Почему наши не наступали в Арктике в 1941-1942 гг

  Советское кино "Операция 'Хольцауге'" (1971). Киностудия --
"Беларусьфильм", но действия происходят почему-то в Заполярье.
Впрочем, во времена СССР заполярных киностудий ведь не было.
Фильм, разумеется, по-советски очень дурацкий: советский инженер
Окулич, попавший примерно в 1970 году в Западную Германию (мы ж
за границу при Брежневе так и шастали), отыскивает (без разреше-
ния КГБ?!) сына немецкого оберлейтенанта Риттера, чтобы расска-
зать этому сыну, каким плохим был его отец летом 1942 года, когда
этот инженер столкнулся с ним на острове Безымянном в Заполярье
(назвали бы остров хоть Малоскальным или, скажем, Подозрительным
[лингвистические калеки]). На фига приставать с такими мессиджами
к людям, я не знаю.
  На острове имелась арктическая станция "Абвера" (созданная в
рамках операции 'Хольцауге'). Она навела на мины советское грузо-
вое судно, на котором плыл этот инженер. Он единственный спасся
(закадровым способом).
  Немцы взяли Окулича в плен. Оберлейтенант не пристрелил его, а
вызвался один доставить его на немецкую станцию на острове. По
пути на станцию советский инженер развязался, напал на оберлей-
тенанта, взял его в плен и геройски попёрся вместе с ним искать
советскую арктическую станцию взамен немецкой.
  У специалиста по выживанию, имеющего хотя бы небольшой опыт по-
ходов в зимних условиях, экранные приключения этого инженера в
Заполярье вызывают приступ недоумения, а потом возмущения. Меня
раздражало даже то, что Окулич носил шапку-ушанку с незавязанны-
ми "ушами". Я специально всматривался, целы ли были шнурочки у
его "ушей". БЫЛИ ЦЕЛЫ. И вот на фига такую вредную хрень вкола-
чивать мощью кинематографа в слабоватые мозжишки современников?
Мало ли что удобнее режиссёру.
  Ещё один дебильный момент: Окулич и Риттер оставили немецкую
арктическую станцию, не прихватив с собой хотя бы одеял (а они
там имелись). Вообще, ушли в зимний поход почти налегке. Да я в
магазин за хлебом выхожу с более крупным -- и непустым! -- рюк-
заком, чем котомка Окулича в этом фильме.
  Ночёвки героев на снегу в этом фильме -- [песня] когнитивный
шок. Ночевать они должны были, среди прочего, в обнимку, чтобы
не замёрзнуть, но даже это на экране не наблюдалось. Пожалуй,
это были самые невероятные из всех дурацких зимних ночёвок, ко-
торые мне доводилось видеть в кино.
  Единственная толковая деталь в фильме  -- это то, что инженер
во время героического перехода заболел снежной слепотой, потому
что не имел тёмных очков. Оберлейтенант такие очки носил, но [он
их не одолжил] Окулич, может, не понимал, зачем они сдались.
  Лично для меня этот фильм оказался очень полезным, потому что
обозлил меня на одну очень важную вещь: арктическая и зимняя под-
готовка была в РККА (потом и в Советской Армии) почти НИКАКАЯ --
по части снаряжения и по части знаний и навыков. Упоминаемый
фильм не только продемонстрировал вопиющее массовое невежество в
этой области, но вдобавок закрепил его.
  Припоминаю рассказ своего товарища по институту, служившего,
в отличие от меня, аж на острове Шпицберген. У них там однажды
белый медведь съел замполита. Я понял это так, что замполит к
встрече с медведем готов не был: не понимал характера опасности,
не имел с собой хотя бы пистолета. А ведь, наверное, в условиях
медвежьей угрозы должен быть вооружён пистолетом не только каждый
замполит, но и каждый солдат. Вдобавок, может быть, требуется ка-
кая-то противомедвежья сигнализация: задевает медведь проволочку
-- звучит сирена.
  Непонимание особенностей действий в Арктике -- это та ещё сла-
бость. После выхода указанного фильма на советские киноэкраны
американцы могли уверенно брать себе на заметку следующее: в слу-
чае чего надо двигаться на СССР через Арктику. Ну, предварительно
хорошо подготовившись к таким делам. "Советы" войны в Арктике не
потянут: погорят на утеплителях, снабжении, специализированной
арктической технике, поморозят своих солдат.
  Серьёзные навыки выживания у населения -- важный фактор, обес-
