Бардо
Основные этапы бардо включают:
1. Чикхай Бардо — период непосредственной смерти, когда человек переживает светозарный опыт изначальной природы ума.
2. Чёньи Бардо — этап встречи с божествами и мандалами, отражающими качества просветления.
3. Сидпа Бардо — стадия поиска нового воплощения, характеризующаяся появлением различных видений и иллюзий, ведущих к новому рождению.
P.S.
От себя хотел бы высказать в заключение такую мысль: самый глубокий страх и испытание в состоянии Бардо — это не сам страх смерти, а осознание собственной бесприютности вне привычных земных ориентиров, связанных с телом. Привычная структура существования разлетается вдребезги, оставляя сознание лицом к лицу с необъятностью самое себя внутри космического сознания, которому человек был есть и будет непосредственно сопричастен, сбегая от этого переживания в координаты тела, располагаясь в нем словно в колыбельке духа.
Это состояние полного растворения в океане всеведения пугает именно своей неизмеримостью, ведь человеческое эго привыкло ощущать себя отдельной единицей, ограниченной пространством и временем. Столкновение с абсолютной пустотой и единением воспринимается нашим сознанием не как блаженство, а как потеря всего знакомого и безопасного, вызывая панику и желание снова обрести форму — даже ценой возвращения обратно в круговорот перерождений.
Таким образом, сам факт смерти зачастую кажется менее угрожающим, нежели необходимость мгновенно воспринять собственную природу как бесконечно большую и малую одновременно. Именно эта двойственность вызывает внутренний конфликт и стремление вновь укрыться в узких рамках индивидуального человеческого существования. Иная опасность кроется в привычном стремлении удовлетворения телесных страстей, также затягивающая в круговорот перерождений - попадание в поля энергий совокупляющихся существ (как человеческих так и не человеческих, согласно учению Ваджраяны) и дальнейшее рождение в зачинаемом теле.
Если душа преодолевает страхи и страсти, то она попадает во вторую фазу.
Вторая фаза Бардо характеризуется тем, что здесь сознание освобождается от ужаса смерти, тревог и вожделений, обретая покой и бесстрашие, но вместе с тем сталкивается с другой проблемой: вечность оказывается монотонной и тягостной, невыносимой для обычного человеческого сознания и сознание стремится возвратиться в узкий круг ограничений, знакомых ощущений и событий. Возврат назад кажется необходимым и естественным желанием сознания, привыкшего к ограниченности и суете материального мира. И так оно вновь может оказаться в череде телесных перерождений души. Таким образом, для второй фазы бардо, когда душа покидает страхи и тревоги физической жизни, возникает следующее испытание - оно испытывает непреодолимую скуку и тягу к возврату в обычное бытие.
Преодоление этих конечных ограничений согласно учениям буддизма возможно лишь через постижение при жизни Шуньяты, означающей отсутствие неизменного и самостоятельного «я» у индивида, а также самобытия у всех явлений; и выражающей идею пустоты от самостоятельной сущности, обусловленную всеобщей взаимосвязью и взаимозависимостью вещей и процессов. Мир - Един и мы лишь часть этого Единства, ошибочно отделяющие себя от него, концентрируя внимание на различия, а не на всеобщность.
Свидетельство о публикации №225052001349