творческое содружество откуда МЫ?
«Лик» — поэтический клуб и творческое содружество, возникшее на рубеже 1970—1980-х годов в Воронеже. 23 июля 1987 года клуб получил официальную регистрацию в горкоме ВЛКСМ и вошёл в состав Городского Молодёжного Центра. Первый публичный вечер клуба, в котором принимали участие поэты Маргарита Мельгунова и Валентин Нервин, состоялся в октябре 1987 года.
Наряду с «Зинзивером» «Лик» стоял в начале 1990-х годов в центре неофициальной поэтической жизни Воронежа.
В разные годы в состав содружества входили М. Болгов, А. Сухоруков, В. Лютый, М. Мельгунова, А. Жидких, В. Нервин, С. Попов, А. Ромахов, А. Попов, А. Синёва, А. Ромахов, К. Кондратьев и другие.
«Лики» ярко вошли в поэтический контекст воронежской культуры, привнеся в неё традиции неофициальности, дух модернизма.
В настоящее время заседания клуба проходят каждую пятницу в Воронежской областной юношеской библиотеке им. В. М. Кубанева
Мартиролог клуба «Лик»
Александр Ромахов (1961—2007)
Анна Жидких (1960—2019)
Ссылки
Самое трудное — говорить правду
Источники
Воронежская историко-культурная энциклопедия. — Изд., 2-е, доп. — Воронеж : Центр духовного возрождения Воронежского края, 2009.
Житенёв А. А. Воронежская поэзия второй половины XX века. — Воронеж, 2010. ISBN 978-5-86937-230-7
Переписка «Лика» — I (1987—1995). — Воронеж, 2007. — 612 с.
Переписка — 2. Часть 1. — Воронеж, 2006. — 144 с.
Поэтический клуб «ЛИК»
«ЛИК» – один из старейших литературных клубов Воронежа. Он создан в 1989 г. группой молодых литераторов. С 1992 г. работает на базе Воронежской областной юношеской библиотеки имени В. М. Кубанёва (г. Воронеж, ул. Никитинская, 32). Руководят клубом поэты Болгов Михаил Иванович и Сухоруков Александр Иванович. Во время встреч в клубе читают стихи, проводят презентации и обсуждения книг, краеведческие и литературные беседы, приглашают гостей (поэтические клубы, музыкальные коллективы и т.д.). «ЛИК» выпускает свою газету, у многих членов клуба изданы книги.
Здесь прошли творческие вечера воронежских поэтов Г. Умывакиной, В. Землянского, А. Синевой, К. Кондратьева, С. Степичевой, А. Боева и многих других. Экспонировалась выставка картин В. Купцова, прошли выступления известных воронежских групп «Песочные часы», «Левый берег». Нередко члены клуба устраивали вечера, посвящённые творчеству своих кумиров. Именно в «ЛИКе» многие впервые услышали подробный и обстоятельный рассказ об Александре Галиче, Владимире Высоцком, Борисе Гребенщикове и др. Надолго запомнились встречи, которые проводила в «ЛИКе» поэтесса Лилия Гущина, вечера, посвящённые памяти Анны Ахматовой, Марины Цветаевой, Осипа Мандельштама и др.
Литература
• Лютый В. Дыханье спора и согласия : из творческой истории воронежского Клуба поэтов «ЛИК» // Ямская слобода: опыт губернского литературного процесса. Отделение шестое / [ред.-сост. Д. Дьяков ; ред.: О. Г. Ласунский, Г. М. Умывакина, В. М. Нервин] ; Воронеж. отд-ние Союза рос писателей. – Тамбов, 2015. – С. 278-282. – (Литературный альманах).
Руководит клубом бессменный президент и основатель клуба М.И. Болгов, который известен в нашем городе как поэт, коллекционер, автор многих статей на краеведческие темы.
Михаил Иванович Болгов (клубное имя Компоэтор), родился в 1952 году в Воронеже. Поэт, коллекционер, президент старейшего воронежского городского поэтического клуба «ЛИК». Окончил электротехнический факультет Воронежского политехнического института. Работал инженером Научно-производственного объединения «Энергия» (1974-1982). Редактор независимого профсоюза литераторов. (с 1991 г). Собиратель антикварных открыток с Воронежскими видами, предметов местной старины. На основе филокартистской коллекции Болгова состоялись выставки в здании Воронежского почтамта (1998), Доме-музее А.Л. Дурова (2003-2004).
Публиковался в журналах «Подъём», «Странник», сетевых журналах «Молоко», «Камертон». Живёт в Воронеже. Автор книг «Воронежская керамика. Игрушка-говорушка» (Воронеж, 2007; совместно с В.Л. Елецких), а также статей на краеведческие и коллекционные темы в региональной печати.
