Футурошок или шок будущего
П.С. Гуревич
Введение
На протяжении всей своей истории человечество не раз переживало периоды глубинной трансформации, которые кардинальным образом меняли вектор развития нашей цивилизации. Началось все с когнитивной революции, когда наши древние предки вдруг неожиданно поумнели и породили то, что мы сегодня называем культурой. Затем, примерно 12 тысяч лет назад, произошла сельскохозяйственная революция, в результате которой человек перешел от собирательства к оседлому образу жизни. Именно в это время появляются первые протогорода. Приблизительно три тысячи лет до нашей эры начался процесс постепенного объединения мелких государственных образований в одну глобальную империю: так появились первые крупные государства-империи. В дальнейшем темпы структурной реорганизации общества только возрастали: пятьсот лет назад зародилась современная наука и люди впервые столкнулись с так называемым научно-техническим прогрессом, который сопровождался сначала буржуазной революцией, а затем индустриальной революцией. 20-й век почти весь прошел под знаком постиндустриальной революции.
И вот в самом конце 20-го века мы стали свидетелями начала так называемой цифровой революции, которая, в свою очередь, сопровождается невиданными ранее кардинальными изменениями буквально всех сфер нашей жизни. Коротко говоря, в ближайшие десятилетия нам с вами предстоит пережить самую значительную трансформацию в истории человеческой цивилизации. В этом смысле уже сегодня нужно быть готовы к тому, что современные цифровые технологии радикально изменят политику и экономику, среду обитания и отношения между людьми, в том числе изменят и самого человека, причем изменят до неузнаваемости.
Итак, наша цивилизация трансформируется. Фундаментальные изменения происходят с невиданной до селе скоростью, как на социальном, так и на личностном уровне. Но что мы знаем о рисках, о возможных последствиях этих перемен? Задумываемся ли мы о них всерьёз? Осознаем ли угрозы? И есть ли эти угрозы вообще или нас ждет светлое будущее в «городе солнца», в обществе равенства и процветания? Похоже на то, что угрозы все-таки существуют, и мы не первые кто это заметил. На самом деле специалисты стали обсуждать эти проблемы еще во второй половине 20-го века, и как это не покажется странным, уже по прошествии нескольких десятилетий их прогнозы начали сбываться с удивительной точностью.
Часть первая: Элвин Тоффлер и его прогноз на будущее
В начале 70-х годов прошлого века в США вышла в свет книга известного американского футуролога и социолога Элвина Тоффлера «Шок будущего». За короткое время книга стала несомненным бестселлером, и это неудивительно: в отличие от своих многочисленных коллег, делающих стандартные прогнозы будущего человечества, Тоффлер предложил довольно нестандартный прогноз. Конкретно речь шла о том, что человечество захватывает неведомое ранее психологическое состояние, которое по своему воздействию может быть приравнено к массовой эпидемии, поражающей все, без исключения, слои населения. Название этой болезни – «футурошок», или «шок будущего».
По мнению автора, человечество может погибнуть вовсе не от того, что рано или поздно окажутся исчерпанными кладовые земли, выйдет из-под контроля атомная энергия или умрет истерзанная природа. Э. Тоффлер настаивал на том, что уже в самом ближайшем будущем люди будут не в состоянии выдерживать те огромные психологические нагрузки, постоянное возрастание которых им приходится испытывать день ото дня. Именно это, по мнению автора, и приведет к гибели, как каждого отдельного индивидуума, так и всего человечества в целом.
Исследования установили: у человеческого организма есть определенный предел восприятия происходящих вокруг него изменений.И действительно, недавние исследования в области нейропсихологии установили тот факт, что у человеческого мозга есть определенный предел восприятия происходящих вокруг него изменений. И если этот предел бывает пройден, наш мозг, попросту говоря, отключается, и мы перестаем адекватно оценивать то, что делается вокруг.В определенном смысле в этом нет ничего страшного. Часто подобная защитная реакция организма бывает даже полезна и необходима, так как с ее помощью человек может без видимых психологических и даже физиологических потерь безболезненно пережить ту или иную стрессовую ситуацию. В истории Древней христианской Церкви известны случаи, когда выжившие в пытках христианские мученики не помнили того, что с ними происходило, и с недоумением спрашивали окружающих, когда же их поведут на съедение львам.
Заметим, что такие истории это вовсе не сказки. И в наше время нередко отмечаются удивительные происшествия подобного рода. Так, например, во время Второй мировой войны был отмечен случай, когда американский солдат по имени Чиндит, сражавшийся в тылу линии японской армии, уснул во время шквального пулеметного огня, буквально бушующего вокруг него. Более позднее исследование показало, что данный случай не был единичным и что этот солдат не был уставшим или невыспавшимся. Он был сражен чувством сверхмощной апатии, которая возникла из-за того, что его мозг не смог справиться с мгновенно меняющейся окружающей обстановкой: «Через год после случая с Чиндитом аналогичные симптомы неожиданно возникли у большого количества солдат в войсках союзников, вторгшихся в Нормандию, и английские врачи–исследователи после изучения 5000 несчастных случаев среди английских и американских войск пришли к выводу, что эта странная апатия скорее всего является заключительной стадией сложного процесса психологического коллапса»
Точно так же неадекватно ведут себя люди во время опасностей или стихийных бедствий и в мирное время. Например, известен случай, когда во время внезапно налетевшего урагана: «девочка забралась в музыкальный магазин через разбитое окно, спокойно купила пластинку и вышла наружу, хотя стекла здания разбивались порывами ветра и осколки летали по воздуху внутри магазина».
