Наскальная живопись- авангард эпохи палеолита

«Там, где дух не работает руками, нет искусства»
Леонардо да Винчи

Вход в пещеру извилист и сложен. И кажется, что в глубинах подземных
лабиринтов, пахнущих сыростью и летучими мышами, невозможно отыскать
ничего такого, что бы смогло удивить.
Но вот – в одном из дальних залов, при свете фонарей – вдруг открывается
удивительное панно, ради которого мы здесь и оказались.
Наскальные рисунки – как один из видов первобытного искусства эпохи
верхнего Палеолита, созданные родом Homo Sapiens – не могут не
завораживать лаконичной красотой и первозданной свежестью. Тогда разум
Денисовца, неандертальца и других видов прото-Homo являлся, по
сегодняшним меркам, не просто наивным, но можно даже сказать
девственно-примитивным. Но в отражении сцен его существования – уже
явно носил в себе зачатки абстрактного мышления.

Так что же вызывает абстрактная живопись в душе современного человека?
Я стараюсь копировать рисунки древних пещерных людей из
художественных изданий – себе в альбом. Чтобы потом переложить их на
полотно. Но меня всё время не оставляет ощущение, что заботливо
собранные картины создавались нашими современниками, причём всего
лишь несколько дней назад. Настолько актуальной я воспринимаю их
концептуальную значимость!..

Судя по черепам, выставленным в стенах французского музея истории и
археологии, наш прародитель эпохи Неолита ещё не вышел из лона природы:
его мозг, как результат эволюции, ещё не сильно отличался по объёму от
мозга развитых приматов. Но у него, в отличие от других приматов, уже

чрезвычайно развитая и сложная префронтальная кора – область мозга,
связанная с высшими когнитивными способностями. Тот Homo – обладал
уже эпизодической памятью, самосознанием, и – очень хотелось бы
надеяться! – сознанием чужих намерений.
Судя по размерам черепа, его мозг уже способен к определённому
самоанализу, рефлексии, размышлению… И что особенно ценно – к
воображению. Всё это сделало возможным разработку сложных
инструментов, таких как острый камень, примитивные кисти, красителей из
угля и пепла, трубки для распыления примитивных красок и прочее…
Но что отличало древнего творца от творца сегодняшнего?
Тот далёкий предок с острым каменным резцом в руке воспринимал весь
окружающий мир как некий свод единой и неделимой жизни. Скалы и вода,
огонь и ветер – все наделялись живыми свойствами.
С высоты сегодняшнего дня, несмотря на все наши технические возможности
и научные изыскания, мы не можем точно сказать, чем был вызван столь
мощный «культурный импульс».
«Я никогда не рисую сны или кошмары. Я рисую свою собственную
реальность, – говорила о себе Фрида Кало. Может быть, именно в данных
словах и сокрыт ключ к пониманию «культурный импульса», изменившего в
далёкой Древности весь путь развития человечества?
Сцены охоты на диких бизонов, изображение горного ландшафта и водоёмов,
картины повседневного быта… и прочее и прочее – всего того, что пугало и
радовало, преломилось в душе древнего творца особым образом.
Изображения копытных тарпанов или шерстяных носорогов – объектов
коллективной охоты – выглядят как иллюстрация действия. Того, что уже
произошло? Или что только ещё предстоит в будущем? Увы, мы точно не
знаем. И уже никогда не узнаем!..
Но очевидно, что рисунки протолюдей – попытка передачи опыта сородичам.
Посредством рисунка выражался определённый тип жизни, через

изображения которого творец древности пытался осмыслить запечатлённое.
Тем и объясняется выбор сюжетов…
В Азии, на острове Калимантан, в карстовых пещерах обнаружен рисунок
целебесской свиньи – возраст рисунка превышает 45 500 лет! При том,
изображение поражает удивительной для своего времени красочностью!

Чем подобная пещерная живопись во Франции радикально отличается от
всего того, что произойдёт через несколько тысяч лет, когда первобытные
люди сделают очередной важный шаг в развитии – например, уже в Древнем
Египте, применительно к совсем новому типу культуры?
Конечно, строение тела пещерных живописцев (а значит – и кисти рук!) были
не такими совершенными как у древнего Египтянина. Рука первых Ноmо по
строению гораздо ближе к приматам. Мы видим, что древний художник не
изображает ритуальных сцен – таковые в наскальной живописи появятся
намного, намного позднее… Ведь похорон или других обрядов – ещё просто
не существовало в житейской практике.
Вид Homo Sapiens лишь совсем недавно (по космическим меркам!) обуздал
стихию огня, стал делать первые примитивные каменные орудия охоты и
быта, позволившие выделиться из мира зверей и получить возможность с
изменением кисти руки и невероятных для него интеллектуальных усилий
применять режущие инструменты. А затем примитивные кисти из шерсти
животных. И также материалы, включающие в себя глину, уголь и разные
природные красители, что стали использоваться при изображении на стенах
каменных пещер бегущих человечков, бросающих дротики. Кстати, как
сегодня уже твёрдо доказано, в тот период стали впервые использовать метод
напыления через трубочки, оставляя на стенах пещер следы ладоней и
плавные линии (подобный метод переживёт века и останется, скажем, при
нанесении золотой пыльцы на иконы в 15 и 16 веке на древней Руси).