Если посетить хотя бы несколько заседаний клуба, то сразу становится понятно, что лекции и споры касаются поэтических, языковых исследований глубинного характера, например, вариант подхода к тому, что такое «горгонизм». Это такое, чисто внутриклубное, понятие нового типа слова, частным случаем которого является широко всем известное понятие неологизма. Это и некий способ употребления такого слова, которое воспринимается как нарушение, как искажение. Но не в этом суть, что как искажение, а в том, что этим своим неким напряжением оно разрушает какую-то языковую запластованность и язык прорывается из низших слоёв к высшим.
Или беседы о вечном поиске истины и смысле поэзии, которая за счет того, что она снимает с себя ответственность значимости идеологической, политической, любой – она получает право выражать невыразимое. Таким образом, ничто не приближается к истине, если под истиной понимать выражение реальности, а раз одиночество и единство по сути равны, то осознать разницу поможет только «магическая адаптация» – действо, творимое ради лирической целостности.
Наряду с М.И. Болговым в клубе со дня его основания работает А.Н. Сухоруков (клубное имя «Мэтр»). Это - удивительный поэт, который невообразимым образом связан с таинственными и аномальными явлениями. «Все древние храмы и святилища находятся в т.н. местах силы – точках, где накладываются друг на друга энергетические структуры с положительной и отрицательной поляризацией. Такое поле благоприятно для всего живого. А Воронежский край вообще всегда считался местом ведическим» (Голубь Ю. Чего не видит глаз //АиФ Черноземье № 2, 2016. – С.3.).
Александр Николаевич Сухоруков – сотрудник кафедры безопасности жизнедеятельности ВГПУ, председатель комитета по изучению аномальных явлений в природе. Автор ряда научных статей, поэтических книг и книг по биоэнергетике и эниологии. Координатор «Воронежского Клуба путешествий». Живёт в Воронеже.
Многие воронежские поэты, известные и признанные члены профессиональных союзов, занимающие сейчас ответственные литературные посты, как известно, «родом из ЛИКа», где во все годы его существования царила атмосфера свободной и глубокой литературной мысли, креатива, неограниченной власти поэтического слова.
Вячеслав Дмитриевич Лютый родился в 1954 году в городе Легница (Польша) — советский, российский литературный и театральный критик. Член Союза писателей России. В 1993 году окончил Литературный институт им. М. Горького – семинар критики, учился в аспирантуре. В настоящее время – заместитель директора-главного редактора журнала «Подъём». Член Союза писателей России, председатель Совета по критике Союза писателей России.
Публиковался в журналах «Подъём», «Сура», «Дон», Наш современник», «Русское эхо», «Москва», «Волга-XXI век», «Сибирь» и т. д., а также в газетах «Литературная Россия», «Завтра», «День литературы», «Литературная газета», «Российский писатель». Автор книг статей о современной литературе «Русский песнопевец» (2008), «Терпение земли и воды» (2011), «Сны о любви и верности» (2014).
Лауреат премий «Русская речь» журнала «Подъём» (2004) — за литературную критику, Общественной Палаты Воронежской области «Живые сокровища славянской культуры» (2004), Общероссийская премия по литературной критике «Русское эхо» (2012), премия «Кольцовский край» (2016) - за литературную критику.
Живёт в Воронеже.
Валентин Михайлович Нервин - советский и российский поэт, родился в 1955 году в Воронеже. Окончил экономический факультет Воронежского инженерно-строительного института (1977). В течение 15 лет работал в проектных и научно-исследовательских организациях, а в 1993 году поступил на государственную службу в администрацию Воронежской области. В 2009 году вышел в отставку в чине советника государственной гражданской службы РФ 1 класса.
Член Союза российских писателей с 1993 года. Автор 12 книг стихотворений и афоризмов. Один из основоположников поэтического клуба Лик Один из основателей и член редколлегии литературно-художественного альманаха «Ямская слобода».
Принимал участие в совещании и встрече ведущих писателей страны с Президентом РФ (Москва, 2013). Победитель Международного Чеховского конкурса и дипломант Международной гильдии писателей (Германия, 2010). В 2011—2015 годах неоднократно становился лауреатом фестивалей литературы и искусства.
Автор многочисленных публикаций в российских альманахах и в периодике. Публикации в поэтических антологиях и в журналах Австралии, Германии, Израиля, Румынии, Украины на русском языке, а также в переводах на английский, немецкий, румынский, украинский языки.
Ромахов Александр Борисович (1961–2007) родился в городе Лиски Воронежской области. Работал плотником, токарем, слесарем, сварщиком. Автор поэтических книг: «И всё-таки сонет», «На зимнем ветру», «Не святые писанья мои», «Откройте – это я», «Пятая жизнь». Умер в июне 2007 года.
Александр Ромахов уже ушел из мира живых, но поскольку членство в клубе вечное, членом клуба быть не перестал. В родном городе у здания районного историко-краеведческого музея лискинцы поставили памятник поэту. Посмертно была издана книга избранных стихотворений Александра «Солнце тихое». Каждый год на родине поэта в Лискинском краеведческом музее проводится литературный фестиваль-вече «Шестая жизнь», который носит имя Александра Ромахова.
