Реинкарнация и Христианство
Начнём с простого утверждения, что эволюция, как процесс изменения развития, ведёт всё, что ему подвластно, к усложнению и совершенству, посредством простых инструментов, как, например, естественный отбор. В таком случае, если справедливо учение об энергетической природе живых организмов, то и она должна быть подвержена тому же совершенствованию во времени. Иными словами, некое количество энергии, которая, как известно, имеет конечные устойчивые состояния, называемые порциями, или квантами, может совершенствоваться, только вбирая в себя порции родственных ей энергий. Такое возможно в том случае, если существует некий доступный источник энергии этого вида, либо, если это энергетическое образование наделено как организующим творческим началом, или волей, так и надёжным, подчинённым этому началу, инструментом её добычи. Предположим, что таким инструментом является тело человека, потребляющее в пищу стоящие на иной ступени развития биологические виды. В таком случае возникает целый ряд вопросов, связанных с освобождением плоти, идущей в пищу, от её энергетического, или духовного, хозяина. И, в случае неправильной заготовки продуктов, особенно – забоя скота, освобождённые хозяева той, или иной плоти становятся так называемыми «голодными духами», или бесами, ищущими средства и способы поддержания своего дальнейшего существования. Как правило, такое существование осуществляется за счёт потребителей их плоти. Эти вопросы разбираются в ряде книг Ветхого Завета, и родственных им, либо существуют в виде изустных преданий и культово-обрядовых традиций. А вопросы утилизации энергии, высвобожденной в процессе употребления пищи, лежат в основе духовных практик.
Говоря о человеке, следует отметить его удивительную способность к непостоянству, перемене идеалов и устремлений, что не может не сказаться как на его духовном состоянии, так и на состоянии его тела. А единство устремлений ведёт к здоровью тела, как тому учат религии вместе с традициями. Напротив, те же религиозные доктрины в один голос утверждают, что, если человек попадает в зависимость от иных волевых факторов, то приходят нищета, скорбь и болезнь, а это, в свою очередь, рассматривается как одержимость бесами, нечистыми духами, дьяволом, или сговором с Сатаной.
Итак, если одним инструментом пользуются несколько хозяев, то и результат его использования по праву принадлежит более сильному. В этом случае эволюция находящегося в зависимости невозможна, равно как и стяжание богатства рабом! Кроме того, тело приходит в негодность: проявляются уродства, появляются изъязвления и проказа. Это ущербное состояние остаётся частью волевого, или организующего, фактора, что проявляется в формировании и развитии нового тела, и ошибочно рассматривается в качестве наследственных признаков, поскольку подобное притягивается подобным.
Если конечной целью развития всего живого является воссоединение с Породившим его, то для её достижения требуется не много – приобрести освобождение, внутреннюю целостность, в соответствии с видом, и привести волевой фактор своего развития к единению с волей Творца. Такое воззрение приводит к тому, что в христианстве легло в основу учения о Святой Троице: Бог Отец, Бог Сын, и связующий их в одно целое – Бог Дух Святой. Но, сама жизнь показывает, что для человека обычного такое единение остаётся пределом устремлений, ведь приходится питаться и размножаться, что приводит к соблазнам разного рода и делает человека потенциально подвластным иным волевым влияниям, различным болезням, старости и смерти. Известно также, что мало кому удаётся избежать тлена, то есть человеческое тело само становится пищей, а из этого следует лишь то, что тело не стало единым с его волей, то есть первичное энергетическое образование не обрело совершенства. И, возникает вопрос: а что дальше? Если нет эволюции, то правы те, кто говорит о консервировании душ умерших в некоем месте, если наоборот – существует возможность приобретения нового тела с целью продолжения развития. Если нет эволюции, то и души умерших должны пребывать в томительном застое, причём в том самом ущербном виде, который они приобрели на момент кончины. Но парадокс в том, что жизнь – движение, поэтому застой это уничтожение и погибель. Кроме того, учение говорит о всемилостивейшем Боге. Но, если он всемилостивейший, рассматривающий человека не только венцом тварной природы, но и сыном, то не даст ли Он ему возможность исправиться? Тысячу раз «да»!
