Послание понтифика Льва Х1V и послесловие
То, что я поделюсь сегодня - это не просто ещё одна папская речь, это срочный призыв к человечеству, стоящему на краю духовного пропасти, крик любви отца, который видит, как его дети идут, часто бессознательно, к собственной гибели, пока мир отвлекается пустыми развлечениями, пока нации угрожают друг другу, пока творение стонет под тяжестью человеческой эксплуатации, пока семьи распадаются, а дети растут без корней - Святой Дух побуждает меня поделиться посланием, которое может показаться жёстким для некоторых, но исходит из сердца пылающего любовью к каждому из вас. То что я скажу в следующих словах может шокировать некоторых, утешить других, но моя молитва чтобы прежде всего это пробудило всех к самой фундаментальной реальности нашей жизни.
Мы созданы из любви и для любви, и на вечная судьба зависит от того, как мы ответим на эту божественную любовь. Человечество больн; не только телесными болезнями или политическими конфликтами, которые мы видим в новостях. Мы страдаем от более глубокой болезни - болезни души, проявляющейся в симптомах, которые все мы можем распознать. Посмотрите вокруг, разве вы не замечаете, как наше общество, даже самые богатые и технологически развитые пронизаны глубоким чувством пустоты. У нас больше материального комфорта, чем у любого предыдущего поколения. Но мы более тревожны, более подавлены, более одиноки. В последние месяцы, готовясь принять это служение, я тайно встречался с религиозными лидерами разных традиций, с психологами, социологами, молодыми и пожилыми со всех континентов. Все подтвердили один и тот же диагноз: "Мы переживаем беспрецедентный кризис смыслов". Один известный психиатр сказал мне слова, которые я не могу забыть: «Святой отец мы лечим поколение, у которого есть всё материальное, но которое не может найти убедительную причину для жизни. Они не хотят умирать. Они просто не находят достаточно мощного мотива, чтобы полностью принять жизнь». Это настоящая пандемия нашего времени, Эпидемия тихого отчаяния, которая не делает различий между богатыми и бедными, севером и югом, молодыми и старыми.
А в чём корень этой духовной болезни? После долгих часов молитвы перед пресвятыми дарами. После консультации с мудрейшими советниками и, прежде всего, после глубокого размышления над словом Божьим, я пришёл к выводу, который может показаться простым, но содержит глубокую истину: мы забыли, кто мы есть; мы забыли нашу истинную идентичность - как возлюбленных детей Божьих; мы забыли что наше существование - не космическая случайность, а результат акта божественной любви, мы забыли, что каждый из нас независимо от расы, пола, ориентации способностей или ограничений, богатства или бедности - носят несмываемый образ Творца. И забывая, кто мы, мы забываем зачем мы здесь. Жизнь превращается в череду отвлечений временных удовольствий, бесконечную гонку без финишной черты, историю без смысла.
Но внимание!
Я здесь не для того чтобы осуждать светский мир или питать нарратив морального упадка. Это не послание – осуждение, а любящий диагноз – такой же, как врач должен чётко определить болезнь, чтобы предложить правильное лечение. Так и мы, как церковь, должны честно взглянуть на духовное состояние человечества. И я должен признаться, мы, как церковь, разделяем часть вины. Во многих случаях мы были так заняты защитой доктрин, что забывали свидетельствовать о любви, лежащей в основе этих доктрин. Мы были поглощены внутренними спорами и теряли связь с реальными страданиями людей. Сколько раз мы предлагали камни вместо хлеба. Сколько раз отвечали правилами, когда люди искали отношений. Сколько раз прятались за идеальными теологическими формулировками, в то время, как сердца разбивались в поисках слова надежды.
