Оленеводы и жизнь на крайнем север
Мартын Козьмич Вокуев, по национальности - коми, родился 1843 году в селе Мохча, Мезенского уезда, Архангельской губернии (в последствии Коми АССР). Его предки были оленеводами, и он со временем унаследовал от них образ кочевой жизни, которая напрямую связана с оленями.
Олени, это: Жилье – чум, покрытый оленьими шкурами, в зимний период, состоящий из четырех слоев. Одежда – малица, сшитая также из шкуры северного животного; обувь – пимы, изготавливались из шкур с ног оленя – камыса; еда – не только всевозможные тепловые способы приготовления оленины, но и строганина из замороженного мяса. Вся жизнедеятельность семьи зависит от оленьего стада и его состояния.
А содержать его задача не из простых.
В весенний период в мае у важенок (самок оленей) начинается отел, и к этому времени стадо, необходимо перегнать в тундровую зону, ближе к побережью океана. Это надо успеть сделать, до того, как малые и большие реки наполнятся весенней водой и станут неопредолимой преградой для стада.
Там, ветра и голое пространство побережья - дадут возможность животным пережить период массового выхода гнуса. С наступлением теплых и жарких дней в лесной зоне вначале появятся комариные полчища, затем серый овод, не дающий даже стоять животным на месте. Но самые страшные враги оленя, овод желтой окраски – олений овод.
Кроме того, что он питается кровью животных, прокусывая толстую шкуру, он еще и пробирается через густую шерсть и откладывает под кожу множество своих личинок, которые будут там жить и расти до следующей весны. А затем, прокусив оленью шкуру, выйдут наружу взрослыми особями. Через месяц появится мелкая мошкара, которая не даст жизни ни человеку, ни животным. Поэтому и стараются оленеводы перегнать свои стада ближе к побережью.
В конце сентября, когда пойдет первый снег, оленевод опять ведет свое стадо в лесную зону на ягельные пастбища. В ноябре – отделит оленей, которых уведет на забойный пункт, продаст мясо.
Зимой, пятидесятиградусные морозы, глубокие снега, в лесной зоне, очень сильно ухудшают возможность добираться оленям до мха-ягеля. Глубокий снег (иногда бывает до одного метра) олень раскапывает своеобразными, раздвоенными передними копытами, и так он добирается до мха-ягеля, единственной пищи в зимний период.
Весной, приходят оттепели, а затем резкие заморозки - превращают снег в толстую ледяную корку. Неделями оленям приходится оставаться без корма, так как они не всегда могут пробить лед своими крепкими копытами. В природе были случаи, когда устанавливался на продолжительное время плотный наст и бескормица, вызывала падеж поголовья северного оленя.
Весна, время отела, в этот период надо отделить важенок от самцов, которые своей агрессивностью могут угрожать жизни оленятам. Необходимо разделить от шести до восьми тысяч голов, а это сделать не просто. Для этого существуют специальные загоны, там на узком месте - остается ширина, только для прохода одного оленя, и стадо разделяют.
В семье оленеводов женщины: готовят еду, содержат чум, занимаются детьми, выделывают шкуры и шьют с них, одежду, обувь. В семье, Мартына Козьмича - было трое детей – сын и две дочери. А в соседнем стойбище - оленевода ненца в семье было одиннадцать детей, но достигли совершеннолетия всего пять детей.
В те времена медицинское обслуживание в стойбищах оленеводов, в период кочевки - отсутствовало, а роды у женщин и лечение людей в стойбище… все зависело от тех знаний которыми владели старшие женщины.
Но, в семьдесят лет, у Мартына Козмича, умирает жена, и он возвращается на Родину в Коми, в село Ижма. Старшая дочь – вышла замуж и уехала с мужем за Урал в селение Саран Пауль. Мартын Козьмич, распрощался со своими оленями, так- как в семьдесят лет вести кочевой образ жизни, становится трудно, а сын по стопам отца не пошел. Он отделился от отца и стал жить в одном из Припечорских сел.
А Мартын Козьмич, в селе Ижма, берет в жены, двадцати девяти летнюю женщину и уезжают на среднюю Печору в приглянувшуюся ему на берегу реки Печоры – деревеньку Бызовая. Здесь он строит свое добротное жилье, о котором мечтал всю жизнь…
Двухэтажный дом на самом высоком берегу реки - вместе с амбаром и хлевом, как и полагается в этих суровых Северных краях. Младшая его дочь, тоже вышла замуж, и жила здесь же в деревне. У Мартына Козьмича, в новой семье, уже росли два сына, а в семьдесят восемь лет, у них в семье родилась последняя дочь - Анна.
Анне было всего один год, когда отец ушел за тридцать километров по тайге, в крупное село, за солью… и больше его никто не видел, он потерялся. Анна выросла… у нее была своя семья, но она знала, что за Уралом у нее есть родная старшая сестра. Случайными оказиями родственники посылали друг другу весточки, но увидеться так и не пришлось.
Всего напрямую от Печоры - через горы Урала - до Саран Пауля сто семьдесят пять километров, но только редкие оленьи упряжки изредка по старому тракту, через горы Урала приходили в эти края. Уже в наше время… преодолев 600 километровый путь по железной дороге, затем 400 километровый по реке Обь, до селения Березово, и 170 километров на вертолете - дочь у Анны, приехала в Саран Пауль и встретилась со своими родственниками.
Она побывала на могилке своей родной тети… которая, не смотря на все жизненные трудности прожила сто шесть лет, и вырастила троих детей. А ее сестра на Печоре, прожила сто три года, и вырастила четверых детей. Но почему–то в нынешнем цивилизационном мире в этом роду - долгожителей больше не было.
Сестра, прожившая 106 лет в Саран Пауле, больше никогда и никуда не выезжала со своего селения. Вторая сестра прожила 103 года и только раз в году, когда еще позволяло здоровье, приезжала в город Печора к младшей сестре – Анне, на несколько дней.
В зрелые годы, при необходимости сестры уже пользовались современными лекарствами. А, вот основной «лекарь», у сестры на Печоре - была деревенская баня, уже в преклонном возрасте, в банный день, она уходила в баню последней… просила ее не беспокоить и приходила почти далеко за пол ночь.
Последние годы, продукты привозили с города в деревни, где уже были магазины… и частично продукты питания уже покупались там. Основное питание в молодые годы, в период кочевки с оленями… было мясо – оленина, рыба, крупы и мука с которой делали выпечку, а в летний период это были еще - грибы, ягоды.
И только позже, когда стали жить оседло - появилась выращенная продукция с огорода. И практически сестры не употребляли сахар. И по всей видимости тот образ жизни, и запас жизненной прочности, который они приобрели в молодые годы – помог им приспособится к современному быту цивилизации.
И до последних дней жизни они были в полном сознании и физически были практически здоровы - не смотря на свой преклонный возраст. Но никто из поколения, пришедших на их смену – не смог повторить это жизненное долголетие, которое было дадено этим сестрам – прошедших такой не легкий жизненный путь.
Свидетельство о публикации №225051901299
Александр Павлович Антонов 04.07.2025 22:14 Заявить о нарушении