Цивилизациум. Просоциальный альтруизм

===
   С утреца кофе выпил какого-то необычного. Пока не знаю, помру или нет. Решил отметиться, на всякий случай....
===========
Из проекта "Цивилизациум", Энциклопедия Цивилизаций. Признаки Цивилизаций.
………….
     Одним из первых признаков цивилизационного поведения у людей специалисты считают принцип просоциальности. Антропологи и археологи почти не находят остатки раненых животных, которые после получения раны продолжали бы жить ещё несколько лет. Это появляется у людей тогда, когда они стали собираться уже не в стаи, а в сообщества, где появляется просоциальное, пока ещё не социокультурное, взаимодействие, когда один помогает другому, не получая от этого никакой выгоды, он это делает на подсознательном уровне, где появились социокультурные гены, сообщающие первым людям, что сохранение жизни другому, солит больше выгод его роду. 
     Если в животном мире кто-то сломает ногу, то он умрёт, ему не удастся убежать от опасности, добыть еду, доползти до воды. Одному с этим не справиться.
===============
     Социокульт проявляется тогда, когда человек сломал ногу, но выжил, потому что кто-то помог ему добраться до безопасного место, остановил кровь, и потом помогал ему выздороветь. Помощь кому-то выжить, это и есть начало цивилизации, как говорят антропологи – просоциальность, просоциальная цивилизация. У историков и литераторов это называется альтруизм. В обоих случаях, это когда человек способен пожертвовать своими интересами, временем, ресурсами, чтобы помочь другому человеку, не ожидая выгоды взамен.
     В истории Земли это качество проявляется наиболее ярко только у людей, хотя есть животные, которые проявляют взаимопомощь друг другу. Но только у человека просоциальность в его социокульте проявляется целенаправленным образом.
     Семейно-родовые признаки социокультурного характера, вместе с просоциальностью, много тысяч лет закреплялось естественным образом, как ответ на катастрофические природные изменения. Этот просоциальный эффект очень ярко описан в Библии, когда люди спасались от Всемирного Потопа.
=================
     Принципы альтруизации окружающего пространства человечество реализует уже около 18 тысяч лет, когда начался последний межледниковый период, в котором человечество находится и сейчас. Тогда началось потепление, Сибирь стала таять и погружаться в болота, среда обитания людей с её флорой и фауной резко изменилась, люди стали заниматься селекцией окружающего пространства, одомашнивая животных и растения, удаляя из близкого окружения всё, что может нанести вред его племени, а также вырабатывая в своей среде просоциальные социокульты на генетическом уровне. Все, кто проявлял недружелюбность, излишнюю агрессивность, удалялся из общества, они становились изгоями, от них не было потомства, их генокульт не оказывал влияние на социокультурный рейтинг общины.
     Эта парадоксальная двуполярность человечества, когда генетика требует забрать лучшее себе, а социокульт настаивает на обратном, присутствовало в Человеко-Человечестве всегда. Но социокультурные навыки, нарабатываемые тысячелетиями, постепенно преодолевают ещё более древние генокультурные животные навыки.
================
     Делясь чем-то важным с другими, человек слабеет, его адаптация к окружающему миру становится слабее, от него будет меньше потомства, и оно будет менее приспособлено к выживанию. Но его социальная группа, его семейно-родовая община от такого поведения выигрывает, поскольку здесь побеждает рост общеродовой популяции, а не только семейной.
     Со временем же, в развитой цивилизации, альтруистичное поведение ещё бывает и выгодно. Ведь к доброму человеку лучше отношение. У него больше потенциальных друзей, партнеров, коллег, которые будут склонны, в свою очередь, помочь и ему в трудной ситуации.
     История цивилизаций показывает, что, хотя альтруизм не является человеческой уникальностью, но в форме целенаправленного социокульта, активно влияющего и на генокульт, альтруизм наблюдается только у людей, живущих в активном социальном взаимодействии. Кстати-то сказать, современный социальный человек не уступит и в противостоянии древнему, человеку, не вкусившему ещё в полной мере сладостей цивилизационного альтруизма.
==============
     Создание больших общин на основе социокультурного единения, и появления генов альтруизма, шло всегда параллельно. Здесь трудно сказать, что было первей. Толи преволюди съели что-то необычное, невесть как попавшее на их пути, толи действительно, Господь какую-то группу неандертальцев к тому надоумил, это бесконечный, но небеспочвенный спор о том, что было первей, курица, яйцо или петух.
     Сложившаяся ныне земная человеческая цивилизация, была изначально построена на взаимопомощи семей, объединившихся в единый род не на основе стаи, а на принципах общины с распределением компетенций не только на физическом, но и на морально-духовном уровне.
=============
     Обращает на себя внимание судьба отдельных гениальных личностей и их семей, которые, как правило, не вживаются в будущее своих родов. Гениализм и эгоизм существуют в генокульте человека всегда вместе. Гении видят многое и стремятся создать и реализовать проект быстрого процветания своей общины, но для этого нужно перестраивать свою генокультурную основу, которая может не вписаться в существующую среду обитания и практику выживания семьи и рода. Генокульт на сотни лет отстаёт от социокульта. Общество гениев и эгоистов обречено на вымирание.
     Но также малоприспособленными к выживанию оказываются замкнутые семьи, общины, где хоть и есть принципы распределения обязанностей с элементами альтруизма и взаимопомощи, но это есть и у слонов, и у волков. С выхолащиванием кормовой базы им приходится менять место обитания. Во время поисков новой среды обитания такая семья, община, чаше всего распадается, поскольку не выживают старики, больные, беременные. Кроме того, не выживает генокультурная суть, требующая от людей постоянных вливаний в себя всё новых и новых сторонних генов.
============
     Увеличение общин, за счёт слияния семей и родов, снижает их мобильность, но повышает способности созданию для себя благоприятных внешних условий, за счёт сельского хозяйства. Появляется необходимость создания кладбищ, культуры захоронений, почитания предков.
     Просоциальный альтруизм становится в послепотопную эпоху безусловно важным качеством в нарождающейся Новой цивилизации. Но одновременно развивается и противоположность альтруизма, ксенофобия. Люди начинают с той же самой самоотверженностью противостоять внедрению в свои общины чужих, в чём люди намного опередили животный мир, наделённым обычным альтруизмом, своим, животным, чаще всего семейным. Люди научились воевать с другими людьми, обладающими иными социокультурными навыками, создав целые технологии массового убийства.
=============
     Истинная цивилизация, её верх, её суть, пока Человеко-Человечеством не осознаны. Конец цивилизации наступит тогда, когда просоциальный альтруизм будет понят людьми как осознанный альтруизм, когда сострадание и милосердие будет полностью очищено от национальных, народных, этнических, племенных и семейно-родовых привилегий. Когда социкульт будет полностью свободен от ксенофобии.
     Когда наступит Конец Цивилизации? Если взять за начало отсчёта человеческого вида в 3 миллиона лет назад, а появления просоциальных качеств 20 тысяч лет назад, то это время отстоит от нынешней эпохи на целую эру, в 50 тысяч лет, не менее. Это будет время, когда полностью иссякнет кормовая база для нового человечества, в котором старого буде в 10 раз больше, и придётся принимать решительные меры для омоложения Людвы, путём отправления стариков в космические путешествия для поиска новых сред обитания.
     Или, наоборот.


Рецензии