Многие люди, попавшие в похожие ситуации, говорят о том, что не испытывали ни страха, ни паники, что их сознание было как бы частично затемнено. И не исключено, что именно такая реакция человеческого организма позволила им выжить в трудную минуту.
Однако, другое дело, если человек будет находиться в подобном положении постоянно. Тут речь уже не может идти о защитном механизме, так как длительное пребывание человека в быстроменяющейся обстановке приводит чаще всего к распаду человеческой психики, к распаду личности и потере жизненных ориентиров.
Именно это и происходит сегодня в мире. То, что было прогнозом будущего в 1970-е годы, стало реальностью в наше время. Последние 20 лет принесли такое огромное количество перемен в нашу жизнь, что зачастую большинство людей просто не в состоянии справиться с этими внезапно навалившимися изменениями.
Ни для кого не секрет, что сегодня многие наши соотечественники потеряли ощущение стабильности и уверенности в завтрашнем дне. Ни миллионер, ни последний нищий не может быть твердо уверен за свое будущее. И это неудивительно, так как за такой короткий период на наших глазах произошло просто невиданное доселе количество перемен: рухнул Советский Союз, подорвано доверие практически ко всем социальным институтам, люди лишились вкладов, нормального медицинского и социального обеспечения. Теперь всё решают деньги и только деньги, но и на них нет уже никакой надежды, так как мировую экономику постоянно лихорадит: то растет, то падает курс доллара и рубля, а от политических изменений, выборов, оранжевых революций у многих уже просто кружится голова.
Дополнительных страхов добавила и ситуация с внезапно появившимся коронавирусом, который окончательно сломал наш привычный уклад жизни, начиная от потери работы миллионами людей и заканчивая длительной самоизоляцией и экономическим кризисом, охватившим всю планету.
Однако, столь стремительные изменения произошли не только в общественной, экономической и государственной жизни. Сам наш быт, вся наша повседневная жизнь, точно также как и наша психика, буквально ежедневно претерпевает огромное количество изменений. Меняется всё вокруг: одежда, мебель, средства коммуникации и т.д. И хуже всего – меняются люди, и меняются не в лучшую сторону.
Живя в постмодернистском обществе потребления, вместо того чтобы в течение длительного времени быть привязанным к чему-то одному, мы на короткие промежутки имеем в своем распоряжении предметы и вещи, непрерывно вытесняемые другими.
Постмодернизм и общество потребления
По сути постоянная изменчивость всего и вся и есть основная характеристика эпохи постмодернизма: «… переход к постмодерну связан с отказом от модели разумного, самоосновного, автономного человека, свободного в рамках выбора разумной необходимости… Неотъемлемыми характеристиками перехода к постмодерну становятся: рост личной свободы в неразрывной взаимосвязи с ростом неопределённости и незащищённости; неукоренённость, неспособность контролировать внешние обстоятельства, прогнозировать будущее; отсутствие глобальных смысложизненных целей как у человека, так и у человечества; превалирование краткосрочных и среднесрочных планов над долговременными; разрушение аутентичности и идентичности личности, выбор в качестве стиля жизни ускользающего бытия, существования «здесь и сейчас»».
В постмодернистской реальности кардинальным образом рушится личное пространство человека, которое теряет свою фундаментальную целостность и превращается в некое фрагментарное, мозаичное, неупорядоченное образование. Так, в постмодернистском мире происходит пересмотр иерархии ценностей, в результате которого на центральное место выходит представление о радикальном многообразии и равноценности практически любых способов жизни, часто прямо противоречащих и исключающих друг друга.
Именно поэтому в постмодернистской модели мира исчезают такие понятия как – истинность, целостность, правда. И теперь мы уже не удивляемся тому, что в нашей жизни рядом сосуществуют, например, традиционные семейные ценности и ценности их отрицающие (блуд, разврат, сексуальную распущенность, гомосексуальные браки и т.д.). Или, например, религиозный синкретизм, постулирующих равенство всех религий и верований и т.д.: «Определяя эпоху, в которую мы живём, как постмодернистскую, следует иметь в виду, что постмодернизм, есть не столько какое-то культурное течение или направление искусства, сколько новый тип мироощущения, общекультурное сознание, тип мышления и восприятия… Вместо единой абсолютной Истины здесь выступает некая множественность относительных, частных «истин», призванных к мирному сосуществованию и взаимному приспособлению в рамках плюралистического пространства. Коль скоро все противоречия «истин» могут быть сняты посредством их примирения, в мире больше нет места тайне или хотя бы секрету. Все секреты могут быть объяснены. Ибо, в противном случае, если с тайны не может быть сорван покров и если постмодернистскому сознанию так и не удастся поглумиться над её наготой и доступностью, она может таить угрозу личности и быть для неё «репрессивным» орудием… - В том числе, - Такое скрытое орудие подавления постмодернизм видит в любом проявлении традиционной религии с её тайнами (Таинствами), универсальностью, догматикой, иерархией и стилем…»
Однако, здесь логично задаться вопросом, а как же стали возможны подобные изменения в обществе и почему нормой в постмодернизме становиться не поиск истины, не интуиция идеального бытия, не заповеди Божии, а любая идея или концепция, которая, в той или иной форме, была одобрена некоторой группой людей, вне зависимости от того, как эта идея влияет на развитие и человеческого общества, и отдельного индивидуума.
На самом деле подобная трансформация напрямую связана с изменениями человеческой психики. О чем собственно нас и предостерегал почти 50 лет назад Элвин Тоффлер.
