К 5. Глава 15 Страна Богов - Пунт
Пунт, также известный как Та-Нечер — «Земля богов», был важным пунктом назначения для египетских экспедиций. Они отправлялись туда за ценными породами дерева, благовониями, чёрной краской для глаз, слоновой костью, обезьянами, золотом и шкурами экзотических животных. Особенно ценилась ладан и мирра, необходимая для религиозных церемоний. Взамен египтяне привозили свои товары. Эта торговля продолжалась около 13 веков — с 2500 по 1170 годы до нашей эры, хотя и прерывалась.
Первая достоверно известная экспедиция в Пунт состоялась при фараоне V династии Сахуре, хотя упоминание о золоте из Пунта встречалось ещё во времена фараона IV династии. Корабли, вернувшиеся из этого плавания, запечатлены на рельефах храма Сахуры в Абу-Сире. После Сахуры экспедиции продолжили отправлять фараоны Джедкара Исеси, Унас и Пепи II. Экспедиции обычно начинались из города Коптоса, проходили через Вади-Хаммамат к красноморскому порту. Во время разлива Нила египтяне могли добраться до Красного моря через отходящее русло Нила в районе Бубастиса — Вади Тумилат, которое соединялось с морем Горькими озёрами. При VI династии экспедиции в Пунт стали обычным делом. Однако к 2050 году до нашей эры торговля резко сократилась из-за начала Первого переходного периода в Египте.
Изображения кораблей экспедиции в Пунт фараона Сахуры в храме Абу-Сира
В эпоху Среднего Царства на пути от Коптоса к Красному морю, во времена правления Ментухотепа III, были выкопаны источники питьевой воды. При Ментухотепе IV основали городок Джаау. В XII династии фараон Сенусерт I отправил экспедицию к «рудникам Пунта» под руководством вельможи Амени, сына Ментухотепа. Корабли построили в Коптосе и волоком доставили к Красноморскому побережью. Экспедицию также снаряжал и Аменемхет II. Начальник экспедиции Хену подробно описал её: «Я выступил с войском в три тысячи человек. Я превратил дорогу в реку, пустыню в зелёный луг, каждый день давал по одному бурдюку, двум кувшинам воды и двадцати хлебам. Построил двадцать водоёмов в вади и два в Куахете, оснастил корабль и привёз все сокровища, найденные на берегах Земли Богов».
При Сенусерте II и Сенусерте III походы в Пунт продолжались. По воле последнего построили судоходный канал, соединивший Нил с Красным морем. У берегов Красного моря существовал город-порт Сауу, куда вели дороги от Куса. Там обнаружили стелы вельможи Хентихетиура, который плавал в Пунт при Аменемхете II, и номарха Хнумхотепе, посетившего страну благовоний при Сенусерте II. После 1800 года до н. э. начался упадок Египта (Второй переходный период), и экспедиции в Пунт прекратились.
Вновь экспедиция в Пунт была снаряжена по прямому приказу царицы Хатшепсут из XVIII династии Нового царства в 1482/1481 году до н. э. Руководил ею темнокожий военачальник Нехси. В экспедицию вошли пять крупных кораблей. Её цель — восстановить контакты с Пунтом и привезти мирровые деревья для храма Джесер Джесеру в Дейр эль-Бахри. Рельефы храма подробно изображают флот Хатшепсут, ландшафт Пунта с лесами благовонных деревьев, экзотическими животными и домами.
Сначала мы видим пять кораблей экспедиции, стоящих на якоре и загружающихся товарами. Затем флот отплывает, и корабли изображены с невероятной точностью, вплоть до толщины канатов. На рельефах также показана морская живность, встреченная моряками в пути.
На следующем рельефе эскадра с опущенными парусами стоит у берегов Пунта, где их встречают местные жители. Показана разгрузка товаров. Писцы точно изобразили берега Пунта: ульеобразные свайные хижины туземцев с тростниковыми лестницами, пальмы и другие тропические растения, птицы, вылетающие из крон. Рядом с хижинами, в тени деревьев, отдыхает скот.
Отряд египетских воинов встречает пунтийскую делегацию. Египтяне вооружены щитами и копьями, впереди отряда идёт Нехси с луком, топориком и декоративной тростью. Пунтийцев возглавляет царь Пареху. У него длинная остроконечная бородка, кинжал за поясом и жезл в руках. Рядом с ним его жена, царица Ати, чрезвычайно полная, что может быть следствием болезни или особенностью расы. За ними стоят два царских сына и принцесса, также склонная к полноте. После царской семьи идут слуги с дарами и осёл, на котором приехала Ати.
