И это тоже ХХ век. О Маяковском
И ЭТО ТОЖЕ ХХ ВЕК
из дневника
Незадолго до смерти в 1980 году мой муж художник Юрий Ракша в своих дневниках написал: "Моя жена - мой верный друг на всю жизнь, и в радости, и в горе, мой единомышленник, первый зритель и первый критик. Я знаю, как много факторов должно соединиться в благом сочетании, чтобы художнику стать художником, чтобы художник осуществился, поэтому так важно, кто всю жизнь с тобой рядом." И действительно, от той, которая с тобой всю жизнь рядом зависит многое, а порой почти всё. На православной Руси именно так и было. Зачастую и даже вопреки своим творческим карьерам, своим биографиям женщины, словно жёны декабристов, посвящали свои жизни своим мужьям, помогали раскрыться их талантам. И имена мужей в полную мощь расцветали на фоне русской культуры. Например, как жёны-соратницы Льва Толстого, Набокова, Бунина, Блока, Пришвина, Бондарева, философа Алексея Лосева, Астафьева и др...
Но, к сожалению, можно сказать о том, что список гениальных писателей мог быть гораздо длиннее, если бы у всех жёны были такими самоотверженными. И размышляя об этом, я почему-то подумала о двух значительных именах, известных и ярких талантах ХХ века. В.В. Маяковского (1893-1930) и А.А.Вознесенского (1933-2010). Как видите, они обрамляют начало и конец прошлого века.
А почему я вспомнила этих известных поэтов "к сожалению"? Потому что они могли стать именами шекспировского и пушкинского ряда, но, к сожалению, не стали. И этому есть причина, и имя ей "женщина". Вернее две женщины, их жёны: Лиля Юрьевна Брик (урождённая Лиля (Лили) Уриевна Каган) и Зоя Борисовна Богуславская. И если говорить коротко и начистоту (и думаю, что их биографы тут со мной согласятся) именно две эти женщины не дали им в полную меру осуществиться, и даже вычеркнули их из списка талантов высочайшей пробы.
Помните стихи Маяковского? "Allo! Кто говорит? Мама? Мама! Ваш сын прекрасно болен! Мама! У него пожар сердца. Скажите сестрам, Люде и Оле, — ему уже некуда деться. Каждое слово, даже шутка, которые изрыгает обгорающим ртом он, выбрасывается, как голая проститутка из горящего публичного дома." Эти стихи Владимир Маяковский написал Лиле Брик, после неожиданной встречи с ней, придя в гости к её сестре Эльзе (урождённая Элла Юрьевна Каган, будущая парижанка Эльза Триоле, жена коммуниста Луи Арагона). На мой взгляд, эта встреча с Лилей и оказалась началом конца поэта Владимира Маяковского. Всю свою жизнь до пули, пущенной себе в висок, было желанием освободится от этого смертоносного увлечения. Хотя он всегда хотел иметь семью, но мораль того времени позволяла жить втроём. (Володя, Осип Брик и Лиля).
В США у него родилась от Елизаветы Петровны Зиберт дочь Патриция. Которая прожила на земле 80 лет и взяла фамилию мужа Томпсон. Что интересно заметить, Маяковский видел эту дочь в жизни один единственный раз. Зиберт привезла дочь-малышку в Европу в Швейцарию. И зная, что в это время Маяковский был в Париже, послала весточку. "Если хочешь увидеть свою дочь, приезжай". И после встречи малышка Патриция прожила долгую жизнь (1926-2016).
Маяковский много раз пытался сбежать, вырваться из крепких объятий Лили Брик, которая умело его удерживала возле своей юбки. (К тому же Брики в последние годы жизни Маяковского существовали на его большие гонорары). А позже в Париже чуть не женился на Татьяне Яковлевой, которой посвятил бессмертные строки: "Ты одна мне ростом в вровень/ Милые такими не бывают". И ещё: "Иди сюда,/ Иди на перекрёсток/ Моих больших и неуклюжих рук".
В моём дневнике-черновике существует раздел "долги". Так вот в этот раздел, для будущего читателя хочу сделать короткую и объективную запись, лично мою точку зрения. Две эти дамы, думая о собственном имени и вхождению себя любимых в историю русской литературы, и погубили этих двух ярких поэтов. А как это произошло, пускай в подробностях описывают литературоведы со своей точки зрения. Тем более, что об обоих поэтах написано множество книг биографов. А у меня, как писателя, совсем другие задачи. Это задачи биографов -либералов "пятой колонны".
Брик пережила мужа почти на полвека и покончила собой, наглотавшись таблеток снотворного. А вторая, З.Богуславская, до сих пор жива (ей стукнуло 103 года). И более того, ещё год назад получила абсурдное предложение руки и сердца от одного старика-фотографа. Но она - толстосум и деляга от культуры, и не думает каяться и как прежде спекулирует именем убитого ей Андрея Вознесенского.
И обе эти бабки Ёжки въехали - таки на загривке этих ярких имён в историю советской литературы. Изначально не имея для этого никаких талантов, кроме бесовской хитрости.
Свидетельство о публикации №225052001287