Геноцид миллионов адыгов и факты

   
    25 апреля 2025 года в городе Нальчике Кабардино-Балкарской Республики прошли несанкционированные шествия с экстремистскими флагами называемый, как «черкесский флаг сопротивления России с 1830 г». Даём ссылку на статью: «Флаг экстремизма» (Хадис Тетуев) proza.ru›2025/04/24/459.

Эти шествия показывают, что скрытые  сторонники Ибрагима Яганова, Мартина Кочесокова и других провокаторов, призывающих бороться против единства Российской Федерации, настроена и дальше «бороться» через разные шествия, которые лет 5 тому назад проводились на государственном уровне, как «возрождение единой Черкесии»

За днем  25 апреля, находится дата 21 мая называемая в адыгской среде, как  «День сопротивления».
 Анзор Кушхабиев: «21 мая – день сопротивления и возрождения»

«21 мая черкесы во всем мире протестуют против российского правительства, особенно в городах с большим черкесским населением, таких как Кайсери и Амман, а также в других крупных городах, таких как Стамбул.[36][37]
Эти слова принадлежат американцу  Ричмонд Уолтеру, который издал книгу «Геноцид черкесов», 9 апреля 2013. Rutgers University Press. ISBN 978-0-8135-6069-4. Ричмонд Уолтер, один из крупных специалистов по созданию фальсификационной литературы направленной на создание за рубежом негативного отношения к России.

В основе всего этого «сопротивления» находится созданный в 1992 году в Кабардино-Балкарской Республике миф «геноцид адыгов». Корни этого мифа – виртуальная и параллельная история, созданная и развивающаяся, как «истинная история» в научных центрах этой Республики. Для создания мифа «геноцид адыгов» в Республике через научные центры созданы мифы о «миллионном народе» и несметных территориях и естественно, Россия «ненавистная» уничтожила этот народ и отняла их «несметные земли» и раздарила безземельным народам. Сегодня в таких регионах, как Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Республика Адыгея публикуются, десятки работ, в научных институтах создаются параллельные истории, о якобы совершенном русским народом, Россией «физического уничтожения», «адыгов-черкесов». Фактически это искажение истории в отношении России.
  Без организации и поддержки на государственном уровне таких проектов, как создание в государственных научных центрах управляемой «виртуальной истории геноцида адыгов» фактически невозможно.
На наш взгляд  создание «параллельной истории», это создание негативного влияния на Российскую Государственность, на отрицание демократии в Российском обществе.

Сегодня в этих Республиках, государственные – властные структуры обязаны признать, что принятые в Кабардино-Балкарии и Республике Адыгея Постановлений о «геноциде адыгов» это было сделано под давлением общественных национальных движений этих республик под непосредственным руководством спецслужб запада, куда официально выезжали руководители этих организаций.
И это действительно, так и есть.

Напомним, что такие шествия, как с «черкесским флагом», с плакатами «геноцид адыгов» - «Единая Черкесия» и участие в них - это не просто культурное мероприятие, или «День памяти», но и политическая акция направленное против единства Российской Федерации.

Не надо быть семи пядей на лбу ученым профессором, чтобы не понимать и не знать о тех последствиях, к чему привело ложная и виртуальная история лжеучеными под грифом «геноцид адыгов».

Отметим, что на таких шествиях 25 апреля 2025 года, и даже и на официальных мероприятиях проведенных, как в городе Баксане, как «культурный проект» отсутствовали Российский государственные флаги. И это грустно и возмутительно.

Вина во всем этом – государственных структур властей Республики, через искаженное представление истории, как в учебных заведениях Республики, так и через средства СМИ и научные центры Кабардино-Балкарской Республики.

 Речь: о лже-историках, сегодня, через официальные каналы власти заявили, что  30 лет тому назад появилась «лжеистория», это не совсем верное представление вопроса. И ответ на вопрос проецирован на то, что весь это «геноцид адыгов» конструирован самими властными структурами Республики и через «научные центры, институты, университеты», как параллельная, виртуальная история  «Великой Черкесии».
 Так называемые «научные центры» создали ложную, параллельную историю и в этом же направлении продолжают работать и сегодня.

