Гейне и гипомания...

Судя по прозаическим текстам Гейне...был ли он гипоманиакален?
Гипомания, как известно, — лёгкая форма маниакального состояния, отличающаяся повышенным настроением, активностью, речевой напористостью, творческим возбуждением, но без тяжёлых и разрушительных последствий, свойственных мании. Рассуждать же о психическом состоянии писателя прошлого — дело щепетильное и, по правде, отчасти умозрительное. Однако можно рассмотреть черты, о коих свидетельствует его стиль.

Черты, говорящие в пользу гипоманиакальной природы:
Повышенная речевая активность и остроумие
Проза Гейне — искрящаяся, дерзкая, ироничная. Его остроумие напоминает молнию — мгновенную, яркую, врезающуюся в память. Так пишет человек, в ком энергия мыслей кипит, не зная удержу.

Склонность к быстрой смене темпа, настроения, образов
В его Florentinische Nаchte или Reisebilder встречаются резкие скачки интонации — от лиризма к сатире, от меланхолии к игривости. Это напоминает эмоциональную лабильность, характерную для гипоманиакального склада.

Повышенное чувство собственной значимости, артистичность
Гейне часто играет с образом самого себя — героя, мученика, остряка. Он наслаждается собственной ролью в литературной драме своего века, что нередко сочетается с гипоманиакальной харизмой.

Сон, утомление, телесная болезнь
Противовесом к гипомании у Гейне было его хроническое заболевание (спинная атрофия или сифилитическая невропатия), в последние годы жизни он был прикован к постели — "Матрасная могила", как он сам иронично писал. В такие периоды ирония становилась горькой, но ум не угасал.

Однако...Не утрачено критическое отношение к себе и окружающему (при гипомании оно также может относительно сохраняться...)

********
1. «Reisebilder» (Путевые картины, 1826–1831)
Это, пожалуй, главный источник для наблюдения гипоманиакальной энергии Гейне.

Язык здесь быстрый, сверкающий, будто возбужденный.

Темп повествования скачет, как у наездника без стремян: от возвышенного к насмешливому, от личного к общественному.

Он смеётся, цитирует, пародирует, говорит вслух, перебивает самого себя — всё это очень напоминает поток сознания в состоянии эмоционального подъёма.

Он пишет: «Ich habe genug Poesie in meinem Leibe, um einen ganzen Jahrmarkt zu besingen!» — «Во мне столько поэзии, что я могу воспеть целую ярмарку!»

Особенно гипоманиакальны:
– Die Harzreise (Путешествие по Гарц)
– Die Nordsee (Северное море) — где его язык превращается в водоворот образов и чувств, особенно в знаменитом "Wellenhymnus" (Гимн волнам).

2. «Florentinische Nаchte» (Флорентийские ночи, 1836)
Это произведение — почти лихорадочный монолог, эротический, поэтичный, насыщенный контрастами.

Герой говорит безудержно, впадая в мечты, философские размышления, отчаяние и восторг.

Стиль становится лавинообразным: ритм, метафоры, переходы из сна в бодрствование.

Есть ощущение, что он не может остановиться — типично для гипоманиакального речевого напора.

3. Письма и предисловия к изданиям (особенно «Предисловие к 'Лютеции'», 1854)
Здесь прорывается его язвительный ум, остроумие, ирония, насмешка над врагами — и всё это часто в чересчур живом, подчас даже экспансивном стиле.


Рецензии