Секрет старого дома
Когда в 1943-м году хозяева — дед Андрей и баба Ульяна вернулись из Литвы, куда их угнали немцы, в их доме уже жили семьи их родственников. Молодая женщина Лидочка - жена их племянника с четырьмя детьми, вернулась в родные места первой. Муж Лидочки кузнец Василий пропал без вести в 1942 году. Старший брат Василия Захар воевал на фронте. Через несколько недель вернулась из литовской неволи жена Захара Ефросиния с тремя детьми. Затем приехал родной брат Андрея дед Ануфрей с женой Анной. В тесноте — не в обиде.
Дети спали на печке в ряд, взрослые на полу и лавках. У Андрея и Ануфрея не было своих детей и внуки их родного брата Сергея и его жены Марьи, умерших в оккупации, называли и считали их своими дедушками.
Постепенно жизнь налаживалась — Ефросинии всем миром построили дом в соседней деревне, на месте их с Захаром старого дома, который немцы при отступлении разобрали для строительства моста. Лидочка с детьми и с дедом Ануфреем и бабой Анной тоже переехала в построенный рядом с жилищем Андрея домик.
Андрей и Ульяна остались одни в своем старом доме. Ульяна и в молодости считалась «с приветом». Злые языки поговаривали, что красавец Андрей женился на деньгах. Ульяна была самая богатая невеста в округе. И отец Андрея Григорий одобрил выбор сына.
Что бы ни говорили люди, но спокойный и сдержанный Андрей любил и берег свою жену. Он выполнял всю работу по дому и подсказывал, что делать Ульяне, давая ей самые простые задания. Следил, чтобы его жена не ушла из дома. Она могла уйти и не помнить, куда и зачем.
В тяжелое послевоенное время дед Андрей умудрялся покупать Ульяне гостинцы, баловал и детей Лидочки и Фроси, считая их своими внуками. Видя, это люди считали, что у деда Андрея припрятано золото из приданного Ульяны.
Однажды, Лидочка узнала, что к деду Андрею приехали какие-то люди из Ленинграда. Она подошла к старому дому и случайно увидела, что он продал приезжим несколько золотых десятирублевиков.
- Это зубные техники, им золото нужно на коронки, вот возьми денег — купи детям чего-надо и не болтай никому — строго сказал дед Андрей.
Лидочка догадалась, что это был не первый приезд зубных техников.
Через год после войны вернулся Захар. Вернее привезла его Ефросиния. Май 1945 года Захар встретил в Бреслау. По дороге домой он оказался в Молдавии и нашел там себе женщину. Но Ефросиния поехала и привезла мужа домой.
Захара выбрали председателем колхоза. Лошадей и тракторов поначалу вообще не было. Женщины по несколько человек впрягались в плуг и вспахивали заросшую травой и покрытую воронками землю. Окрестные холмы таили в себе мины. Мальчишки находили гранаты, автоматы, патроны и снаряды. Были случаи подрывов со смертельным исходом. На озере погибли — подорвались мужчина и женщина, которые глушили рыбу найденным динамитом.
Ефросиния , еще в войну привезла из Литвы корову — детей надо было кормить. Хлеба не хватало — пекли лепешки из лебеды, варили суп из крапивы.
Каждый день, каждую ночь Лидочка ждала возвращения своего Василия, сердце замирало в надежде от любого шороха, от случайных шагов за окном. Война давно закончилась. Но эта постоянная боль, это ожидание своего мужа поддерживали в ней необходимость жить, растить детей и помогать своим старикам и соседям. Красивая молодая женщина так и не вышла больше замуж. Непонятливым женихам отвечала:
- Нет! Как можно? У меня же муж есть. Он обязательно вернется, я чувствую.…
Незадолго до своей кончины дед Андрей пришел к ней и стал просить, чтобы после его смерти Лидочка присмотрела за больной бабой Ульяной. Ульяна, как малый ребенок, требовала постоянного пригляда. Однажды, когда Лидочка была на работе в колхозе, а дети в школе, баба Ульяна пропала. Ее видели маленькие дети уходящей в лес с палкой на плече, на которой висели ее валенки.
Захар поднял весь колхоз на поиски. Искали на машинах, объезжая деревни с вопросами. Нашли Ульяну в двадцати километрах от дома в лесу. Привезли домой. Еще два года до смерти Ульяны Лидочка каждый день кормила и обслуживала ее.
Прошло несколько лет и старший сын Лидочки Иван вернулся из армии и собрался жениться. Молодым нужно было жилье. Они решили сделать себе новый сруб. И Лидочка задумала продать старый дом Андрея и Ульяны, чтобы помочь молодым деньгами. Нашлись покупатели, которые хотели разобрать и перевести этот дом в другую деревню. Цена их устроила. Договорились совершить сделку в субботу.
В ночь с четверга на пятницу во сне к Лидочке пришел дед Андрей. Зашел в дом и молча сел на лавку перед кроватью женщины. Затем вздохнул, встал и поманил Лидочку рукой. Во сне она вышла с дедом в сени. В сенях дед взял лопату и пошел, не оборачиваясь, к своему дому. Они зашли в дом и дед легко поднял крышку погреба , прицелился и кинул туда лопату. Лопата воткнулась в земляной пол рядом с фундаментом печи. Дед Андрей закрыл крышку погреба и подошел к печи.
- Лида, тут... - проговорил хриплым голосом дед.
В этот момент, кто-то сильно ударил Лидочку в живот. Она проснулась. На груди сидела любимая кошка бабы Ульяны, зло щуря на Лидочку зеленые глаза.
- Вот чумная, с печи спрыгнула — подумала женщина.
