли моя печали" можно читать и как часть увлекательной семейной саги о дворянском роде Олексиных, и как совершенно отдельное произведение с острым сюжетом и яркими, запоминающимися характерами.
Наденька - младшая в большой семье провинциальных дворян Олексиных - растет в новые для Российской империи времена. Поднимается купеческое сословие, к которому принадлежит теперь и заменившая ей мать старшая сестра Варвара, жена одного из богатейших предпринимателей страны. Поднимаются и юные интеллектуалы-революционеры, готовые бороться с самодержавием путем кровавого террора…
Роман «Отрицание отрицания» написан в 2004 году.
Содержание произведения охватывает период с революции 1917 года до начала Великой Отечественной войны. В центре повествования — дворянская семья Вересковских, каждый член которой избирает свой путь. Название романа связано с основным законом диалектики в идеалистической системе Гегеля: новое отрицает старое, но постепенно само становится старым и отрицается более новым.
Писатель называет Россию «страной отрицания» и пытается найти в прошлом истоки сегодняшних бед, через которые мы прошли в 90-е годы.
ХХХ
В 1963 году писатель Василий Ардаматский выпустил книгу под названием «Сатурн» почти не виден» о советском разведчике Крылове, который под видом этнического немца Крамера был внедрён в разведшколу абвера «Сатурн» и действовал там до конца войны.
«Сатурн» — разведывательный центр, созданный под руководством шефа Абвера адмирала Канариса для проведения разведывательной и диверсионной работы в столице СССР — Москве.
«Сатурн почти не виден» — классика советского шпионского романа, идеальное сочетание невероятных шпионских приключений с реалистичными описаниями зверств фашистов и мужества советских подпольщиков.
Немалую долю успеха роману принесла удачная экранизация романа в 1967 году. Главную роль советского разведчика сыграл Михаил Волков, его «оппонента» - начальника разведшколы «Сатурн» - Николай Прокопович.
Виллен Азаров был не только режиссером, но и сценаристом всей трилогии снятой по мотивам романа Ардаматского, и выровнял в фильме многие перегибы шпионской истории. Недаром, все фильмы трилогии вошли в сотню самых посещаемых лент, советского кинематографа, благодаря отличной режиссуре и великолепному актерскому составу.
Свидетельство о публикации №225051800949