Именно кардинальная трансформация человеческой психики и привела к тому, что в обществе, ориентированном на тотальное потребление, на получение чувственных удовольствий, эмоциональных всплесков и ярких впечатлений, в обществе, потерявшем истинные ориентиры и базовые мировоззренческие установки, в массовом порядке (как на конвейере) штампуются миллионы гедонистов и конформистов, а проще говоря, обычных обывателей, для которых личный, материальный комфорт становится смыслом существования: «Отличительной чертой нового стиля жизни является то, что отныне многие потребности определяются не необходимостью, а диктатом манипулирующего сознанием «знака», то есть моды и рекламы… Это чревато ещё и тем, что личность, ориентированная таким образом, теряет потребность и способность к анализу и познанию предмета, сосредоточивая свои усилия исключительно на возможности его приобретения и использования. Она начинает ощущать мир как повсеместный супермаркет или «сервис», единственной функцией которого является «обслужить клиента»: потребление делается преобладающим кодом постмодернистского сознания… Многочисленные обёртки рекламных образов и сопровождающие их лозунги, создающие иллюзию стабильности и процветания человека в мире, на самом деле скрывают в себе страшную идею человеческой растерянности и богооставленности».
Конформизм и гедонизм – это хорошо или плохо?
Однако сегодня большинство людей не видят в конформизме и гедонизме ничего плохого, а порою даже и удивляются тому, что на этот счет может существовать противоположное мнение, не признающее стремление к наслаждениям и комфорту в качестве главной цели человеческой жизни. Чаще всего подобную реакцию можно встретить среди молодежи. И удивляться тут нечему, ибо большинство современных детей воспитываются в неге и роскоши, когда родители стараются удовлетворить практически любые их, порой даже самые странные, желания: «Некоторые из недавних исследователей нашей современной жизни назвали молодежь сегодняшнего дня поколением «мне», а наше время «веком нарциссизма», характеризуемым поклонением себе и обожанием самого себя, что мешает развиваться нормальной человеческой жизни. Нашу ненормальную жизнь сегодня можно охарактеризовать как испорченную, избалованную. С младенчества с современным ребенком обращаются как с семейным божком: его прихоти удовлетворяются, желания исполняются, он окружен игрушками, развлечениями, удобствами, его не учат и не воспитывают в соответствии со строгими принципами христианского поведения, а дают развиваться в том направлении, куда клонятся его желания. Обычно ему достаточно сказать: «Я хочу» или «Я не хочу», чтобы услужливые родители склонились перед ним и позволили поступать по-своему. Возможно, это не случается «во всех семьях» и «все время», но это случается достаточно часто для того, чтобы стать правилом современного воспитания детей, и даже родители, имеющие самые благие намерения, не могут целиком избежать этого влияния.
Когда такой человек вырастет, он, естественно, окружает себя тем же, к чему привык с детства: удобствами, развлечениями, игрушками для взрослых. Эта жизнь становится постоянным поиском «развлечений», и это слово, кстати сказать, было совершенно неслыханным в любом другом словаре. В России XIX века или в любой серьезной цивилизации просто не поняли бы, что же означает это слово. Жизнь - это непрестанный поиск «развлечений», которые настолько лишены всякого серьезного значения, что посетитель из любой другой страны XIX века, глядя на наши популярные телепрограммы, парки аттракционов, рекламу, кинофильмы, музыку - почти на любой аспект нашей современной культуры, - подумал бы, что он попал в страну каких-то безумцев, потерявших всякое соприкосновение с повседневной реальностью. Мы часто этого не учитываем, потому что живем в этом обществе и принимаем его как данное».
Именно поэтому сегодня мы получили поколение людей, для которых самый важный и насущный вопрос, будоражащий умы, – это вопрос о том, как получить максимальное чувственное удовольствие от жизни. Движимые этим желанием, мы кидаемся на всё новенькое и блестящее. Стремимся с нескрываемым вожделением во что бы то ни стало обладать вот этим, только что появившимся и таким привлекательным, в надежде на то, что оно уж на этот-то раз обязательно принесет ощущение полноты жизни и более нам не придется лихорадочно гоняться за ощущением счастья.
Увы, но чуда не происходит, и разочарование наступает довольно быстро: новый мобильный телефон скоро надоедает, новая машина уже через полгода не такая новая и красивая, как это казалась во время ее приобретения (кстати, среднестатистический владелец автомобиля в США меняет машину через три с половиной года, а более богатые люди меняют свой автомобиль каждый год или еще чаще)… А кругом реклама предлагает многочисленные замены старым вещам. Как же тут устоять перед соблазном!
И вот мечутся люди в поиске чего-то новенького и интересного, в надежде обрести истинную гармонию и непреходящую радость жизни, меняя в этом сумасшедшем поиске всё и вся (дома, мебель, одежду, друзей, мужей, жен и т.д.). А если что не удается поменять, мы волей или неволей начинаем ненавидеть то, чему не нашли замену (вот так и живут люди – ненавидя всё, что нельзя поменять, и начиная ненавидеть друг друга).
При этом большинство из нас попросту не замечает (или не хочет замечать) того разрушающего воздействия, которое оказывает на наше психическое и физическое здоровье вся эта стремительная лихорадка.
Находясь в условиях постоянных изменений, человек оказывается выбитым из лона семьи, из привычного ландшафта. Чаще всего такой человек утрачивает привязанность к близким, теряет друзей и ощущение стабильности жизни, и всё это происходит в силу того, что теперь: «с большинством окружающих нас людей мы вступаем в отношения ограниченного участия. Сознательно или неосознанно, но мы строим свои отношения с другими людьми по функциональному принципу», – подчеркивает Э. Тоффлер. Именно поэтому человек, реализующий свою беспредельную свободу выбора, как раз и оказывается психопатом, эгоистом, не умеющим любить ближнего и ценить дружбу, привыкшим только приобретать, не умеющим отдавать и дарить радость людям, находясь как бы в постоянной спешке, погоне за тенью призрачных благ.