Вот совсем свежий пример:
Из проекта Учебник «География Кабардино-Балкарии»
Учебник для 8-9 классов Общеобразовательных организаций
Нальчик «КБР-Медиа» Издательство «Эльбрус», 2023 г.
Учебник -2023.
сс.135-137;
с.136: «На протяжении многих лет народы Кабардино-Балкарии не раз подвергались суровым испытаниям, которые отрицательно повлияли на численность населения. Особенно надо отметить Русско-Кавказскую войну, которая длилась 100 лет, было массовое выселение адыгов за пределы Родины. Так адыги оказались в Турции, Сирии, Иордании и многих других странах. В это время в результате боевых действий и жестокой эпидемии чумы (1804-1826) количество кабардинцев уменьшилось в 10 раз. Массовое изгнание черкесов, которое продолжалось до 1905 года, привело к переселению в другие страны более 60 000 кабардинцев…»
Возникают правомерные вопросы:
1.Когда и где на территории расселения кабардинского этноса 100 лет шла Русско-Кавказская война? Кто командовал войсками сопротивления русским, и какие сражения можете назвать? Когда и где такие сражения имели место быть?
2. Какая была численность кабардинцев на 1763 г., какие населенные пункты вы сможете назвать, где жили кабардинцы на 1763 год?
3. Кабардинцы или адыги или черкесы, как называлась область расселения кабардинцев на 1763 год?
4. Эпидемия чумы (1804-1826 гг.) сколько умерло кабардинцев?
5. Какие документы имеются о массовом изгнании кабардинцев из пределов их расселения и откуда цифра
60 000 «изгнанных» кабардинцев?

Полагаем, что ответов у авторов данного учебника «География Кабардино-Балкарии», 2023 год, не будет.

Так, как, всё, что написано в контексте приведенного текста из Проекта учебника, это искажение исторических фактов, а если прямо сказать – это громадная ложь. Чтобы воспитывать ненависть к русским и русскому народу.

ВОПРОС КАРДИНАЛЬНЫМ СПОСОБОМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТОМ, ЧТО «ГЕНОЦИД АДЫГОВ» - ЭТО ПОЛНОСТЬЮ ПРИДУМАННЫЙ СЦЕНАРИЙ ДЛЯ РАЗВАЛА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Некоторым историкам, видимо, некомфортно писать истину, что численность народа Кабарты, не достигала даже 20 тысячи человек к 1763 году. Действительно, в XVI веке, ни в 1552, ни в 1557 гг., адыги-черкесы не входили ни в какие союзы, не то, что «военно-политические» или равные. И все это версии и гипотезы «великих ученых» создателей мифических государств. Вот, к примеру, одна попытка проецировать численность «адыгов-кабардинцев: Налоева Е.Дж. «Государственно-Политический строй и Международное положение Кабарды в первой половине XVIII века. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Нальчик -1973.

Е. Налоева, дает ссылку, что «Территория Кабарды для XVI – XVIII вв. определена Е.Н. Кушевой.
Границы указанные ею, в основном совпадают с данными «Карты Большой и Малой Кабарды», с.8. Налоева.

О расселении кабардинского этноса Екатерина Николаевна Кушева в своей исследовательской работе: «Народы Северного Кавказа и их связи с Россией вторая половина XVI – 30-е годы XVIII века», Издательство Академии Наук СССР, М. 1963 г.,  в главе третьей указанной работы: Народы адыге и Северокавказские абазины, в части первой «Кабарда» пишет: «Источники XVI - XVII вв. не дают возможности нарисовать полную картину внутреннего строя Кабарды этого времени. Основная причина этого – почти полное отсутствие местных письменных источников… Кабардинские поселения указанного периода археологами не обнаружены».
А если прямо сказать, чтобы все могли понять, нет указания ни на один населённый пункт или памятник, чтобы сказать – это принадлежит кабардинскому этносу в ареале XVI - XVII вв.»
Далее Кушева Е.Н. пишет: «Первый вопрос, который встаёт при изучении хозяйства кабардинцев XVI - XVII вв., это вопрос о том, какую территорию они занимали в названное время. Более определённые письменные сведения о расселении кабардинцев сохранились с конца XVI в., когда кабардинцы занимали равнинные места и предгорья по левым притокам Терека, до входа в горные ущелья…».
Е. Налоева: «Трудность решения затронутых в главе вопросов заключается в отсутствии или недостаточности прямых источников. Особенно это касается демографии. О численности Кабарды в XVIII в. существует, в основном, три мнения. Согласно первому – к концу XVIII в. население всей Кабарды составляло 41.725 человек. По – второму – в тот же период в Кабарде насчитывалось 300-350 тысяч человек, а по третьему – оно колебалось от 130 до 160 тысяч в первой половине века…», с.8. Налоева.