Во время моих лет священства в бедных приходах в епископстве на окраинах и теперь, будучи папой, я наблюдал явление, которое разбивает моё сердце. Люди отдаляются от Бога не потому, что отвергают Евангелие, а потому, что никогда не испытали безусловного объятия, которое Христос предлагает каждому заблудшему сыну. Одна пожилая женщина сказала мне со слезами на глазах во время пасторского визита: "Отец всю жизнь я думала, что Бог постоянно разочарован мной, только теперь в 83 года я поняла, что он всегда любил меня такой, какая я есть. Вот трагедия, с которой нам предстоит столкнуться.
Миллионы живут и умирают так и не узнав взгляда любви, который отец обращает к каждому из нас. Они живут как духовные сироты во Вселенной, которую воспринимают, как холодную и безразличную, но в этом, казалось бы, мрачном диагнозе, есть знак надежды. Сама интенсивность пустоты, которую мы испытываем, открывает глубокую истину о нашей природе. Мы созданы для чего-то большего. Как сказал святой Августин: "Ты создал нас для себя Господи и сердце наше будет неспокойно пока не успокоится в тебе". Духовный голод нашего времени - это не признак упадка, а крик души, который отказывается принять, что материя, власть и удовольствие - это всё, что существует, это красноречивое свидетельство нашей трансцендентной природы, нашей врождённой способности искать бесконечное. и именно здесь мы находим путь из тьмы к свету.
То, что я сейчас скажу, не ново. Это самое древнее и в то же время самое революционное послание, которое когда-либо получало человечество, это сердце Евангелия, провозглашаемое уже 2000 лет, но которое нам нужно заново открыть новыми глазами - Бог есть любовь! Не просто Бог, который любит, а Бог, который есть любовь по самой своей сущности. Эта истина, выраженная просто святым Иоанном, содержит взрывную силу, которая если её действительно понять и принять, может преобразить не только отдельные жизни, но и целые цивилизации.
Позвольте мне обратиться прямо к вам, кто сейчас слушает меня, вы бесконечны и лично любимы Богом не как часть безликой массы человечества, а как уникальная и неповторимая личность. Волосы на вашей голове сосчитаны. Ваше имя выгравировано на ладонях Божьих. Ваши слёзы собираются. Ваши радости празднуются. Ваши усилия борьбы сопровождаются. Это не расплывчатое чувство или поэтическая метафора. Это самая конкретная реальность во Вселенной. Более реальная, чем атомы, составляющие ваше тело. Более долговечное, чем звёзды на небе.
По время моей первой недели в качестве папы, я нарушил протокол и тайно посетил детскую больницу, где дети борются с р-аком. Там я встретил девочку 8-ми лет в терминальной стадии болезни. Её, разбитые горем родители, попросили мен благословить её. Но когда я подошёл к её кровати, первой заговорила она: "Слабо, но с глазами сияющими светом не от мира сего она сказала - "Святой отец не бойтесь", - Иисус сказал мне, что смерть - это как уснуть на его руках и проснуться на празднике.Ззатем, обладая мудростью превосходящий её возраст, добавила - "Страдание проходит, но любовь остаётся навсегда. Это то, что я хочу чтобы вы сказали миру". Я вышел из той больничной палаты преобразившемся. Этот ребёнок простыми словами выразила суть христианской теологии - центральную истину, которую все доктора церкви пытались сформулировать на протяжении веков. Любовь Бога - единственная постоянная реальность в меняющемся мире.
Революция, которую я предлагаю не политическая, не экономическая и, даже, не религиозная. В институциональном смысле - это революция сердца, - радикальное преобразование нашего восприятия Бога, самих себя и друг друга. На протяжении веков многих христиан учили бояться Бога больше, чем любить его. Образ строгого судьи постоянно разочарованного нашими ошибками затмил истину об отце, который бежит обнять блудного сына ещё до того, как тот произнесёт слова покаяния. Это искажение не просто теологическая ошибка, а духовная трагедия, которая мешает миллионам испытать освобождение, исходящее из безусловной любви. Помните слова святого Иоанна: "В любви нет страха, но совершенная любовь прогоняет его, потому что страх связан с наказанием, и кто боится, тот ещё не достиг совершенства в любви», - страх никогда не был инструментом выбранным Богом для преобразования сердец. С самого начала его метод всегда был одним и тем же - терпеливая любовь, настойчивое милосердие, неустанная верность. Некоторые скажут, что это послание умаляет серьёзность греха или ослабляет призыв к святости. Ничто не может быть дальше от истины.
