Другие правила
И вот мне дали шестилетнего мальчика, назовём его, к примеру, Алёша. Способностей выше, чем средних: превосходная память, отличная концентрация внимания, широченная любознательность и завидная сообразительность — редкий ребёнок! Такого можно лишь слегка направлять, мне и делать-то нечего — не работа, а одно удовольствие.
Единственное, что меня слегка настораживало: Алёша был не слишком игрив и как-то по-взрослому чересчур уж серьёзен, если не сказать что тревожен: иной раз я ловил его напряжённо-озабоченный взгляд, как если б он неожиданно вспомнил, что у него на кухне включён электроутюг!.. Или в хлеву, извините, коровы не доены — для шестилетнего мальчика это было совсем не типично. Впрочем, и всё остальное в нём было не очень типично.
В первый же месяц наших занятий я стал заниматься с ним шахматами. Мы научились расставлять фигуры на доске и легко освоили, кто как может ходить. Провели пробную партию, где я «шил белыми нитками», объясняя Алёше, почему и зачем я делаю этот ход, а затем показывал возможные ответные ходы, раскрывая их преимущества и недостатки. И так далее — мы углублялись в шахматные дебри, исходя из того, что принято всеми по умолчанию: игрок старается побить побольше фигур (или пешек) противника и при этом понести минимальные потери в собственных рядах. Игра шла обычным манером: мы ходили туда-сюда, защищались, угрожали и били чужие фигуры, сбрасывая убитых в коробочку рядом — фигур на доске становилось всё меньше. Так мы сыграли несколько учебных партий с обсуждением каждого хода.
На следующем занятии мы с Алёшей снова вернулись к шахматам. Расставили на доске фигуры, сделали по первому ходу, и вдруг он мне говорит:
— А давай играть по-другому!
— Это как?.. — не понял я своего маленького партнёра.
— Ну смотри... — сказал Алёша так, как будто это он тут учитель. — Когда, например, твой конь съест моего слона, его не надо убирать с доски... Ну так чтоб совсем, в ту коробочку, понимаешь?!
— А что же с ним делать?
— Ну просто поставить его на прежнее место, где он был, когда мы расставляли фигуры!
— Хм... А если то место теперь уже занято?
— Ну тогда на другое, пусть хоть сюда вот, рядышком. Только пусть на доске остаётся, ладно?..
— Алёш, но это же не по шахматным правилам, да?
— А у нас свои правила будут. Другие, — ответил он и серьёзно насупился.
— То есть это уже не шахматы, понимаешь?
— Шахматы. Просто они добрые.
Вот так Алёша изобрёл «добрые шахматы». И мы стали играть теперь в них, и сразу у него словно бы от души отлегло: он улыбался всё время, даже когда мой ферзь ел его ферзя, как говорится, без хлеба!
Вот и скажите, мог ли я научить его бОльшей креативности?! Не говоря уже о развитии его огромной доброй души, уже поселившейся в маленьком теле дошкольника.
С тех пор я скептически отношусь к задачам учительства: кого-то учить — только портить! Безусловно, нормальные шахматы ближе к реалиям жизни, где бушует борьба за выживание и победу над условным противником, нежели «добрые Алёшины шахматы».
Ну а если жизненное предназначение Алёши — помощь и сострадание несчастным мира сего, идущее из самого его сердечка, уже к семи годам пропитанного гуманизмом? Это ведь тоже природный талант, который нельзя игнорировать, а надобно развивать и лелеять!..
Или полагаете, полезней его приземлить, обреалить? То есть огрубить, ожесточить? Иначе погибнет ведь он в этом нашем реальном мире насилия, лжи и несправедливости, а?!
Как сами-то думаете?..
Свидетельство о публикации №225052101748
ангел-Алёшенька - это будущий музыкант (мне видится скрипач), художник, поэт...
да, они - другие и им будет очень сложно в нашем жестоком мире, и их, как правило, убивают первыми на войне, но без таких, как они - нет жизни!
на память пришли стихи Дмитрия Веденяпина
МОИ ДРУЗЬЯ ПОХОЖИ НА СОЛДАТ...
Мои друзья похожи на солдат.
Но только не на тех молодцеватых,
Подтянутых, немного хамоватых
Весельчаков, чей разудалый мат
Так бесподобно меток и богат.
А на таких, которые глядят
Растерянно и чуть подслеповато,
Пилотка им обычно маловата,
Штаны на них, как правило, висят.
На фронте, поднимаясь по приказу
В свой первый бой, они весьма жалки.
Как правило, их убивают сразу,
Чтоб после у подвернутой руки
Наткнулись – так поэт находит фразу –
На чудом уцелевшие очки.
а вот стихи моего племянника Дмитрия Куликова, написанные под впечатлением
НО КАЖДЫЙ ВЕК РОДИТ УПРЯМО...
Мои друзья похожи на солдат.
Но только не на тех молодцеватых,
Подтянутых, немного хамоватых
Весельчаков, чей разудалый мат
Так бесподобно меток и богат.
А на таких, которые глядят
Растерянно и чуть подслеповато…
(Дмитрий Веденяпин)
***
О, эта ветреная слякоть
И листьев кружево в горстИ!
Порой душе дано оплакать
То, что должно её спасти.
Французы, немцы и поляки -
В безумном марше на Москву:
Кремнёвых ружей залпы, танки
И арбалет - на булаву;
И вороньё клюёт останки
На разбомблённом полустанке...
Во сне ль всё это, наяву?..
Приказ "В атаку!" - хлёсткой плетью.
Встаёт, идя в последний бой,
Солдат ушедшего столетья,
Чей внук не встретится со мной.
Ища поддержки близоруко,
Очки хватает он в щепоть -
Но вот надорвана упруго
Напротив сердца пулей плоть,
И ад смешавшихся столетий
Вскипает пеною у рта!..
Его потомка я не встречу.
На каждый век - своя тщета,
Но каждый век родит упрямо
Тех, кто растерянно глядит,
Потёртый томик Мандельштама
Прижав оружием к груди.
Светлая Ночка 02.06.2025 03:17 Заявить о нарушении
От шестилетнего мальчика Алёши до томика Мандельштами — это в самое сердце!..❤️
С уважением,
Глеб Волошин 03.06.2025 11:14 Заявить о нарушении