Фактически по официальным документальным источникам, численность адыгов-кабардинцев и жителей Западного Кавказа были не сотни тысячи и не миллионы. Численность адыгов Кабарты по официальным документам:

1. Месяцеслов Исторический и Географический, на 1779 годъ.
САНКТПЕТЕРБУРГЪ Императорской Академии наукъ.
Антон Иоганн Гильденштедт.
Раздел V. Географическия и Историческия известия о новой пограничной линии Российской Империи, проведенной между рекою Терекомъ и Азовскимъ моремъ.
4. Известия о народахъ близъ новой пограничной линии живущихъ.

Черкассы (Адыге). Князья большой Кабарты происходят отъ трехъ поколений, кои называются Джамбулатское, Мосаутостское и Атажукское. Между сими все прочие жители большой Кабарты, коихъ до 10000 крестьян и до 1500 дворян считается; с.155.


2. АКТЫ собранные КАВКАЗСКОЮ АРХЕОГРАФИЧЕСКОЮ КОМИССИЕЮ.
Архивъ Главнаго Управления Наместника Кавказскаго.
Томъ VII. Издан под редакциею Председателя Комиссии. Тифлисъ.1878.
843. Отношение гр. Паскевича к гр.Чернышеву.
Из просьбы Кабардинскихъ князей и узденей
4) Об утверждении грамотами достоинствъ князей и узденей разныхъ степеней;
При рассмотрении вообще правъ Кабардинскихъ князей и узденей должно съ чрезвычайною осторожностью поверять, какие фамилии к какому классу следует причислить…

1825
«Въ делахъ предместника моего я нашелъ представленные подполк. Булгаковымъ при рапорте, отъ 28-го февраля 1825 года, списки Большой и Малой Кабарты князьямъ, первокласснымъ узденямъ и ведомость всему народу, въ Кабарте живущему, исключая женскаго пола. Из нихъ видно, что в Большой и Малой Кабарте находятся:
 
  Князей 50; узденей первоклассныхъ 301, второклассныхъ 234, треьяго и четвертаго классовъ 2, 499; вольныхъ Кабардинцевъ 4, 404; чагаръ княжескихъ и узденскихъ 1,302; холопъевъ 4, 667 и дворовыхъ слугъ 154. – Итого народонаселения Кабардинцевъ заключается въ 13, 611 чел.; с.870.

5) и 6) О возвращении земель, взятых отъ Кабардинцевъ и укрепления таковыхъ в их владение…
Как оставленные  во владении Кабардинцев земли  далеко превышают потребность, соответственную народонаселению, то предоставя имъ право пользоваться теми землями, утверждение оныхъ  въ вечное владение отложить до будущего времени. С.870.

Как видно из этих документов, кабардинцы адыги с 1779 г. по 1825 г., с учетом морового поветрия и других естественных смертей в численности не составляли более 30 тысячи населения двух Кабард.
В отношении земли с момента их миграции на территорию балкарцев в 1720 г., на 1825 г., кабардинцы продолжали жить на реке Чегем и Баксан на равнинных местах. И та земли не была их исконной принадлежностью.

1830

Рапортъ ген-м кн Бековичъ-Черкасского и полк. Гасфорта гр Паскевичу, отъ 17-го сентября 1830 года.