Христианство – учение о богосыновстве и его обретении, следствием чего является единение воли, подчинённой Божественной, и тела, что приводит к переходу плоти в энергию, или дух. В таком учении нет места учению о реинкарнации, не потому, что её не существует, а потому, что переселение души, или метемпсихоз[1], не являются самоцелью. Кроме того, учение о реинкарнации ослабляет дисциплину и без того не стойкого духом человека, который говорит себе: «в этой жизни поживу в своё удовольствие, попью вина, порезвлюсь с блудницами, а в другой жизни всё это замолю и буду примерным христианином». Но, с другой стороны, видна его немалая полезность – оно, как лакмус, выявляет помыслы нечистые, и как бы напоминает о том, что весь прежде пройденный путь рождений и смертей, приведший человека к его нынешнему состоянию, может быть от самых низменных форм существования материи, путь, повторяемый с момента формирования семени, его слияния с яйцом и дальнейшего развития от клетки к человеку, может быть перечёркнут им по глупости своей в одно мгновение.
Но что говорит христианство про ту самую реинкарнацию, понятие которой отвергают его апологеты?
Как следует из текстов, непременным условием на пути к спасению является непреложная уверенность, или вера, в которой нет места сомнению и поиску доказательств, как видно из текста:
24 Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус.
25 Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю.
26 После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам!
27 Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим.
28 Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!
29 Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие[2].
И как бы в продолжение сказано:
Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка[3].
О знамении Ионы бытует устойчивое мнение, что таковым было пребывание Ионы во чреве кита. Но в этом событии нет чудесного знака. Принято считать, что продолжение высказывания раскрывает подлинный смысл знамения:
ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи[4].
Однако под знамением принято понимать знак, предзнаменование; явление природы, служащее по религиозным понятиям предзнаменованием чего-либо (устойчивое словосочетание – «небесное знамение»). И, чтобы классифицировать события в книге пророка, требуется рассмотреть их в рамках определения, и установить, какие являются именно знамениями.
Ни шторм, застигший Иону, пытавшегося уклониться от выполнения своей миссии, ни указавший на него жребий, ни пребывание во чреве кита, выплюнувшего его на берег недалеко от Ниневии, в которую он и был послан, предзнаменованием не являются. Эти события чудесны по природе своей, но не предсказательны, и были только средством принуждения пророка к исполнению возложенных на него задач. Единственное поучительное событие связано с деревом, под которым Иона скрывался от зноя:
5 И вышел Иона из города, и сел с восточной стороны у города, и сделал себе там кущу, и сел под нею в тени, чтобы увидеть, что будет с городом.
6 И произрастил Господь Бог растение, и оно поднялось над Ионою, чтобы над головою его была тень и чтобы избавить его от огорчения его; Иона весьма обрадовался этому растению.
7 И устроил Бог так, что на другой день при появлении зари червь подточил растение, и оно засохло.
8 Когда же взошло солнце, навел Бог знойный восточный ветер, и солнце стало палить голову Ионы, так что он изнемог и просил себе смерти, и сказал: лучше мне умереть, нежели жить.
9 И сказал Бог Ионе: неужели так сильно огорчился ты за растение? Он сказал: очень огорчился, даже до смерти.
10 Тогда сказал Господь: ты сожалеешь о растении, над которым ты не трудился и которого не растил, которое в одну ночь выросло и в одну же ночь и пропало:
11 Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота?[5]
И это единственное, что можно называть знамением, предназначенным пророку. А главным в этом знамении является упрёк Ионы в скорби о растении: «Тогда сказал Господь: ты сожалеешь о растении, над которым ты не трудился и которого не растил, которое в одну ночь выросло и в одну же ночь и пропало». При этом, в книге Бытия представлено прямое предназначение человека: «И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его»[6]. Таким образом, Бог обличает Иону в его нерадении о собственном теле и преобразовании «дерева разумения доброго и худого» – раскидистого «дерева удовольствий и услаждения» в дерево жизни вечной. Таким образом, продолжение высказывания, приводимого в Новом Завете о знамении Ионы, как провозвестника Христа, является отдельным высказыванием, не имеющим никакой связи с предшествующим и приведено лишь в качестве аналогии.