Именно, когда мы понимаем глубину божественной любви, мы осознаём серьёзность всего, что отделяет нас от этой любви. Грех – это, в первую очередь, не нарушение абстрактного морального кодекса, это отказ от любви. Выбор самоизолированного, самодостаточного существования, вместо общения для которого мы созданы. Его тяжесть в том, что он отдаляет нас от единственного источника истинного счастья и самореализации. Что касается святости она не состоит в историческом совершенстве или внешнем соблюдении правил. Истинная святость – это постепенное преобразование происходящее, когда мы позволяем любви Бога проникать во все аспекты нашей жизни. Это становиться прозрачными для божественной любви, позволяя ей течь через нас к жаждущему миру. Святой Павел понимал это, когда писал: "Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий». Это окончательный критерий, единственный который будет иметь значение, когда мы предстанем перед Божьим престолом. Мы любим, позволяем любить себя, становимся каналами этой любви для других особенно для самых маленьких и уязвимых.
Миру не нужны пустые слова о Боге, не нужны моральные увещевания, оторванные от реального человеческого опыта. Миру отчаянно необходима живая встреча с Богом, которой есть любовь. Поэтому с сегодняшнего дня я призываю всю католическую церковь к новой евангелизации основанной не на стратегиях духовного маркетинга или оборонительной апологетики, а на единственном принципе свидетельствовать о преобразующей любви Христа. Подлинно и ощутимо эта новая евангелизация имеет пять основных характеристик, которые я хочу ясно обозначить.
Первое, - она начинается с личной встречи. Прежде, чем мы сможем евангелизировать других мы сами должны быть евангелизированы – не один раз, а постоянно. Мы должны ежедневно развивать нашу близость с Христом через созерцательную молитву размышление над Писанием и принятие таинств не как пустых ритуалов, а как подлинных встреч с живым Богом. Один пожилой кардинал со слезами на глазах недавно признался мне: "Я служу церкви уже 50 лет пишу книги по теологии читаю лекции и только теперь на закате жизни я действительно учусь молиться просто быть в присутствии Бога ничего не делая, кроме как принимать его любовь.
Второе - эта евангелизация должна воплощаться в конкретных делах милосердия. Мир не убедят сложные аргументы. А христиане, которые вытирают настоящие слёзы, кормят настоящих голодных, исцеляют настоящие раны. Достоверность Евангелия неразрывно связана с нашей способностью делать то, что делал Иисус. Касаться неприкасаемых, ценить отвергнутых, восстанавливать достоинство забытых. Поэтому я приказываю к каждой приходской общине, каждой епархии, каждой католической организации постоянно задавать себе вопрос: как мы конкретно служим самым бедным среди нас?; как мы становимся руками и сердцем Христа для мигрантов, заключённых, больных, одиноких пожилых, травмированных, детей, жертв насилия и злоупотреблений?
Третье - эта евангелизация должна говорить на языке красоты. В мире, насыщенном шумом и безобразием, подлинная красота обладает исключительной евангелизирующей силой. Красота священной литургии, красота сакральной музыки, красота христианского искусства - все они являются окнами в трансцендентное, проблесками божественного великолепия, которые говорят прямо к человеческому сердцу часто обходя интеллектуальные сопротивления. Я слышал свидетельство известного атеиста уважаемого интеллектуала, который впервые вошёл в Готический собор во время празднования Страстной недели. Он сказал, что впервые серьёзно задумался о возможности существования Бога. Красота, которую он испытал не могла быть объяснена его материализмом.
