Участие Куткашенских маликов в Ширванском восстани

Участие Куткашенских маликов в Ширванском восстании лезгин [1721]

В борьбу с Сафавидами, кроме Да’уд-хаджжи ал-Мушкури и его союзников, были втянуты и некоторые другие местные правители, в частности Куткашенский малик Махмуд, его брат Ахмад и их сыновья, обладавшие большим богатством. Действия этих феодалов вызвали подозрение у ширванского беглярбека, который донёс сафавидскому правительству об их неблагонадежности. В наказание шах приказал отобрать у этих меликов все имущество, ценность которого исчислялась свыше ста тысяч туманов. Сыновьям меликов удалось бежать из контролируемых шахской администрацией мест и примкнуть к лезгинским повстанцам. Касаясь этих вопросов, албанский историк Есаи Хасан Джалалян писал:

«В стране Ширванской, в области Кабала, в селении Кудкашен, в местности Кара-су властвовал один магометанский [мусульманский] род меликов [маликов]. Среди них был мелик по имени Мелик Махмуд, муж даровитый и счастливый, но алчный более чем Иуда и жаднее, чем пиявка. Он по махгайю [купчая] приобрел от Шемахинского хана всю Кабалинскую область. Эта область была плодородна и многолюдна. В ней обитали как армянский народ, в большом числе, превышающем даже местное население, пришедший сюда из страны Карабахской, так и коренное население. Над всеми властвовал тот мелик, собравший с них и накопивший много сокровищ, содержащих в большом количестве золото и серебро. Поэтому угнетенное население жаловалось на него, в том числе и армянское население Погеры [местность в районе Куткашена], которое собралось ко двору хана, а потом обратилось уже и к царю. Там находился и некий священник по имени Барсег, происходивший из Карабаха, из области Хачен, из рода меликов. Когда народ переселился [сюда], он также со своей семьей ушёл с ним. Они [переселенцы] восстановили селение Согутлу [азерб. B;y;k S;y;dl;; анг. Beyuk Segutly; ныне село в Огузском районе современного Азербайджана. — прим. А.А.] и жили там так, что лучше его не было других сел в области. Выбрав его [священника], население отправило его к царскому двору в Аспахан [Исфахан], чтобы он, как происходящий из рода меликов, был утвержден меликом над армянским народом, находящимся там [в сел. Согутлу]. Он [священник] отправился добровольно, получил царский приказ и вернулся. Но враг его [Мелик Махмуд] был силён, и священник не мог противостоять ему, так как тот взятками ослепил Шемахинского владетеля, поэтому ходатайства иерея остались без результата.

Но спустя некоторое время Шемахинские знатные люди, питавшие ненависть к хану, восстали против него и отправившись к царю и добились смещения его. Они пожаловались и на Мелика [Махмуда], обвинив его в том, что он собрал много сокровищ и думает восстать против него [царя]. И повелел царь описать все его живое и движимое имущество, в чем бы оно ни выражалось, отобрать его в казну, а его [мелика] с семьей заточить в тюрьму, что и было немедленно выполнено. Прибыли царские палачи, составили список и завг [акт о конфискации], описали дом и все имущество мелика, а его самого вместе с его братом по имени Ахмад в оковах доставили в Шемаха и продержали несколько месяцев в тюрьме, откуда они впоследствии были освобождены и им была возвращена власть. Говорят, что имущество их, которое было отобрано в казну, стоило более 70 000 туманов, не считая разной утвари, скота и мюльков [имения], которым не было счета. Говорят, также, что у него было 500 мельниц, 500 тингов [молотилка для риса] которыми молотят рис, кхум и манджаник [станок и челнок для размотки шёлка] для размотки шёлка — более 500, рек и проведенных к низам и огородам земледельцев каналов, называемых архами, великое множество, а об остальном богатстве можете судить сами.

