Учитель математики

Еще раз убеждаюсь, что все в нашей жизни закручено по спирали, не всегда она идет вверх, но то, что крутится и задевает нас своими краями – это точно! Пару лет назад мы общались с моим другом, Александром Платоновичем, АП, по каким-то своим вопросам и я удивился, что он очень быстро и точно считает, владеет математическим аппаратом и умело его применяет! У АП среднего размера цех по ремонту гидравлического и пневматического оборудования, насосов и подобной техники. Оказывается, эта работа сопряжена с огромным количеством нюансов в самых различных областях человеческих знаний: металлургии, обработки металлов, сварки, механики, кинематики, гальваники, химии, пластмассы, масла и смазки и еще много всего другого! Еще АП весьма силен и понимает в электричестве, радиотехнике и вообще он жутко талантлив! Как и из чего он создал свое предприятие – он мне рассказал крупными мазками. Т.е. когда у меня не хватало денег в 90-х для того, чтобы создать предприятие – я находил компаньона и естественно, делился долей прибыли и имел все хлопоты и головняк  от чужого человека. Он пошел другим путем: медленно, сам, один чинил отказавшую технику, сначала небольшие объемы, постепенно, кто в теме, оценили его умения и качество и он перешел на промышленные объемы по ремонту оборудования. Весь процесс занял не менее 4-6 лет, но, как сказал мне АП, он единственный хозяин своего бизнеса и все вопросы решает САМ! Когда подрос сын – привлек его и сегодня они замечательно работают вместе на благо их семейного предприятия. Так вот, о истоках своих математических талантов АП рассказал мне как-то  между делом. В 70-х годах он учился вечерами в институте -Военмехе, днем работал на ЛОМО, где многому научился. Конечно, тяжело, усталый, конечно, в голову ничего не лезет, но появляется учительница по математике, которая рассказывает про свой предмет так, что забываешь про усталость и даже начинаешь понимать этот загадочный предмет. За два года обучения эта математичка внесла в голову моего друга огромный объем информации и он стал многое понимать, мог опелировать формулами, уравнениями и всем, что надо в его технических делах! Как он сам сказал: она влюбила его в математику! А уж потом он понял, как ему полезны эти знания, эти умения применять математический аппарат! Рассказывает. Учительница была почасовик,  ростом маленькая, огромная копна черных волнистых волос, красивая, голос приятный, проникающий в душу! Про спираль в нашей жизни. Конечно, я по описанию АП, сразу понял, что он имеет ввиду математичку – мою тетку – Римму Григорьевну! Она была штатным преподавателем математики в Радиотехническом техникуме №1 и подрабатывала, где возможно, так как за работу платили очень скромно! Дело в том,  что я сам преподавал 3 года в этом техникуме, читал курс микроэлектроники и радиоматериалов. Это было трудное время, когда я перешел работать из регулировщиков р/а, зарабатывая 300 р/мес, в инженеры на 150 р/мес. Зачем я это сделал – рассказ отдельный, но денег на жизнь не хватало и я спросил у своей тетки, мол, где бы лекции почитать, она меня рекомендовала в техникуме и я успешно три года там преподавал.  Я спросил у АП, помнит ли он, как звали училку, АП сказал, что нет, тогда я ему назвал имя-отчество и сказал, что это моя тетя!  АП очень удивился и начал с удвоенной силой хвалить ее, благодарить, что научила его, что во многом – это ее обучение позволило ему стать Человеком! Мне было очень приятно это слышать и я сказал АП, ты позвони ей и скажи эти слова, ей будет приятно! Дал ему телефон и АП ей позвонил, и сказал, и благодарил, о чем она мне, конечно, позвонила и сообщила!
      Про жизненную спираль! Римма Григорьевна с мужем Давидом живут в Ульянке, рядом с тем самым домом, в котором жил М.Жванецкий, ну, так вышло! Так как она с мужем люди очень пожилые, помочь им некому,  агентство «Шамир» взяло на себя заботу о пожилых людях. Эту миссию и оплачивает это еврейское агентство. В обязанности помощника входит закупка продуктов и лекарств, уборка в квартире, готовка еды, стирка и еще что-то из мелочей. Много лет им помогала женщина, с которой они сдружились и были, как родные. По какой-то причине эта женщина уехала в другой город и старикам назначили другого помощника. Вы же понимаете, что тут надо еще и угодить пожилым людям, понять их, хорошо бы понравится., Рассказывает Римма Григорьевна. Приходит молодая женщина, спрашиваю ее, как вас зовут, фамилия, откуда и вдруг понимаю, что у нее очень редкая фамилия, такая была у одного их моих учеников. Спрашиваю, ваш отец учился в Радиотехническом техникуме №1? Она говорит, что да, учился и очень этим гордится! Конечно, они созвонились, поговорили,  ученик поблагодарил учителя за то, что вбила в голову знания, заставила мозги крутиться.         
          Как мне помогло знание математики – это вообще чудо! Наша комната в коммунальной квартире была 18,09 кв.м., для получения соседней освободившейся комнаты, у меня были лишние эти самые 9 кв.см! Время - 1980-й год, что делать? Были разные варианты, но я решил для начала перемерять комнату и с удивлением выяснил, что все четыре стены разной длины, т.е. неправильный 4-х угольник! Вы умеете считать такую площадь? И я не умел, пока не нашел в справочнике Выгодского (помните?) формулу Герона! Пересчитал по ней и получилось явно меньше 18 кв.м., т.е. есть надежда! Пошел в ЖЭК к главному инженеру, объяснил ему проблему, про замеры по формуле Герона и …. через месяц мы честно получили еще одну комнату! Я рассказал эту историю Римме Григорьевне, а она мне и говорит, что это и есть тот самый результат, который дает математика! Т.е. совершенно не обязательно все знать и помнить, но понимать, как можно сделать нужное дело, найти оптимальное  решение в сложной ситуации – это и есть развитие мозга, что и дает изучение математики! Дерзайте, мои друзья!

Санкт-Петербург май 2025г.


Рецензии