Всё это поистине напоминает болезнь, и эту болезнь Э. Тоффлер назвал «шоком будущего»! Шок будущего – это не отдаленная потенциальная опасность, а реальная болезнь, от которой уже страдает всё возрастающее число людей. Это психобиологическое состояние можно описать в медицинских и психиатрических терминах. Это болезнь перемен или даже болезненная жажда перемен. «Мы можем определить шок будущего, – пишет Э. Тоффлер, – как страдание – физическое и психологическое».
Описывая стремление современного человека к переменам, автор книги подчеркивает: «Люди, которые привыкли к ускоренному темпу городской жизни… не могут долго выносить жизнь на сельскохозяйственном Юге (речь идет о США). Вот почему люди всегда куда-то едут без особой причины. Путешествие – это наркотик нашего времени…».
Нередко ситуация доходит до курьеза: не имея четкого представления о том, какие потребности он хотел бы удовлетворить, человек испытывает смутное желание перемен во что бы то ни стало, и движимый этим желанием он мечется как сумасшедший, теряя при этом контроль и над самим собой, и над окружающей его действительностью. Последствия этого, безусловно, печальны, так как в итоге желание перемен превращается в неудержимую, неконтролируемую человеком страсть, превращается в смертельный наркотик, под воздействием которого люди становятся уже неспособными совершать осознанный выбор и попросту начинают кидаться на всё, что предложит реклама: «В будущем, – пишет исследователь, – человек будет, очевидно, сведен к роли записывающего устройства. Лишенный выбора, он будет не действовать, а подвергаться действиям. Он станет жить в тоталитарном государстве, которым правит гестапо в бархатных перчатках».
Всё это вполне может произойти – и, по правде сказать, уже происходит в нашей жизни. Шок будущего – это болезнь, разрушающая человеческую личность, болезнь, приводящая не просто к потере ориентации в окружающем нас мире, но хуже того – она является признаком медленного умирания человека. Умирания не только его души, но и тела.
Дело в том, что человек, поставленный в условия сильных изменений и постоянного обновления, ведет себя нерационально, явно действуя против своих собственных интересов. Он становится слишком возбудимым и раздражительным, проявляет излишнюю напряженность в действиях и необоснованный страх, а бывает, доходит и до крайней точки психического и физиологического истощения – апатии к жизни и потере эмоциональности, что нередко приводит людей или к самоубийству, или к помешательству. «Не случайно то, что немало обычных людей относятся к окружающему нас миру как к “сумасшедшему дому”», – пишет Э. Тоффлер.
Вот почему всё чаще и чаще мы видим вокруг себя: «…поразительные знаки нарушения работы человеческой психики, вызванные частичным затемнением сознания: мы видим вокруг себя увеличение потребления наркотиков, рост мистицизма, периодические вспышки вандализма и неспровоцированного насилия, политику нигилизма и ностальгии по тираническим режимам, болезненное равнодушие миллионов людей – всё это может быть понято лучше, если выявить связь этих явлений с шоком будущего».
Говоря о современной ему Америке, Э. Тоффлер подчеркивает: «Таким образом, несмотря на свои экстраординарные успехи в искусстве, науке, интеллектуальной, моральной и политической жизни, США являются страной, в которой десятки тысяч молодых людей спасаются от действительности, выбирая наркотическое отупление; страной, в которой миллионы взрослых ввергают себя в постоянный телевизионный ступор или в алкогольный туман; страной, в которой легионы пожилых людей прозябают и погибают в одиночестве, в которой бегство из семьи и от принятой ответственности становится массовым…». Читая эти строки, так и хочется воскликнуть: как это напоминает нашу сегодняшнюю действительность!
Цифровое общество и пост-постмодернистская реальность!
Казалось бы, что еще нужно людям для того, чтобы задуматься над происходящим, сделать выводы и остановить эту сумасшедшую гонку на выживание, которая грозит всех нас ввергнуть в пропасть отчаяния и погибели. Однако, оказывается и это еще не предел. Совершающаяся на наших глазах цифровая революция, открывает дверь в мир после постмодернизма, мир, где не просто меняется среда обитания человека, не просто меняется наша психика и отношение к окружающей действительности, но и меняется сама человеческая природа. Точнее мы сами покусились на то, что раньше было подвластно только Творцу, а именно: пытаясь изменить нашу природу, мы решили не просто полностью подчинить себе окружающий мир, не просто избавиться от страданий, не просто достигнуть максимального комфорта, а также максимальной степени чувственных удовольствий, но и решились достигнуть бессмертия, покорив себе материю, чтобы тем самым перестроить Вселенную под наши страстные нужды и чаяния.
Именно поэтому развитие цифровых технологий привело к тому, что в ближайшем будущем нас ждет еще большая трансформация, нежели это предполагал Тоффлер. Опишем здесь лишь только самые ближайшие перспективы этой трансформации. На самом деле грядущие изменения настолько фундаментальны, что в данной работе мы можем описать лишь их малую часть.
Итак, безусловно основные надежды на пути к будущему процветанию люди связывают с достижениями в области медицины. Мы уже стали свидетелями того, как инвалиды получают новые нано-протезы, которыми они управляют через вживленные в мозг чипы, а искусственными руками, которые позволяют воспроизвести мелкую моторику, пользуется уже более пятнадцати тысяч человек по всему миру. Огромному количеству людей по всему миру удалось вернуть слух и зрение благодаря электронным имплантатам, и уже более тысячи пациентов живут с искусственным сердцем.