печивающий выживание страны в войне (= одно из направлений под-
готовки к войне и соответственно одно из средств предотвращения
её). Если бы они у советских граждан имелись в массовом порядке,
такой фильм, как "Операция 'Хольцауге'", вызывал бы повальную
неприязнь своей ахинеей, и может быть, даже не появился бы на
свет, потому что актёры не захотели бы позориться.
  Военные глупости в фильмах про войну -- это проявления концеп-
туальной поверхностности не только их режиссёров: у фильма про
войну, как правило, имеется не лишь бы какой военный консультант,
а то и не один, так что в дефектах кино проявляют свои недоработ-
ки и вооружённые силы. Более того, кино -- иногда единственное
средство узнать об этих недоработках. Виновные в них, скорее все-
го, о них даже не догадываются: не замечать проблем в упор --
обычное дело. Замыленный глаз и всё такое.
  У китайцев есть фильм "Битва у озера" (2021) про зимнюю войну в
Корее, о событиях 1950 года при Чосинском водохранилище. Китайцы
там из-за неподвоза зимнего обмундирования и снаряжения заморо-
зили насмерть целиком некоторые подразделения на позициях (совет-
ские товарищи не предвидели, не помогли советами и материально).
Солдаты попревращались в жуткие ледяные статуи. Китайцы это поче-
му-то подносят как геройство: солдаты замёрзли, но не ушли. Мне
такой взгляд на замёрзших солдат не нравится: солдаты, конечно,
герои, но акцент должен делаться на мразях, из-за ограниченности
мышления которых это случилось. Иначе -- повторения. Собственно,
это массовое замерзание солдат в районе Чосинского водохранилища
УЖЕ было повторением: следствием недообработки советского и не-
мецкого опыта войны зимой.
  Сэкономишь на экипировке -- рискуешь потерять солдат. Экономия
соблазнительна, но плата за неё может быть ужасной. В холодное
время года солдату отнюдь не в лом таскать с собой в скрутке до-
полнительно один-два комплекта обмундирования и/или тёплого белья
-- лишь бы их нему выдали. Не выдадут -- не стесняться снимать с
трупов. (Чем ещё можно было хотя бы немного утепляться китайцам
возле Чосинского водохранилища: совать себе под одежду сухую тра-
ву и листья. Но не факт, что они этого не делали.)
  При хорошей арктической подготовке Красная Армия в 1942 году
могла бы наступать в Заполярье: начать оттуда освобождение Роди-
ны. В 1941-м -- ещё ладно: прочухивались, делали работу над ошиб-
ками (ну, ЯКОБЫ делали), хотя подготовкой к зимней войне надо бы-
ло заняться уже после неблистательной "ЗИМНЕЙ" войны с "белофин-
нами" в 1939-1940 гг.
  Представим себе: Северные войска. Набираются в основном из
чукч, ненцев, хантов, манси, якутов, коми-пермяков и русских си-
биряков. Снаряжение и вооружение -- оптимальное для Севера. С та-
кими войсками можно было в 1942 году не только освободить север-
ную часть Родины, но и начать освобождение Норвегии. Это затруд-
нило бы немцам борьбу с северными конвоями, лишило бы Германию
доступа к ресурсам Норвегии. Заодно и Финляндия вышла бы из вой-
ны на 1-2 года раньше.
  Конечно, снаряжение советских Северных войск немцы могли бы
скопировать, пусть и не сразу. Но где бы они нашли [в больших
количествах] нанайцев, эвенков, якутов и т. п.? У финнов [и шве-
дов], правда, имелись саамы, но на положении расово неполноцен-
ных. И наши "народы севера" всё равно бы взяли числом.
  Северные войска могли использоваться не только за Полярным кру-
гом, но и в зимних наступлениях в зоне умеренного климата, так
что образование таких войск вряд ли было бы излишеством. Но вмес-
то них вновь и вновь воссоздавали воздушно-десантные войска, по-
том расходовавшиеся в качестве обычной пехоты для затыкания вся-
ких фронтовых дыр.
  Широкогусеничная лёгкая бронетехника -- тут тоже было, о чём
подумать (но лучше заранее). Делать её со встроенными печками,
разумеется.
  А ведь сколько восторженного трындёжа стояло в 1930-х по поводу
советских полярных станций, советских арктических лётчиков, по-
двига "челюскинцев" и т. п.! Страна якобы поворачивалась лицом к
Северу, ага.

