Бардо

«Бардо Тёдол», также известный как «Тибетская книга мёртвых», представляет собой священный буддийский текст, относящийся к тибетскому направлению буддизма, известному как Ваджраяна (Алмазная колесница). Этот трактат описывает стадии перехода между смертью и новым рождением, называемые бардо («промежуточное состояние»). Цель текста заключается в том, чтобы служить руководством для умерших и живых, помогая преодолеть трудности и опасности промежуточных состояний, направляя душу к освобождению от цикла перерождений.
Основные этапы бардо включают:
1. Чикхай Бардо — период непосредственной смерти, когда человек переживает светозарный опыт изначальной природы ума.   
2. Чёньи Бардо — этап встречи с божествами и мандалами, отражающими качества просветления.
3. Сидпа Бардо — стадия поиска нового воплощения, характеризующаяся появлением различных видений и иллюзий, ведущих к новому рождению.
P.S.
От себя хотел бы высказать в заключение такую  мысль: самый глубокий страх и испытание в состоянии Бардо — это не сам страх смерти, а осознание собственной бесприютности вне привычных земных ориентиров, связанных с телом. Привычная структура существования разлетается вдребезги, оставляя сознание лицом к лицу с необъятностью самое себя внутри космического сознания, которому человек был есть и будет непосредственно сопричастен, сбегая от этого переживания в координаты тела, располагаясь в нем словно в колыбельке духа.
Это состояние полного растворения в океане всеведения пугает именно своей неизмеримостью, ведь человеческое эго привыкло ощущать себя отдельной единицей, ограниченной пространством и временем. Столкновение с абсолютной пустотой и единением воспринимается нашим сознанием не как блаженство, а как потеря всего знакомого и безопасного, вызывая панику и желание снова обрести форму — даже ценой возвращения обратно в круговорот перерождений.
Таким образом, сам факт смерти зачастую кажется менее угрожающим, нежели необходимость мгновенно воспринять собственную природу как бесконечно большую и малую одновременно. Именно эта двойственность вызывает внутренний конфликт и стремление вновь укрыться в узких рамках индивидуального человеческого существования. Иная опасность кроется в привычном стремлении удовлетворения телесных страстей, также затягивающая в круговорот перерождений - попадание в поля энергий совокупляющихся существ (как человеческих так и не человеческих, согласно учению Ваджраяны) и дальнейшее рождение в зачинаемом теле.
Если душа преодолевает страхи и страсти, то она попадает во вторую фазу. Сперва она начинается ужасом от всеобъемлющего переживания безграничности вечного сознания, не имеющего никаких качеств, кроме кристальной чистоты. Здесь Бардо характеризуется тем, что сознание освобождается от ужаса смерти, тревог и вожделений, обретая покой и бесстрашие, но вместе с тем сталкивается с другой проблемой: вечность оказывается монотонной и тягостной, невыносимой для обычного человеческого сознания и потому сознание начинает стремиться к возврату в привычный узкий круг ограничений, знакомых ощущений и событий. И в конечном итоге, снова вернуться в ограниченность телесного пространства переживаний. Возврат назад кажется необходимым и естественным желанием сознания, привыкшего к ограниченности и суете материального мира. И так оно вновь может оказаться в череде телесных перерождений души. Таким образом, для второй фазы бардо, когда душа покидает страхи и тревоги физической жизни, возникает следующее испытание - оно испытывает непреодолимую скуку и тягу к возврату в обычное бытие.
Преодоление этих конечных ограничений согласно учениям буддизма возможно лишь через постижение при жизни Шуньяты, означающей отсутствие неизменного и самостоятельного «я» у индивида, а также самобытия у всех явлений; и выражающей идею пустоты от самостоятельной сущности, обусловленную всеобщей взаимосвязью и взаимозависимостью вещей и процессов. Мир - Един и мы лишь часть этого Единства, ошибочно отделяющие себя от него, концентрируя внимание на различия, а не на всеобщность.


Рецензии