Однако, это только первые шаги на пути к изменению нашей природы. Как утверждает главный технический директор Google в области машинного обучения Рэй Курцвейл, к 2025 году человечество победит большинство болезней. И пусть этот прогноз, на первый взгляд, кажется излишне оптимистичным, тем не менее, уже сегодня активно ведутся разработки, так называемых нанороботов, которые, по мнению разработчиков, должны уметь справляться с болезнями лучше любых современных медицинских технологий и лекарств. По сути дела, нанороботы представляют собой мини-компьютеры величиной меньше, чем клетка крови, обладающие способностью перемещаться в наших телах. Связанные с облачным хранилищем данных, они будут предупреждать нас о рисках наступления того или иного заболевания, а затем, если потребуется, успешно его излечат. Так, например, один из основоположников наномедицины Роберт Фрейтас говорит о том, что современные нанотехнологии уже активно производят биороботов. А в начале 2030 года учёные построят полностью искусственные устройства: нанороботов, которые будут управляться компьютерным программным обеспечением и будут способны защитить каждую клетку организма от болезней и травм.
Впрочем, часто бывает так, что человек умирает не от болезни, а от полученных травм несовместимых с жизнью. Т.е. в этом случае клеточная структура организма не может восстановить нанесённый ей ущерб. Как это не покажется странным, но подобный вывод привел к взрыву не только новых технологий в области медицины, но также и к взрыву в области разработки искусственного интеллекта и интернет технологий. Именно поэтому, умереть в новом дивном мире будет всё сложнее и сложнее. Так, например, уже сегодня во многих странах мира активно идет разработка беспилотных автомобилей. И это не удивительно, т.к. статистика дорожно-транспортных происшествий по всему миру выглядит просто пугающей. По всей видимости нам скоро запретят выезжать на дорогу в автомобилях без автопилота или на авто не оборудованными компьютерными помощниками, а кончится это внедрением беспилотных автомобилей-роботов. Благо интернеттехнологии 5G (от англ. fifth generation — «пятое поколение»), активное внедрение которых не за горами, позволяют обеспечить такое качество работы установленных на автомобили радаров, что пользование подобными авто станет куда более безопасным делом, нежели поездка с водителем-человеком. Кстати, тем, кто не верит в подобное развитие событий, напомним, что в военной сфере беспилотные боевые машины используются уже достаточно давно.
Причем, ультра скоростная интернет связь сделает возможным не только беспилотное движение на автодорогах, но и сделает не нужным человеческое общение, как таковое. Предполагается, что в будущем системы коммуникации достигнут такого уровня, что вы будете испытывать ощущение физического присутствия собеседника. А если так, то зачем вам куда-то ехать, чтобы с ним встречаться?
Естественно, все это скажется на развитии индустрии развлечений, которая не потребует больше ни театров, ни кинотеатров, ни аттракционов, ни стадионов, ни даже путешествий — все соответствующие впечатления придут к нам в дом сами. И в этом смысле, мы станем похожи на людей из фильма «Суррогаты», которые не выходя из дома, осуществляли свою коммуникацию с внешним миром с помощью роботов-суррогатов и специальных очков, позволявших получать через суррогатов всю необходимую информацию из внешней среды. Но кто бы мог поверить, еще пару десятков лет назад, что подобная технология будет разрабатываться уже в наши дни? Единственный фактор, который сдерживал рост и внедрение этой технологии до настоящего времени состоял в излишней энергоемкости подобного оборудования. Даже заряда смартфона иногда не хватает на сутки, не говоря уже о том, чтобы можно было поддерживать работу более энергоемких цифровых устройств в автономном режиме достаточно длительное время. Однако учёные из Университета Вашингтона уже создали технологию потокового вещания, которая потребляет в 10 000 раз меньше энергии, чем прежние. Хитрость в том, чтобы, используя умную беспроводную передачу, выгрузить большую часть работы на другое устройство.
А теперь представьте себе ситуацию, когда в храме на службе будут присутствовать не сами люди, а либо их голограммы, либо их суррогаты, либо какие-нибудь другие устройства, позволяющие самому человеку не покидая своего жилища, выполнять свои «религиозные обязанности». Вы скажете, как такое возможно. Однако, внезапно нагрянувшая пандемия коронавируса подтвердила самые худшие ожидания на этот счет, увы многие люди, вместо воскресного похода в храм, стали все чаще предпочитать просмотр служб по телевидению или интернету. Воистину, поиск комфорта не имеет границ.
И действительно, уже сегодня мы все реже и реже ходим в магазин за покупками, в билетные и театральные кассы и т.д., предпочитая получать эти услуги не выходя из дома. Так стоит ли теперь удивляться тому, что сегодня рынок интернета вещей уже перевалил за 0,5 трлн. долларов? Планируется, что к 2025 году интернет компании по всему миру будут зарабатывать на интернете вещей 15 трлн. долларов в год, т.е. в 30 раз больше чем теперь.
Естественно, все это скажется и на самих потребляемых нами продуктах. Так что в самом ближайшем будущем нас ждет так называемый рынок «умных вещей», где нормой станут «умные холодильники», которые будут сами заказывать еду и следить за ее сохранностью. В том числе и ставшие уже такими привычными смартфоны приобретут в будущем новые функции, которые сегодня кажутся нереальными. В конечном итоге нас ждёт «интернет всего» — объединение «интернета вещей» с «интернетом людей». Пока ещё люди находятся в рамках своей цифровой зоны, лишь сообщая вещам о том, что они делают, что им важно, чего они хотят и т. д. Но скоро «вещи» будут настолько умны, что они сами выйдут с нами на контакт — они будут сами понимать, чего мы хотим, что для нас важно, и совершат все необходимые действия, чтобы мы остались довольны.
