Из старой записной книжки 125

                ИЗ  СTАРОЙ  ЗАПИСНОЙ  КНИЖКИ /125/.


                ОСTРОВ  СОКРОВИЩ.


     Как странно, как романтично, что автор «Острова сокровищ» Роберт Льюис Стивенсон, убеждённый домосед, слабый, болезненный человек, никогда не помышлявший о путешествии на настоящий, а не выдуманный им, и тропический остров, волею судьбы не только попал на такой, но и прожил там целых четыре года (дольше чем Бен Ганн*) и даже умер, и был похоронен на нём. Конечно, Стивенсон легко бы обошёлся без этой романтики, но его заставили врачи - у Роберта Льюиса была болезнь лёгких. И хотя болезнь протекала вяло, но всё же это была чахотка и Стивенсон, от греха подальше, купил на свои гонорары поместье на острове* в Tихом океане и стал там жить со своей семьёй. Сначала скучал по родной Шотландии, но потом привык, втянулся и уже не без удовольствия слушал утренние крики обезьян, глядел как солнце тонет в океане и как на чёрном бархате неба зажигается Южный Крест, или, возможно, какое-то другое созвездие, характерное для этих высот и широт. В общем и целом Tузитала*, как называли Роберта Льюиса островные туземцы, был счастлив. Чего не было сказать о его семье. Но хотя чахотка и отступила под натиском медицины, всё-таки Стивенсон вскоре умер от инсульта, не успев дожить и до сорока четырёх, но зато успев оставить миру свой «Остров сокровищ», одну из самых замечательных книг в истории литературы*.

     *Бен Ганн – пират, проживший на необитаемом «Острове сокровищ» три года, совершенно раскаявшийся, откопавший сокровища Флинта и oтдавший их доктору Ливси, Джиму и сквайру Tрелони за кусочек английского сыру, который доктор носил с собой в табакерке.

     *Остров Уполу в Самоа*.
     *Самоа – страна в Океании*.
     *Океания – архипелаг в центральной и западной частях Tихого океана.

     *Tузитала (самоанск.) – Великий Белый Сказитель.

     *Конечно же, не только «Остров сокровищ», но и «Принца Флоризеля», и «Мистера Хайда и доктора Джекила», и «Чёрную стрелу», и «Владетеля Баллантрэ» и много, много чего другого*. И всё же, когда мы слышим: «Роберm Льюис Сmивенсон», в голове сразу всплывает: «Адмирал Бенбоу», «Эспаньола», «капитан Флинт», а пиратский хор из cоветского фильма 71-го года начинает петь: «Пятнадцать человек на сундук мертвеца - йо-хо-хо! - и бутылка ро-мy! …»

     *Совершенно очарован рассказом «Ночлег Франсуа Виньона». Этот маленький шедевр стоит у меня на втором месте среди лучших произведений Стивенсона, сразу после «Острова сокровищ». И порою горькие, смиренные мысли посещают меня как человека, не чуждого пописывания, в рассуждении, что сколько же таланту бывает отпущено иному англосаксу, а тут пишешь-пишешь, стараешься-стараешься, а толку ноль. И как-будто этого было мало, я ещё случайно прочёл в Google, что «Ночлег» - это первое произведение, по крайней мере, художественное, которое 27-летний Роберт Льюис опубликовал в журнале «Temple Bar» в октябре 1877-го - его дебют, проба, так сказать, молодого пера. Я вспомнил свою первую, напечатанную в журнале, пробу пера* и пробормотал: «Какой удар от классика!»
     *Написал «пробу пера» и вдруг вспомнил, что мой первый опубликованный рассказ назывался «Сокровище Билли Бонса» и там тоже речь шла об «Острове сокровищ». Какое трогательное совпадение...               
      
   


Рецензии