Жидких Анна Владимировна (1960-2019гг) Поэтесса, публицист, член Союза Российских писателей (2008), лауреат театрального конкурса «Событие сезона» (Воронеж, 1998), многих городских и областных творческих конкурсов (1999-2002). Окончила химический факультет Воронежского технологического института (1982), Литературный институт имени А.М. Горького (1995). Инженер-лаборант центральной лаборатории шинного завода (1982-1985), инженер, старший инженер лаборатории мониторинга среды Воронежского гидрометцентра (1985-1995). Обозреватель газеты «Берег» (с 1995 года), где освещает преимущественно вопросы культуры и экологии. С октября 2008 года обозреватель «Новой газеты в Воронеже», «Новой газеты в Черноземье». Имеет благодарность Министерства культуры Российской Федерации за активное участие в подготовке и проведении юбилея Александра Сергеевича Пушкина (1999). Участница Всероссийского совещания молодых писателей в Ярославле (1997). Публиковалась в журнале «Литературная учёба», «Знамя», «Подъем», газетах Воронежа, Липецка, Иванова, Калуги и других городов.
Автор сборников стихов: «Маятник» (1991), «Дело делает бездна» (2006), «Отражения-39» (2008), «Без пересадки...» (2008), «Обратный дым» (2009).
Гостями в поэтическом клубе были такие известные поэты, как Владимир Вишневский, Владимир Коваль, Елена Казанцева, Сергей Соловьёв и др. Надолго запомнились встречи, которые проводила в «ЛИКе» поэтесса Лилия Гущина, вечера, посвящённые памяти Анны Ахматовой, Марины Цветаевой, Осипа Мандельштама.
Гущина Лилия Григорьевна, родилась в 1957 году в Ленинграде, поэтесса, эссеист, публицист, член Союза писателей Москвы (2000), лауреат премии Союза журналистов за журналистское мастерство (2003). В Воронеже с 1959 года. Окончила филологический факультет Воронежского государственного университета (1980), Институт повышения квалификации работников радио и телевидения (Москва, 1994). Учитель средней школы (Воронеж, 1980-1981). Корреспондент Воронежского телевидения (1981-1983). Эксперт ток-шоу на канале TV-6 (Москва, 1999-2000). Специальный корреспондент «Новой газеты» (Москва, с 2001 года). С конца 2007 года главный редактор московского издательства «Анаграмма».
Автор сборников стихов: «Бегство» (Воронеж, 1990), «Еще минутку, господин палач...» (Москва, 1999), книг прозы: «Подноготная любви: Мужчина и методы его дрессировки» (Москва, 1998), «Когда любовник моложе» (Москва, 2005), а также телевизионных фильмов «Встреча» (к 100-летию со дня рождения Марины Ивановны Цветаевой, 1992), «Плач Ярославны» (1994; премия Международного конкурса телевизионных программ, 1995). Литературный редактор книги Ирины Муцуовны Хакамада «SEX в большой политике» (Москва, 2006).
Это лишь поверхностный рассказ о некоторых из тех, «перволиках» - первых участниках клуба, которые не потерялись в потоке времени, а успешно служат Музе Русской Поэзии. В современный состав клуба входят теперь и художники, которые весьма широко применяют «искусство владения кистью». Например, Вячеслав Козырев – художник, пишущий стихи.
Козырев Вячеслав Александрович родился в 1963 году в Воронеже. Окончил архитектурный факультет Воронежской Архитектурной академии. Первая персональная выставка живописи – «Тбилисские мотивы» (1982). Работал в Государственном строительном институте г. Москвы. Неоднократно выставлялся в выставочном зале Дома Архитекторов г. Воронежа. Участвовал в выставке художников абстракционистов «Underground»-«За Сада» в выставочном зале кинотеатра «Юность» г. Воронеж. Авторские работы находятся в коллекциях и частных собраниях России, стран СНГ, Испании, Германии, Франции, США.
Литературные эссе о живописи и кино публикуются с1994г.в региональной печати г. Воронежа. Статьи по киноискусству публиковались в газетах «Вечерний Воронеж», «АИФ», в журнале «Пульс» (Воронеж), в журнале «Воронеж».
Алексей Серёгин родился в 1973 году в Воронеже. По образованию – резчик по дереву. Работал в «Воронежоблреставрации». Восстанавливал мебель из Дома Бунина. Ходил в театральную студию при концерне «Энергия», «Белый театр». Имел отношение к группе «Юрьев день» как «сессионный перкуссионист», писал тексты песен (об этом упоминалось в газете «Rainbow»). Выступал в 90-е годы в музыкальной библиотеке, на литературных праздниках ВГУ в составе группировки «Деконструкция» (Марк Рахленко, Алексис Козлов). Автор техники «перевёрнутого» сонета
«Лик» занимается также и издательской деятельностью - выпускает свою газету «Литературное кафе», у многих новых членов клуба изданы книги.