Четвёртое – эта евангелизация должна вступать в диалог с важнейшими вопросами нашего времени. Не предлагая готовых ответов, а ведя подлинный диалог, укоренённый в нашей традиции и открытый для законных вкладов науки философии и современного искусства, нам нечего бояться истины откуда бы она ни пришла, ибо вся подлинная истина имеет источник в вечном слове, которое просвещает каждого человека. Конкретный пример - открытие нейронауки о человеческом мозге не угрожают нашему пониманию души. Напротив, они помогают нам ещё глубже ценить удивительное единство человека, как телесного и духовного существа. Наша вера не процветает в неведении, а в смелом взаимодействии со всеми измерениями реальности.
Пятое – и, возможно самое важное, - это евангелизация должна характеризоваться подлинной радостью. Одним из самых больших антисвидетельств Евангелия являются печальные горькие пессимистичные христиане, постоянно жалующиеся на упадок мира – какую привлекательность может иметь вера, которая не приносит видимой радости своим последователям. Радость христианина - это глубокое качество, которое может сосуществовать даже с болью, потому что оно укоренено не в мимолётных обстоятельствах, а в непоколебимой уверенности в Божьей любви и надежде на воскресение. Я вспоминаю общину монахинь, которую посетил в регионе опустошённом войной. Они потеряли сестёр в жестоких атаках, жили под постоянной угрозой и всё же излучали такую ощутимую радость, что местные жители, многие из которых не были христианами говорили: "Мы идём к монахиням, чтобы вспомнить, что счастье всё ещё возможно. Это та радость евангелизации, которая имеет силу преобразить мир".
Теперь обращаюсь прямо к вам, кто меня слушает. Вы не обязаны быть обученным теологом или миссионером в далёких землях, чтобы участвовать в этой новой евангелизации. Она начинается именно там, где вы находитесь в вашей семье, на вашем рабочем месте, в вашем сообществе, когда вы выбираете прощение вместо обиды. Вы евангелизируете, когда вы с достоинством относитесь к бездомному на углу, которого все игнорируют, Вы евангелизируете, когда вы находите время в своём плотном графике, чтобы просто быть рядом с тем, кто страдает. Вы евангелизируете, когда вы проявляете честность в коррумпированной рабочей среде. Вы евангелизируете. Это евангелизация, которой мир не может противостоять потому, что она отвечает на самые глубокие вопросы человеческого сердца не теориями, а живым свидетельством преобразующей любви Христа.
Теперь я хочу обратиться с конкретным посланием к разным группам из числа тех, кто меня слушает для вас, кто является практикующим католиком, верным церкви многие годы. Я благодарю вас за ваше свидетельство и стойкость, но смиренно спрашиваю - жива ли ваша вера и пылает ли она огнём или она превратилась в комфортную рутину набор привычных практик. Христос призывает нас не к духовной посредственности, а к святости. Не к аскетическому уединению, а к святости, изливающейся в конкретную любовь к другим. Я бросаю вам вызов: заново откройте огонь первой любви; возьмитесь за Священное Писание, как будто читаете его впервые; подойдите к Евхаристии не как к еженедельному ритуалу, а как к интимной встрече с тем, кто отдал за вас жизнь и тогда с обновлённым огнём станьте миссионером милосердия в своём окружении; для вас, кто отошёл от церкви возможно раненный представителями института; разочарованный скандалами или просто не способный примирить некоторые учения с собственным опытом. Я хочу сказать искренне: мне жаль, как лидеру этой церкви, я беру на себя ответственность за ошибки и промахи, которые могли оттолкнуть от вас церковь, как человеческое сообщество иногда не в состоянии отразить совершенную любовь Христа, которую она призвана воплощать. Но я приглашаю вас подумать о том, что то, что вы отвергли, возможно не является истинным Евангелием, а лишь его искажением. И даже если вы сейчас не можете полностью вернуться к практике веры, прошу вас держать сердце открытым для возможности примирения. Христос никогда не закрывает дверь никому и церковь не должна этого делать. Для