Memento mori. Кризис поздней зрелости

С необходимостью верить в кого-нибудь или во что-нибудь человек сталкивается с самого детства.  Сначала ребёнок верит в маму, потом в папу. Это самые важные точки опоры. Освоив их ребёнок научается более или менее доверять жизни, людям, себе.

Вырастая, человек продолжает учиться верить - педагогам в школе, тренерам в спортивной секции, воспитателям в летнем лагере и так далее... Верим мы и группе сверстников, признавая в ней авторитет.

Позже, этот процесс продолжается в институте, например. К вере преподавателям добавляется опора на мнения множества мудрецов, изложенных в интересных и полезных книгах.

На основании всего этого у человека формируется доверие к культуре того общества, в котором он живёт. В сознании возникает более или менее крепкое мировоззрение, система убеждений и идеалов.

В прошлом атеистическом веке, многих людей учили верить в науку и в научно- технический прогресс. В умах и в душах господствовал материализм.

Выйдя в самостоятельную жизнь, человек проверяет усвоенные им точки опоры на практике, через приобретение жизненного опыта. Что-то подтверждается, а что-то нет. Происходит корректировка взглядов на себя, на людей, на мир.

Растёт личный жизненный опыт, растёт и вера в него.

***
Интерлюдия.

Одним из важных переломных моментов в моём сознании стал отказ от материализма и атеизма как фундамента мировоззрения.

Мне было лет тридцать с небольшим (конец девяностых годов). Помню, что я сидел и смотрел документальный фильм ВВС. Что-то про жизнь живой природы и про фотосинтез. В какой-то момент диктор сказал, что природа устроена настолько сложно и настолько гармонично, что приходится отказываться от идеи эволюции и приходить к заключению о том, что мир, природа и человек - это безусловно творения высшего разума во Вселенной.

И тогда я подумал: а ведь и верно! Эта мысль сверкнула как молния в тёмную ночь. У меня произошёл инсайт. Который привёл к многолетней работе ума по трансформации моих убеждений.

***
Далее. Занимаясь профессиональным трудом, человек снова учится верить - коллегам, коллективу, руководителю. Тут кому как повезёт. Влияние на человека может быть полезным, развивающим и укрепляющим, но может быть и вредным, разрушительным.

Создавая семьи человек опять учится верить - в партнёра, в супружескую пару, позже в детей, во внуков и так далее.

Но вот, прожив значительную часть своего пути, человек приближается к пожилому возрасту. Перед ним встают непростые задачи: нужно снова искать точки опоры, чтобы прожить свою эпоху увядания, чтобы осознать, подготовиться и принять границу жизни.

Тут все оказываются в разных положениях. Тяжелее всего приходится, вероятно, материалистам и атеистам. Они не верят в бессмертие души. Им ждать и готовиться не к чему. Что им остаётся? Опираться на силу воли? Просто вытерпеть всё, что будет связано с границами здоровья, жизни, самосознания? Так?

При всём моём уважении к философии стоицизма, звучит очень грустно и обидно. Ну, правда! Долгие годы строил, создавал себя, самоактуализировался, самореализовался, построил в душе крепкий дом и вырастил там же цветущий сад, и вдруг - Бац! Обрыв. Что же, бросить всё это?

Материалистам, вероятно, так и придётся сделать.

Вещи и деньги наверное могут чуть-чуть скрасить старость и прохождение границы жизни, но, в целом, утешение слабое. Сколько пилюлю не подслащивай, а её горечь всё равно будет значительной.

Кроме разума, силы воли, практики стоицизма и материального комфорта, на что может опереться стареющий человек?

Большинство людей, думаю, опирается на веру в родных и в близких людей. Соглашусь, здоровые эмоциональные связи - это крепкий фундамент психики человека. В любом возрасте, во многих трудных ситуациях. Независимо от того, захочется нам принять из чьих-то рук тот самый стакан воды или нет.

Наиболее защищены, на мой взгляд, люди, имеющие искреннее и глубокое религиозное чувство. Это, конечно, самая мощная опора при прохождении любого возрастного кризиса.

Но, что делать тем, у кого этого чувства нет, или оно слабое?

Серьёзный вопрос. Некоторые люди тратят много времени и сил, чтобы поменять мировоззрение с материалистического на преимущественно идеалистическое. Они формируют в себе уверенность в вещах невидимых (вера, надежда, любовь). Либо самостоятельно, либо прибегая к помощи специалиста.