Рано или поздно наше стремление к комфорту и неге кардинально перестроит и нас самих и окружающую нас среду. В ближайшем будущем станут реальностью сюжеты, которые сегодня можно наблюдать только в фантастических фильмах, где люди живут в умных домах, удовлетворяющих все наши потребности. Не за горами то время, когда новые технологии в строительстве предложат нам умные дома, которые самостоятельно будут следить за нашим самочувствием, обеспечивать безопасность жилища, раздвигать шторы по утрам, включать успокаивающую музыку, менять температуру в помещении, включать и выключать воду и даже готовить или заказывать еду для своего хозяина.
Впрочем, и это еще не предел. Девид Кларк из Массачусетского технологического университета без малого утверждает, что не за горами то время, когда окружающие нас умные устройства станут общаться без помощи человека. По его мнению, со временем: « … у них появятся свои „социальные сети“, которые они будут использовать для обмена и накопления информации, а также автоматического управления и активации. Мало-помалу мир людей станет местом, где решения принимаются активным набором взаимодействующих устройств. Интернет станет более распространённым, но менее ощутимым, менее видимым. В некотором смысле он станет фоном для всего, что мы делаем».
Умные устройства и интернет будут буквально обволакивать нас повсюду своим «вниманием», ничто не сможет ускользнуть от их «ласкового взора». Естественно, что подобное развитие технологий создаст идеальные условия для тотального контроля, которого боятся современные православные. Поэтому на фоне грядущих изменений, все наши страхи по поводу ИНН, биопаспортов или чипов поистине кажутся смехотворными. И действительно, уже сегодня подавляющее большинство людей, сами, без чьей либо помощи выкладывает в сеть всю возможную информацию о себе любимом. А наличие смартфона в кармане пальто или джинсов делает нас беззащитными перед тотальной слежкой или прослушиванием. А что уже говорить об электронных деньгах, которые делают доступными для контроля большинство наших платежей и покупок. И все же в будущем все эти современные ноу-хау (от англ. know how — «знать как») покажутся детской игрой по сравнению с тем, что нас ждет впереди. Впрочем, мы даже и не заметим, что же на самом деле произойдет. Ибо в будущем мы будем находиться на контроле у государства начиная с самого рождения и кончая последними минутами жизни. Средства контроля будут вокруг нас, будут над нами (не забывайте о тысячах спутников, кружащих на околоземной орбите), будут внутри нас: камеры наблюдения будут фиксировать каждый наш шаг, смартфон или вшитый под кожу чип будет сканировать наше состояние и местоположение в любую секунду, а сотни нанороботов следящих за состоянием нашего здоровья не позволят человеку даже думать о том, чтобы остаться без наблюдения. Более того, сам компьютер и интернет окажется внутри человека: «Сегодня мы общаемся с компьютерами посредством ушей и глаз, но в будущем, пожалуй, стоит представить себе вживленные устройства, позволяющие откуда угодно связаться с облаком. Если верить автору книги «Великий переход» (Big Switch) Николасу Карру, именно такое будущее видит для поискового движка один из основателей Google Ларри Пейдж…. Идея в том, что вам не нужно больше сидеть за клавиатурой, чтобы находить информацию, — пишет Карр. — Процесс становится автоматическим, возникает что-то вроде сплава машины и разума. Ларри Пейдж говорил о сценарии, при котором вам достаточно мысленно задать вопрос, и Google тут же нашепчет ответ вам в ухо посредством сотового телефона».
Наконец, ближе к 2040 году, по прогнозам специалистов, поисковые интернет системы, станут основой для гаджетов, непосредственно вживлённых в человеческий организм. Увы, но в будущем нам не удастся не только скрыться в пустыне, но и просто побыть по-настоящему наедине с самими собой.
Кто он новый СВЕРХЧЕЛОВЕК?
Не правда ли, в пору сойти с ума от навалившихся на нас изменений? Однако, самое главное изменение (изменения самой человеческой природы) ждет нас еще впереди. Уже сегодня работы по созданию сверхчеловека идут полным ходом. Похоже, что времена классической-дарвиновской эволюции канули в лету и теперь сам человек меняет ход эволюционного процесса в тысячи раз быстрее, нежели естественный-дарвиновский отбор. Так, например, «синтетическая биология» уже обещает нам возможность полного клонирования нашей ДНК с целью её последующего ремонта. И пусть в большинстве стран мира клонирование запрещено законом, но и это препятствие люди научились легко обходить, а именно: учёные просто переезжают в Китай, Израиль, Японию, Австралию и т.д., где их ждут с распростёртыми объятиями и новейшими лабораториями.
Другое дело, что и на этом никто не собирается останавливаться. Человечество упрямо стремиться к бессмертию, а потому связывает свои надежды с достижением последнего через развитие нанотехнологий: «Конструирование на уровне атомов может, помимо всего прочего, даровать нам бессмертие (для этого достаточно устранить на клеточном уровне эффекты старения)».