Изображение царя Пунта Пареху и его жены
Пунтийцы, имеющие темно-кирпичную кожу, удивляются внешнему виду египтян, их вещам, оружию и кораблям. Они спрашивают, спустились ли египтяне с небес или вышли из морских глубин. Начинается торговля. Египтяне покупают множество товаров: мирру, дерево, экзотических животных (павианов, леопардов, жирафов), слоновую кость, благовония, золото, леопардовые шкуры и т. д. Все это они погружают на корабли и отплывают вместе с пунтийскими послами. Позже показаны сцены триумфального возвращения в Фивы и осмотр привезенных товаров. Мирровые кусты, привезенные из Пунта, высаживают у храма в Дейр эль-Бахри. Хатшепсут воздает хвалы Амону за успешное завершение экспедиции.
После Хатшепсут, её преемник Тутмос III, отправил две экспедиции в Пунт. Экспедиции продолжались и при Аменхотепе III, Хоремхебе и Рамсесе II. Рамсес III был последним фараоном, отправившим корабли к берегам Пунта. Возвращение этой экспедиции запечатлено на рельефах его храма в Мединет-Абу. О ней также сообщает папирус Харриса I: «Построил я (Рамсес III) большие корабли и баржи с многочисленными командами. Начальники корабельных отрядов под руководством инспекторов и надзирателей снабжают их вещами Египта. Корабли и баржи отправляются великим морем Мукед, достигают стран Пунта и возвращаются без бедствий. Они нагружены вещами из Танечер, диковинками их страны и большим количеством мирры из Пунта».
Последняя из известных экспедиций в страну Пунт при Рамзесе III
Путешествия в страну Пунт прекратились из-за Третьего переходного периода, когда Египет переживал внутренний кризис. Постепенно рассказы о Пунте превратились в легенды. Эта земля в памяти египтян стала символом родины богов и египетского народа. К Позднему периоду (VII век до н. э.) легенды утратили связь с реальной историей торговых отношений. В настоящее время выяснить что-либо о Пунте сложно. Археологические экспедиции могли бы пролить свет на загадку, но сейчас это невозможно из-за нестабильной ситуации в мире, особенно в Сомали.
Странное дело — описаний торговых экспедиций в Пунт много. До нас дошли списки товаров, количество гребцов и воинов, имена правителей и руководителей. Но нет ни карт, ни координат, ни путевых листов. Ясно только, что Пунт находился на юге или востоке относительно Египта. Давайте попытаемся определить местоположение страны Пунт, используя единственный доступный нам инструмент – логику и справочные материалы.
Территории, которые могут быть страной Пунт, простираются по значительной части Африки и Азии. Чаще всего Пунт связывают с районами Африканского Рога — Сомали, Джибути, Эритреей и Суданом. Есть теории, что Пунт — это библейский Офир или Сава на Аравийском полуострове. Возможно, Земля богов находилась сразу по обоим берегам Красного моря. Менее популярны версии о Пунте в Эфиопии, Кении, Зимбабве, Анголе, Уганде и ЮАР. Есть мнение, что Пунт это Индия, а некоторые учёные считают, что это остров Тамрапарни, который отождествляют со Шри-Ланкой.
Все эти выводы о местонахождении страны Пунт ученые делают на основе данных о времени в пути египетских кораблей, а также растений и животных, которые привозили в Египет. Эти сведения образуют географическую загадку. Из описаний путешествий и изображений мы знаем, что «земля Богов» находилась на берегу моря или океана с пальмами и горами поблизости. С одной стороны, корабли отправлялись в страну Пунт, а экспедиция длилась несколько месяцев. А с другой стороны, экспедиции снаряжались из Южного Египта, и корабли не были нужны, а путь до Пунта занимал неделю или меньше. Утверждение, что египетские суда отправлялись от берегов Красного моря и двигались через «Большую Зелень», тоже вызывает вопросы. Что это за «Большая Зелень»? Индийский океан? Известно, что залежи меди и сейчас окрашивают Индийский океан в зелёный цвет.
Красное море для египтян было внутренним, домашним морем. Они плыли на юг по Красному морю днём, не теряя из виду берега. Ориентироваться было легко, местные жители хорошо знали каждый поворот и особенности течений. За 12 часов суда могли пройти 100–120 километров, за трое суток — 300–360 километров. Территория Египта вдоль побережья Красного моря составляет 600 километров, и за трое суток египтяне могли добраться только до середины побережья, а до Сомали — ещё 1200 километров. Значит информация о том, что до Пунта можно доплыть за три дня, неверна. От современного Суэцкого канала до мыса Рас-Хафун — 3000 километров. Значит, до Индийского океана египтяне могли добраться за 30 дней. Такое путешествие нельзя назвать долгим и трудным. Если предположить, что Пунт находился в регионе Красного моря, то невозможно объяснить ту серьёзность и тщательность подготовки экспедиций.