Поэтический клуб «ЛИК» для многих начинающих поэтов стал не только клубом по интересам, но и помог обрести хороших друзей, понимание, поддержку и просто человеческое общение.
Литературный клуб «ЛИК» в городе Воронеже возник в июле 1987 года как творческое объединение поэтов при городском Молодёжном центре, созданном по инициативе городского комитета Всесоюзного Ленинского коммунистического союза молодёжи (ВЛКСМ). С октября 1987 года ликовцы регулярно проводили поэтические вечера в зале городской музыкально-театральной библиотеки, позднее обосновались при областной юношеской библиотеке. В клубе проходят литературные вечера, презентации книг новинок, лекции, встречи с писателями, бардами, художниками, актёрами. На клубных заседаниях побывали московские писатели С.М. Гандлевский, И.М. Иртеньев, В.П. Вишневский, В.И. Пеленягре и другие. К первой волне ликовцев относятся В. Нервин, С. Попов, А. Жидких, В. Исаянц, Л. Гущина, В. Лютый, А. Синева, А. Попов, А. Ромахов, А. Боев и другие (многие члены клуба приняты в Союз Российских писателей и Союз писателей России). На основе «ЛИКа» была учреждена местная организация межрегионального Независимого профсоюза литераторов. Члены клуба выпустили свой сборник «Дюжина» (Воронеж, 1989; предисловие Г.М. Умывакиной). В настоящее время в состав клуба входят более 40 человек. Председатель и ответственный секретарь Совета клуба «ЛИК» являются М. Болгов и А. Сухоруков. По инициативе М. Болгова к 20-летию клуба издана малотиражная библиотечка произведений членов «ЛИКа», а также дружеская переписка ликовцев за многие годы существования клуба (2007).
Архив : №49-50. 05.12.2008
САМОЕ ТРУДНОЕ – ГОВОРИТЬ ПРАВДУ
Вячеслав ЛЮТЫЙ
Критик Вячеслав Лютый живёт в Воронеже, работает в старейшем литературном журнале «Подъём». Мне он кажется убеждённым и «прочным» человеком. Так ли это? Я решила проверить свои наблюдения, для чего задала Вячеславу Дмитриевичу несколько простых вопросов. Что получилось? Судить вам.
– Расскажите о себе: как вы стали литературным критиком? Кажется, это самая опасная профессия в литературе...
– Критикой я занялся почти случайно. В Литературном институте им. А.М. Горького учился в семинаре поэзии, на заочном отделении – у Валерия Дементьева, на очном – у Александра Михайлова и Галины Седых. Все мои литературные наставники оказались критиками. И это очень важное обстоятельство, поскольку мои суждения о сочинениях товарищей по семинару воспринимались слухом, подготовленным к многообразию мнений. Не было диктата руководителя, что очень часто присутствует в работе семинаров, которые возглавляют поэты.
Разнообразные курсовые – по истории отечественной и зарубежной литературы, стилистике, литературоведению – пробудили во мне страсть к проникновению в скрытые глубины художественного текста. Эти работы я писал в той форме, которую сам выбирал для себя, будь то структурный анализ, компиляция, эссе, публицистический очерк. И потому они сыграли очень значительную роль в моём литературном становлении. Постепенно я понял, что в рамках критического исследования мне интересней выражать собственное отношение к миру и литературе. Сложное сочетание авторского подхода к анализу и объективного взгляда на текст, в конце концов, привело меня к мысли соединить описательное и точное литературоведение в рамках одной статьи. Ведь точный инструментарий в руках исследователя позволяет ему определиться в спорных местах произведения, которое вызвало его интерес. Всё это внятно обозначилось в моём сознании на исходе 90-х годов. А в конце 80-х я перешёл из семинара поэзии в семинар критики, который возглавлял Игорь Виноградов.
Получилось очень странно.
Лет за десять до того я вырезал из «Литературной газеты» открытое письмо Ал. Михайлова – А.Ткаченко, а спустя годы попал в знаменитый «михайловский» семинар. Готовясь к поступлению в Литературный институт с замечательным воронежским филологом Валентиной Борисовной Базилевской, я с восторгом читал переписанные в тетрадку редкие по тем временам статьи Ю.Лотмана об идейном смысле пушкинской «Капитанской дочки» и И.Виноградова о лермонтовском «Фаталисте». А вскоре попал в «виноградовский» семинар. Увлекался авангардистской поэзией, а потом был поражен замечательной статьей Лидии Гинзбург «Пушкин и проблемы реализма», полюбил лирику Твардовского, а главной в литературе стал считать реалистическую линию её развития. Когда-то прежде я не любил поэзию, но однажды начал писать стихи. Не считал за что-то важное критику, но оказалось, что именно в её берегах лежит мой литературный путь. Работал в московской редакции журнала «Континент», а впоследствии, по убеждению, стал сотрудником русского почвенного журнала «Подъём» в Воронеже. В этих полярностях есть что-то мистическое.
