О вере
Осуществление ожидаемого. На первый взгляд кажется, что вера зависит от результата обращения к Богу. Например, если хлебороб ждет дождь в засуху и молит об этом Господа, и дождь случается то, в буквальном понимании – он уверовал, потому что пошел дождь, а если на следующий год в засуху дождь не пошел, несмотря на все молитвы, то хлебороб верить перестанет! На самом деле, конечно же, это не так, поскольку вера – это особое состояние души, которое зависит не от получения желаемого, а от отношения к Богу. Истинная вера останется и при дожде, и без него.
Уверенность – понятие весьма шаткое и в самом себе содержит сомнение в «невидимом». Однако, блаженный Феофилакт Болгарский считает по-другому: «"Уверенность", есть показание, обнаружение "невидимого". Ибо она делает то, что эти вещи созерцаются нашим умом, как существующие. Итак, если вера имеет такую силу, то зачем вы хотите на самом деле увидеть их, чтобы отпасть от веры?». Этим он хочет сказать, что вера относится к невидимому миру, а имеющий веру познает невидимое как реально существующее. Для него это знание настолько же достоверно, как и познание чувствами, а поэтому верующему совершенно не обязательно видеть глазами то, что он увидел умом. А тот, кто хочет заглянуть в будущее, проявляет неверие и сомнение и, таким образом, отпадает от веры. Однако, в одном выражении блаженный Феофилакт путает понятия веры и уверенности. Уверенность может иметь разные оттенки и степени – от почти уверен, до абсолютно уверен, а знание никаких колебаний и сомнений не допускает. Оно либо есть, либо его нет. Уверенность очень трудно, в данном контексте, связать с верой, ибо вера категориями возможности или допустимости не оперирует. Вера – безусловное знание, а не уверенность в чем-то. Уверенность – состояние нестабильное, которое может относится и к настоящему, и к будущему, а вера – безусловна и обращена в вечность. Именно поэтому оба эти понятия имеют разный смысл.
Невидимое – это что? Почему Павел не сказал прямо: "в Боге", а сказал: "в невидимом"? И если «невидимое» – не Бог, то причем здесь вера? Или о какой вере говорит апостол? Если его слова понимать буквально, то можно прийти к логическому абсурду: я уверен, что невидимое или Бог есть – значит, я в Него верую! Так ведь и: «Бесы веруют и трепещут» (Иак.2:19), то есть знают, что Бог есть. Ближе всех к определению этого понятия подошел святитель Иоанн Златоуст: «Сущность веры полагается прежде всего в осуществлении ожидаемого, причем под этим ожидаемым подразумеваются обетованные блага будущего. В отношении к невидимому вера есть то же самое, что осязание и непосредственное созерцание в отношении к видимому». Таким образом, становится понятно, что слова апостола Павла – пророчество о жизни будущего века, путь в которую начинается на земле. Теперь предстоит выяснить, как правильно толковать все выражение из послания к Евреям, применительно к настоящей и загробной жизни, и главное, – дать определение веры. К сожалению, формат нашей беседы не позволяет раскрыть в полном объеме слова Павла о вере. Однако, исходя из учения Церкви о спасении и загробной жизни, смысл его послания можно объяснить следующим образом. «Вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» – это выражение сотериологического значения, смысл которого сводится к тому, что «осуществление ожидаемого» происходит в сердце человека, когда посредством веры он испытывает в душе богоприсутствие, и это чувство его уже никогда его не покидает. Один раз ощутив Бога в себе, душа обретает то самое «осуществление ожидаемого», под которым следует понимать вселение Духа в боголюбивое сердце.
«Уверенность в невидимом» – это надежда на Бога, Который помилует грешника на Страшном Суде и сподобит Царствия Небесного. Но поскольку, точно знать этого никто не может, ибо спасение открывается только после смерти, то апостол и говорит об «уверенности», то есть как о предположении высокой степени вероятности. Как говорил святитель Игнатий Брянчанинов: «Прожитая жизнь и поднятые труды, дают мне надежду в некотором спасении».
