Хокулеа Путь до Таити. Гл. 30. Зенитная звезда
ЗЕНИТНАЯ ЗВЕЗДА
30 мая – Двадцать девять дней в пути.
Свежий ветер восточно-юго-восточного направления уже дует двадцать четыре часа, подгоняя нас на юг и вселяя надежду на скорую встречу с землёй.
Люминесцентное шоу предыдущего вечера затмило другое зрелище – мириады звёзд, сверкающих алмазами на фоне черноты космоса. Полярной звезды не было – она сейчас далеко за северным горизонтом. На юге был Южный Крест; полукруг его ротации между небом и морем сейчас всё выше и выше. Это небо южного полушария выглядело таким знакомым, что и немудрено после долгих ночных часов, проведённых – к удивлению моих современно мыслящих друзей-таитян - на берегу перед моим домом на Таити, где, лёжа на спине и рассматривая звёздное небо, я гадал, как навигаторы былых времён вели по этим звёздам свои каноэ. Были ясно видны во всю свою длину «Белая акула» (так на Туамоту называют Млечный Путь) и таинственные Магеллановы Облака, галактики за пределами нашей собственной, которые можно увидеть только в южных широтах. Но наше внимание сфокусировано не только на этом галактическом спектакле или на знакомых горизонтных звёздах. Мы наблюдаем, как Дэйвид Льюис разглядывает высоко над головой яркую звезду Спика, следя за её подъёмом над горизонтом к своему зениту, самой высокой точке её пути по небу.
Льюис пытался определить нашу широту по тому, пройдёт ли Спика прямо над нами в своём зените. На этот раз и Мау был заинтересованным зрителем. Понимая принцип определения географической широты по зениту звезды, сам он не всегда использовал этот метод.
Звёздно-зенитный метод базируется на том принципе, что звезда пересекает небо вдоль определённой широтной параллели. Например, обсерватории всего мира, расположенные на параллели в 11 градусов южной широты, увидят Спику проходящей прямо над ними. Так и мореходы в море могут определить, находятся они на 11 параллели или нет, наблюдая проход над ними Спики. Очевидно, что древние полинезийцы запоминали, какие звёзды проходят над различными островами в районе их плаваний. И затем, по тому, какая пройдёт прямо над головой или поблизости, они могли примерно определить своё положение между севером и югом, но не в градусах широты, а в островах.
У Льюиса есть заранее составленный список таких звёзд, по которым последовательно можно сверять своё местоположение на этом последнем этапе путешествия, когда Полярная звезда не видна. Хотя Спика не первая по списку, но прошлой ночью Льюис первый раз за всё путешествие решил использовать этот метод. Для него вдруг стало важным узнать, находимся мы на десять градусов ниже экватора или на одиннадцать. На тот момент по его расчётам мы находились недалеко от острова Каролины, крошечного атолла к северу от Таити и на 10 градусов ниже экватора. И хотя Родо тогда отверг размышления Льюиса дружелюбно, но решительно: «Чепуха, мы восточнее Каролины», - Дэйвид всё равно беспокоился. Его расчёты показывали, что мы находились в 30 милях от долготы острова. При шансах, что мы можем находиться в пределах окаймляющих атолл рифов, Льюис устремил свои наблюдения к Спике, чтобы определить широту. Если Спика пройдёт свой зенит прямо над нами, значит, всё хорошо, мы на один градус ниже острова. Однако если Спика не пройдёт прямо над нами, значит, мы всё ещё в опасной зоне.
Инструментом для наблюдения Льюису послужила задняя мачта. Он отрегулировал опоры, чтобы компенсировать лёгкий крен каноэ и привести мачту в перпендикулярное положение. Все мы на палубе наблюдали, как Льюис сидел на корточках у основания мачты, глядя вверх вдоль её длины в небо над головой. Наконец после доброго часа, как нам показалось, наблюдений, Льюис покинул пост, сказав нам расслабиться. Он доложил, что зенит Спики прошёл на полградуса впереди от колеблющейся верхушки мачты. Это значило, что мы были на 10,5 градусе, около 30 миль к югу от широты атолла.
