Почему наши не наступали в Арктике в 1941-1942 гг
"Беларусьфильм", но действия происходят почему-то в Заполярье.
Впрочем, во времена СССР заполярных киностудий ведь не было.
Фильм, разумеется, по-советски очень дурацкий: советский инженер
Окулич, попавший примерно в 1970 году в Западную Германию (мы ж
за границу при Брежневе так и шастали), отыскивает (без разреше-
ния КГБ?!) сына немецкого оберлейтенанта Риттера, чтобы расска-
зать этому сыну, каким плохим был его отец летом 1942 года, когда
этот инженер столкнулся с ним на острове Безымянном в Заполярье
(назвали бы остров хоть Малоскальным или, скажем, Подозрительным
[лингвистические калеки]). На фига приставать с такими мессиджами
к людям, я не знаю.
На острове имелась арктическая станция "Абвера" (созданная в
рамках операции 'Хольцауге'). Она навела на мины советское грузо-
вое судно, на котором плыл этот инженер. Он единственный спасся
(закадровым способом).
Немцы взяли Окулича в плен. Оберлейтенант не пристрелил его, а
вызвался один доставить его на немецкую станцию на острове. По
пути на станцию советский инженер развязался, напал на оберлей-
тенанта, взял его в плен и геройски попёрся вместе с ним искать
советскую арктическую станцию взамен немецкой.
У специалиста по выживанию, имеющего хотя бы небольшой опыт по-
ходов в зимних условиях, экранные приключения этого инженера в
Заполярье вызывают приступ недоумения, а потом возмущения. Меня
раздражало даже то, что Окулич носил шапку-ушанку с незавязанны-
ми "ушами". Я специально всматривался, целы ли были шнурочки у
его "ушей". БЫЛИ ЦЕЛЫ. И вот на фига такую вредную хрень вкола-
чивать мощью кинематографа в слабоватые мозжишки современников?
Мало ли что удобнее режиссёру.
Ещё один дебильный момент: Окулич и Риттер оставили немецкую
арктическую станцию, не прихватив с собой хотя бы одеял (а они
там имелись). Вообще, ушли в зимний поход почти налегке. Да я в
магазин за хлебом выхожу с более крупным -- и непустым! -- рюк-
заком, чем котомка Окулича в этом фильме.
Ночёвки героев на снегу в этом фильме -- [песня] когнитивный
шок. Ночевать они должны были, среди прочего, в обнимку, чтобы
не замёрзнуть, но даже это на экране не наблюдалось. Пожалуй,
это были самые невероятные из всех дурацких зимних ночёвок, ко-
торые мне доводилось видеть в кино.
Единственная толковая деталь в фильме -- это то, что инженер
во время героического перехода заболел снежной слепотой, потому
что не имел тёмных очков. Оберлейтенант такие очки носил, но [он
их не одолжил] Окулич, может, не понимал, зачем они сдались.
Лично для меня этот фильм оказался очень полезным, потому что
обозлил меня на одну очень важную вещь: арктическая и зимняя под-
готовка была в РККА (потом и в Советской Армии) почти НИКАКАЯ --
по части снаряжения и по части знаний и навыков. Упоминаемый
фильм не только продемонстрировал вопиющее массовое невежество в
этой области, но вдобавок закрепил его.
Припоминаю рассказ своего товарища по институту, служившего,
в отличие от меня, аж на острове Шпицберген. У них там однажды
белый медведь съел замполита. Я понял это так, что замполит к
встрече с медведем готов не был: не понимал характера опасности,
не имел с собой хотя бы пистолета. А ведь, наверное, в условиях
медвежьей угрозы должен быть вооружён пистолетом не только каждый
замполит, но и каждый солдат. Вдобавок, может быть, требуется ка-
кая-то противомедвежья сигнализация: задевает медведь проволочку
-- звучит сирена.
Непонимание особенностей действий в Арктике -- это та ещё сла-
бость. После выхода указанного фильма на советские киноэкраны
американцы могли уверенно брать себе на заметку следующее: в слу-
чае чего надо двигаться на СССР через Арктику. Ну, предварительно
хорошо подготовившись к таким делам. "Советы" войны в Арктике не
потянут: погорят на утеплителях, снабжении, специализированной
арктической технике, поморозят своих солдат.
Серьёзные навыки выживания у населения -- важный фактор, обес-
печивающий выживание страны в войне (= одно из направлений под-
готовки к войне и соответственно одно из средств предотвращения
её). Если бы они у советских граждан имелись в массовом порядке,
такой фильм, как "Операция 'Хольцауге'", вызывал бы повальную
неприязнь своей ахинеей, и может быть, даже не появился бы на
свет, потому что актёры не захотели бы позориться.