3. Народонаселение. Исчисление за Кубанью обитающихъ:
Племена Абазде: 1.Абадзехи, число дворов 8,000, число вооруженных 6, 000;
                2. Натухайцы, 6, 000 и 3,000;
                3. Шапсуги, 12,000 и 10,0000;
                4. Убыхи: Саше и Вардане, 3,000 и 1,500;

Племена Адыге   5. Беглые Кабардинцы, 1000 и 600;
                6.Башилбайцы, 200 и 130;
                7. Кызылбеки, 100 и 70;
                8. Бесленеевцы, 700 и 500;
                9. Баракаевцы, 200 и 120;
                10. Мохоши и Егерукаевцы, 300 и 500;
                11.Темиргойцы, 1,200 и 700;
                12. Бжедухи, 1,000 и 800;
                13. Алтыкесеки, 200 и 200;

4. Кабардинцев, живущихъ в Большой Кабарты 8, 900, а в Малой Кабарты до 2,780 душ мужскаго пола, вооруженныхъ  могутъ выставить до 2,000 чел., въ томъ числе конныхъ; с.906.

Следует отметить, что в список племен Адыге записаны абазинские племенные роды, как Башилбайцы, Кызылбеки, Баракаевцы, Алтыкесеки. В число Темиргоевцев входят и ногайцы. Но главное: Абадзехи, Натухайцы, Шапсуги, Убыхи (Саше и Вардане) побережье Черного моря  не принадлежат адыгским племенам.


5. ТИФЛИССКИЕ ВЕДОМОСТИ, № 22, Пятница, Маiя  1-го дня 1829 года.
Г.В. Новицкий, офицер русской армии.

Убыхи – 1200 дворов, 9600 душ;
Гуаiе -300 дворов, 2400 душ;
Натухайцы – 7500 дворов, 60000 душ;
Шапсуги – 7000 дворов, 56000 душ;
Абадзехи – 10000дворов, 80000 душ;
Бзедухи – 1600 дворов, 12800 душ;
Жане – 50 дворов, 400 душ;
Гатюкайцы – 1500 дворов, 12000 душ;
Беслинейцы – 700 дворов, 5600 душ;
Чемиргойцы – 2500 дворов, 20000душ;
Мохоши – 200 дворов, 1600 душ;
Кабардинцы (беглые-Х.Т.) – 300 дворов, 2400 душ;

Итого: 32850 дворов, 262 860 душ.
         
               
 6. Картина Кавказскаго Края. Платона Зубова. Часть Вторая. Санктпетербургъ.1835.
«Всехъ жителей Большой и Малой Кабарты считается ныне не более 15000 душъ», с.148.

7. Туземцы Северного Кавказа. Историко –статистические очерки.
Осетины. Ингуши. Кабардинцы. Владикавъказъ.1892.
Евг. Максимовъ и Г. Вертеповъ.

1835 г. Большой Кабарде 24000 д.об.п., в Малой Кабарде 6000 д., всего 30000;

1859 г. Большой Кабарде 24282 д.об.п., в Малой Кабарде 12756 д., всего 37038; с.145.


8. А.Берже, Президент Кавказской археографической комиссии, член Парижского азиатского общества. «Легенды и песни собранные кабардинцем Шора-Бекмузинъ-Ногмовъ», Лейпциг.1866 год.
«В настоящее время кабардинцев 41000 человек; с.viii-xii.
Что касается других ветвей племени адыгов, как, например, кабардинцы, то они живут на своих прежних местах жительства так же, как абхазы, цебелдинцы и самурзаканцы, ветви абхазского племени; с.xviii-xxii.

Из приведенных статистических данных наглядно видно, что численность кабардинцев постоянно и прогрессивно увеличивалось, но не сокращалось. И писать, что были изгнаны «60000 тыс. кабардинцев» фактически это ложь и искажение истории для негативного воздействия на Россию со стороны стран Запада, как «геноцид адыгов».

