Иаиль героиня или аморальный персонаж?

                Иаиль: героиня или аморальный персонаж?
     Иаиль стала Израильской героиней , прославленной в Песне  судьи и пророчицы Деборы ,  благодаря убийству Сисары, командующего армией ханаанеев в войне с израильтянами. Она же благодаря этому вероломному убийству,  считается одним из самых коварных, лживых, аморальных персонажей Библии. История этого убийства и Песнь Деборы  описаны в книге Судей 4:17-22 и 5:25-27.
     Израильтяне опять оставили Яхве, чтобы служить другим богам, за что « предал их Господь в руки Иавина, царя Ханаанского, который царствовал в Асоре; военачальником у него был Сисара,  и возопили сыны Израилевы к Господу, ибо у него было девятьсот железных колесниц, и он жестоко угнетал сынов Израилевых » (Суд 4:2-3).  Ханаанеи совершали опустошительные набеги на израильские города и села, люди в страхе прятались в лесах и на холмах, боялись возделывать землю, не решались ходить по дорогам,   в любой момент  на них могли напасть , забрать их детей, изнасиловать женщин. Этот ужас продолжался двадцать лет, пока Яхве не убедился, что его упрямый народ готов измениться, или, как сказано в Песне Деборы, -этой израильской Жанны Д’Арк,-пока она «не встала как мать в Израиле» во главе израильского войска. По сути, Яхве поручил Деборе окружить народ материнской заботой. Он повелел ей сказать известному своей военной доблестью   Вараку, чтобы тот выступил против Сисары.  Варак и Дебора  собрали десять тысяч человек из двух израильских племен. От имени Бога Дебора заверила их, что они разгромят могущественную армию Сисары и уничтожат его колесницы.  Ей удалось настолько  воодушевить израильтян своим энтузиазмом и верой в победу при покровительстве Яхве, что несмотря на то, что их  войско было гораздо меньше и хуже обучено, чем у ханаанеев,  они  одержали блестящую победу над врагом.Действуя как исполнители Божьего приговора, они не оставили в живых ни одного человека из войска Сисары.  (Суд. 4:16; 5:21). Как и предсказала Дебора, Яхве защитил свой народ, разгромив войско Сисары.  Войско ханаанеев  было полностью разгромлено и перестало существовать, а   сам Сисара бежал  к ближайшим союзникам. Когда он наконец добрался до шатров  кенеянина  Хевера,заключившего  с царем  Иавином  что-то вроде соглашения, Хевера не оказалось дома, там была только его жена Иаиль.

    «И вышла Иаиль навстречу Сисаре и сказала ему: зайди, господин мой, зайди ко мне, не бойся. Он зашел к ней в шатер, и она покрыла его ковром [своим]. [Сисара] сказал ей: дай мне немного воды напиться, я пить хочу. Она развязала мех с молоком и напоила его и опять покрыла его. [Сисара] сказал ей: стань у дверей шатра, и, если кто придет и спросит у тебя и скажет: «нет ли здесь кого?», ты скажи: «нет».
Иаиль, жена Хеверова, взяла кол от шатра, и взяла молот в руку свою, и подошла к нему тихонько, и вонзила кол в висок его так, что приколола к земле; а он спал от усталости – и умер.» (Суд 4:18-21).
После  убийства   Иаиль вышла навстречу командующему израильтянами Вараку,который гнался за Сисарою, и сказала ему: «войди, я покажу тебе человека, которого ты ищешь. Он вошел к ней, и вот, Сисара лежит мертвый, и кол в виске его.»( СУд 4:22).  Пророчество Деборы о том, что Сисара будет убит женщиной, осуществилось.