                *  *  *

  С аэросанями в межвоенный период тоже носились, а во фронтовых
мемуарах про них, как правило, тишина. Правда, ниша эффективного
боевого применения аэросаней действительно небольшая: во-первых,
для них, конечно же, требуется снег или лёд; во-вторых, они не
применимы на пересечённой местности, в кустарниках, на лесных
дорогах; в-третьих, они выдают своё присутствие сильным шумом;
в-четвёртых, они не имеют большой грузоподъёмности.
  Похвалил советские аэросани Константин Рокоссовский в своих
воспоминаниях о битве за Москву. Вообще, в интернете хватает ин-
фрмации про эффективное использование аэросаней на фронте и даже
про то, что советские аэросани были лучше немецких (иначе ведь
никак!).
  На один военный эпизод с применением аэросаней я наткнулся аж
на улице в Великом Новгороде. На стенде возле школы было такое:
  "18 января 1944 года Свирлин атаковал двумя аэросанными баталь-
онами кавалерийский полк 'Норд', который немцы бросили против его
войск. На аэросанях стояли авиационные моторы, как на самолётах
У-2. Это было очень опасно, так как моторы работали на авиацион-
ном бензине, который мгновенно вспыхивал от пуль." "...услышав
рёв авиамоторов, немцы остановились, ожидая воздушного нападения,
а на них из метели выскочила первая десятка авиасаней под коман-
дованием капитана Краснобрового. С бортов ударили 20 тяжёлых пу-
лемётов, налетети и исчезли. Следом -- вторая десятка, третья. И
так всего 70! Кавалерийский полк 'Норд' был уничтожен почти пол-
ностью. Генерал Свиклин, пожалуй, первый использовал аэросани не
как вспомогательное средство или средство поддержки, а как основ-
ную ударную огневую силу.")
  Хочется верить, что хотя бы с аэросанями в РККА было в основном
ОК. Но мешает тесное знакомство с типичными масштабами советского
разгильдяйства и советского вранья.
  Какие улучшения, наверное, были возможны в советских аэросанях
(разумеется, спорные):
   - размещение экипажа в полулежачем положении -- для снижения
     силуэта; стрелок -- спереди, водитель -- позади него;
   - боковые площадки-крылья: для груза, для десанта;
   - средства размещения лежачих раненых на грузовых площадках:
     два плавучих тюфяка с навесиками (могут также использоваться
     экипажем в качестве спальных мешков);
   - наружные откидные сиденья для десанта (2-4 человека); де-
     сантники имеют возможность пристёгиваться ремнями к сиденьям
     и стрелять в процессе движения аэросаней;
   - амбразурки для пистолета-пулемёта у водителя;
   - малокалиберная мортирка (в добавление к пулемёту) в полубаш-
     не стрелка; осколочные и дымовые заряды к ней;
   - возможность использовать пулемёт в качестве зенитного (=
     высоко задирать ствол);
   - какое-то компактное противотанковое средство типа немецкого
     Kampfpistole;
   - противоветровые очки и маски для экипажа и десанта;
   - белые маскировочные халаты для экипажа (возможно, ему при-
     дётся оставлять машину);
   - две пары лыж "на всякий случай", доставаемые через особый
     лючок в корпусе;
   - возможность ночлега в кабине, мини-печка в кабине;
   - гирокомпас (!).