И пример, того, как адыго - кабардинцы лже-историки создают «геноцид адыгов», якобы погибших в «101-летней русско-черкеской войне»


«Кабардинцы не подверглись изгнанию, как это сделали с черкесами на Западном Кавказе. Но следует иметь ввиду, что с 1779 по 1817 г. в Русско-Кавказской войне погибло 90 % населения Кабарды. К этому следует добавить массовое махаджирство в XIX в; что представляло собой фактическое изгнание»; с.18.
«До прибытия Ермолова имели место следующие опустошительные экспедиции в Кабарду: Экспедиция генераля Якоби в 1779 г. захвачены земли по реке Куме, Зольские пастбища, районы Пятигорья и оз. Тамбукан, уничтожены десятки аулов… Две экспедиции генерала Булгакова в 1805-07 гг., и 1810 г.: в первой уничтожено 80 аулов, во второй – 200 аулов. Погибло десятки тысяч человек…», с.119.
«Из истории Русско-Кавказской войны» (Документы и материалы)
Составитель, автор предисловий, комментариев и примечаний А.М. Эльмесов. Оцифровано для «Читающая Черкесия».
Вот этот бред «документы и материалы», автор Эльмесов считает, что:
«Погибло десятки тысяч человек» - Автор, не приводит ссылок на документы, где эти «десятки тысячи погибли», если всего численность адыгов кабардинцев в указанное время 1779-1810 гг. не достигали таких размеров, как  20 тыс. человек.

О территориях даём ссылку: Научный феномен в истории расселения народов... proza.ru›2025/03/12/1487. Хадис Тетуев
Научный феномен истории расселения балкарцев и кабардинцев. Отвечаем на вопрос о расселении балкарцев и кабардинцев в письменных документах, относящихся с XVII по XVIII вв.

О территории Кабарты на  1746 ГОД

«Письмо Кабардинскихъ владельцевъ Магомета Кургокина, Касая и Магомета Атажукиныхъ, къ Князю Оболенскому.» Iюня 19 дня 1746 года.
«Арсланбекъ Кайтукинъ имел намерение уйти в Крым, но токмо не сыскавъ того способа умеръ; а ныне, после его, братья, не сыскавъ къ тому же никакого способа, въ подданство Ея Императоскаго Величества можетъ быть придут.
Против нашей земли ихъ есть земляж къ переселенiю немалая, а именно: первая Шалугъ, вторая Генжа, третья Нальчикъ, четвертая Черекъ и по реке Бодрукъ (небольшой приток р. Чегема) все ихъ места;
а нашей земли три реки; первая Малка и Джантемиръ, в котором месте Джантемирская деревня и в ней наши подвластные люди живут;
 вторая Баксанъ, на которой мы сами съ узденями своими живёмъ; третья Шегем, на которой Кудайнатова деревни и в ней прочiе наши подвластные люди живутъ,
и кроме оныхъ местъ, у нас  более никакой  земли нетъ, и о томъ Ваше Ciятельство будьте известны и просимъ оныя наши места имъ не отдавитъ…», с.147.
«Указатель географическаго, статистическаго и этнографическаго матерiала въ «Ставропольскихъ Губернскихъ Ведомостяхъ». Первое десятилетие (1850-1859 г.), Тифлисъ. 1879 г.
Это официальный статистический документ на 1746 год, где расселялись адыги-кабардинцы.

Эльмесов: «В  1779 г. захвачены земли по реке Куме, Зольские пастбища, районы Пятигорья и оз. Тамбукан, уничтожены десятки аулов…» это фантазии о несуществующих адыго-кабардинских землях.  Земель, которых нет во владении кабардинцев на 1817 г.
И примерно, так, в каждой работе посвященной тематике «геноцида адыгов»: утерянные территории, десятки и сотни тысячи погибших, таков лейтмотив лже-историков  отрабатывающих «Черкесский вопрос» ведущий к давлению на  Российскую Федерацию.

О несметных территориях

Жане Саниет Рамазановна, кандидат исторических наук, доцент, заведующая кафедрой  профсоюзного движения, гуманитарных и социально-экономических дисциплин, Кубанский институт социоэкономики и права (филиал) образовательного учреждения профсоюзов высшего образования, г. Краснодар:  «К вопросу о численности адыгов Северо-Западного Кавказа в первой половине  XIX века»

«Границы Черкесии в данное время проходили на Западе по восточному побережью  Черного и Азовского морей, на севере по левобережью Кубани, на востоке до р. Сунжи. В то же время  адыги пользовались обширными равнинами правобережья Кубани, землями вдоль восточного берега Азовского моря до устья реки Дона.
По многочисленным письменным источникам начала XIX  века видно, что адыги в данный период проживали на обширных территориях  Северного Кавказа на северо-западе владения их начинались от Таманского полуострова до Терека на востоке, от Кумо-Манычской впадины с севера до Главного кавказского хребта на юге.