– Какие люди радикально повлияли на ваше мировоззрение?
– В середине 70-х годов я попал в литературное объединение при Воронежской писательской организации и там познакомился с Михаилом Болговым-Компоэтором, вдохновенным экспериментатором в области поэтической формы. Он стал моим лучшим другом, и общение с ним кардинально повлияло на моё отношение к поэзии, во многом расширило литературный кругозор. Благодаря кипучей энергии Болгова в Воронеже в течение последних двадцати лет действует Клуб поэтов «Лик».
В 80-х годах я открыл для себя поэзию Твардовского, причём – через его лирику, а не через поэмы, и научился ценить в стихах высокую простоту. Затем, как я уже сказал, пушкинская статья Лидии Гинзбург повернула меня к реализму, а Валентина Базилевская привила вкус к медленному чтению. Внимательное, «медленное» вглядывание в художественный текст дало мне множество открытий.
Между тем в течение двух лет, едва ли не каждый вторник, я ездил из Воронежа в Москву в Литературный институт на семинар к Ал. Михайлову и Г.Седых, где числился вольнослушателем. За пятнадцать минут перед началом обсуждения цикла стихотворений очередного семинариста я просматривал эту поэтическую подборку, находил в ней главное и внятно излагал вслух свою точку зрения. Это требовало огромного психологического напряжения, но научило меня выделять в тексте первостепенное и существенное для автора, быстро составлять его литературный портрет, сжато формулировать своё мнение. Потом, уже в критическом семинаре Игоря Виноградова, я этот урок, как драгоценный и необходимый, постарался всячески развить. А тогда, как рассказала мне Галина Седых, после моего рассуждения на семинаре Михайлов обронил: «Критик будет…» – и оказался прав.
В духовном отношении мне много дала общинная жизнь в круге почитателей священника Александра Меня. Это были мои первые шаги на пути православного воцерковления. Однако потом, когда мне стал очевиден светский и поликонфессиональный уклон в деятельности общины, когда там стали звучать фразы, что «вот тут слишком много православия», я ушёл и стал «одиноким прихожанином» церкви Андреевского монастыря.
На дворе стояли страшные 90-е годы, в Воронеже начали умирать один за другим наши с женой родители. Я бросил аспирантуру в Литературном институте, где занимался сюжетом древней «Повести о Горе-Злочастии», и поступил на службу в банк-пиранью, где каждый клиент был как последний. Два с половиной года работы в банке научили меня жёсткой логике, способности держать удар и привили отвращение к либерализму в любых его проявлениях. И когда в 1997 году, уже в Воронеже, я пришёл по приглашению Ивана Евсеенко на работу в возглавляемый им журнал «Подъём», мое мировоззрение было отчётливо почвенным.
– Как вы относитесь к современному искусству? Что для вас постмодернизм в литературе?
– Современное искусство утратило вкус к рассказу о простых вещах. Во многом, оно даже перестало понимать, что такое простые вещи на самом деле. Вместо детства, для которого мир целостен, нам предлагают образы сварливых и своенравных детей, жестоких и испорченных отблесками взрослой жизни. Вместо первого чувства любви нам демонстрируют рано проснувшуюся сексуальность. Вместо умудрённой старости перед нашими глазами развёртывают картинки одинокого умирания немощного и душевно одинокого человека. Перефразируя слова Ахматовой, поэзия прорастает из совсем обыкновенных деталей быта. Однако современное искусство совершенно забыло о таком важном, живом, творческом глаголе как «прорастает» и щедрой рукой бросает нам в глаза сор жизни, грязный и ещё не ставший землёй, почвой, в которой низкое чудесно соединяется с высоким и даёт зелёный росток.
Кроме того, художником стали считать всякого, кто задерёт нос и станет задумчиво повествовать о собственных замыслах. И если, скажем, прежде высоким образцом считалась живопись эпохи Возрождения, то уже в 70-х годах Марсель Дюшан реально претендовал на упоминание через запятую с Леонардо да Винчи – ведь он пририсовал Моне Лизе усы! Потом косяком пошли перформансы и инсталляции. Кто-то настрижёт в банку из-под формалина собственные ногти, даст глубокомысленное название этим отходам человеческой жизнедеятельности – и кум королю… Пошлый американец Энди Уорхол со своими нарисованными суповыми банками остался в далёком прошлом, теперь принято рисовать на холсте менструальной кровью и выдавать результат за торжествующую песнь свободного художника. Кто вспомнит ныне холст раннего Ван-Гога, на котором изображены изношенные бедняцкие ботинки – в этом сюжете сконцентрирована горькая доля человека и скорбь художника о ней. В пушкинской речи Александр Блок замечательно сказал: не следует давать имя искусства тому, что называется не так; чтобы создавать произведения искусства, нужно уметь это делать.