Но сделать это крайне трудно. Нужна мощная сила личности, чтобы сепарироваться от доминирующей культуры. Надо плыть и выгребать против течения. Метафорически выражаясь, надо не побояться стать белой вороной. Вероятно так делали Сократ, Галилей и прочие. Это путь булгаковского Мастера. Можно сказать, что это подвиг независимого духа.

А психолог может помочь человеку решить эту задачу? Да, может. Есть такая область психотерапии, которая именно этим и занимается. Она называется трансперсональная психология и психотерапия. Её задача - помочь индивиду найти духовные практики и опоры, учитывая при этом индивидуальные особенности личности человека. Это первый вариант.

А без трансперсональной практики можно справиться с вышеперечисленными жизненными задачами? Думаю, да! Крепкие психотерапевтические отношения, опора на них, могут помочь человеку выдержать старение и прохождение границы жизни. Это второй вариант, обычная терапия без трансперсональной, составляющей.

Главное - не остаться в одиночестве, в социальном и/или в трансперсональном смыслах.

И если у вас не получается поверить самому, то можно найти такого человека, который искренне и глубоко верит во что-нибудь конструктивное и поддерживающее, и поверить ему.

Самая важная рекомендация людям, проживающим возрастной кризис, это сохранять активность, делать что-либо полезное, чувствовать свою нужность людям. Универсальная роль это  - наставничество, передача молодым людям своего жизненного или профессионального опыта.

То есть надо верить в свою нужность, искать свою востребованность. А для этого надо бороться с обесцениванием себя и своего жизненного опыта.

Можно это практиковать. Найти утром время, посидеть и подумать: кому и чем я могу быть полезен. В чём ценность моего жизненного пути, в чём ценность моих ошибок, в чём ценность моего несовершенства? Кого и о чём я могу предупредить, предостеречь?

Многие люди сохраняют работоспособность и дух творчества до глубокой старости. Это и есть одно из самых распространённых заземлений.

Резюме.

Человек развивает свою способность верить в кого-либо или во что-либо на протяжении всей своей жизни.

Вера (убежденность) помогает людям справляться с различными вызовами реальности, в том числе с кризисом позднего зрелого возраста.

Идеализм как основа мировоззрения обладает большим потенциалом эффективности, нежели материализм (Демокрит мне друг, но Платон - всё таки дороже).

Человек, стремящийся к целостности своей личности и опирающийся не только на разум и волю, но и на чувства (веру), телесность и интуицию, более защищён перед такими жизненными феноменами как старение и граница бытия.

Так же более защищены люди, у которых вера - это черта характера.

Я видел людей, которые всегда верили. Проживая жизнь и развиваясь они искали более глубокие и мощные опоры, меняли ложные убеждения на более истинные, подбирали взгляды более гармонично вписывающиеся в пространство своей личности.

Менее защищены люди практического склада, те, которые верят только в то, что можно пощупать руками. Вера в незримое и/или воображение - не могут стать для них точками опоры.

Тяжело стареть и тем, кто находится под влиянием культа молодости или культа силы.

Действительно!?  Хочется и надо быть молодым. А что делать с сединой? Закрашивать? А чем подкрасить ушедший задорный огонек в глазах?

Или так. Хочется и надо быть физически сильным. А что делать с ослабевшими руками, коленями, спиной, мозгом? Что делать с этими границами тела? Не признавать? Рискованно! Тело может отомстить. Тяжелой болезнью, например.

Такие люди не видят себя старичками и старушками. Они уходят в протест. Седина их раздражает, а снижение потенциала сил - бесит. Чрезмерная вера в собственную неувядаемость и неистощаемость - может стать причинять сильные страдания.

Многие люди проходя кризис затрудняются в правильном выборе нагрузки. Как её снизить, чтобы, с одной стороны, принять изменения в теле и энергетике, но, с другой стороны, чтобы оставить её полезный укрепляющий объём.

Стиль адаптации в процессе увядания носит индивидуальный характер. Точки опоры нужно подбирать с учётом личностных особенностей человека. Здесь много простора для творчества.

Старость и принятие границы жизни - это сложная работа духа и тела, которую важно осознавать, планировать и выполнять.

***
При размышлении на эту тему, стоит учитывать, что возрастная градация - это динамическое понятие, на которое влияет множество дополнительных факторов. Возможны разные классификации при анализе понятия поздняя зрелость.

 


Рецензии