  Радиостанция 1941-1942 гг. на компактные аэросани не помести-
лась бы, ладно.
  Насчёт полезности делания кабины плавучей я и сам сомневаюсь
(двигатель тяжёл, он утопит аэросани). Но хотя бы водонепроница-
емость нижней части кабины может быть полезной в случае провали-
вания аэросаней под лёд. На такой же случай могут пригодиться и
плавучие жилеты, в нормальной ситуации защищающие от холода.
  Чем лучше экипированы аэросанщики и чем качественнее у них до-
полнительное вооружение, тем целее и действеннее оказываются аэ-
росани -- довольно дорогое и довольно сложное в применении средс-
тво. Хотелось бы обозвать аэросанщиков элитой РККА, но разве они
ценнее, скажем, артиллеристов? Вообще, в войсках на любой специ-
альности можно (и нужно!) быть особо эффективным бойцом -- [ста-
хановцем] асом. Даже, к примеру, на поварской и кладовщицкой.
Массовое выращивание асов в принципе возможно (ну, не из всех
подряд, конечно же: совсем хорошо не получится), но для этого
требуется мощная начальственная установка на выдающиеся резуль-
таты, а не на расходный режим использования "человеческого мате-
риала".
  Немассовость боевого средства (а аэросани в "первой линии" мас-
сово не применялись) -- это фактор, способствующий его эффектив-
ности: противник не адаптируется к этому оружию, не осваивает
способов противодействия ему, легче застаётся врасплох.
  Даже в условиях Финляндии и Карелии с их лесистостью и сложным
рельефом местами имелись возможности для применения аэросаней: на
замёрзших озёрах и реках.
  Если бы советские аэросанные войска перед войной успели дораз-
виться под патронажем военных креативщиков и, может, чуть приба-
виться числом, Сталин ждал бы зимы 1941-го с нетерпением, хищно
потирая руки. И он тогда вряд ли изнурял бы людей эвакуацией мос-
ковских предприятий и учреждений.
  Полагаю, для похода в Западную Европу аэросани требовались вряд
ли. В Северную -- другое дело. Для Дальнего Востока они тоже были
бы кстати.
  Буксировка 45 мм противотанковых пушек на лыжах за аэросанями
-- почему нет? Впрочем, может, и нет. Я клоню к тому, что, навер-
ное, был даже смысл создавать аэросанные высокомобильные противо-
танковые отряды. В том числе для противотанкового минирования.
Аэросани на время боя затаскивать в заросли -- для маскировки. У
аэросаней на такой случай могла иметься лебёдка. Правда, привод к
ней от двигателя вряд ли получился бы.

                *  *  *

  Частичная альтернатива аэросаням -- буеры. Во всяком случае
так можно понять из эпизода (1942 год), рассказанного фронтовым
разведчиком флота В. Д. Фёдоровым, воевавшим в Финском заливе
("Суровые тропы", стр. 37):
  "В радужном настроении, болтая о пустяках, заметили, как на
льду у маяка, поднимая лёгкую порошу на поворотах, скользит боль-
шой буер.
- Пойдём, попросим прокатиться, -- весело подтолкнул меня Алек-
сандр.
- Не против, -- ответил я.
  Буерист, очевидно, разгадал наше желание и, сделав лихой пово-
рот, крикнул:
- А ну, прыгай!
  Мы не заставили себя ждать -- прыгнули на раму буера. Буер раз-
вернулся по ветру и помчался.
- Нам бы такой транспорт: бесшумно и быстро, не то что грохочущие
аэросани, -- рассуждал Логинов. -- Послушай, браток, -- обратился
он к буеристу, -- скорость своей машины ты знаешь?
- А как же! -- рассмеялся тот. -- Не в хвосте на соревнованиях
бывал. С попутным ветерком восемьдесят километров не предел.
- Да-а? -- протянул Александр. -- Это, значит, минут за пятдесят
мы сможем быть на месте.
- На каком месте? -- не понял буерист.
- Да я про своё, -- отозвался Логинов.
  Мне было ясно: Александра захватила мысль подобраться к острову
противника на буере."
  "Доложили о наших соображениях командиру.
- А что, идея! -- поддержал нас капитан-лейтенант. -- И есть кому
подбросить. Мичман Лер -- яхтсмен и буерист."
  Производить специальные военные буеры, наверное, не имело смыс-
ла, а вот делать буеры "двойного назначения", похоже, был резон.
И поддерживать буеристов.
  Преимущества буера перед аэросанями -- конечно, бесшумность и
дешевизна, а недостаток -- конечно, зависимость от ветра. Гондола
буера может по совместительству быть каяком, парус -- палаткой.
  Правда, в рассказанном Фёдоровым эпизоде разведчикам удалось
преодолеть на буере только часть пути. Сначала им пришлось лави-
ровать, потому что ветер был встречный, а потом налетели на двой-
ной лёд -- на подза мёрзшее озеро талой воды, образовавшееся по-
верх "основного" льда, и дальше двоим разведчикам пришлось идти
пешком, по ледяной воде (крепкие были люди: богатыри, не мы). По-
том они ещё лежали на льду много часов, спрятавшись за торосами
от вражеских наблюдателей и дожидаясь следующей ночи. Далее ока-
залось, что маскхалаты примёрзли ко льду, а когда их отдирали,
они порвались. Пришлось возвращаться на базу. И лечить обморо-
женные ноги.