Конечно, в современной живописи есть творчество Павла Рыженко, подлинно русское, традиционное, с удивительной палитрой и драматичными сюжетами… Но ведь на слуху громогласная болтовня об очередной квазихудожественной дряни.
Так же обстоит дело и в литературе. Будто шёпотом говорится о прозе Веры Галактионовой и Валентина Распутина, поэзии Евгения Семичева, Дианы Кан, Светланы Сырневой. И заливаются жестяные соловьи, поющие оды прозаическим опусам Пелевина, Акунина, Быкова, виршам Кибирова, Бунимовича и целой армии младых стиховорцев, абсолютно не понимающих, в какое время и в какой стране они дышат, едят и веселятся.
О постмодернизме лет пять тому назад я написал две статьи, в которых утверждал, что это явление не творческое. На рубеже 90-х годов одна из апологетов постмодернизма Ольга Хрусталёва с пафосом нахваливала нарождающуюся в те годы постмодернистскую чуму: вы входите в сокровищницу всей прежней культуры, берёте в ладони драгоценные камешки, складываете из них новые узоры и т.п. Действительно, занятие увлекательное для туристов, а не для создателей этих драгоценных каменьев, в которые вложены тяжкий труд, страдание, счастье, вся судьба художника-творца. В реалистическом произведении читатель видит отражение мира, а в постмодернистском сочинении – напомаженную физиономию его автора. Есть в постмодернизме что-то женоподобное и галантерейное.
– По каким критериям вы оцениваете литературное произведение? Что для вас важно в первую очередь?
– В первую очередь, я смотрю на автора – интересен ли он мне как собеседник. Это сразу же бросается в глаза при просмотре книги. Тут и личностная состоятельность, глубина мысли, отсутствие позёрства и, конечно же, стиль письма. Я не собираюсь оценивать всю массу книг, которые день сегодняшний предлагает читателю, мой выбор во многом случаен, однако я всегда открываю новое произведение с надеждой на чудо. К сожалению, чудо случается редко.
Для автора важно видеть рождающуюся на бумаге вещь целиком, разумеется, не в чертеже, но в интуитивном очертании. Важно, чтобы она была пронизана внутренними перекличками, как в «Капитанской дочке» или «Мёртвых душах». Чичиков вываливается из коляски в грязь рядом с усадьбой Коробочки, и вскоре именно Коробочка невзначай разрушит его репутацию в провинциальном бомонде. Об этом очень хорошо написано у Андрея Белого в его книге о поэтике Гоголя. Разумеется, это гениальные примеры, и, конечно же, это формальная сторона художественной ткани. В первую очередь, важно чтобы автор сообщал читателю нечто существенное, быть может – самое главное для человека. В статье о постмодернизме я как-то писал: мне не нужно знать всё, но я хочу знать всё главное!
– Знаю, что вам из всех других искусств ближе всего театр. Что происходит сегодня с театром? Как связаны (если связаны) эти процессы с тем, что происходит в литературе?
– Современный театр, за редким исключением, избегает соприкосновения с реальной жизнью. Нет подлинных героев, отсутствуют важнейшие коллизии, которыми реальность испытывает на прочность каждого. В первую очередь, тут вина сегодняшней отечественной драматургии, которая в избытке поставляет на театральные подмостки чернуху, порнографию и скучные сколки тривиального быта. Но может быть, главные пьесы нынешнего дня уже написаны, только режиссёры-постановщики не в состоянии увидеть в них драгоценное зерно? Театр запутался в весёлых играх «в дочки-матери на деньги» и предлагает зрителю сюжеты умозрительные, фельетонные, детективные, опираясь на зарубежную драматургию второстепенного уровня. Душевное участие зрителя в происходящем на сцене уже не ставится в задачу. Главная цель – удивить, развеселить, позволить приятно провести время.
«Приятное» – вот характеристика великого множества постановок текущего дня. И её антитеза – «неприятное», которое, опять же, ни в коем случае не нарушает психологического равновесия зрителя. Разумеется, нас спасает классика, отечественная и мировая. Это живительный источник, не позволяющий театру уж совсем омертветь. Однако сегодняшнего дня театр боится и не знает, как его «взять», на каком расстоянии рассматривать, каким образом сочетать большое и малое, частное и общее…
И всё же сама атмосфера театра – радостна, даже в плохой постановке есть блестящие по исполнению и образности мизансцены. Театр вполне может осуществить творческий рывок к органичному осмыслению и отражению жизни, не потеряв при этом и наработок текущего, выморочного дня.
– Что самое трудное и неприятное в работе литературного критика? И что – самое радостное?
