Поэзия вагантов 11-13 вв
(Отрывки из произведений цитируются из книги «Поэзия трубадуров. Поэзия миннезингеров. Поэзия вагантов.» М., 1974г.)
Творчество вагантов относится к европейскому латиноязычному направлению. Ученые отмечают, что создателями этой поэзии являются школяры-клирики, которые в 12 в. занимали передовые позиции в литературе (это и был их расцвет). Эти люди получили для того времени лучшее классическое образование (выпускники и студенты первых университетов), они были не востребованы в это время в церковной и на гражданской службе. Бродячее («вагант» означает «странствующий») это племя кочевало от города к городу, от одного замка к другому в поисках пропитания (а некоторые искали и новых преподавателей); вся эта масса людей подчинялась не местным властям, а своему университетскому начальству. Этот момент хорошо показан в фильме «Вий» (по повести Н. В. Гоголя) – толпа бурсаков вырывается из стен своего учебного заведения и только их наставник может на нее повлиять. Поэтическое наследие вагантов имеет определенную направленность – стихи славят радости жизни, но критикующие разврат монашеской жизни. В лирике вагантов много жизненных противоречий, но в этом и заключается любое искусство – отображать положительные и отрицательные стороны современности (Ваганты слагали благочестивые религиозные песнопения и в тоже время могли представить слушателям нахальные просительные стихи). Ученые замечают, что, читая их произведения, надо иметь некоторую подготовленность, иначе их стихи покажутся грубыми и непонятными. Надо знать, что лирика вагантов – это латинская словесность, которая питается античными и христианскими источниками. Ученые конкретно указывают имена этих людей: в сатире – это Ювенал и библейские пророки; в эротических темах – это подчеркивают, что поэтическая техника вагантов очень похожа на классическую риторику и метрику. Авторство многих произведений невозможно установить, но имена некоторых поэтов дошли до нашего времени: «Примас Орлеанский» (1093-1160); «Архипиита» (1130-1165); Вальтер Шатильонский (вторая половина 12 в.). Читателям следует учесть, что даты и имена поэтов даны приблизительно.
Кембриджские песни
Название дано по месту нахождения этой рукописи 11 в. Эти латинские стихи разнообразны по содержанию: лирические, эротические, дидактические, сатирические, пародии на культовые тексты; интересны любовные песни…
«Приходи, мой избранный,
С радостью призванный,
Ах, я беспокоюся,
От тоски изною вся,
Если ты придешь с ключом,
Без труда войдешь ты в дом…»
Анонимная песня (11-12 вв)
Бросим учение
«…Бросим все премудрости.
По боку учение!
Наслаждаться в юности –
Наше назначение.
Только старости пристало
К мудрости влечение…
Быстро жизнь уносится;
Радости и смеха
В молодости хочется;
Книги – лишь помеха…»
Поэт Архипиита
Исповедь (обращена к архиепископу Кельнскому, 12в.)
«Осудивши с горечью жизни путь бесчестный,
Приговор ей вынес я строгий и нелестный,
Создан из материи слабой, легковесной,
Я – как лист, что по полю гонит ветер окрестный.
Мудрецами строится дом на камне прочном,
Я же, легкомыслием заражен порочным,
С чем сравнюсь? С извилистым ручейком проточным,
Облаков изменчивых отраженьем точным…»
Вальтер Шатильонский.
Стихотворение.
«Я, недужный средь недужных
И ненужный средь ненужных,
Всем от вьюжных стран до южных
Глас посланий шлю окружных;
Плачьте, плачьте, верные –
Церкви нашей скверные
Слуги лицемерные
С господом не дружны!
Кто прельщенный звоном денег,
Иль диакон, иль священник,
Утопая в приношеньях,
Погрязая в прегрешеньях,
В путь идет заказанный,
Симоном указанный, -
Тот, да будет сказано, -
Гиезит-мошенник…»
Стихотворение «Обличение Рима»
«Обличить намерен я
Лжи природу волчью:
Часто, медом потчуя,
Нас питают желчью.
Часто сердце медное
Златом прикрывают,
Род ослиный львиную
Шкуру надевает…
Рим и всех и каждого
Грабит безобразно;
Пресвятая курия –
Это рынок грязный!
Там права сенаторов
Продают открыто,
Там всего добьешься ты
При мошне набитой…
В Риме муж достойнейший
Выглядит не лучше,
Нежели жемчужина
Средь навозной кучи…»
Поэт Примас Гуго Орлеанский
Стихотворение «Разговор с Плащом»
«Холод на улице лют.
«Плащ мой! Какой же ты плут!
С каждой зимой ты стареешь
И совершенно не греешь.
Ты, проклятый балбес!
Ты, как собака, облез.
Я – твой несчастный хозяин –
Ныне ознобом измаян».
Плащ говорит мне в ответ:
«Много мне стукнуло лет.
Выгляжу я плоховато –
Старость во всем виновата…»
Стихотворение «Стареющий вагант»
«Был я молод, был я знатен,
Был я девушкам приятен,
Был силен, что твой Ахилл,
А теперь я стар и хил.
Был богатым, стал я нищим,
Стал весь мир моим жилищем,
Горбясь, по миру брожу,
Весь от холода дрожу.
Хворь в дугу меня согнула,
Смерть мне в очи заглянула.
Плащ изодран. Голод лют.
Ни черта не подают…»
Еще раз процитирую отрывки из стихов
Архипиита Кельнского
«Послания…»
«…Я с одним священником
Деньгами поделился,
Чтобы век он за меня
Господу молился.
Щедрому хозяину
Щедро подражая,
Я делюсь с издольщиком
Долей урожая:
Каждый знает по себе,
В ком душа большая –
Чем крупней кусок отдам,
Тем вкусней вкушаю…»
Безымянные поэты
«Нищий студент»
«Я кочующий школяр…
На меня судьбина
Свой обрушила удар,
Что твоя дубина.
Не для суетной тщеты,
Не для развлеченья –
Из-за горькой нищеты
Бросил я ученье.
На осеннем холоду,
Лихорадкой мучим,
В драном плащике бреду
Под дождем колючим…»
«Орден вагантов»
«Эй, - раздался светлый зов, -
Началось веселье!
Поп, забудь про Часослов!
Прочь, монах, из кельи!»
Сам профессор, как школяр,
Выбежал из класса,
Ощутив священный жар
Сладостного часа.
Будет ныне учрежден
Наш союз вагантов
Для людей любых племен,
Званий и талантов…»
Ученые утверждают, что поэзия вагантов имела свою предысторию – еще в раннем средневековье в латинских стихотворениях встречались поэтические высказывания близкие к творчеству вагантов: «Каролингские ритмы», 9 века, светские мотивы нашли в рукописях (в Кембридже), сборник «Буранские песни», составлен в 13 веке в Баварии на латинском и немецком языках (отдельные песни). Можно сказать, что и стихи вагантов внесли свою лепту в становление мировой классической поэзии.
Литература:
1. Поэзия вагантов. М., 1974г.
2. История зарубежной литературы. М., 1978г.
3. Хрестоматия по зарубежной литературе средних веков. М., 1953г.
Свидетельство о публикации №225052000503