Льюис уверен, что методом звёздного зенита может оценивать широту с точностью до половины градуса (30 миль). Он не дилетант; в 1965 г. он провёл катамаран от Таити до Новой Зеландии, используя для ориентации горизонтные звёзды и ряд зенитных звёзд для планирования пересечения широт в южном направлении. И хотя однажды он сбился с курса около островов Кука, по-глупому решив следовать за конденсационным следом высоко летящего в небе самолёта вместо звёзд, в общем и целом его навигационные расчёты по звёздам оказались замечательно точными. Когда он подошёл к Северному острову Новой Зеландии, место его высадки на берег оказалось в пределах половины градуса от предсказанного последним наблюдением звезды в зените! В то время, когда новость о прибытии Льюиса в Новую Зеландию дошла до меня, я строил «Налехию», готовясь к моим первым экспериментам с каноэ. Помню, тогда я пытался найти звёзды, проходящие прямо над Санта-Барбарой, выйдя на задний двор и стараясь глядеть строго вверх. Всё, что я получил за свои усилия, это затёкшая шея. Только когда Льюис опубликовал результаты путешествия, я узнал, что он использовал мачту катамарана для обзора зенитной звезды.
Этим вечером я получил шанс проверить метод зенитной звезды. С помощью Льюиса я нашёл Спику заранее – до того, как она поднялась в зенит. Пока звезда восходила всё выше и выше, я практиковался слежению по мачте. Было трудно обосноваться лёжа между сваленными у основания мачты мотками верёвки, мешками с продуктами и прочими предметами, поэтому мне пришлось присесть рядом с мачтой, крепко держась за неё для стабилизации своего тела при рывках и толчках быстро движущегося каноэ, и прижать голову к мачте так, чтобы получить обзор точно вверх на её качающуюся верхушку и звёзды. Это стоило всех страданий. Когда Спика наконец достигла кульминации, она появилась на заднем (северном) краю примерного эллипса, ограниченного верхушкой мачты. Моему нетренированному глазу разница между центром эллипса и позицией Спики виделась между одним и двумя градусами, что помещало нас между 12 и 13 градусами южнее экватора. Это значит, мы не дальше, чем на 5 градусов (то есть 300 миль) к северу от Таити, расположенного на 17,5 градусе южной широты. (Хотя это, конечно, не говорит нам, находимся ли мы на долготе Таити или с которой от неё сторон – к западу или востоку.)
Эта желаемая близость к долготе Таити также видна в дуге в остальных случаях второстепенной звезды, называемой Дженах. На ранних этапах планирования путешествия мы предполагали использовать Сириус в качестве зенитной звезды Таити. Он проходит прямо над островом и является ярчайшей звездой небосвода. Но во время одного из занятий в планетарии Музея Бишопа мы заметили, что в месяце, на который назначено путешествие, Сириус достигает кульминации в дневные часы и поэтому будет для нас бесполезен. Тогда же мы обнаружили, что тусклая маленькая Дженах в созвездии Ворон (комбинация звёзд, больше похожая, на наш взгляд, на гафельный парус) находится в правильной позиции, проходя ночью прямо над Таити в месяц нашего плавания. К тому же мы увидели её дополнительное достоинство – её легко найти. Длинная ось Южного Креста указывает почти прямо на Дженах. И более того, как раз перед тем, как длинная ось Креста достигает перпендикуляра своего ночного вращения, Дженах находится в зените.
Нынешней ночью я не впервые наблюдаю Дженах. С момента отплытия с Гавайев я использую каждую ясную ночь, чтобы найти знакомый контур гафельного паруса и получить приблизительную идею о нашем продвижении на юг. В начале путешествия звезда проделывала дугу значительно к югу от нас. Постепенно её арка становилась всё выше, и вот сейчас она находится в пределах пяти градусов или около того от прохождения прямо над нами, подтверждая тот факт, что мы приближаемся к долготе Таити.
Одновременно я следил за яркой звездой Арктур, зенитной звездой Гавайев. Пока гафельный парус впереди нас поднимался всё выше, позади нас Арктур медленно удалялся на север при нашем продвижении на юг. Мысленно развернув наш курс в обратную сторону, я понял, почему гавайцы назвали эту звезду «Хокуле'а», своей «Звездой радости». Какой моряк не радовался бы, увидев, как всё выше и выше поднимается его зенитная звезда по мере приближения к дому? «Знаешь, Бен, ведь «ле'а» может значить очень специфическую радость, - сказала мне однажды пожилая гавайка с оттенком девчачьего хихиканья в полном достоинства голосе. – Ле'а может означать сексуальную радость – ещё одна причина для скучающего по дому моряка назвать зенитный маркер Гавайев Звездой радости».
Свидетельство о публикации №225052000091