вас, кто принадлежит к другой религиозной традиции, я выражаю глубокое уважение к вашему духовному пути. Католическая церковь признаёт, что всё истинное и святое в других религиях. Отражает луч истины, которая освещает всех людей. Я приглашаю вас к братскому диалогу, основанному не на попытках обратить или убедить, а на взаимном стремлении углубить понимание божественного и сотрудничать во благо человечества. В мире, раздираемом религиозными разделениями, мы можем дать мощное свидетельство показывая, что подлинная вера не строит стены, а мосты для вас, кто считает себя агностиком или атеистом ваша честная поисковая работа истины и ваша приверженность интеллектуальной честности заслуживают уважения, а не осуждения сомнения не враги веры. Часто они ведут к более глубокой и подлинной вере. Некоторые из величайших святых переживали тёмные ночи души, периоды интенсивных вопросов и даже кажущегося отсутствия Бога. Мать Тереза из Калькутты, чья любовь к самым бедным вдохновила мир в своих личных письмах, признавалась в десятилетиях духовной пустоты и божественного молчания. Тем не менее она упорно оставалась в любви и возможно это и есть истинное испытание веры. Я не прошу вас отказаться от приверженности разуму, но прошу держать сердце открытым для возможности, что реальность может быть больше того, что можно измерить и подсчитать. Пусть последняя тайна, которую некоторые называют Богом, призывает вас способами, которые вы ещё не распознали.
Наконец, для вас, кто сейчас испытывает сильные страдания возможно борясь с неизлечимой болезнью, тяжёлой утратой, подавляющей депрессией, невыносимым одиночеством или любым другим крестом, который кажется слишком тяжёлым, чтобы нести. Я хочу, чтобы вы знали, вы в центре, а не на периферии христианской общины. Ваше страдание, соединённое со страданием Христа имеет искупительную ценность, которую мы не можем полностью понять в этой жизни. Это не умаляет реальность вашей боли и не даёт лёгких ответов на вечный вопрос: "Почему? Почему?" Но даёт уверенность что ваше страдание не бессмысленно, что вы не одиноки во тьме и что последнее слово принадлежит не боли, а любви каждому из вас независимо от вашей нынешней ситуации. Я искренне приглашаю: позвольте себе быть любимыми Богом именно таким какой вы есть сейчас. Не таким каким вы думаете, что должны быть не таким каким другие говорят, что вы должны быть, а в вашей конкретной реальности со всей вашей борьбой, неудачами сомнениями и ранами. Это отправная точка подлинного духовного пути не героическое усилие стать достойным божественной любви, а смиренное принятие этой любви, как бесплатного дара, который мы никогда не могли заслужить, но который всегда доступен нам мои дорогие братья и сёстры.
Завершая это первое послание, как папа Лев четырнадцатый, я хочу оставить вам образ, который ношу в сердце - образ Христа, умывающего ноги ученикам в ночь перед своим распятием. Это идеальный образ церкви, которой мы призваны быть не могущественным институтом господствующим сверху, а слугой на коленях умывающим усталые и грязные ноги человечества. Это модель, которой я буду стараться следовать в течение моего понтификата. Я не обещаю совершенство. Я всего лишь ограниченный человек, призванный к ответственности, которая бесконечно превосходит меня. Однако я обещаю искренне стремиться всегда указывать на Христа, а не на себя. Быть каналом его милосердия, а не препятствием для него. Слушать прежде, чем говорить, сопровождать прежде, чем руководить, любить прежде, чем судить и смиренно прошу ваших молитв, чтобы я мог быть верным этой миссии. Самая простая молитва, которую я прошу, звучит так: "Господи помоги папе Льву четырнадцатому быть верным отражением твоей любви для мира". Пусть Мария мать церкви и звезда новой евангелизации ведёт нас духовно. Пусть святые наши старшие братья и сёстры в вере заступаются за нас, и пусть Святой Дух, который есть Господь, дающий жизни, обновит лицо земли через наше смиренное свидетельство бесконечной любви Бога всем и каждому из вас с глубокой любовью во Христе дарю своё апостольское благословение.