Гамадрил, она же плащеносный павиан, он же бабуин Стаотопигия у африканских женщин
Учёные исследовали генетический материал мумий бабуинов, привезённых в Египет из Пунта. Их происхождение могли быть Эритрея, восток Эфиопии или север Сомали. В июне 2018 года археологи в храме Хатшепсут обнаружили барельефы с изображением птицы-секретаря. Эта птица обитает в африканских открытых лугах и саваннах: в Судане, Эфиопии, Эритрее, Джибути и Сомалиленде. Изображение жены царя Пунта указывает на генетическую предрасположенность, характерную для женщин к югу от Африканского рога — среди народов койсан в Южной Африке, пигмеев Центральной Африки и женщин Андаманских островов. Многие исследователи искали страну Пунт, опираясь на упоминание благовоний. Но это дает слишком широкий простор для догадок. Лучшие благовония сейчас поступают из сомалийских портов и с острова Сокотра который расположен в Индийском океане. Однако есть и другие места, богатые благовониями. Давайте рассмотрим их.
Сомалийский берег Красного моря. Здесь можно найти уголки, похожие на изображение на рельефе: пляж, пальмы, горы и хижины на сваях. На Аравийском полуострове в изобилии растет комифора, из которой получают мирру. В Омане веками добывали ладан и отправляли его на юг Аравии. На западе, в Эфиопии, добывали золото. Но здесь не найти слонов, обезьян или жирафов, а деревья растут только в горах и не представляют ценности.
Юг Сомали и Кения. Здесь можно найти места с пальмами на берегу Индийского океана и местных жителей в хижинах на сваях. Богатый животный мир Кении и саванны Уганды обеспечивал египтян слоновой костью, шкурами экзотических зверей и ароматическими смолами. Однако для добычи и обработки золота, серебра, леса, шкур и смол мирры и ладана общество должно достичь высокого уровня развития. Поиски ученых не обнаружили в Африке такой развитой цивилизации.
Индия. Некоторые ученые считают, что Пунт находится на полуострове Индостан. Они обосновывают это тем, что египтяне привозили из Пунта «зеленые» и «голубые» драгоценные камни, встречающиеся только в Индии и на Цейлоне. Однако другие исследователи возражают, что Индия находится на востоке, а не на юге, как указано в источниках. Несмотря на возражения, лично я поддерживаю версию про Индостан.
Начнем с описания природы. Сегодня в устье реки Инд и его окрестностях можно увидеть тысячи мест на берегу моря, где растут пальмы, а горы возвышаются неподалеку. Местные жители по-прежнему живут в бунгало на сваях. Животный мир полуострова Индостан поражает своим богатством и разнообразием. Слоны, тигры и обезьяны стали символами экзотики Индии и часто появляются в туристических рекламных материалах. Однако в древних источниках упоминается жираф, который сегодня обитает только в Африке. А вот что сообщается в «Большой Советской энциклопедии» под рубрикой ЖИРАФЫ:
«Сейчас это своеобразное семейство парнокопытных состоит всего лишь из двух видов – жирафа и окапи. И оба этих животных встречаются только в Африке, к югу от Сахары. А тысячи лет назад их многочисленные родственники обитали еще и на обширных пространствах Европы, Азии и Северной Америки. Это были парнокопытные жвачные животные средних и крупных размеров с небольшими рожками – разными по числу, форме и расположению.»
Не приходится сомневаться, что в древности жирафы жили и на полуострове Индостан, где природные условия были для них благоприятны. Однако рост населения привел к уничтожению этих безобидных животных, поскольку люди не нашли им применения в хозяйстве.
Устье реки Инд расположено в 7000 км от Египта (от Суэцкого канала), если двигаться на юго-восток по Красному морю, через Аденский пролив и Аравийское море на север, северо-восток и восток. Если предположить, что первые экспедиции не знали точного маршрута и ориентировались только по берегу, то египтяне могли зайти в Персидский залив, преодолев дополнительно 3000 км. На этом длинном пути их ожидали многочисленные опасности, а беспокойный океан приносил постоянные трудности. Первопроходцы могли потратить больше года на дорогу в одну сторону. Эти три года путешествия были долгими и трудными, что и отразилось в записях.
Кроме того, первопроходцы не знали о переменах муссонных течений в северной части Индийского океана, которые летом и зимой меняют направление на противоположное. Это могло создать парадоксальную ситуацию, когда путешественники плыли против течения и туда, и обратно. Впоследствии были найдены ориентиры на берегах Персидского залива, и его стали пересекать по кратчайшему маршруту. С этого момента экспедиции в страну Пунт стали более частыми, и на дорогу в одну сторону затрачивалось около 80–90 суток.