      Поражение Сисары и  его войска  привело к полному торжеству израильтян над ханаанеями и Иавином. После этого поражения хананеи уже не упоминаются больше в числе угнетателей Израиля. Победа над Сисарой послужила поводом для Деборы воспеть песнь, в которой она,обращаясь к вождям народа Израильского и к самому народу,  призывает их к прославлению Господа за освобождение израильтян. В поэтическом восторге ей кажется, что даже звезды небесные сражались с Сисарой. В своей Песне Дебора , где она  представлена как народная предводительница и «мать в Израиле»,
восхваляет Иаиль-кенеянку за убиение Сисары и художественно изображает надежды и мучительные опасения матери Сисары, ожидающей возвращения своего сына с поля битвы вместе с богатой добычей.
«Блаженна Яиль среди женщин шатра!
 Воды он просил – подала молока,
 Дала ему сливок в почетном ковше.
 Руку она протянула к болту,
 Правой – работников молот взяла,
 Череп ударом разбила ему,
 Ранив, пронзила Сисары висок.
 Весь изнемогши, к ногам ее пал,
 Там, где склонился – и дух испустил.» ( Суд 5:25-27).
    Заключение песни Деворы: всех врагов Господа ожидает погибель, а любящих Его – прославление. После свержения ханаанейского ига страна Израильская покоилась сорок лет.
    Смерть Сисары, как она ни произошла, была для израильтян знаком освобождения. Поэтому   для сынов Израиля, живших в то время (Эпоха Судей приблизительно датируется XIV—XI веками до н. э., что соответствует позднему бронзовому веку. По традиционной иудейской хронологии — с 1244 г.до н.э.), вполне возможно восторженное восхваление  героизма Иоили.
    Однако  у «критиков» Библии возникает вопрос:почему за убийство, совершенное с таким коварством и жестокостью,  Иаиль почитается в числе благословенных жен? Если рассуждать об этом убийстве по его обстоятельствам, можно заключить, что это деяние совершено беззаконно.
    1.Иаиль убила  человека, командовавшего полками царя, союзника ее мужа  ( Суд 4:17) , т.е. убила  как бы друга.
Будучи родом не израильтянкой, не имела никакого права на убийство Сисары.
    2.Иаиль нарушила священный долг гостеприимства. Встретив Сисару дружески как гостя и обещая таким образом безопасность,  она убила бесчеловечно и жестоко человека, доверившего ей свою жизнь, употребив при этом  притворство и коварство.  Закон гостеприимства был особенно важен для кочевых  племен, таких как кениты.
    3.Иаиль нарушила не только долг  гостеприимства. По обычаям того времени, Сисара не имел права входить  в шатер, где находилась одна женщина: подобное каралось смертью и нарушителя и самой женщины. В данном случае навстречу Сисаре вышла  сама Дебора и пригласила его войти.

     Однако с другой стороны, Иаиль, жена Хеверова,убивши Сисару, не совершила  греха.
    1.Было пророчески через Дебору  «повеление Божие» истребить всех ханаанеев , а их вождь Сисара должен был быть убит руками женщины.  Иаиль стала «инструментом» исполнения  приговора Бога. Если бы она  не убила  Сисару, этим она  совершила бы грех против Яхве.
     2.Война Израиля была  праведная, совершалась по  Божественному повелению, переданному  через пророчицу Дебору , и Хевер и Иаиль должны были присоединиться к израильтянам, чтобы помогать им. Иаиль исполнила слова пророчества, совершив этим «Божье дело».
     3.Хевер  по существу не был союзником Иавина и Сисары. Он происходил от поколения Иоава, тестя Моисея и соблюдал одну веру с Израилем (Суд 4:11). Возможно, кенеи  знали о притеснениях израильтян царем Иавином и хотели помочь им, считая Иавина  противником Бога. Таким образом, Иаиль убила  врага тех, кто действительно являлся союзником для нее и ее мужа, — убила ради израильтян, народа Божьего.
    Поэтому хотя недопустимо  злодейски поступать с теми, кому было оказано гостеприимство. это было допустимо и правильно  с точки зрения «высшего  закона», который приказал исполнить сам Бог.А на  праведной войне позволительно употреблять для истребления  неприятностей и «хитрости».

    Таким образом, с позиции  Библеиской истории,  поступок Иаили  значительно сложнее и многограннее, чем его можно воспринимать сегодня. «Бог смотрит в сердце».  Он назвал Давида «мужем по сердцу Божьему», хотя Давид  был прелюбодеем, плохим отцом, совершал  убийства и разные неблаговидные поступки. Но Бог «смотрел на его сердце».  «Методы» Иаиль были ужасны , просто чудовищны с нашей точки зрения,  но, возможно , Бог увидел ее сердце и оценил необыкновенную храбрость. Возможно , у нее в сердце  было желание  помочь  народу Божьему, и Бог учел это и превознес  ее через Песню Деборы. Поэтому, если смотреть на поступок Иаили строго  в рамках Библейского повествования , ее можно считать героиней Израиля.


Рецензии