Следует учитывать и ответ, который дал иудеям прокуратор Ахайи Галлион: но когда идет спор об учении и об именах и о законе вашем, то разбирайте сами; я не хочу быть судьею в этом[7]. Из ответа Галлиона следует, что раскрытию смысла имени придавалось немалое значение для более полного понимания смысла текста.
Имя Иона, на иврите ;;;;;;, означает «голубь». Эта птица изображается на многих раннехристианских мозаиках и фресках, встречаемых на стенах и полу древних культовых сооружений: пещерных и наземных погребальных комплексов, базилик и храмов. На многих из них голуби склёвывают виноградные ягоды.
В некоторых переводах Библии в книге Ионы вместо «растение» употребляется «дерево», что, видимо, ближе первоначальному смыслу и соответствует представлению о «дереве жизни», на котором и обитает голубь, образом которого представлено разумное и неисчезающее начало человека. И в отношении пророка Ионы более подходит представление о дереве жизни, поскольку в таком понимании намного полнее представлена картина круговорота сознания в цикле рождений и смертей, при котором разумное начало, загубив одно дерево жизни, находит себе другое. Но в христианском представлении такой круговорот сознания является лишь продолжением страдания от страстей:
Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая[8].
В Иудаизме реинкарнация не нуждалась в специальном подтверждении и была общепризнанной частью Учения от древности – фарисеи и ессеи, до наших дней – каббалисты и хасиды. А требование сохранения родового имущества внутри каждого колена Израилева, запрещающее перекрёстные браки[9], предполагает возвращение предков, но уже в новой плоти, к ими собранному и приумноженному потомками имуществу. Очевидно, что и предписание вступать в левиратный брак, то есть брак между бездетной вдовой и братом ее умершего мужа с целью продления рода умершего, также является прямым подтверждением признания реинкарнации в иудаизме. А практика совершения левиратных браков приведена как во Второзаконии[10], так и в некоторых других текстах Ветхого Завета[11].
То же относится и к раннему Христианству, связанному с Иудаизмом своими корнями, а потому не могло быть «чуждым» этому учению: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить»[12]. Реинкарнацию признавали Климент Александрийский, Ориген; многие гностики – Валентин, Василид и другие. Намекает на реинкарнацию целый ряд ранних Отцов Церкви. А в греческом Евангелии от Матфея[13] Иисус Христос использует слово «;;;;;;;;;;;;», – палингенезия, переводимое в Новом Завете как «пакибытие», для описания Страшного суда, являющегося началом образования нового мира[14] – нового неба и новой земли, на которых обитает правда[15]. И в этом случае под палингенезией следует понимать возвращение, или так называемое «второе пришествие», что к реинкарнации никакого отношения не имеет.
В христианстве образ Христа представлен виноградной лозой:
1 Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой – виноградарь.
2 Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода.
3 Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам.
4 Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне.
5 Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего[16].
«В Ветхом Завете Израиль часто изображается в виде виноградника: “Виноградник Господа Саваофа есть дом Израилев” (Ис 5:17). “Я насадил тебя как благородную лозу”, – говорит Бог Израилю через пророка Иеремию (Иер 2:21). В пятнадцатой главе книги Иезекииля пророк уподобляет Израиль лозе. И далее: “Твоя мать была как виноградная лоза, посаженная у воды” (Иез 19:10). “Израиль – ветвистый виноград, умножает для себя плод” (Оc 10:1). Лоза стала образом Израиля, она была эмблемой маккавейских монет. Одним из украшений храма была золотая лоза над входом в Святилище.
Знаменательно, что лоза в Ветхом Завете всегда упоминается в связи с идеей вырождения. Исаия рисует картину одичавшего виноградника. Иеремия говорит, что лоза, которую Бог насадил как благородную и самую чистую, “превратилась в дикую отрасль чужой лозы”. Бог ждал от неё доброго плода, однако лоза выродилась и стала производить негодные плоды. Поэтому в том, что Иисус назвал Себя “истинной виноградной лозой”, присутствует идея замены. Израиль будет оставлен Богом из-за отвержения Его Сына. Иисус и те, кто приобщён к Нему своей верою, станут новой и истинной лозой»[17].