Спустя несколько лет после всего этого, некто — ал-Хусайн, хан Шемахинский, опять задержал обоих братьев и по приказу шаха отрубил им головы, а потом схватил троих сыновей его [мелика] — Пейкара, Ибрахима и Касума, подверг их страшным мучениям и пыткам и заставил отдать остальное имущество, о котором говорят, что оно стоило 25 000 туманов. На этот раз, получив от них упомянутое имущество, их отпустили. После этого, Пейкар пошёл к шаху, был сделан меликом и, вернувшись к себе, стал править по отцовскому обычаю. Спустя четыре года другой ал-Хусайн, хан Шемахинский, приказал казнить Пейкара у него дома, после чего, забрав все его имущество, дом, захватили в плен его жен и сыновей и увели их в Шемаха. Затем разыскали и выявили все имущество, которое у него было и отобрано в казну. Как говорили, стоимость его превышала 20 000 туманов. Братья его [Пейкара] — Ибрахим и Касум убежали к вышеупомянутому ‘Али-Султану [аз-Захури], а от него перешли по другую сторону гор [Кавказских] к вождям тех племён [лезгин]. Как говорят, магометане бывают двух вероисповеданий: некоторые именуются шиа [ши‘иты], каковы персы, кызылбаши, а некоторые — сюнни [сунниты], каковы османы, названные [лезгинские] горцы, афганское племя Кандагара, узбеки, бухарцы и арабы, а также большинство во вселенной тех, которые принадлежат к этой вере [магометанской].

Поэтому они [братья Пейкара] пошли к лезгинам как к своим единоверцам. Говорят, по прибытии к ним, они предстали у их порогов босыми, с обнаженной головой в знак того, что им нанесена обида от рук ши‘итов, ибо такой у них обычай. Появление их [братьев] в таком виде возбудило в них [лезгинах] ненависть [к ши‘итам], и они озлобились хуже свирепого зверя. Такое положение они сочли для себя большим позором. И стали призывать друг друга к объединению. В большом возбуждении собирались десятки тысяч и так собралось много тысяч, так как все время было слышно об опустошениях лезгинами упомянутых выше районов. Вновь собравшиеся также решили присоединиться к ним. Какой-то главарь их по имени Сурхай дошёл до страны иберов, прошёл по нижней части Кахетии и Тпхиса, опустошил область, называемую Сомхети [южные районы Грузии. — прим. А.А.] и Думна [ныне город Дманиси в Грузии. — прим. А.А.].

А теперь 10 августа 1171 г. [? — прим. А.А.] все эти племена лезгин вместе со своими главарями — вышеупомянутым Сурхаем, Шамхалом [Адил-Гирей], Исмином [Уцмием], ал-Хаджжи Да’удом и ‘Али-Султаном [аз-Захури] всем своим могуществом подошли к городу Шемаха, вели в течение восьми дней ожесточенные сражения, но взять его не смогли. К ним дошла весть, что некоторые из оставшихся после них [соплеменников] подняли смуту в их стране. Поэтому в одну ночь они внезапно отошли и возвратились в свою страну. После этого жители Шемаха принялись за укрепление города, окружили его глубоким рвом и забором, возвели стены и укрепили. В это же время спешно были подтянуты из разных мест [Гянджи, Карабаха и Мугани] войска, а по приказу шаха из Акулиса [в настоящее время в Ордубадском районе современного Азербайджана существуют два села, отожествляемые с Акулисом: «Верхнее Айлис» [азерб. Yuxar; ;ylis], и «Нижнее Айлис» [азерб. A;a;; ;ylis]. — прим. А.А.] прибыл в город [Шемаха] новый хан по имени ал-Хусайн-хан. И продержали так город до наступления того же месяца следующего года. Второй раз вышеупомянутые горцы пришли еще большей толпой, чем в первый раз. В течение двенадцати дней они вели ожесточенное сражение, а затем в августе во время поста богородицы в среду 1170 г. армянского [1721 г.] Шемаха была взята. Взятие ее произошло следующим образом: как мы уже сказали, магометане бывают двух вероисповеданий — ши‘иты и сунниты. Жители города делились пополам, но суннитов было больше, поэтому жители района, называемого Сарытопраг [Сары-Топрах], ночью открыли свою сторону и впустили внутрь города часть неприятельского войска, а на рассвете, присоединившись сами к ним, передали им в руки город. Вступив в город, лезгины пустили в ход свои мечи против магометан-же кызылбашей.