Военные глупости в фильмах про войну -- это проявления концеп-
туальной поверхностности не только их режиссёров: у фильма про
войну, как правило, имеется не лишь бы какой военный консультант,
а то и не один, так что в дефектах кино проявляют свои недоработ-
ки и вооружённые силы. Более того, кино -- иногда единственное
средство узнать об этих недоработках. Виновные в них, скорее все-
го, о них даже не догадываются: не замечать проблем в упор --
обычное дело. Замыленный глаз и всё такое.
У китайцев есть фильм "Битва у озера" (2021) про зимнюю войну в
Корее, о событиях 1950 года при Чосинском водохранилище. Китайцы
там из-за неподвоза зимнего обмундирования и снаряжения заморо-
зили насмерть целиком некоторые подразделения на позициях (совет-
ские товарищи не предвидели, не помогли советами и материально).
Солдаты попревращались в жуткие ледяные статуи. Китайцы это поче-
му-то подносят как геройство: солдаты замёрзли, но не ушли. Мне
такой взгляд на замёрзших солдат не нравится: солдаты, конечно,
герои, но акцент должен делаться на мразях, из-за ограниченности
мышления которых это случилось. Иначе -- повторения. Собственно,
это массовое замерзание солдат в районе Чосинского водохранилища
УЖЕ было повторением: следствием недообработки советского и не-
мецкого опыта войны зимой.
Сэкономишь на экипировке -- рискуешь потерять солдат. Экономия
соблазнительна, но плата за неё может быть ужасной. В холодное
время года солдату отнюдь не в лом таскать с собой в скрутке до-
полнительно один-два комплекта обмундирования и/или тёплого белья
-- лишь бы их нему выдали. Не выдадут -- не стесняться снимать с
трупов. (Чем ещё можно было хотя бы немного утепляться китайцам
возле Чосинского водохранилища: совать себе под одежду сухую тра-
ву и листья. Но не факт, что они этого не делали.)
При хорошей арктической подготовке Красная Армия в 1942 году
могла бы наступать в Заполярье: начать оттуда освобождение Роди-
ны. В 1941-м -- ещё ладно: прочухивались, делали работу над ошиб-
ками (ну, ЯКОБЫ делали), хотя подготовкой к зимней войне надо бы-
ло заняться уже после неблистательной "ЗИМНЕЙ" войны с "белофин-
нами" в 1939-1940 гг.
Представим себе: Северные войска. Набираются в основном из
чукч, ненцев, хантов, манси, якутов, коми-пермяков и русских си-
биряков. Снаряжение и вооружение -- оптимальное для Севера. С та-
кими войсками можно было в 1942 году не только освободить север-
ную часть Родины, но и начать освобождение Норвегии. Это затруд-
нило бы немцам борьбу с северными конвоями, лишило бы Германию
доступа к ресурсам Норвегии. Заодно и Финляндия вышла бы из вой-
ны на 1-2 года раньше.
Конечно, снаряжение советских Северных войск немцы могли бы
скопировать, пусть и не сразу. Но где бы они нашли [в больших
количествах] нанайцев, эвенков, якутов и т. п.? У финнов [и шве-
дов], правда, имелись саамы, но на положении расово неполноцен-
ных. И наши "народы севера" всё равно бы взяли числом.
Северные войска могли использоваться не только за Полярным кру-
гом, но и в зимних наступлениях в зоне умеренного климата, так
что образование таких войск вряд ли было бы излишеством. Но вмес-
то них вновь и вновь воссоздавали воздушно-десантные войска, по-
том расходовавшиеся в качестве обычной пехоты для затыкания вся-
ких фронтовых дыр.
Широкогусеничная лёгкая бронетехника -- тут тоже было, о чём
подумать (но лучше заранее). Делать её со встроенными печками,
разумеется.
А ведь сколько восторженного трындёжа стояло в 1930-х по поводу
советских полярных станций, советских арктических лётчиков, по-
двига "челюскинцев" и т. п.! Страна якобы поворачивалась лицом к
Северу, ага.
* * *
С аэросанями в межвоенный период тоже носились, а во фронтовых
мемуарах про них, как правило, тишина. Правда, ниша эффективного
боевого применения аэросаней действительно небольшая: во-первых,
для них, конечно же, требуется снег или лёд; во-вторых, они не
применимы на пересечённой местности, в кустарниках, на лесных
дорогах; в-третьих, они выдают своё присутствие сильным шумом;
в-четвёртых, они не имеют большой грузоподъёмности.
Похвалил советские аэросани Константин Рокоссовский в своих
воспоминаниях о битве за Москву. Вообще, в интернете хватает ин-
фрмации про эффективное использование аэросаней на фронте и даже
про то, что советские аэросани были лучше немецких (иначе ведь
никак!).