А в Новом Завете, в противоположность Ветхому, речь идёт также об общности церкви в образе виноградного куста:
Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие [ветви] собирают и бросают в огонь, и они сгорают[18].
В отличие от дерева, в образе Христа-лозы понимается обретение жизни вечной, или возвращение человека к его первоначальному, первозданному состоянию:
Итак вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе, и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься[19].
И, принято считать, что именно потому Христос противопоставляет растение Ионы лозе истинной, говоря о том, что верным дано причастие, а неверным – знамение Ионы пророка: Но такое суждение ошибочно, поскольку дерево жизни и дерево разумения доброго и худого произрастают из одного корня и являют собой основу человеческого тела, они присущи каждому члену церкви. А, так как речь идёт о преобразовании дерева разумения, вкушение плодов которого стало причиной грехопадения, в дерево жизни посредством отсечения раскидистых ветвей, можем говорить лишь о различных формах подачи материала в Новом и Ветхом Заветах. Но различие не слишком велико: если в ветхозаветном повествовании говорится о необходимости обретения равенства Богу, что представлено именем ангела, охраняющего подходы к дереву жизни вечной, – Михаил[20] с мечом обращающимся, то в Новом Завете предлагается обрести единение во Христе, который есть дух помазания и Дух Спасения, а, поскольку Бог есть Дух[21], то и единение с Богом через помазание посредством становления Иисусом.
Такое понимание текста требует возврата к вопросу об эволюции. А дело в том, что количество энергии, которое позволяет разумному началу проявлять себя человеком, имеет строго определённую величину, отклонение от которой приводит к появлению иного существа или объекта. То есть, утрата части энергии ведёт к деградации, а изменение качеств её протекания по телу – к инволюции, называемой грехопадением. Картина инволюции в Новом Завете представлена родословием Христа от Адама, а эволюции – в обратной последовательности. Достижение требуемого совершенства приводит к результату, описываемому в книге Даниила, и противоположному участи в озере, горящем огнем и серою:
И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде – как звезды, вовеки, навсегда[22].
Вызывают неоднозначное прочтение следующие строки:
Я был отрок даровитый и душу получил добрую;
Притом, будучи добрым, я вошел и в тело чистое[23].
Ты вывел из ада душу мою и оживил меня[24]
Ты избавил душу мою от ада [в оригинале – «из ада»] преисподнего[25].
В Синодальном издании Славянской Библии в книге Иова имеется следующее добавление: «Написано, что он опять восстанет с теми, коих воскресит Господь»[26]. А видение Навуходоносора[27] напоминает сюжет романа Апулея «Метаморфозы, или золотой осёл»[28].
Не углубляясь более в исследование текстов Библии, поскольку каждый желающий может завершить начатое, рассмотрим основную причину, ведущую к реинкарнации. А она проста:
27 И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.
28 И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле[29].
То есть, продолжение рода – как необходимое условие сохранения жизни на земле, но не ради удовольствия, связанного с этим процессом, поскольку само устремление к получению удовольствия порождает и устремление к новому воплощению!
В ходе реинкарнации, воплощающаяся духовная сущность имеет все приобретённые в ходе предыдущего плотского существования пороки с присущими им болезнями, ставшие в её новом проявлении частью закона обмена энергией, приводящими к ущербности плоти. При умножении пороков, духовная сущность утрачивает и жизненный потенциал, что требует воплощения в более низкой биологической, растительной или даже минеральной форме, в соответствии периодическому закону, открытому Д. И. Менделеевым. А освобождаясь от порока, сущность приобретает возможность пребывать на уровне, соответствующем наработанному потенциалу и воплощается по мере совершенствования человеческого сообщества, изживающего прежнее и получающего новые духовные качества.
Сам процесс освобождения от пороков трудоёмкий и мучительный, отчего и приравнивается к подвигу. Пророк Исаия характеризует его следующим образом: «Как беременная женщина, при наступлении родов, мучится, вопиет от болей своих, так были мы перед Тобою, Господи. Были беременны, мучились, и родили дух спасения, его же сотворим на земли…»[30]. А христианство даёт инструменты и описывает способы, ведущие к этому освобождению, являясь учением о спасении. Вот почему в христианстве учение о реинкарнации просто никак не рассматривается. И если в Декалоге Моисея об устранении основной её причине сказано «Не прелюбодействуй»[31], то в Новом Завете приводится более глубокое понимание: «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем»[32].
