Исаак Шварц-102!

Музыка, которой больно и светло: к 102-летию Исаака Шварца
«Из звуков он строил храмы света и доброты»

В эти дни выдающемуся композитору Исааку Иосифовичу Шварцу исполнилось бы 102 года. Его имя на протяжении десятилетий мелькало в титрах любимых фильмов, но для многих его музыка давно живёт отдельно от экранов — как нечто совершенно самостоятельное, глубокое, трогательное и по-человечески близкое.

Моя первая личная встреча с его творчеством произошла не в кинотеатре, а через экран телевизора — в начале 2000-х я случайно увидел фильм-концерт «Жёлтые звёзды». Это была не просто музыка — это была исповедь в  нотной записи.
Оказалось, что это последнее крупное симфоническое произведение Шварца — Концерт для оркестра в семи частях. „Жёлтые звёзды“ („Пурим-шпиль в гетто“). Композитор посвятил его памяти Рауля Валленберга, а идею навеяли дневниковые записи узницы Каунасского гетто. Люди, обречённые на смерть, играли Пурим — весёлый еврейский праздник — прямо в лагере. Это стало гимном человеческому достоинству, который, как и многие другие сочинения Шварца, не нуждается в пояснениях: всё сказано между нотами.

;

Судьба композитора не была ни лёгкой, ни прямолинейной. После ареста и расстрела его отца — филолога и певца Иосифа Евсеевича Шварца — семья была выслана в Киргизию. Подростком Исаак начал давать уроки музыки Тогда и зарождался тот самый дар — тонко чувствовать мелодию и вкладывать в неё всё человеческое: от боли до надежды.

Во время войны он воевал, был ранен под Харьковом. И только после Победы смог вернуться в Ленинград.

Именно тогда, в 1945 году, в жизни Исаака Шварца появился человек, сыгравший судьбоносную роль — Дмитрий Дмитриевич Шостакович. Великий композитор, сам прошедший через жесточайшие испытания, не только разглядел в Шварце яркий талант, но и сделал всё возможное, чтобы он не угас.
Выдающийся композитор не просто порекомендовал молодого Шварца в Ленинградскую консерваторию. Он стал его тихим покровителем, первым, кто по-настоящему разглядел и признал его композиторскую одарённость. Уже потом, спустя годы, на премьере балета «Накануне», ректор консерватории раскроет правду: Шостакович втайне материально помогал Исааку,  избавив его от непосильных расходов. Он также не позволил партийной критике раздавить молодого композитора. А когда Шварца обвиняли в «формализме» — тот отказался, рискуя всем, осудить своего учителя.

Шварц учился у Бориса Арапова, но и занятия у самого Шостаковича оставили в нём не просто след — они стали частью его творческой совести. Эти связи чувствовались потом в каждой крупной работе — в честности, сдержанности, драматургии звука.

;

С конца 1950-х годов Исаак Шварц стал одним из самых востребованных кинокомпозиторов. Более 125 фильмов, десятки театральных постановок. Его мелодии звучали в «Белом солнце пустыни» и «Братьях Карамазовых», «Звезде пленительного счастья», «Станционном смотрителе», «Дерсу Узала», «Мелодиях белой ночи», «Сто днях после детства»… Критики говорили: «Иногда музыка Шварца запоминается сильнее, чем сам фильм».

Но главное в его музыке — не форма, а душа. Шварц никогда не гнался за модой, не играл в авангард. Он верил в искренность. В том, как звучат его романсы,  как разворачиваются темы в симфониях — слышна судьба. Его личная. Судьба страны. Судьба каждого, кто когда-либо искал свет, не забывая о тьме.

;

Он редко покидал свой дом в Сиверском под Петербургом. Лечился в Доме ветеранов кино, иногда навещал родных. Но всё главное он говорил в музыке. Говорил — и делал больное светлым. Трагическое — возвышенным.

Сегодня после многих  лет,  мы всё ещё учимся его слушать. И понимать.

Пока звучит его музыка — живёт и он.
***

Исаак Иосифович Шварц
13 мая 1923 — 27 декабря 2009
Ему было 86 лет.

Борис Турчинский
Музыкальный публицист
Израиль, май 2025


Рецензии