Индия с древних времен известна как страна благовоний. В Хараппской цивилизации уже тогда производство мирры и ладана было масштабным. Первая экспедиция фараона Сахуры вывезла из Пунта 80 тысяч мер мирры. Эти цифры говорят о хорошо отлаженной системе сбора, обработки и хранения ароматической смолы. За полгода пребывания в Индии египтяне могли получить от хозяев такие объемы благовоний. Ведь во все времена о богатствах Индии ходили легенды.
Удивительно, как ученых не заинтересовала фраза «2,6 тысячи единиц дерева ценных пород». Для каких целей фараон импортировал из далекой страны столько леса? И что тогда понималось под «ценной породой»? Египет в эпоху Древнего, Среднего и Нового царств активно торговал с соседями в Африке и Средиземноморье. Иногда войны приводили к захвату новых территорий, которые становились частью Египта. Природные ресурсы этих земель считались собственностью фараона. Поэтому было бессмысленно везти что-то издалека, если все необходимое росло в Египте.
В нашем понимании «ценная порода древесины» — это красное и черное дерево. Для египтян же ценной породой было дерево для судов. Первые лодки для плавания по Нилу строили из акации. Их корпуса были непрочными и недолговечными. Для морских судов использовали балки из длинных стволов хвойных деревьев из Ливана. Страны Ближнего Востока остро нуждались в ливанском кедре. Спрос превышал предложение, что приводило к войнам. Недостаток кедра заставлял искать другие источники и делал его ценной породой.
Цифра 2,6 тысячи единиц ценных пород впечатляет. Она говорит о сложной структуре, обеспечивающей вырубку, доставку леса и работу профессиональных лесорубов, транспортников и грузчиков. Если учесть короткий срок пребывания экспедиции в Пунте, можно предположить, что цивилизация хозяев торговала лесом и с другими странами, а лесозаготовки велись постоянно. Иначе доставить такие объемы леса за короткий срок было бы невозможно. Остается вопрос: какая цивилизация могла продавать Египту такие крупные партии товара? Ответ очевиден — Хараппская.
Удивление вызывает, что египтяне считали страну Пунт местом, которое боги избрали для своего жилья. Никто из учёных не пытался разъяснить столь странное поведение египтян, безмерно почитавших свих богов. Но если предположить, что Пунт находился на территории современного Пакистана, многое становится ясным. Давайте сравним обе цивилизации.
В середине 24 века до нашей эры фараоны VI династии отправили первые экспедиции в Пунт. В то время в Египте продолжали строить пирамиды. Египтяне жили скромно: в глиняных домах, без удобств, питались лепёшками с козьим сыром, носили льняную одежду. Средняя продолжительность жизни составляла около 35 лет из-за тяжёлого труда и недостатка пищи.
Пунт, утопающий в зелени и с мягким климатом, разительно отличался от суровой пустыни Египта. Города Хараппской цивилизации были тщательно спланированы и благоустроенны. Улицы пересекались под прямым углом, разделяя город на ровные квадратные кварталы. Тупиков и закоулков, характерных для городов Востока, не было вообще. Системы водопровода и канализационных стоков, выполненные на высоком техническом уровне, поражали воображение неизбалованных жизнью египтян. Подобных систем в Древнем мире нигде не было. В просторных каменных домах без окон была устроена совершенная вентиляция. Все города и дома были построены по одному плану. Огромные плотины, защищающие города от наводнений, и густая сеть сточных каналов и канав говорят о качественной системе водоснабжения городов. Жизнь обитателей этой страны казалась египтянам легкой и приятной, и, естественно, виденное приводило их к мысли, что только Боги могли создать такой рай на земле.
Общее впечатление от несметных богатств страны Пунт (Хараппской цивилизации), от благодатного климата, утопающей в зелени природы, населенной экзотическими животными, и от четко организованной жизни городов вызывали у египтян чувства благоговения и обожания, перешедшие в уверенность, что страна Пунт это и есть «Земля Богов». И эта вера передавалась из поколения в поколение.
Так все же: существовало ли на самом деле это таинственное государство Пунт? Ответ - да!!! Но его точное местоположение неизвестно, несмотря на все теории. Это не остров, не город и не гора — целая страна, которая, по свидетельствам, была достаточно развитой. Археологи еще могут открыть эту страну, но, возможно, ее следы исчезнут навсегда, и человечество никогда не узнает эту тайну. И наконец, вполне вероятно, что слово «Пунт» древние египтяне использовали для обозначения нескольких далеких земель. То есть Пунтов могло быть несколько.
Свидетельство о публикации №225051900769