Послесловие светского философа, историка, математика
«Ваша честная поисковая работа истины и ваша приверженность интеллектуальной честности заслуживают уважения, а не осуждения».
Папа римский Лев XIV
С большим вниманием прочёл представленный в ютубе текст:
«Первое послание новоизбранного Папы римского Льва XIV» (https://www.youtube.com/watch?v=GoX63x6W_fQ)
С глубоким пиететом, нисколько не умоляя влияние и мощь высшей католической церковной институции Ватикана и его верховного иерарха Папы римского, вошедшего на днях на свой высокий архи ответственный духовный престол, как светский учёный человек, философ и математик по призванию, историк по образованию и научному титулу, знающий и другие мировые религии, не мог не откликнуться на указанный выше прочитанный мною текст, поскольку темы поднятые им весьма актуальны и требуют очень серьёзного рассмотрения. Естественно, формат данного «Послесловия», не даёт возможность развернутся в полном объёме, но не мешает обозначить эти темы и показать принципы, на которых они могут и должны рассматриваться в специальных публикациях.
Мне могут указать на то, что я не могу обсуждать то, что провозглашает и чему учит верховный иерарх католической церкви Папа римский – мол, кто ты такой!
Отвечаю – я человек, страстно переживающий за других людей, не постигших Истину и потому страдающих в этом мире сегодня, полном несправедливости, корыстолюбия, обмана и грабежа одних людей – другими, узурпировавшими власть с её насильственным аппаратом для непокорных, желающих жить лучше и достойней. Моя 78 летняя жизнь заставила меня пройти все ступени социального бытия: от самого обыкновенного семейного, учебного, срочную службу в армии, студенческую, научную, до работы на государственной службе в Министерстве иностранных дел Советской Литвы, представлять за рубежом СССР - историю, политику, науку и культуру различных народов социалистического государства. В процессе уничтожения руководством СССР – единого многоэтнического государства, возглавлял мощное интернациональное общественное движение в республике, противостоящее тем алчным и глупым, но влиятельным деятелям, кто, провозглашая заветную «свободу», направил свои действия на беспрецедентное разграбление общенародного достояния и «рассовывания его по своим карманам». Прошёл за веру в Истину публичные оскорбления, долголетнюю разлуку с малолетним сыном, мама которого умерла, и он остался там, за стенами тюрьмы, куда меня отвели новые власти, духовные и физические истязания в узилищах, когда полгода меня держали без солнечного света в т.н. могиле Христа – 2 м. длины и 0,8 см. ширины. Дважды десница Господня уберегла меня от смертельного покушения, но взамен Он призвал к себе внешне очень похожего на меня обычного парня - ремесленника из моего родного Каунаса. Превозмочь всё это мне позволила любовь к заблудшим, не знающим и не понимающим жизнь - слабым людям, но так страждущим внимания к себе, понимания, человеческого сочувствия и помощи. Сегодня в узилищах христианской католической и протестантской Прибалтики томятся десятки честных людей, которые восстали против лжи, человеконенавистничества, государственного хамства по отношению к памяти и могилам тех, воистину святых людей - воинов, кто отдал свою жизнь во имя спасения нас, живущих сегодня, от рабства в услугу психически ненормальным юдофобским, русофобским, нацистским и расистским параноикам, - узурпировавшим власть и сегодня. Увы, наши обращения к Его святейшеству Папе римскому Франциску в 2018 г. с просьбой содействовать своим человеколюбием и авторитетом вызволению человека, стоявшего на страже общественного порядка, от пожизненного тюремного срока по недоказанному обвинению с политическим смыслом, - не возымело никакого содействия со стороны тогдашнего понтифика. Остаётся надежда на провозглашённое Папой римским Львом XIV человеколюбие, его духовный авторитет и влияние католической церкви, которые позволят вывести на свободу всех узников совести, за свои ненасильственные действия брошенных за решётку по политически мотивированным приговорам и томящихся сегодня в тюрьмах Прибалтики, и других стран мира.