*

«Искусство – это линия вокруг ваших мыслей» – провозгласит Густав Климт
в начале двадцатого столетия.
Волнистую линию можно считать главным знаком проточеловечества.
Именно им древний человек 300 тысяч лет назад контурно изображает горы и
деревья, реки и тропы… А его рисунки в своей целостности – говорят нам
сегодня о том, как он пытался сопереживать увиденному и затем
изображённому.
Важным отличием древней пещерной живописи является и то, что над
древним творцом не довлел канон, чему необходимо строго следовать. Его
грубоватая творческая мысль отличалась абсолютной свободой в ничем не
ограничиваемом полёте, а пальцы, сжимающие острый камень или
примитивную кисть, творили как могли, без оглядки на некую традицию.

Древний Ноmо, поглощённый вечной проблемой поиска пропитания,
опирался на мозг, что едва ли был в состоянии проектировать будущее
логическим путём – в том виде, как мы сегодня это понимаем.
Соответственно не имел способности видеть своё место в рассчитанном и
спрогнозированном будущем. Всё – лишь по наитию, через неуправляемые
творческие всплески подсознания. В данных аспектах наскальная живопись
очень схожа с рисунками детей: такая же простота и непосредственность,
свежесть восприятия сложного и опасного окружающего мира.
Может потому в двадцатом веке самый известный художник Пабло Пикассо
скажет великую фразу: «Мне потребовалось четыре года, чтобы рисовать
как Рафаэль, но вся жизнь, чтобы рисовать как ребёнок...».
Древний человек – девственен, его мозг ещё не отравлен культурой… Он её
только ещё создаёт.
В росписях древних Египтян мы видим осмысление жизни и смерти – целый
пантеон богов и религиозных правил. И через художественное кодирование
информации о времени и пространстве, проступает довольно чёткое
представление о том, что смерть – лишь продолжение земной жизни. А

человек перемещается по реке времени в другие состояния, где продолжает
существование.
Смоделированная ими реальность говорит о том, что люди, жившие в эпоху
египетских фараонов, мыслили, опираясь на второй уровень своего
мышления – позволяющее человеку конструировать будущее и моделировать
собственное место в таком будущем. Смерть не пугала, а только служила
завершением определённого этапа человеческого бытия.

Наскальная живопись эпохи Неолита пока не имеет побудительного мотива
знать, что такое геометрические фигуры – все эти квадраты, ромбы и круги
придут лишь вместе с переходом от коллективных охот, собирательства и
рыболовства к земледелию. Там уже требуется «Небесная геометрия», знания
о природных циклах разлива рек, о временах года… Что ожидаемо вызовет
начало примитивных астрономических знаний, а значит – плана на
завтрашний день, месяц, год.
Но есть образцы наскальной живописи, воспроизводство которой сегодня
связано именно с художественной сложностью изображения, с его особой
композиционной постановкой – находки, относящиеся уже к эпохе позднего
Палеолита. Где кажущееся «несовершенство» вовсе не умаляет ценности
древних работ для сегодняшнего дня – именно с художественной точки
зрения!
Считаю, что любой современный художник не может не иметь в творческом
арсенале методы, что применяли древние художники. Последние обладали
особым типом мышления – своеобразным эмоциональным камертоном, с
помощью чего пытались выражать творческую фантазию удивительно ярко и
самобытно.
Большинство искусствоведов называют наскальную живопись примитивной,
но я категорически против такого определения! Считаю, что древнюю
наскальную живопись корректнее называть первой ступенью, прообразом
современного Авангарда. Ведь отсутствие довлеющей культурной традиции

(что ещё не сформировалась) и художественной техники (при полном
отсутствии сложившихся канонов) делает их «пещерные» работы особенно
ценными – именно как зримые истоки современного Авангарда!..
Несколько перефразируя теоретические работы Кандинского, можно заявить:
знакомясь с работами мастеров наскальной живописи, мы «общаемся с
оголённой девственной душой художника», черпающего вдохновение из
личных переживаний, помноженных на красоту и сложность окружающего
мира… И удивительно, что столь несовершенный древний мозг вполне
успешно находит для решения столь сложной задачи особый
инструментарий… и особые методы для выражения творческой мысли!
Данные методы явно лежат «по ту сторону» привычной линейной логики,
довлеющей над человеческим мышлением сегодня… Но это – уже
совершенно иная тема, требующая отдельного непростого разговора.

Холст, масло . 30Х 50 . Анатолийи Лютенко. АВАНГАРД ДРЕВНИХ.

Оценили 0 человек
Показать список поделившихся


Рецензии