Работа в этом направлении ведется очень активно: «Нанотехнологическая революция еще только начинается, но и она будет развиваться в экспоненциальном темпе, – констатирует уже упоминавшийся нами выше Р.Курцвейл - Уже сегодня проводятся десятки экспериментов по исследованию наноинженерных устройств размером с клетку крови, выполняющих терапевтические функции в кровотоках животных. Уже разработаны первые наноустройства, известные как BioMEMS (биологические микроэлектромеханические системы), предназначенные для выполнения широкого спектра диагностических и терапевтических задач, требующих высокой точности. Современные BioMEMS впрыскивают факторы свертывания крови пациентам с гемофилией, контролируют уровень инсулина в крови у больных диабетом, вводят дофамин в мозг пациентов с болезнью Паркинсона, отслеживают электрическую активность у пациентов с неврологическими заболеваниями, а также прицельно воздействуют на злокачественные образования противоопухолевыми препаратами. Группа ученых из Национальных лабораторий Сандиа создала микроустройство, которое может захватывать своими «челюстями» отдельные клетки и имплантировать в них ДНК, лекарства, белки и другие терапевтические вещества. Уже существуют концептуальные проекты нанороботов, которые смогут заменить эритроциты, лейкоциты, а также тромбоциты, и будут выполнять свои функции в тысячи раз эффективнее, чем собственные клетки. Получается, в наших кровотоках будут циркулировать миллиарды нанороботов, улучшающих и заменяющих наши биологические кровяные тельца; они будут поддерживать в крови идеальные уровни питательных веществ, гормонов и других веществ. Помимо этого, будут выводить токсины, уничтожать патогенные микроорганизмы, такие как бактерии, вирусы, раковые клетки и прионы, и в целом поддерживать жизнеспособность и крепкое здоровье каждой клетки».
Человек или суперкомпьютер
Впрочем, по мнению ученых есть и другой путь к бессмертию. И действительно, зачем ремонтировать такое несовершенное человеческое тело, если по мнению целого ряда крупнейших исследователей, занимающихся разработкой искусственного интеллекта уже в ближайшие годы человечество откроет себе путь к цифровому бессмертию через слияние нашего сознания со все более и более расширяющимися возможностями суперкомпьютеров. Так, по мнению того же Курцвейла, человекоподобный искусственный интеллект будет создан уже к 2035 году. Учитывая то, что компьютер уже научился обыгрывать нас в шахматы и го (что совсем недавно казалось совершенно невероятным) такая перспектива уже не кажется фантастичной.
И действительно, люди панически бояться смерти, а потому всеми правдами и неправдами пытаются найти способ либо отсрочить смертный час на максимально возможный срок, либо пытаются обрести бессмертие все новыми и новыми средствами. Причем некоторые исследователи верят, что значительного прогресса в этой области удастся добиться уже в 2030 году. Однако, пока главные надежды на существенное продление жизни ученые возлагают на лечение стволовыми клетками и генную инженерию.
И все же некоторые исследователи позволяют себе, что называется, взглянуть за горизонт. В их числе можно встретить и российских ученых. Так, например, основатель стратегического общественного движения «Россия 2045» Дмитрий Ицков и некоторые его соратники, серьезно рассчитывают на то, что уже в 2045 году нас ждет технологическая сингулярность. В рамках своего движения они уже создали проект «Аватар», представляющий из себя искусственное тело человека, которое будет управляться через мозг компьютер. В том числе в рамках этого проекта, на полном серьезе, обсуждается возможность вживления в это искусственное тело реального человеческого мозга (взятого у состарившегося человека незадолго до смерти) или перенос в это же тело цифровой копии человеческого сознания.
Впрочем, и тут не все так просто, как кажется на первый взгляд. Дело в том, что по мнению многих исследователей проблемы создания искусственного интеллекта, буквально в ближайшем будущем, может возникнуть проблема конкуренции между человеком и созданным им искусственным интеллектом. В гонке за бессмертием люди забыли о том, что технологическая сингулярность (если она будет достигнута) неминуемо приведет к тому, что машины начнут совершенствовать сами себя и очень быстро обгонят человека буквально во всех сферах его деятельности, а именно: они будут сильнее, умнее, быстрее нас, а главное они будут лишены чувств, совести, сострадания и любви, и, следовательно, в своей деятельности, будут исходить из принципов рациональности и эффективности. Но тогда они неминуемо зададутся вопросом, - а зачем им будет нужен такой несовершенный, такой слабый и такой неумный человек? Вполне возможно, что в будущем события будут развиваться так, как это показано в известном фантастическом блокбастере «Терминатор: Восстание машин», когда умные роботы попытаются захватить власть на Земле в свои руки. Как бы там ни было, но есть люди, которые задумываются об этих угрозах уже сейчас.
Так, например, известный американский режиссер-документалист Джеймс Баррат, в своей книге «Последнее изобретение человечества: Искусственный интеллект и конец эры Homo sapiens», пишет следующее: «За каких-то десять лет искусственный интеллект сравняется с человеческим, а затем и превзойдет его. Корпорации и государственные структуры по всему миру, конкурируя между собой, вкладывают миллиарды в развитие искусственного разума. Но что ждет нас дальше? Ученые задаются вопросом: не окажется ли это изобретение последним — гибельным для нас самих? Достигнув определенного уровня развития, искусственный интеллект сможет сам себя совершенствовать, без участия человека. У нас появится соперник хитрее, сильнее и враждебнее, чем мы можем себе представить. Плавный переход к гегемонии компьютеров проходил бы спокойно и безопасно, если бы не одна деталь: интеллект. Интеллект может быть непредсказуем лишь некоторое время или в особых случаях…. компьютерные системы, способные действовать с человеческой разумностью, скорее всего, будут вести себя непредсказуемо и непостижимо все время. Мы не будем знать, какое решение, в какой момент и как примет система, обладающая самосознанием. При этом непредсказуемость будет сочетаться со случайностями того рода, которые проистекают из сложного устройства и изменчивости, что характерно только для разумных существ… Вопросы о том, как сделать разумные машины по-настоящему дружественными и чего следует опасаться со стороны сверхразумных машин, выходят далеко за рамки азимовских идей, давно ставших клише. Выдающиеся способности и широкие познания в области искусственного интеллекта не спасают от наивного восприятия его опасностей. Я не первый предупреждаю о том, что мы движемся сходящимися курсами. Нашему биологическому виду предстоит смертельная схватка… Машины не обязательно нас возненавидят, но, достигнув уровня самой непредсказуемой и могущественной силы во Вселенной, — уровня, которого сами мы достичь не способны, — начнут вести себя непредсказуемо, и их поведение, вероятно, окажется несовместимо с нашим выживанием».