Как мне описать те бедствия и пролитую кровь, которая текла среди базаров, как река? Восемьсот мужей из начальников города и знати, которые укрылись в мам’е [здесь имам — мечеть, главная мечеть Шемаха. — прим. А.А.] своей, находившейся в центре города, были зарезаны как животные. Они [лезгины] совершенно прекратили и уничтожили всякий глас горя [т. е. плакать уже было некому, так как все жители были уничтожены. — прим. А.А.]. Многие из войска персидского и из их начальников бежали куда попало. Имущество и дома были разграблены, а семьи и дети были уведены в плен, хана ал-Хусайна схватили и, продержав его несколько дней, выдали Ибрахиму-ага, брату мелика Пейкара, который убил его в отмщение за своего отца и брата».

Примечание: Малик [араб.], малек [перс.] — арабский монархический титул, а также лицо, имеющее этот титул. В отличие от других титулов арабских монархов, таких как эмир или султан, не переводимых на иностранные языки, титул малик обычно переводят как «король» или «царь». Так, королями называют маликов — правителей Саудовской Аравии, Бахрейна, Иордании, Марокко, а сами эти страны, называемые по-арабски «маликствами», именуют королевствами. Этим титулом в арабской традиции называют также доисламских и неисламских монархов, употребляя его отчасти аналогично с русским «царь» [для обозначения монархов древности]; На Кавказе — также крупный землевладелец; владетель, помещик, земельный собственник; обладатель, владелец, собственник; господин, правитель, старейшина.
Автор: ‘Али Албанви

Литература

1. Алиев Ф.М. Антииранские выступления и борьба против турецкой оккупации в Азербайджане в первой половине ХXIII в. Издательство «Элм». Баку. — 1975. С. 27–28. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://archive.org/details/xviii_202407, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 19.05.2025). — Яз. рус.

2. Есаи Хасан-Джалалян. Краткая история страны албанской. пер. Т.И. Тер-Григоряна. Баку. 1989. С. 14–16. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/3M9AdD, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 19.05.2025). — Яз. рус.

3. Есаи Хасан-Джалалян. Краткая история страны албанской. пер. Т. И. Тер-Григоряна. Баку. 1989. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.vostlit.info/Texts/rus/Esai/frametext.htm, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 19.05.2025). — Яз. рус.

4. Козлова А.Н. Неизвестные сведения о Дагестане в уникальной рукописи Мухаммад-Казима «Наме-йи Аламара-йи Надири» [«Мироукрашающая история Надира»]. Махачкала: Издательство ДГУ, 2011. С. 124. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/35GUhA, свободный. — Загл. с экрана [дата обращения: 19.05.2025]. — Яз. рус.

5. Левиатов В.Н. Очерки из истории Азербайджана в XVIII веке. Издательство АН Азербайджанской ССР. Баку. — 1948. С. 51. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/3M9Af2, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 19.05.2025). — Яз. рус.

6. Магомедов Н.А. Дербентское владение в период антииранских восстаний первой четверти XVIII в. // Вестник Института ИАЭ. 2013. №1. С. 28–35. [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 19.05.2025). — Яз. рус.

7. Магомедов Н.А. Взаимоотношения народов Южного Дагестана и Азербайджана в XVIII — первой половине XIX в. (Экономический, политический и культурный аспекты). Махачкала. — 2004. С. 65. [Электронный ресурс] Режим доступа:  свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 19.05.2025). — Яз. рус.

8. Рубенчик Ю.А. Персидско-русский словарь. Т. 2. С. 443. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://vk.com/wall-76558747_110, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 19.05.2025). — Яз. рус.

9. Саламов Н.М. Правовое положение ханств северного Азербайджана в составе Российской империи (конец XVIII – начало XIX века). Специальность: 5.1.1 — теоретико-исторические правовые науки. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Иркутск — 2023. С. 176. [Электронный ресурс] Режим доступа:  свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 19.05.2025). — Яз. рус.


Рецензии