Из детства 4. Велики

Приход теплого времени года и подсыхание уличных и проселочных дорог от грязи (практически все дороги округи были грунтовыми) – время велосипедов!
Велосипед был у каждого пацана: трехколесный, школьник, подростковый, взрослый. Это как ступени иерархической велосипедной карьеры: вначале катание по комнате и придомовому двору, затем улице, а там и округи поселка мало. Гоняли все, по делам – в магазин за хлебом, на рыбалку, просто - одиночно и пацанскими группами обследуя поселковые и проселочные дороги, иногда с целью испытания собственных возможностей, например – «выжму» (кто «выжмет») встречную крутую горку.
Порой можно было видеть разновозрастную компанию уличной ребятни в коллективном велопробеге: «большие» пацаны, степенно, изредка прокручивая педали катили по центру дороги, иногда кто-нибудь дымил папироской (не призываю, сам не курю, но иногда так бывало), мелкота пацанская, на «школьниках», дабы не отстать от старших, усиленно накручивала педали (диаметр колес существенно меньше – дотягивание до средней крейсерской скорости движения велокомпании достигалось более интенсивной работой ног).
Эх, велосипед! Велосипед: «попа едет – ноги нет»!
Надо отметить, что велосипед не являлся средством передвижения, как-таковым, индивидуальным. Зачастую, кто-то кого-то перевозил – подвозил. Способов перевозки – друганов выглядели от банальных «на багажнике» и «рамке», но и порой экстравагантными - «на руле». Бывало на одном «велике», в поездке, умещалось по три человека!
Способы езды на  велосипедах не отличались разнообразием, руль один, педали, две, два колеса и одна рабочая скорость и тормоз (как правило, один - задний). Хотя, можно и здесь было выделиться: езда с рулением  одной рукой, езда «без рук» (т.е. управление осуществлялось не рулем, а наклонами тела ездока, но только при условии наличия хорошей дороги и скорости движения».
К данному разделу следует отнести езду «под рамкой», это когда у мелкого пацана свой велик «школьник» не исправен и приходится «гнать по делам» на взрослом с рамкой, а если ноги для классического приема езды не доросли – то только «под рамку» (данный абзац только для посвященных, способ «под рамку» описать по простому -.не возможно).
Из экстравагантных способов  вождения: был свидетелем в одном из субъектов страны ребятня, ради прикола, выворачивала руль  на манер самолётного штурвала (Нафига? Ни тогда – ни сейчас не секу. Зачем?).
К экстремальным способам вождения следует отнести езду с неисправными тормозами! Не следует думать, что затормозить движение в данной ситуации не возможно. Ерунда! Следует снять переднее крыло и тормози себе подошвой ботинка шину переднего колеса – регулируй силу торможения прижимом!
Техническое оснащение велосипедов и их модернизация.
Как правило, усовершенствовать и модернизировать новый велосипед потребности не было, но с течением времени багажники гнулись, крылья ломались, тормоза отказывали, а кураж и требования эстетической красоты оставались. Для красоты – телефонным проводом в разноцветной оболочке обматывались спицы в районе оси колеса – при вращении колеса создавался эффект вращающейся радуги. Для куража – к вилке рулевого колеса прикручивалась алюминиевая проволочка которая одним выступающим кончиком направлялась в рабочую зону спиц при вращении, что при движении велосипеда создавало звук работающего моторчика. Для куража и красоты – руль менялся на модерновый, как правило большего размера и измененной формы (варианты с обмоткой руля изолентой, установ
Обычное дело.
Обычное дело было встретить велосипедиста на прогулке с заправленной нижней частью правой штанины в резинку носка. Выглядело нелепо, но ничего экстравагантного, Ста процентам советских граждан мужского пола при езде на велосипеде накручивало штанину под цепь ведущей звездочки ножной педали! Увы, в пику когда мода следуя за разного рода профессиональными примочками типа кожаные куртки пилотов, джинсы ковбоев… вносила коррективы в бытовую одежду обывателей – заправленная правая штанина в носок в творчестве кутюрье не отразилась.
Беда- бедовская.
Беда бедовская, это когда у велосипеда появлялась прокрутка на колесе… ну это когда крутишь педали, а передачи усилия на колесо не происходит. Возможны два вида прокрутки: ты не можешь тронуться пока не провернёшь несколько оборотов педалями до ходового зацепа в колесе, и второй вариант, при езде усилие нажима на педали внезапно пропадает и возникает комично травмоопасная ситуация (эффект неожиданности, нога резко проваливается из-за отсутствия реакции опоры, можно по инерции тела удариться грудью о руль или … о раму велосипеда). Особенно неприятна данная ситуация при подъеме в гору.
Необычное дело.
Необычное дело –разного рода казусы при езде на велосипеде. Для меня, в детстве, случилось два фронтальных столкновения шина в шину. Один случай закончился переломом ключицы. А делов-то! С пригорков, дорога через ложок, я и мой товарищ помахали приветы руками и поехали на встречу друг другу… Не разъехались…Банально. Время при движении сжалось, мы чувствовали столкновение, пытались разъехаться, повороты руля выполнялись синхронно, зеркально копируясь и ведя нас к точке встречи…. Не разъехались.
Второй случай, произошел с неизвестным оппонентом: ехали на встречных курсах по своим делам, а далее смотри выше по тексту – один в один.
Толерантность.
Для полноты картины, следует указать, что для девочек существовал свой вариант исполнения велосипедов – «дамский». Это когда рама велосипеда имела видоизмененную конструкцию, позволяя осуществлять комфортную езду в юбках и платьях. Ну и цвет велосипеда в более теплых тонах. Ничего более, для пацана на данном велике особо не повыдрыкиваешся.
Из личного.
Помню как учился кататься на велосипеде, это был школьник. Помню дорогу,  по которой первый раз проехал самостоятельно несколько метров.
Помню моменты освоения езды с одной рукой – немного напряжен и сосредоточен, едва отпустив руль правой рукой, на мгновение, сразу же цепляешься обратно. Но это только первые несколько раз. Потом пришла уверенность в управлении велосипедом при езде хоть  правой хоть, левой рукой.
Помню первые приемы пацанского шика при начале движения: левая нога на педали, разгонный толчок правой ноги от земли и эффектный заброс правой же ноги через седушку на педаль другой стороны велика.
Помню как нравилось мчать под гору накатом по проселочной дороге: привстаешь с седения, ноги выпрямлены, крутить педали не надо… И только теплый ветерок освежает дуновением лицо и пузырит рубашку на спине, и легкая пыль из под колеса слегка клубит оставаясь позади над следом шин…
Помню до мелочей, как первый раз выполнил поворот при движении - этот был поворот на лево. Удивительное дело, до сих пор, для меня, на велопрогулки, повернуть на лево по дороге более комфортно!


Рецензии