– Трудно и неприятно говорить жестокую истину людям, которых ты уважаешь и ценишь. Они обижаются, могут расстроиться давние дружеские отношения. Однако тот вид творчества, которым занимается критик, предполагает не только исследовательскую зоркость и внимательное отношение к автору, но и способность говорить объективно о произведении искусства. Конечно, нужно найти точные слова. Иногда стоит промолчать, но только не в том случае, если за живое всерьёз задето твоё нравственное чувство.
Однажды Блока на его творческом вечере какой-то начинающий поэт спросил: «Я послал Вам свой сборник стихов. Вы их прочли? Как они Вам?» Блок страдальчески поморщился, но тихо и твёрдо произнёс: «Плохо. Очень плохо…» Поэт съёжился и исчез в толпе. Один из знакомых Блока укоризненно заметил: «Александр Александрович, как-то Вы жестоко, помягче надо бы…» Блок посмотрел ему прямо в глаза и строго сказал: «Надо говорить правду».
Самое радостное для критика – открыть книгу и увидеть, что она неисчерпаема. Такое бывает, когда искусство и жизнь сливаются в нерасторжимое единство – очень редко, но это случается. Критик должен рассказать о своём чувстве особым языком – ярко и убедительно. Ведь именно для того он и существует на белом свете…
Беседу вела Оксана КОРЧИНА
Воронежские поэтические клубы
Воронеж На Стихире
Где лучшие поэты? У нас в клубе!
“Говорят, что пишет каждый в восемнадцать лет…”. Насчёт каждого – не уверены. Но то, что в данный момент на сайте http://www.stihi.ru/ зарегистрировано 146 502 авторов – абсолютный факт, в очередной раз доказывающий нам, неверующим, что утверждение “Поэзия 21 века - миф” глупо и бессмысленно. Плюс ещё одно доказательство – наличие в нашем славном граде Петровом по крайней мере десяти замечательных литературных клубов, двери которых открыты для всех желающих. С чего (а точнее с кого) же начнём? Ну конечно же – с начала:
1. "ЛИК", элитарный поэтический клуб
Где: Никитинская, 32, обл. юношеская библиотека
Когда: пятница
Во сколько: 19:00 – 22:00
Для кого: для всех желающих
Что делают: читают стихи, проводят презентации и обсуждения книг, беседы краеведческого и иного характера, приглашают гостей (поэтические клубы, музыкальные коллективы и тд)
Руководители: Болгов Михаил Иванович, Сухоруков Александр Иванович
Контакты: 52-55-24, сотрудница библиотеки Шваюн Светлана Николаевна, http://club-lik.ru/
P.S.: Лик – самый старый и уважаемый литературный клуб города. В этом году ему исполняется 20 лет, в связи с чем члены клуба планируют провести юбилейные чтения своих стихов. Попасть в ряды Ликовцев сложно, но можно.
2. "Молодые", поэтический клуб
Где: Никитинская, 32, обл. юношеская библиотека
Когда: четверг
Во сколько: 15:00
Для кого: для всех, кому ещё не стукнуло 25
Что делают: читают и анализируют стихи, учатся стихосложению
Руководители: Шамильпан Евгений, Соболева Валерия
Контакты: 71-52-99, сотрудница библиотеки Кузнецова Ирина Петровна
P.S.: "Молодые" действительно молоды: 4 года для поэтического клуба – срок не такой уж большой. Впрочем, это смотря с чем сравнивать (см. №1;)
3. "Союз свободных поэтов и менестрелей" (СПИМ), творческое объединение при ЦГБ имени А. Платонова
Где: Феоктистова, 6, ЦГБ имени А.Платонова
Когда: понедельник
Во сколько: 18:00
Для кого: в основном для студентов
Что делают: читают стихи, пьют чай с печенюшками))), поют песни под гитару (!не бард.), складывают умные мысли в ящик
Руководители: Варенникова Маргарита, Серганова Наталья, Бадерникова Елена
Контакты: читальный зал, зав. Соловьёва Галина Викторовна, р.т. 53-23-71, 53-09-27, http://sspim.narod.ru/
P.S.: В клубе царит очень добрая и дружественная атмосфера. Вечера при свечах, импровизированные театральные миниатюры и собственноручно подготовленные концерты – всё это вы можете найти в уютном читальном зале “Платоновки”.
4. "Перекрёсток", молодёжный литературный клуб
Где: Фридриха Энгельса, 12, Дом детства и юношества центрального района (вход со двора)
Когда: воскресение
Во сколько: 12:00
Для кого: в основном для школьников, а также во многом – для представителей воронежских субкультур (анимешников, толкиенистов и т.д.)
Что делают: дискутируют на разнообразные темы, читают и анализируют стихи, издают газету “На Перекрёстке”
Руководители: Болутанов Юрий Петрович
Контакты: р.т. 55-28-32, http://oncross.narod.ru/
P.S.: "Перекрёсток" – своеобразный трамплин для начинающих, ставший финишем для многих замечательных воронежских поэтов и журналистов. Газету “Перекрёстка” вы можете найти в сети книжных магазинов “Амиталь”.