На один военный эпизод с применением аэросаней я наткнулся аж
на улице в Великом Новгороде. На стенде возле школы было такое:
"18 января 1944 года Свирлин атаковал двумя аэросанными баталь-
онами кавалерийский полк 'Норд', который немцы бросили против его
войск. На аэросанях стояли авиационные моторы, как на самолётах
У-2. Это было очень опасно, так как моторы работали на авиацион-
ном бензине, который мгновенно вспыхивал от пуль." "...услышав
рёв авиамоторов, немцы остановились, ожидая воздушного нападения,
а на них из метели выскочила первая десятка авиасаней под коман-
дованием капитана Краснобрового. С бортов ударили 20 тяжёлых пу-
лемётов, налетети и исчезли. Следом -- вторая десятка, третья. И
так всего 70! Кавалерийский полк 'Норд' был уничтожен почти пол-
ностью. Генерал Свиклин, пожалуй, первый использовал аэросани не
как вспомогательное средство или средство поддержки, а как основ-
ную ударную огневую силу.")
Хочется верить, что хотя бы с аэросанями в РККА было в основном
ОК. Но мешает тесное знакомство с типичными масштабами советского
разгильдяйства и советского вранья.
Какие улучшения, наверное, были возможны в советских аэросанях
(разумеется, спорные):
- размещение экипажа в полулежачем положении -- для снижения
силуэта; стрелок -- спереди, водитель -- позади него;
- боковые площадки-крылья: для груза, для десанта;
- средства размещения лежачих раненых на грузовых площадках:
два плавучих тюфяка с навесиками (могут также использоваться
экипажем в качестве спальных мешков);
- наружные откидные сиденья для десанта (2-4 человека); де-
сантники имеют возможность пристёгиваться ремнями к сиденьям
и стрелять в процессе движения аэросаней;
- амбразурки для пистолета-пулемёта у водителя;
- малокалиберная мортирка (в добавление к пулемёту) в полубаш-
не стрелка; осколочные и дымовые заряды к ней;
- возможность использовать пулемёт в качестве зенитного (=
высоко задирать ствол);
- какое-то компактное противотанковое средство типа немецкого
Kampfpistole;
- противоветровые очки и маски для экипажа и десанта;
- белые маскировочные халаты для экипажа (возможно, ему при-
дётся оставлять машину);
- две пары лыж "на всякий случай", доставаемые через особый
лючок в корпусе;
- возможность ночлега в кабине, мини-печка в кабине;
- гирокомпас (!).
Радиостанция 1941-1942 гг. на компактные аэросани не помести-
лась бы, ладно.
Насчёт полезности делания кабины плавучей я и сам сомневаюсь
(двигатель тяжёл, он утопит аэросани). Но хотя бы водонепроница-
емость нижней части кабины может быть полезной в случае провали-
вания аэросаней под лёд. На такой же случай могут пригодиться и
плавучие жилеты, в нормальной ситуации защищающие от холода.
Чем лучше экипированы аэросанщики и чем качественнее у них до-
полнительное вооружение, тем целее и действеннее оказываются аэ-
росани -- довольно дорогое и довольно сложное в применении средс-
тво. Хотелось бы обозвать аэросанщиков элитой РККА, но разве они
ценнее, скажем, артиллеристов? Вообще, в войсках на любой специ-
альности можно (и нужно!) быть особо эффективным бойцом -- [ста-
хановцем] асом. Даже, к примеру, на поварской и кладовщицкой.
Массовое выращивание асов в принципе возможно (ну, не из всех
подряд, конечно же: совсем хорошо не получится), но для этого
требуется мощная начальственная установка на выдающиеся резуль-
таты, а не на расходный режим использования "человеческого мате-
риала".
Немассовость боевого средства (а аэросани в "первой линии" мас-
сово не применялись) -- это фактор, способствующий его эффектив-
ности: противник не адаптируется к этому оружию, не осваивает
способов противодействия ему, легче застаётся врасплох.
Даже в условиях Финляндии и Карелии с их лесистостью и сложным
рельефом местами имелись возможности для применения аэросаней: на
замёрзших озёрах и реках.
Если бы советские аэросанные войска перед войной успели дораз-
виться под патронажем военных креативщиков и, может, чуть приба-
виться числом, Сталин ждал бы зимы 1941-го с нетерпением, хищно
потирая руки. И он тогда вряд ли изнурял бы людей эвакуацией мос-
ковских предприятий и учреждений.
Полагаю, для похода в Западную Европу аэросани требовались вряд
ли. В Северную -- другое дело. Для Дальнего Востока они тоже были
бы кстати.
Буксировка 45 мм противотанковых пушек на лыжах за аэросанями
-- почему нет? Впрочем, может, и нет. Я клоню к тому, что, навер-
ное, был даже смысл создавать аэросанные высокомобильные противо-
танковые отряды. В том числе для противотанкового минирования.
Аэросани на время боя затаскивать в заросли -- для маскировки. У
аэросаней на такой случай могла иметься лебёдка. Правда, привод к
ней от двигателя вряд ли получился бы.
Свидетельство о публикации №225052001558