Однако, вернемся к нашей теме. Какие только определения веры не встретишь в соцсетях и не услышишь с амвона: от исполнения заповедей до покаяния и соблюдения постов. Разброс мнений самый широкий. Все попытки дать исчерпывающее толкование приводят к нагромождению слов и понятий такой сложности, что в них либо речь идет уже не о вере, либо они отражают личное богословие автора, часто далекое от истины. Для того, чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять, как вера возникает. Процесс «уверования» – сложнейший психологический и духовный кризис, возникающий в силу ряда причин. Он зарождается не на пустом месте и не приходит извне. Семя веры закладывается Творцом в момент зачатия при соединении души с телом. К нему, вполне применима притча Христа о Сеятеле. В одних посеянное семя веры никогда не оживает и не даст плода своего, в других начинает произрастать, но вод влиянием мира и его соблазнов, быстро затухает и погибает, а в иных, вырастает и приносит плод стократный, угодный Богу. Давая определение веры, преподобный Максим Исповедник пишет: «Вера в Бога есть тоже самое, что и Царствие Божие, и они только мысленно отличаются друг от друга. Ибо вера есть безвидное [то, что что у апостола Павла называется «невидимое»] Царство Божие, а Царствие Божие есть вера, божественным образом обретающая свои формы». Об этом же говорит Христос: «Царство Божие внутри вас есть» (Лк.17:22). Причем, важно заметить, что Иисус говорит об этом апостолам до повеления идти и крестить народы. Следовательно, вера не связана с крещением, о котором Он упоминает в беседе с Никодимом, а есть свойство души как образа и подобия Божьего. Далее Максим показывает, как семя веры произрастает в сердце: «Не вне, а внутри нас находится вера, которая, будучи приводимой в действие Божественными заповедями, становится Царствием Божиим, познаваемым только теми, кто обладает Им...В нас Слово, сначала сотворив веру, затем становится Сыном нашей веры, воплощаясь от нее в добродетелях соответственно духовному деланию. Благодаря этой вере, мы совершаем все доброе...Соответственно же разуму, она [душа] имеет рассудительность; рассудительность приводит к деланию, с помощью которого обретается добродетель, ведущая к вере, а в соответствии с верой душа достигает Блага как блаженной цели всех разумных действий. И когда достигается тесное единение всего этого, то и образуется наука о [вещах] божественных [невидимых]». О том же учит святитель Иоанн Златоуст: "Без предварительного существования веры не может произойти и слово учения… Как очи чувственные не видят ничего умственного, так очи веры не видят ничего чувственного". Для нас важно, что Царство Божие, о котором говорит Христос, является понятием духовным, раскрывающим отношения человека к Богу. Другими словами, богоносные отцы говорят о следующем. Вера, как потенция, заложена в каждом от зачатия. Исполняя заповеди или живя благочестивой и добродетельной жизнью, человек способствует переходу веры из латентного состояния в активное, что выражается в усвоении нравственных ценностей, источником которых признается Бог. Через это в сердце обретается Царство Божие или прочное основание веры. Путь к вере начинается со слов, то есть с познания Евангельского учения. Они, в свою очередь, побуждают к исполнению заповедей, что и активирует веру. Затем начинается обратный процесс. Уверовавший стремится исполнить заповеданное Христом и слово веры обращается в дела веры, то есть в добродетели, которые приводят к опытному познанию невидимого или умозрительному богословию. Поэтому преподобный Максим Исповедник говорил: "Добродетели - это воплощенные заповеди".
Каждый человек является носителем Царствия Божьего, но не каждый является его обладателем. Господь говорит о том, что оно есть внутри человека, но не гарантирует его обретение, оставляя последнее исключительно свободному произволению. Завершая учение о вере, преподобный Максим Исповедник дает ее исчерпывающее определение: «Вера ясно предстает как связующая сила или действенная связь превышеестественного, непосредственного и совершенного единения верующего с Богом». В этом вся суть и квинтэссенция понятие веры. На современном языке определение веры может звучать так: вера есть непосредственное и совершеннейшее единение человека с Богом. Это единение наступают только поднятыми трудами и подвигами, благочестивым образом жизни, служением добродетелям. Его сподобляются все, кто решил последовать за Христом, не имея ни твердых знаний, ни полной уверенности в исполнении обетований Божиих, но зато обладая крепкой верой.
Первые помыслы о движении в сторону Бога являются живительными лучами солнца и каплями влаги, посредством которых в сердце начинает произрастать семя веры, давая ростки надежды будущего спасения. Не стоит искать веру. Она уже заложена в человеке. Для ее проявления нужно начинать жить по Писанию: «Уклонись от зла и сотвори благо» (Пс.33:15), причем достаточно начать делать хотя бы первое, и тогда вера начнет пробуждаться, а душа ощутит в полной мере единение с Богом. По мере духовного преуспеяния и возмужания от «силы в силу» (Еф.4:13), синергия, Бога и человека усиливаясь, вырывает душу из объятий мира сего и соединяет с Творцом так прочно и всецело, что уверовавший может сказать словами Иова Многострадального: "Я чувствую дыхание Вседержителево в ноздрех моих"(Иов.27:3). С этого начинается процесс духовного возрождения в Царствии Божиим или в сердце человека, который заканчивается обожением в Царствии Небесном, то есть воссоединением со Христом в загробной жизни. Максим Исповедник писал: «Вера есть первое воскресение в нас Бога, умерщвленного нашим неведением, успешно созидаемое исполнением заповедей». Понимая, что такое вера, и, имея твердые знания о ней, христианин может уверенно восходить к Богу, зная, что, начатый при жизни путь, обязательно завершится воссоединением с Господом в жизни вечной.
Свидетельство о публикации №225051900565