5. "Добрый вечер", клуб изящной словесности
Где: Фридриха Энгельса, 5, Городской дом культуры, методкабинет
Когда: пятница
Во сколько: 19:00
Для кого: для всех желающих
Что делают: приглашают в гости поэтов и музыкантов, читают стихи, поют песни.
Руководители: Мальцев Герман
Контакты: 8 (950) 76 69 336
P.S.: Было довольно сложно однозначно определить клуб "Добрый вечер" в категорию литературных, так как его участники занимаются не только изящной словесностью, но и бардовской песнью. Однако грань между клубом поэзии и клубом авторской песни – практически незначительна. Но об этом – в следующий раз.
6. "Поэтех", поэтический клуб ВГТУ
Где: Московский пр-т, 14, главный корпус Политеха, ауд. 318
Когда: суббота (1 раз в месяц)
Во сколько: 15:00
Для кого: для студентов
Что делают: читают и анализируют стихи, разбирают основы стихосложения, играют в литературные игры, проводят ежегодный фестиваль
Руководители: Жердева Вера Борисовна, Бутов Роман Николаевич
Контакты: http://portal.vorstu.ru/obzh/studzh/ks/to/pk/
P.S.: На счету "Поэтеха" – два поэтических сборника, участие в многочисленных конкурсах (в том числе и в Московском молодёжном фестивале искусств “С веком наравне”, внутривузовская газета, собственный фестиваль и конкурс стихотворных переводов)
7. "Левобережье", поэтический клуб старшеклассников
Где: Ленинский проспект, 94, Музей-диорама
Когда: первое и третье воскресение месяца
Во сколько: 11:15
Для кого: для старшеклассников и студентов
Что делают: учатся стихосложению, проводят литературные игры, читают и анализируют стихи
Руководители: Соловьев Михаил Николаевич
Контакты: 48-47-53
P.S.: "Левобережье", как видно из названия, единственный клуб на Левом Берегу. Вырос из литературной студии “ЛиСт”. Также издаёт сборники и проводит разнообразные конкурсы.
8. Литературная студия Алексея Бондарева
Где: Проспект Революции, гарнизонный дом офицеров
Когда: среда-пятница
Во сколько: 16:00
Для кого: для всех желающих
Что делают: читают и анализируют стихи и прозу, обсуждают наиболее интересное за неделю
Руководители: Бондарев Алексей Викторович
Контакты: 53-11-34
P.S.: Руководитель студии, Алексей Викторович, широко известный в Воронеже литературный критик, а также один из редакторов ежемесячного литературно-художественного журнала “Подъём”. Человек широкой души, потрясающей эрудированности и отменного чувства юмора.
9. "Река", литературно-музыкальный клуб ВГПУ
Где: ВГПУ, главный корпус, музей истории, ауд. 316
Когда: четверг
Во сколько: 18:00
Для кого: для студентов, аспирантов и преподавателей ВГПУ, для всех желающих студентов и школьников
Что делают: читают стихи, поют песни, готовят концерты
Руководители: Гузеева Дарья Александровна
Контакты: 8 (920) 226 04 27
P.S.: Встречи клуба традиционно длятся “пока горит свеча”. Сам клуб был основан 1 марта 2002 года Александром Юрьевичом Ефремовым, ныне директором фестиваля “Рамонский Родник”. Название “Река” взято из мифологии древних славян, как символ движения к новому и лучшему. Девиз клуба: “Классика. Искренность. Современность”.
10. “ВОРОНЕЖСКИЙ ПОЭТОГРАД”, ОБЩЕГОРОДСКОЙ КЛУБ ПОЭТОВ
Где: Куцыгина, 6, Городская библиотека искусств имени А.С.Пушкина
Когда: 1 раз в месяц (даты встреч и время смотри на сайте http://poetograd.narod.ru/)
Во сколько: 18:30/19:00
Для кого: для всех, интересующихся поэзией – поэтов, читателей, клубов, студий и т.д.
Что делают: проводят общие встречи (тематические вечера), а также поэтические семинары для молодых поэтов
Руководители: Зимина Лариса Ивановна
Контакты: 77-15-16, http://poetograd.narod.ru/
P.S.: “Поэтоград” – клуб, призванный объединить всё многообразие поэтико-литературно-песенной жизни Воронежа, чем, собственно говоря, он и занимается с января 2007 года.
Так что… творите и размножайте (на ксероксе, конечно) ваши творения! А вот куда с ними направится – решать уже вам, благо, выбор имеется.
Выражаю благодарность в подготовке материала Зиминой Ларисе Ивановне.
P.S.: Если у вас есть какие-либо замечания, или комментарии относительно данной статьи, пишите мне на мыло tyrina_nin@mail.ru
© Copyright: Воронеж На Стихире, 2008
Свидетельство о публикации №108071601092
Свидетельство о публикации №225051901237