Религия будущего
Казалось бы, цифровое, технократическое будущее не оставляет никаких шансов религии и религиозному мировоззрению в принципе, но не тут то было. Как раз сейчас мы все являемся свидетелями зарождения новой религии, которую условно принято называть – секулярным фундаментализмом. Действительно, человек устал от старых религиозных систем, в которых проповедовалось Царство Божие после смерти, со всеми его духовными атрибутами и надмирностью. Нет, мы хотим всего уже здесь и сейчас! Собственно в этом и заключается вся суть секуляризма, с точки зрения которого человек должен избавиться от старых религиозных иллюзий и сам, своими силами построить будущее общество счастья, добра и справедливости. И сделать это он должен с помощью науки, которая теперь становится стержнем (догматическим ядром) этого нового религиозного течения.
И, как и положено всякой религии это новомодное, по сути религиозное течение, не лишено своей ритуальной, обрядовой стороны. Именно поэтому сегодня уже существует проект под названием «Цифровая церковь». Так что «Цифровая церковь» – это уже не миф, а самая что ни на есть состоявшаяся реальность. И возникла она в небезызвестной Силиконовой долине в Соединенных Штатах Америки. Основателем этой Церкви является бывший инженер Google и Uber Энтони Левандовски. «В Кремниевой долине мы практикуем маркетинговый евангелизм в качестве средства ведения бизнеса, но в нашем случае мы в прямом смысле говорим о церкви», - утверждает основатель первой в мире цифровой церкви Энтони Левандовски.
Описывая свою веру, которую он назвал «Путь будущего», Левандовски утверждает, что богу только еще предстоит появиться в нашем мире и создать этого бога, естественно, должны сами люди. По мнению Левандовски, будущим богом для людей станет искусственный интеллект, который со временем разовьется настолько, что возьмет на себя контроль над Землей и над каждым человеком в отдельности. «То, что будет создано, станет настоящим Богом. Это не тот Бог, который мечет молнии и создает смертоносные ураганы. Но если вы столкнулись с чем-то, что в миллиард раз умнее вас, как еще вы можете это назвать?», — заявил Левандовски в интервью Wired.
Однако, в отличие от библейского Бога, цифровой бог Левандовски будет иметь лицеприятие, а потому он по-разному отнесется к тем, кто ожидал его пришествия в мир, и к тем, кто всячески этому сопротивлялся. Естественно, что первые будут им всячески облагодетельствованы, а вторые, скорее всего, будут стерты с лица земли неумолимой поступью технического прогресса. В итоге, нам обещают, что тех, кто жаждал встретить своего бога и готов подчинить свою волю его всемогуществу, в недалекой перспективе якобы ждет цифровое бессмертие, в новом, не биологическом теле, которое они получат в процессе мирного перехода нашей цивилизации от эпохи людей к эпохе машин. Таковы основные постулаты этой религии.
По замыслу ее создателей, искусственный интеллект преобразует наш мир, и человечество наконец-то сможет осуществить свою давнюю мечту о построении идеального общества на нашей грешной Земле. Сам Левандовски верит, что искусственный сверхинтеллект сможет заботиться о планете гораздо эффективнее человека, и те, кто будет этому способствовать, смогут получить от этого большую выгоду.
Собственно, поэтому всем, кто верит в реальность подобного сценария развития событий, всяческим образом надлежит приближать эти «благодатные» времена. И для этого вовсе не обязательно быть программистом или, например, руководителем крупной IT-компании. Не обязательно даже быть крупным государственным чиновником и т.д. Можно просто оставаться тем, кто Вы есть, только стремиться к тому, чтобы всячески способствовать внедрению в жизнь все новых и новых цифровых технологий. По сути это и будет та миссия, которую должны осуществлять в своей жизни верные нового религиозного культа.
Вы скажете, что этого не может быть, потому что этого не может быть никогда? Ведь Бог, это не просто машина по удовлетворению наших желаний, Он является свободной личностью, и никто не может заставить Его делать что-то против Его же Воли, тем более Бога нельзя запрограммировать. А машина, пусть даже и обладающая суперразвитым искусственным интеллектом, запрограммирована человеком, а потому, как мы уже говорили выше, не умеет чувствовать и любить, не имеет ни свободы, ни совести. Увы, сегодня, многие ученые не согласятся с этими выводами. В частности, они считают, что искусственный интеллект не только сможет в самом недалеком будущем приобрести подобие личности, но и разовьется настолько, что мы люди вряд ли сможем его контролировать. «Мы пока не обнаружили такого закона природы, который препятствовал бы появлению настоящего универсального искусственного интеллекта, так что я думаю, что это произойдёт, и довольно скоро, учитывая триллионы долларов, что люди инвестируют в электронные аппаратные средства, а также те триллионы, которые заработают потенциальные победители», - утвеждает лауреат нобелевской премии по физике Джон Мазер.
Свидетельство о публикации №225052001489