Таким образом, площадь, занимаемая адыгами составляла до 180 тыс. кв. км.»

При этом ссылки на письменные источники нет.
Как пример, исследования о черкесах известного человека  Люлье «Общий взгляд на страны, занимаемые горскими народами, называемыми: Черкесами (Адыгее), Абхазцами (Азега) и другими смежными с ними.» подтверждает ту аксиому, что: «Не знаю почему, но мы привыкли все племена, населяющия северную покатость Кавказскихъ горъ называть Черкесами, между темъ какъ они сами называют себя Адиге», с.173. Люлье.
При этом, Люлье считает: «Азега, т.е. Абхазские племена: Садзы известные, как Джигеты, Абсуа (Абхазия), Медозюи (Медовеи), Цебельддинцы; Абхазские племена, обозначенные на картах Кавказа под названием Абазинцев: Баракай, Багъ, Шегерай, Тамъ, Казилбекъ, Башильбай, Басьхогъ или Алты-Кесекъ известные по следующим именам: Биберд, Лоу, Дударукъ, Киашь, Джантемиръ и Клишь.
К Абазде относятся: Абадзехи, Шапсуги, Натухайцы, как абазинские народы.
К адигам относятся: Бесленнеевцы, Темиргойцы, Хатюкайцы, Хегаки, кабардинцы. Бзедуги у них отдельная история. Убыхи не адыги.
Люлье прав в том, что прозвание «Черкес» не означает, что «черкесы» это только адыги. Но и другое, факт, что сами адыги в XIX веке и до 80-х годов XX века избегали от названия «черкес» до определенных событий: гипотез и версии, что все абхазские, абазинские народы это черкесы и соответственно, их земли, их история, как «черкесов» общая с адыгами-кабардинцами.
Люлье подмечает одну важную особенность: «У Черкесъ нетъ общаго названия всему Кавказскому Хребту. Слово «Кусха» значит у нихъ горы.», с.180. Люлье.  Записки Кавказскаго отдела Императоскаго Русского Географическаго Общества. Книжка IV. Тифлисъ. 1857.

Эта особенность, то, что адыги-кабардинцы расселяясь на Центральном Кавказе, были пришельцами на новые территории в недавнем прошлом, что не имели собственных названий местностей, где они обретали до последнего современного времени. При  этом нет известий, что эти адыгские племена выступили как завоеватели новых земель, скорее и вернее, как есть это было небольшое кочевое племя, которое  на центральном Кавказе появились в конце XV века. При этом, их первые поселения известны по реке Ардон в бассейне реки Терек.  В 1588 году, их присутствие на этом месте зафиксировано в «Книге Большого Чертежа» 1627 года.
Сегодня адыги-кабардинцы переняли культуру народов Центрального Кавказа, и этим отличаются во многом от своих сородичей на Западном Кавказе.

В этом же ряду, как искажения истории Кавказа классика фальсификации адыгской истории,  работы экс-директора  Кабардино-Балкарского Института гуманитарных исследований Б.Х. Бгажнокова:
« Пашенное земледелие и хлебные злаки в традиционной культуре кабардинцев», по мнению автора работы  «В XIV–XVII вв. территория Кабарды занимала громадную для рамок Кавказа территорию. Она достигала временами свыше 100 тыс. кв. км при сравнительно малой для такой территории численности кабардинцев – в пределах 500–700 тысяч жителей…
С утратой восточных земель в низовьях и устье Терека в XVII – начале
XVIII вв. и затем в ходе русско-кабардинской войны 1763–1825 гг. территория Кабарды уменьшилась более чем в 10 раз, а численность в 10–15 раз.
Однако в результате экспансии русских войск и эпидемии чумы 1810–1812 гг., а затем и в ходе ожесточенных сражений 1822–1825 гг., численность кабардинцев резко уменьшилась и фактически Кабарда
 (как одно из самых значительных государств Кавказа) прекратила свое существование…»
 И эти все «сочинения» не имеют документальных подтверждений.

