Лицо возлюбленной моей...

Философ и поэт Омар Хайям родился в Нишапуре 18 мая 1048 года. Дату рождения этого выдающегося человека придется принять на веру, особенно с учетом того, что Омар Хайям известен не только как математик и выдающийся поэт, автор цикла философских рубаи, но и создатель самого точного из ныне используемых календарей.
По преданию Хайям после смерти родителей продал отцовский дом и в возрасте шестнадцати лет отправился в Самарканд, где был принят учеником в медресе, но уже после нескольких выступлений на диспутах ввиду поразительной учёности приобрел статус наставника.
Как и другие учёные своего времени, Омар не задерживался подолгу в каком-либо одном городе. Через четыре года он переехал в Бухару, где начал работать в хранилищах книг. За десять лет, что учёный прожил в Бухаре, он написал четыре фундаментальных трактата по математике. В 1074 году его пригласили в Исфахан ко двору сельджукского султана Мелик-шаха I. По инициативе и при покровительстве главного шахского визиря Низам аль-Мулька Омар становится духовным наставником султана. Через два года Мелик-шах назначил его руководителем дворцовой обсерватории, одной из крупнейших в мире. Работая в этой должности, Омар Хайям не только продолжал занятия математикой, но и стал известным астрономом. С группой учёных он разработал солнечный календарь, более точный, чем григорианский.  Здесь же написал «Комментарии к трудностям во введениях книги Евклида» (1077 г.) из трёх книг; во второй и третьей книгах исследовал теорию отношений и учение о числе. Однако в 1092 году, в связи со смертью покровительствовавшего ему султана Мелик-шаха и визиря Низам ал-Мулька, исфаханский период его жизни драматично закончился. Обвинённый в безбожном вольнодумстве, поэт вынужден покинуть сельджукскую столицу. Современникам Хайям был известен исключительно как выдающийся учёный, однако на протяжении всей жизни он писал стихотворные афоризмы (рубаи), в которых высказывал свои сокровенные мысли о жизни, о человеке, о его знании в жанрах хамрийят и зухдийят. С годами количество приписываемых Хайяму четверостиший неуклонно росло и к началу XX века превысило 5000. Возможно, свои сочинения добровольно приписывали Хайяму все те, кто опасался преследований за вольнодумство и богохульство. Точно установить, какие из них действительно принадлежат Хайяму (если он вообще сочинял стихи), практически невозможно. Некоторые исследователи считают возможным авторство Хайяма в отношении 300—500 рубаи. На долгое время Омар Хайям поэт оказался забытым. По счастливой случайности тетрадь с его стихами попала в викторианскую эпоху в руки английского поэта Эдварда Фицджеральда, который перевёл многие рубаи сначала на латынь, а потом на английский. В начале XX века рубаи в весьма вольном и оригинальном переложении Фицджеральда стали едва ли не самым популярным произведением викторианской поэзии. Первым стал переводить Омара Хайяма на русский язык В. Л. Величко (1891). Хрестоматийный перевод рубаи на русский язык (1910) выполнил Константин Бальмонт.
Хайям прожил долгую и плодотворную жизнь, и ушел на небеса 4 декабря 1131 года в своем родном городе.

Русскоязычные издания рубаи Хайяма многократно переиздавались в разные годы (ниже приведены только некоторые наиболее известные издания): 
Омар Хайям Рубайят. Под редакцией Е. Э. Бертельса. Изд. восточной литературы. М. 1959 год.
Омар Хайям Рубайят. Издательство «ИРФОН», Душанбе, 1965 г.
Омар Хайям Рубаи. Ирано-Таджикская поэзия. М.: Художественная литература, 1974.
Омар Хайям Рубаи. Ташкент, изд. ЦК Компартии Узбекистана, 1978.
Омар Хайям Рубаи. Лучшие переводы. Ташкент, Издательство ЦК Компартии Узбекистана, 1982. 
Омар Хайям Рубаи. Великое Древо. Поэты Востока. М., 1984,
Омар Хайям Рубаи. Сост. и примеч. А. Ш. Шахвердова. Л.: Сов. писатель, 1986.
Омар Хайям: Рубайят. СПб.: Издательство РХГА, 2012.

#Хайям #Рубаи   

[id424158046|Александр Костерев]


Рецензии