Да, мы живём в очень непростое время, когда человечество в силу развития цивилизации переживает очень серьёзный системный переход от извечной Философии ВЫЖИВАНИЯ, к Философии СОЗИДАНИЯ, обусловленный огромным научно-техническим прогрессом, который начал вершиться с начала XIX века, интенсивно прошёл в XX веке и продолжает ускорятся сегодня в XXI веке. Суть этого процесса в том, что физическая наука обеспечила выход на просторы бескрайних возможностей освоения новых мощных энергетических потенциалов. Основной задачей человечества стало – не допустить смерть цивилизации от глупого самоуничтожения её непросвещёнными, бескультурными, алчными, наделёнными властью политиками. И вот здесь, роль мировых религий, как духовных скреп существования различных социумов, бесконечно важна!
По сути дела, основа всех мировых религий: человеколюбие, гуманизм, - провозглашающий равенство всех людей перед Всевышним, который как Демиург и учитель через своих проповедников является творцом и охранником божественной сущности личности человека и всего, что его окружает, и что люди в содружестве создают, опираясь на свои нравственные идеалы в основе которых гуманная философия бытия, позволяющая конструктивно творить новое во благо людей, открывая для них новые творческие просторы, описанные законами Всевышнего.
В послании ставится важный вопрос – отношение метафизического и физического. Это противопоставление можно продолжить и развить понятийно: материального и не материального, реального и духовного, гуманного и меркантильного, вечного и переменного, принципиального и системного и т.д. Однако само такое противопоставление настораживает, поскольку, использование старинного философского приёма исследования сущностей – противопоставление, дихотомию, диалектику и т.д., уводит от понимания истины. Само по себе сознание не получает системного знания от информации, полученной на основе процессов, происходящих с сущностями взаимно отрицающих друг друга. Только опираясь на обязательную нейтральную третью составляющую таких диалектических процессов можно увидеть происходящее. А понять суть таких процессов можно исключительно на четвёртой составляющей – абстрактной анте, - инструментарием имеющихся знаний, системно умно детерминирующих данное исследуемое взаимодействие, которое априори известно исследователю. Здесь познание происходит в результате соотношения имеющихся объективных знаний к той информации, которая получена на основе такого противопоставления сущностей. Указанное, позволяет системно осмыслить и понять результат противопоставление конкретных сущностей. Открытие нами новой системы Качественной математики (https://cloud.mail.ru/public/DZsb/ctG1PDG3H - не путайте это с традиционной количественной математикой), позволило на математических принципах математическими методами исследовать формирование систем, определяющих как физические сущности, так и духовные. Здесь нет ничего удивительного, ибо уже древнегреческий философ и мудрец Пифагор объявил: «Всё есть число!», а Числа Фибоначчи и Математические Фракталы подтвердили абсолютную математическую сущность физического материального, живого мира, столь успешно посредством алгебры, приведшей человечество к вершинам освоения новых энергетических источников.