Как искажают первоисточники

Саниет Жане: «В начале XIX века наиболее крупными и значительными из этнических групп адыгов были шапсуги, абадзехи, натухаевцы.
По данным  Новицкого, в 1830 г. шапсугов насчитывалось до 15 тыс. дворов и около 300 тыс. человек. 1.»
В ссылке указано: 1. Новицкий Г.В. «Географическо-статистическое обозрение земли населенной народом Адыхе//Тифлисские ведомости. 1829 №22.с.38.

Но вот первоисточник:

«ТИФЛИССКИЕ ВЕДОМОСТИ, № 22, Пятница, Маiя  1-го дня 1829 года.
Г.В. Новицкий, офицер русской армии.
Шапсуги – 7000 дворов, 56000 душ»
Жане С.Р. искажает историю с первоисточниками: «15 тыс. дворов и около 300 тыс. человек» в 5, 3 раза больше показывает шапсугов, внося свои коррективы в первоисточник.
Шапсуги, Натухайцы, Абадзехи не относятся к племенам Адыхе.
 
У Саниет Жане, и практически у всех адыгоязычных авторов, для них все народы названные, как «черкесы», представлены, как адыги.
 Таким образом, решается право претендовать на все те земли, где расселялись племена, которые к адыгам, этнически были не родственны.
Вот, откуда растут ноги у «геноцида адыгов (черкесов)» - Великая Черкесия с прихватом земель КБР, КЧР,  Ставропольского, Караснодаского краев, Республика Адыгея.

О ВЫСЕЛЕНИЯХ

9 марта 1857 года в Турции был принят закон о переселении народов Северного Кавказа на территорию Османской империи, в котором содержались очень привлекательные условия для эмигрантов. Например, каждый, кто пожелает переселиться в Турцию, будет находиться под личным контролем султана; земли, предоставляемые переселенцам, будут освобождены от всех налогов и т.п. По планам противников России массовое переселение горцев и номадов в Турцию должно было обезлюдить  Кавказ и способствовать созданию из переселенцев воинских частей для использования их против России на том же Кавказе.
Основные аргументы турецкой пропаганды сводились к тому, что «жить под властью кяфиров (неверных) нельзя; эмиграция – это ваша судьба; кто умрет на неисламской земле, тот попадет в ад» из работы «Ногайские Махаджиры (Источники, причины и обстоятельства переселения)» А. Джумагулова-Менажиева. Материалы II международной научно-практической конференции. Черкесск. 2016. С.121-128.

Из документальных источников, представленных в этой статье известно, что адыги и абхазо-абазинские народы, это не один народ. Это этнически – разные народы.

В 1992 году в Кабардино-Балкарской ССР инициируют вопрос «Геноцид адыгов» в Постановлении «Об осуждении геноцида адыгов (черкесов) в годы Русско-кавказской войны». Вот цитата из этого постановления:
«Столетняя колониальная Русско-Кавказская война (1760 - 1864 гг.), принесшая адыгам (черкесам) неисчислимые бедствия и страдания, не имеет аналогов в истории нового времени. Большая часть адыгского этноса, в том числе свыше 90 процентов населения Кабарды, была физически уничтожена, более 500 тысяч адыгов насильственно изгнано царским самодержавием в Османскую империю»

На наш взгляд это постановление противоречит историческим и документальным фактам.
1. Адыги, в этом постановлении – это кто, какую территорию населяли или населяют и какие исторические документы легли в основу этого постановления? Достаточно, поднять эти документы – основание, чтобы определить и фальсификаторов, и тех, кто создал этот прецедент, для давления на Россию и как инструмент, развала Российской Федерации.
2. Если исходить из текста «свыше 90 процентов населения Кабарды, была физически уничтожена» то из этого следует, что речь идёт об адыгах Кабарты, живущих в современной Кабардино-Балкарской Республике. В документальной истории известно, что «Кабарты» это название местности, то есть географическое название. В дипломатических документах, такое обстоятельство также  отмечено: «Большая и малая Кабарда, признаются нейтральными и независимыми местностями (ст, VI).» с.13: Россия и Турция отъ возникновения политическихъ между ними отношений до Лондонского Трактата 13/25 марта 1871 года (включительно).  Исторический Очеркъ.
      С.-ПЕТЕРБУРГЪ. 1878.

