Самусенко Алексей Гавриилович. Конструктор вертолё
После окончания школы Алексей поступил в престижный и очень "трудный" вуз - МВТУ. Со студенческой скамьи он ушёл в армию, служил на Северном флоте, демобилизовавшись, поступил на работу на Московский вертолётный завод, продолжил учёбу в институте. Начал с электромеханика,после окончания вуза стал инженером-конструктором 1-й, потом 2-й и 3-й категории, а в 1985 году назначен на должность ведущего конструктора.
В ноябре 1986 года Алексей Гавриилович назначен заместителем главного конструктора по вертолётам Ми-26, МИ-6, Ми-100К. В сентябре 1997 года стал первым заместителем главного конструктора - генерального директора ОАО "МВЗ им.М.л.Миля", а с апреля 2001 года занимает должность генерального конструктора. Алексей Гавриилович участвовал в разработках систем управления вертолётов: Ми-6, Ми-8, Ми-14, Ми-24, Ми-26, Ми-28. В 1999 году за вклад в развитие военной вертолётной техники он удостоен Государственной премии Российской Федерации, а в 2002 году - орденом Знак Почёта.
На родном предприятии Самусенко отработал более 50 лет верой и правдой. Постепенно, осваивая машины марки Ми, он рос профессионально вместе с вертолётами, которые рождались на МВЗ, с каждым годом становясь всё более сложными и наукоёмкими. Самусенко участвовал в проведении стендовых и лётных испытаний, разработке систем автоматического управления вертолётов Ми-24 и МИ-26. Он учил вертолёты "думать" и действовать самостоятельно, чтобы в дальнейшем облегчит жизнь тысячам лётчиков. Его труд вложен в целый ряд замечательных машин: Ми-6, Ми-8, Ми-10К, Ми-14, Ми-24, Ми-26, Ми-28, во множестве их модификаций.
Важнейший этап в биографии Самусенко - назначение на должность ведущего конструктора по одной из модификаций Ми-26. Самый грузоподъёмный вертолёт в мире, красавец-гигант Ми-26 - его любимец. Про проектировании и постройке вариантов Ми-26 самусенко провёл ряд расчётно-экспериментальных работ по пилотажно-навигационному комплексу, систем контроля крутящего момента, а также работы по созданию, испытаниям и внедрению в гражданскую авиацию вертолёта Ми-26Т.
Но было и другое. Суровый 1986 год, сложное и трагичное для страны время - авария на Чернобыльской АЭС. Основная тяжесть по ликвидации аварии легла на плечи экипажей Ми-26 и "восьмёрок", работавших с самого первого дня в район катастрофы. Самусенко участвовал в ликвидации последствий аварии, за что награждён почётным знаком.
Очередной виток жизненного пути Самусенко начался с 2001 года, когда он вступил в должность генерального конструктора - первого заместителя генерального директора ОАО "МВЗ им. М.Л.Миля". Он руководил научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами по созданию новой и модернизации существующей вертолётной техники и перспективных разработок: Ми-28Н, Ми-38, Ми-34, Ми-5. Ми-44.
Половину своей жизни мы проводим на работе и отдаём работе. Поэтому уместно ещё раз обратиться к сегодняшнему дню родного предприятия Алексея Гавриловича - МВЗ им. Миля. Фактически обанкроченный в конце 90-х годов, завод сегодня один из ведущих в общенациональном объёдинении разработчиков и производителей винтокрылых машин - холдинге "Вертолёта России". В настоящее время доля этих машин в общенациональном производстве вертолётов составляет более 90%. Более тридцати тысяч машин марки "Ми" выпущено на предприятиях страны за 60 оет существования МВЗ, и 50 лет на нём отработал Алексей Гавриилович Самусенко
Источник: tb2.top. Вертолёт, 2010 год,№ 1. Наталья Менькова.
В Южном Федеральном округе создаётся боевой вертолёт с искусственным интеллектом. О нём рассказывает один из авторов проекта Алексей Самусенко -генеральный директор КБ им. М.Л.Миля.
Новая машина настолько превосходит по своим характеристикам и возможностям традиционные геликоптеры, что разработчик умышленно не называет его вертолётом. Говорят просто - вертикально взлетающий аппарат. Он будет обладать рядом функций, отличающих его от винтокрылых машин.