«Пока нации угрожают друг другу, пока творение стонет под тяжестью человеческой эксплуатации», - говорится в рассматриваемом послании, но при этом не констатируется разница между нациями и этносами, хотя понятие нация имеет составной частью государственную сущность, ибо включает в себя понятия «территория» и «экономика» (определение дал итальянский учёный юрист и масон С.П. Манчини во второй половине XIX века), в то время, как этнос составляют: язык, религия, культура и обычаи, - и в этом смысле различные этносы не могут по своей сути «угрожать друг другу». А вот выражение: «тяжесть человеческой эксплуатации», включает в себя экономический аспект. Уровень экономического состояния у различных государств не равнозначен, но это не приговор их благополучию, поскольку всегда компенсируется иными факторами социального бытия системно организованных членов данного общества: культурным, научным, силовым, спортивным и т.д.
Говоря об «истине», понтифик утверждает, что мы есть «результат акта божественной любви», и поэтому «должны честно взглянуть на духовное состояние человечества», которое «теряет многое от недостатка должной пасторской любви к людям». Необходима, «революция сердца, - радикальное преобразование нашего восприятия Бога, самих себя и друг друга», при этом «не надо бояться Бога». Здесь необходимо подчеркнуть, что любая революция имеет в своей основе чётко поставленную философию, которая придаёт определённое ценностное значение тем идеям, которые она желает реализовать в жизни, понятные действующим в ней людям. Любовь избавляет человека от страха по жизни, увлекая его к новому, и истина является тому порукой. Не эти слова Святого Иоанна «И познаете истину, и истина сделает вас свободным», а другие приводит понтифик: "В любви нет страха, но совершенная любовь прогоняет его, потому что страх связан с наказанием, и кто боится, тот ещё не достиг совершенства в любви». Думается, это уводит сознание человека от умного познания Бога в данных Им людям знаниях, в сторону эмоционального психического ощущения высшего естества. Папа римский, указывая на то, что суть греха именно в отказе от любви, никак не соотносится с теми каноническими констатациями греха - прежде всего смертельного, которые находим в Евангелии и которые названы выше в иллюстрации данной публикации.
Относительно «святости» – понтифик утверждает, что это постепенное преобразование, происходящее, когда мы позволяем любви Бога проникать во все аспекты нашей жизни». Пояснение такого «проникновения» в тексте послания отсутствует. Однако, далее призывая «нам не нужны слова», т.е. возвращаясь к латинскому выражению «nihil in verbum», Папа римский призывает опять к любви, без которой невозможна встреча с Богом. Поэтому он призвал всю католическую церковь к новой евангелизации, «основанной не на стратегиях духовного маркетинга или оборонительной апологетики, а на единственном принципе свидетельствовать о преобразующей любви Христа». Такая евангелизация должна выражаться пятью основными характеристиками: личные встречи, милосердие, посредствам языка красоты, подлинная истина в слове, подлинная радость. Здесь необходимо упомянуть, разработанный нами на основе философских логических парадигм Нравственный Октагон, системно и дифференцированно включающий в себя все нравственные сущности в позитивном и негативном смысле: эстетику, этику, мораль и эсхатологию.
Понтифик понимает всю сложность сегодняшнего реального мира, где идут тектонические процессы преобразования цивилизации и наций, на фоне стабильных этнических и родовых социальных групп общественности в государствах, которые выражают свои чаяния различными политическими действиями, начиная с вербально-установочных и заканчивая физически-репрессивными. Поэтому он призывает: «В мире, раздираемом религиозными разделениями, мы можем дать мощное свидетельство показывая, что подлинная вера не строит стены, а мосты».
Увы, мосты между современной политической мировой элитой, служащей дьяволу потому, что жадно стяжает в личных интересах мамону, финансовый капитал и эксплуатируя и убивая людей, прикрываясь лозунгами этнических и религиозных противоречий ради своего личного благополучия - в принципе невозможны. Деньги всегда только разъединяли людей! Такую мысль завещал нам Христос: «Легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем войти богатому в Царство Божие».
В Евангелии сказано: «Нет ни Эллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но всё и во всём — Христос».
Валерий Иванов. 20 мая 2025 г. Вильнюс
…………………………………………………………………………………………………
Свидетельство о публикации №225052001835