Сон не выходил из головы. Вернувшись вечером с работы, и накормив детей, Лидочка удивленно отметила, что в сенях нет ее лопаты. Накинув платок , Лидочка заспешила к дому деда Андрея.
Старый дом выглядел пустым и заброшенным. Лидочка подняла деревянную крышку подпола. Зажгла керосиновую лампу. А вот и лопата. Стоит точно, как во сне, воткнутая в пол.
Лидочка стала копать прямо там, где была воткнута лопата. Земля подавалась легко, но через несколько секунд лопата ударила о какой-то твердый предмет. Им оказался небольшой глиняный горшок. Откинув тряпку , закрывающую горлышко горшка, удивленная женщина обнаружила три золотых десятирублевых монеты царской чеканки.
В субботу, как и договаривались, пришли покупатели и принесли обещанную сумму. Лидочка дала денег сыну на стройку.
Новые хозяева разложили на бревна и перевезли старый дом. Разобрали печь на кирпичи. Новый кирпич купить было тогда сложно и дорого .
А спустя некоторое время, помолившись за упокой деда Андрея и бабы Ульяны, Лидочка продала найденные золотые монеты и купила велосипед себе и дочкам — Вале, Тоне и Маше.
Прошло еще несколько лет. Девочки выросли и уехали в Ленинград, кто на учебу , кто работать. Лидочка осталась одна. Воду носить на крутую гору с озера было тяжело и скользко зимой. Стадо коров в ее маленькой деревне было небольшое. Приходилось летом часто гонять скотину в поле. Два, а то и три раза в месяц, была ее очередь. И она решила перебраться в соседнюю деревню, где жил брат ее мужа Захар с Ефросинией. Было это в начале семидесятых годов. И Лидочка купила себе там дом.
Получилось так, что с покупателем старого дома деда Андрея и бабы Ульяны, встретился случайно новый сосед Лидочки . И вот, что рассказал ему покупатель:
- Жили после войны мы очень тяжело. Денег на строительство нового дома не было. На последние деньги купили старую развалину у одной женщины. Разобрали. Рублен дом был в «ласточкин хвост». Бревна , конечно, очень старые, чёрные от времени. Нижние венцы прогнили, их пришлось выкинуть. Зато кирпич хороший — дореволюционный. Стали разбирать. И тут в углу печи за незакрепленным кирпичом нашли тайник. А в нем металлическую коробку, размером с книгу по площади и полтора кирпича в толщину. А в коробке — почти до верха золотых монет, старинные серьги и кольца, камушки... Мы не старый дом-развалюху купили — мы купили сокровище. Чтобы не вызвать подозрений соседей, мы не стали сразу свое богатство тратить, не стали новый большой дом рубить, подождали три года, пока дочка замуж вышла, чтобы думали, что это зять наш такой богатый. А осталось у нас еще много — так, что для детей своих и будущих внуков припрятали.
Просто встретились два друга-фронтовика, вот один расслабился за рюмкой водки и рассказал свою историю. А второй приехал домой, сопоставил всё , долго думал, и решил, что он должен обязательно изложить это своей хорошей соседке Лидочке.
Лидочка спокойно ответила соседу:
- Ну, что ж, пусть хорошим людям хорошо будет! Захотел бы дед - рассказал бы мне про свой клад всё. Но не рассказал. Может этим и уберег нас с детьми от злых людей. Помнишь сосед, как в конце пятидесятых женщина корову продала и шла лесом домой? И как ее за пятьдесят рублей на теперешние деньги из обреза убили, а дети маленькие остались? То-то. Все, что ни делается - к лучшему! У меня пенсия двенадцать рублей, и дети помогают, не голодаю. Не переживай, сосед. Я ни капли не расстроилась.
Эту историю рассказала мне замечательная женщина, моя двоюродная тетя Валя — старшая дочь Лидочки.
И добавила, увидев, что я записываю ее рассказ:
- Мама, чтобы заработать небольшие, но необходимые деньги, носила на плечах, на коромысле, в двух ведрах молоко на молокозавод, расположенный в восьми километрах от ее дома. Пешком и зимой и летом. Это в свободное от работы в колхозе время.
* * *
В деревнях женщин в возрасте обычно называют либо по отчеству (Семеновна), либо по мужу (Андреиха). Мою бабушку, например, знакомые звали за глаза Ивановной, а подруги — Фросей.
Удивительно, но отзывчивую, добрую женщину, вырастившую без пропавшего на войне мужа четырех детей, все , без исключения, знакомые с ней — и старые и молодые, называли ласково Лидочкой.
Ей досталась тяжелая жизнь, но все свою нерастраченную любовь и душевную доброту она отдавала людям. Никогда не унывала и учила этому своих детей и внуков. Я помню, как Лидочка приходила к моей бабушке, как по моей просьбе пела приятным голосом свою любимую песню :
«Стаканчики граненые
Упали со стола.
Упали и разбилися.
Разбилась жизнь моя...»
Улыбалась и говорила мне смущенно:
- В молодости я другие песни любила петь…
Лидочка и бабушка сидели на диване и не спеша разговаривали о всяких на мой тогдашний взгляд бытовых пустяках. Контрастом их седым волосам были живые молодые глаза.
Юность не может долго сидеть на месте. Не задумываясь об уникальности окружающих меня людей и быстротечности жизни, я допивал чай и убегал на рыбалку или в лес.
Бабушка и Лидочка качали головами, улыбаясь, и по-тихому крестили меня вслед.
Свидетельство о публикации №225051901725
Всех благ!
Олег Пармин 11.06.2025 19:49 Заявить о нарушении