                *  *  *

  Зимой могли пригождаться на той войне и коньки. Тот же В. Д.
Фёдоров про свою следующую попытку пробраться на заветный остров,
занятый финнами ("Суровые тропы", стр. 42):
  "Командир принёс две пары коньков.
- Коньки! -- воскликнули мы от неожиданности. Приятно увидеть
любимую с детства вещь.
- Коньки, -- ответил спокойно капитан-лейтенант. -- Думаю, что на
них сейчас лучше всего вам будет добираться до острова, да и об-
ратно мигом примчитесь.
  Конечно, он был прав, лучшего ничего и не придумаешь."
  Разумеется, область применения коньков в войсках очень ограни-
ченная. Но когда льда много, а снега на нём мало, они могут ока-
заться лучшим средством для быстрого и бесшумного пешего передви-
жения. Но коньки должны быть особенные: быстросъёмные и не напря-
гающие ног. Может быть, двухполозные. Для разведчиков, свзистов,
мобильных отрядов. Применимость у коньков значительно меньшая,
чем у лыж, но коньки компактны, и подразделению таскать их с со-
бой на всякий случай -- занятие не накладное.
  Советско-финская война 1939-1940 гг., вроде, должна была пока-
зать, что на фронте коньки иногда бывают очень кстати.

                *  *  *

  В эпизоде, рассказанном В. Д. Фёдоровым, ботинки, к которым
крепились коньки, не влезали разведчикам на забинтованные ноги,
подмороженные при эксперименте с буером, так что воспользоваться
коньками не удалось. Воспользовались санками, и тут уже дело,
наконец, пошло (стр. 42):
  "Александр усаживается на сиденье санок, устанавливает визир
компаса на необходимый пеленг, а я, встав одной ногой на узкий
длинный полоз, делаю первый толчок. Санки плавно скользят по
льду. И легко, и быстро. Потом мы меняемся местами. Километров
за семь до острова ломаем санки и прячем в трещину. Дальше идём
пешком."
  Получается, санки тоже были нужны. Бессобачные, приспособлен-
ные к езде на них по льду сзади стоя, с отталкванием ногами. И
складные (или разборные): чтобы не надо было ломать их перед за-
прятыванием (на обратном пути они ведь тоже могли оказаться кста-
ти).
  Рискнём представить себе универсальные реконфигурируемые крас-
нозвёздные санки, в которые можно при случае и [вражеских] собак
запрягать.
  Кстати, во время службы в войсках мне однажы довелось серьёзно
попользоваться санками. В нашем радиотехническом батальоне они
случайно нашлись -- и оказались очень кстати: нештатные, неопти-
мальные, самодельные, тяжёлые и уродливые -- но радовали и такие.
В районе Волго-Донского канала случился жуткий снегопад, и наш
батальон оказался отрезанным на неделю от "большой земли". Про-
биться на транспорте от шоссе не было возможности, а у меня на
радиолокационном высотомере как раз сгорел 80-килограммовый дрос-
сель. Новый дроссель из полковых запасов подвезли, мы перегрузили
его на санки и потащили их втроём: я и два бойца. На полпути (а
весь путь составлял 7 км по полю) бойцы стали плакаться, что опо-
здают на скудный ужин, я опрометчиво отпустил их, переоценив свои
молодецкие силы, и вскоре оказался вынужден идти за подмогой. Ес-
ли бы полозья у санок были пошире, я, наверное, и один бы спра-
вился. В общем, санки хорошей универсальной конструкции должны
быть зимой в войсках наготове и в наше механизированное время.
Может, хотя бы одни на взвод.
  Надо (было), чтобы не военные побирались у гражданских по части
лыж, коньков, санок, буеров, свитеров и т. п. зимних прибамбасов,
когда шибко приспичивало, а чтобы, наоборот, гражданским перепа-
дали -- благодаря массовому производству -- простые чудеса воен-
ных разработок. Лучшие люди СССР должны были не лесоповалом зани-
маться, а доизобретать и оптимизировать полезные мелочи: благоде-
тельствовать ими РККА и остальной СССР. Заодно бы и вера в Совет-
скую власть крепилась -- надёжнее, чем настырной демагогией.
  Для РККА и вообще для советских людей зима должна была быть, как
мать родная: время эстетствования на природе, время горения на мо-
розе русской, казахской и т. п. крови.

                *  *  *

  Тот же В. Д. Фёдоров упоминает, что при выходах зимой в финский
и немецкий тыл использовал пьексы -- специфические финские нацио-
нальные шнурованные сапоги с задранными носами. Благодаря задран-
ности носов хорошо держались на ногах лыжи с простыми креплениями
в виде петельки. А шнуровка обеспечивала непопадание в сапоги
снега. Заметим, что зимой адекватная обувь -- существенный фактор
выживания.