Тексты Нового Завета не дают возможности составить представление о жизни вечной в её христианском понимании: на этот вопрос христианское учение не даёт конкретного и однозначного ответа. Единственное общепринятое мнение состоит в описании некоторого пребывания в неопределённом состоянии томительного ожидания окончания, так называемого «конца света», и завершающего бытие Страшного суда, что само по себе далеко от представления о жизни, как непрерывном процессе и о всемилостивом и человеколюбивом Боге. А представление о повторном рождении для исправления ошибок является разумным в понимании человека и непременным условием его бытия. И, если речь идёт о непрерывности бытия, то, поскольку достичь совершенства в течение одной жизни всем не удастся, возникает вопрос о применимости представлений о реинкарнации к дальнейшим этапам бытия человеческого сознания. Таким образом, знание о реинкарнации, как о круговороте сознания, состоящем в последовательном цикле рождений и смертей, метемпсихозе и переселении души не чуждо ни иудаизму, ни христианству. Но, как одно, так и другое призывают к работе по совершенствованию своего духа и плоти уже в этой жизни для поддержания образа Создателя, по которому человек сотворён, и достижения подобия, по которому он задуман. Видимо в таком смысле и следует понимать слова Спасителя: «Я и Отец – одно», и «Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять её. Никто не отнимает её у Меня, но Я Сам отдаю её. Имею власть отдать её и власть имею опять принять её. Сию заповедь получил Я от Отца Моего»[33]. Именно этим в христианстве утверждается торжество жизни над смертью в настоящем рождении, как, впрочем, и власти человека над ней, ради продолжения жизни в течение всего непрерывного периода бытия, что без реинкарнации просто немыслимо.
[1] Термин Метемпсихоз (греческий: ;;;;;;;;;;;;), в философии, является переселением души, особенно ее реинкарнацией после смерти. Происходит от древнегреческой философии герметистов, орфиков и др.. У пифагорейцев в том же смысле используется иное понятие ;;;;;;;;;;;; (палингенезия от др.-греч. ;;;;; – снова и ;;;;;;; – становление, рождение). И, несмотря на то, что его употребление восходит к стоикам, его употребляли Филон, говоря о Ное и его сыновьях, как об участниках процесса обновления земли, Плутарх о переселении душ, а Цицерон о своём возвращении из изгнания.
[2] Иоан.20:24-29
[3] Матф.16:4; Матф.12:39; Лук.11:29
[4] Матф. 12, 39
[5] Ион.4:5-11
[6] Быт.2:15
[7] Деян.18:15
[8] Откр.21:8
[9] Чис. 27:8-11; 36:7-9
[10] Втор 25. 5-10
[11] Быт 38. 7-11; Руфь 4. 5-8
[12] Матф.5:17
[13] Матф. 19:28
[14] Матф. 19:28-30
[15] 2 Пет.3:13
[16] Иоан.15:1-5
[17] Лекции по Евангелию от Иоанна. Гл. 15 Образ виноградной лозы / Протоиерей Александр Прокопчук. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Изд-во ПСТГУ, 2015. — 168 с.
[18] Иоан.15:6
[19] Откр.2:5
[20] Михаил, ивр. – ;;;;;;, – который как Бог.
[21] Иоан. 4:24
[22] Дан.12:3
[23] Прем. Солом. 8, 19-20
[24] Пс. 29, 4
[25] Пс. 85, 13
[26] Иов.42:17
[27] Дан.4:30-31
[28] Апулей. Метаморфозы, или золотой осёл – популярный античный роман в 11 книгах, написанный древнеримским писателем II века Апулеем.
[29] Быт.1:27,28
[30] Ис. 26:17,18
[31] Исх.20:14
[32] Матф.5:27-28
[33] Иоан.10:30; 10:17,18
Свидетельство о публикации №225051900888