Прежде всего, на нём должно исчезнуть понятие ограничение эксплуатационного срока. То есть этот летательный аппарат будет сам себя тестировать, давать эксплуатантам (лётчикам и техническому персоналу) информацию о том, что надо улучшить, какой агрегат исправить, какую деталь заменить, чтобы машина могла летать дальше. Понятие "календарный срок" для него перестанет существовать. Ещё одна важнейшая проблема - научить машину думать.
Новый летательный аппарат будет обладать искусственным интеллектом. Благодаря наличию искусственного разума он сможет подсказывать лётчику, какие действия нужно предпринять для выполнения полётного задания, как лучше выполнить задачу по уничтожению противника. Хотя задание не обязательно должно быть боевым. Летательный аппарат можно применять и в гражданской сфере.
Искусственный интеллект позволит машине самостоятельно, без участия лётчика, найти цель, определить способы её нейтрализации и уничтожить врага. Эта функция очень важна для боевого вертолёта. Если пилот ранен или убит, умная машина сумеет сама выполнить боевую задачу и вернуться на базу.
Проложить маршрут поможет перспективная разработка наших учёных - пилотажно-навигационный комплекс. Казалось бы, современный автопилот тоже сможет найти свой аэродром и произвести посадку. Но вертолёт будущего сможет не просто летать по прямой. Благодаря повышенным интеллектуальным характеристикам он сумеет определить степень угрозы, какая возникает в ходе полёта, и принять решение о способах её преодоления. Например, он не устремится в грозовой фронт, а обогнёт его. Если на пути встретится гора, вертолёт сам оценит её высоту, размеры и примет решение - либо уйти на высоту, либо, наоборот, прижаться к складкам местности. Последний вариант предпочтителен в том случае, если по вертолёту откроют огонь.
Такие программы уже есть, подобные алгоритмы уже формируются. Ничего фантастического в этом нет. Перед разработчиками стоит задача - существенно увеличить скорость такого летательного аппарата. В силу физических особенностей создания вертикальной тяги геликоптеры не могут летать быстро. Обычные вертолёты перемещаются со скоростью 250-260 км/час. Максимально на что они способны - 300 км/час, но из-за высокого расхода топлива это невыгодно.
Будущий летательный аппарат будет развивать скорость 450-500км/час, вдвое быстрее любого существующего ныне вертолёта. Для достижения такого результата рассматривается вариант конвертоплана, когда винты преобразовываются вместе с крылом из вертикального положения в горизонтальное. Скорее всего, это даже вертолёт, а самолёт.
При выполнении подобных задач мы сталкиваемся со множеством технических и технологических проблем. Поэтому, при создании летательного аппарата мы используем совершенно иной технологический подход. Реализация некоторых конструктивных решений будет безбумажная, без участия человека, с заданным конструкторской документацией качеством на выходе. Разумеется, нужны композитные материалы.
Оснащаться новая машина будет перспективными видами вооружений. Речь идёт о так называемом системном оружии - когда вертолёт сможет наносить удар, не находясь в зоне поражения противника. Возможности вести бой из-за укрытий, в плохих погодных условиях, способность идентификации противника - всё это будущий летательный аппарат будет выполнять, оставаясь на безопасной дистанции.
В наши дни применение вертолёта многократно расширилось. Раньше он служил, главным образом, огневой поддержкой сухопутных войск и разведки. Опыт локальных конфликтов показал, что этого недостаточно. Поэтому военным предстоит определить место нового комплекса в оборонительной стратегии. Надо понять,для чего нужна большая скорость, системное оружие и композитные материалы.
В какой стадии находится проект? Российские вертолётчики пока что в самом начале пути. Сейчас они бьются над проблемой скоростного полёта. Для чего выбирают профили скоростного несущего винта, испытывают изделия в аэродинамической трубе, пытаясь определить их аэродинамическую компоновку. Проводятся исследования по перспективным материалам. После того как концепция получит одобрение, готовые схемы поступят для реализации на заводы. Практические работы по созданию чудо-вертолёта начнутся в скором времени.
Источник:sdelanounas.ru 21 января 2011 года.
Умер Самусенко Алексей Гавриилович 28 апреля 2022 года.
Источник: журнал "Крылья Родины"
Свидетельство о публикации №225052101078