                *  *  *

  Уточним, что арктическая подготовка -- не совсем то же, что
зимняя: в Заполярье такое лето, что оно тоже настоятельно требует
экипировочной и навыковой подготовки. В частности нужна тотальная
защита от гнуса.
  Среди прочего, следовало втемяшить каждому, как заветы Ильича,
что...
    - растирать снегом замёрзшие части тела -- это идиотизм;
    - потреблять алкоголь внутрь для согрева -- это очень непра-
      вильно: ускоряет потерю тепла телом;
    - иметь при себе запасной "штатный" утеплитель -- это обяза-
      тельно; если ты нацепил на себя всё из своего запаса, зна-
      чит, надо срочно пополнить запас, потому что дальше может
      быть ещё хуже;
    - утепляться в крайнем случае можно (а то и нужно) много чем:
      бумагой, корой, мхом, стружкой и т. п.

  Лично я утепляюсь, если что, прессой и пластиковыми пакетами --
на ступни ног и под рубашку -- но предпочитаю таскать ВСЕГДА с
собой запасную шмотку, причём даже в родном городе, даже в мирное
время, даже летом, даже при выходе в магазин за хлебом. Мёрзнуть
-- это позор, это ярчайший признак недоразвитости по части само-
организации. Тем более СОЛДАТ должен всегда иметь при себе "штат-
ные" запасные утеплители. Даже если он не в походе, не в окопах.
И даже если сезон -- не зима, весна или осень, а самое что ни на
есть лето (по ночам и летом бывает холодно). Развивать у народа
холодостойкость -- это, конечно, правильно, но только когда в
разумных пределах.

  Элементы зимнего/арктического снаряжения:
    - очки против ветра;
    - тёмные очки для защиты глаз от ультрафиолетового света
      (можно было объединить их с ветрозащитными очками, но тогда
      делать последние, может, в двух вариантах: дневные и ноч-
      ные);
    - респираторы против холода и ветра;
    - разнообразные утеплители: свитера, жилеты, шарфы, перчатки,
      рукавицы, балаклавы;
    - компактные складные портативные печки;
    - спальные мешки;
    - палатки (импровизированные убежища из плащ-палаток -- это на
      крайний случай);
    - многофункциональные санки, среди прочего, может, переобору-
      дуемые в каяки;
    - многофункциональные лыжи;
    - защитные кремы для кожи;
    - витаминные препараты
    - походная еда типа пеммикана: смесь сушёных орехов, ягод,
      сухариков;
    - накладные ватные штаны (такие, что надеть или снять их
      можно, не сняв обуви; застёжки на штанах вдобавок служат
      для терморегуляции).

  В экипировке должны были иметься и ЗАПАСНЫЕ перчатки, поскольку
перчатки часто теряются или рвутся. Индивидуальный носимый запас
портянок и шерстяных носков должен был быть ЗНАЧИТЕЛЬНЫМ. Кстати,
запасные портянки можно подкладывать под одежду на туловище --
для защиты туловища от холода.

  Элементы летнего арктического снаряжения:
    - накомарники на голову;
    - летние перчатки для защиты кистей рук от гнуса;
    - непромокаемая обувь.

  Солдаты должны были уметь строить себе убежища из снега.

                *  *  *

  Когда я служил в войсках, мне были выданы ватная куртка и ват-
ные штаны. У куртки имелся шерстяной воротник вместо капюшона:
это чтобы можно было "отдавать честь", прикладывая ладонь к шап-
ке, а не к капюшону (прикладывание ладони к капюшону -- такое
генеральскими умищами категорически не воспринималось). Другого
объяснения у меня нет. От воротника было мало согревательного
толку, особенно в снегопад. Правда, лично я в случае чего не
стеснялся наматывать шарф ПОВЕРХ воротника (у офицеров ведь имел-
ся жиденький шарфик, солдатам же шарф не полагался вовсе). Ватные
штаны являли собой и вовсе уродство: возможности терморегуляции у
них не было, а чтобы надеть или снять их, требовалось снимать и
сапоги/валенки.
  Никаких советских армейских сапог, подбитых мехом, я в жизни не
видел (даже в музеях), а только читал про них в мемуарах одного
немецкого фронтового врача.


Рецензии