Де-факто, т.е. фактически местности большой и малой Кабарды  до 1774 года были в юрисдикции крымских ханов   подвластных Османской империи в свою очередь.
  10/22 июля 1774 года, в Русском лагере при Кучюк-Кайнарджи, был подписан мирный трактат между Оттоманской и Российской империями.

 В этом Трактате отмечено: «Сверхъ того, Оттоманская Порта уступает России в вечное владение:  в пункте «4. Большую и Малую Кабарду, если на то последует согласие Крымскскаго Хана (ст. XXI)1).
«О канжальском 1708 г.» мифе впору вспомнить.

 Россия, несмотря, на принадлежность кабардинских адыгов к Крымскому  ханству, приласкивала кабардинских адыгов, к себе то, спасая от крымских татар, то от ногайцев, то от калмыков в силу их слабости и малочисленности, и в силу объективных обстоятельств, кабардинцы не могли быть в Русском государстве, как «враждующие стороны».

Некорректное, искаженное представление: (Русско-Кавказская война 1760-1864 гг.).
Каким образом, «Кабарда-адыги» расширили границы на «Западный Кавказ»?
Каким образом, Кабарда, могла «воевать» с Российской империей?

Все эти игры с «русско-черкеской», русско-кабардинской» войнами, давно и необходимо остановить.
Непонятно, почему Федеральный центр заигрывает с этими политиками и лжеисториками «русско-черкеских войн» и «геноцида адыгов».
Где эти лжеученые нашли «500 тыс. адыгов-кабардинцев, которых были насильственно  изгнаны с родной земли»?

 С 1992 ГОДА В ЛЖЕНАУКЕ, С 500 ТЫСЯЧИ «ИЗГНАНИКОВ»  ПРЕВРАТИЛИСЬ В МИЛЛИОНЫ.

Озова Фатима Анатольевна, доктор исторических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Карачаево-Черкесского ордена «Знак Почета» института гуманитарных исследований при Правительстве КЧР, пишет:  «В результате военных действий, блокад и эпидемий потери населения Кабарды составили к 1809 г. 9/10: от миллионного населения Кабарды выжило немногим более 100 тысяч человек…», С.286. История государства и права народов Кавказа. Часть III (1) Основы государства и права Абхазии. Государственность и право Черкесии». Ростов-на-Дону 2022 г.

Кушхабиев Анзор Викторович, доктор исторических наук, заведующий Центром социально-политических исследований Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Федеральный научный центр: «По окончании Кавказской войны (1763-1864) в 1858-1865 гг. царскими властями было выселено в Османскую империю свыше 900 тыс. черкесов (адыгов). Выселения черкесов в меньших масштабах продолжались вплоть до начала XX в. Всего в Османскую империю было выселено около 1 млн черкесов, что составляло около 90% адыгского населения. Значительная часть черкесов погибла в процессе выселения — на черноморском побережье Черкесии, в пути следования и на территории Османской империи. (См.: Кушхабиев А.В. История зарубежной черкесской диаспоры. Нальчик: КБНЦ РАН, 2018. С. 46-66)…»

Искажение истории в регионах Кавказа создало прецедент созданию «Геноцида Адыгов».
При этом пострадавшие это учащиеся и студенты. Это население России в частности Регионы Кавказа, где на создании искаженной истории воспитывается неприязненные отношения к Российскому государству, и русскому народу.

Мы поддерживаем Указ  президента Российской Федерации «Об утверждении Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года».
Мы ратуем за координацию мер, направленных на информационное противодействие распространению экстремистской идеологии в сети «Интернет» (в том числе социальных сетях), а также проведение на регулярной основе работы по разъяснению сути противоправной деятельности, истоки которых во многом находятся в создании искаженной, антинаучной истории, отличной от документальной истории России.


Хадис Тетуев, историк, 19 мая 2025 г.


Рецензии