О воссоединении Германии
Но перелом в отношении советского руководства к своему самому преданному союзнику произошёл ещё во - время визита канцлера ФРГ Г. Коля в Москву, в сентябре 1988 года. А затем в ходе ответного визита М. Горбачёва в июле 1989 года. Было принято решение начать переговоры с мая по сентябрь 1990 года. Вначале М. Горбачёв не верил в то, что объединение Германии удастся осуществить быстро, не отрицая саму такую возможность, и критиковал программу из 10-пунктов, предложенную Г.Колем. В беседе с Г. Колем 10-февраля 1990 года М. Горбачёв в принципе уже согласился с идеей обсудить вопрос о воссоединении Германии, и её членства в НАТО при соблюдении ряда условий, в том числе сохранения альянса в существующих границах. В апреле 1990 года М. Горбачёв неожиданно заявил, что Германия останется в Варшавском договоре и в НАТО одновременно.
16-июля 1990 года состоялась встреча М. Горбачёва с Г. Колем в Архызе (Кавказ), во - время которой советский лидер внезапно согласился с тем, что объединённая Германия может вступить в НАТО. Он дал обязательство осуществить односторонний вывод советских войск с территории Германии до 1994 года. Была достигнута договорённость, что Москва получит 12-миллиардов марок, плюс ещё 3-миллиарда в виде кредита (компенсация за вывод войск). Было решено начать переговоры 4-х держав победительниц во 2-й Мировой войне, с ФРГ и ГДР, об объединении Германии и выводе советских войск с её территории.
Премьер-министр Великобритании М. Тэтчер заявила М. Горбачёву, что западные державы не считают объединение Германии необходимым. «Это приведёт к изменению границ, и мы не можем этого позволить, поскольку такое развитие событий подорвёт стабильность всей международной ситуации, и может угрожать нашей безопасности. Мы также не заинтересованности в дестабилизации Восточной Европы и распаде Варшавского договора. Я могу сообщить вам, что это и позиция президента США».
Но во - время переговоров с президентом США Бушем, М. Горбачёв заявил: «Давайте запишем в наши итоговые документы, что объединённая Германия сама решит, в какой союз ей вступать». Но Буш ответил отказом: «Давайте сделаем по другому. Запишем так, США решительно стоят за то, чтобы объединённая Германия вступила в НАТО, но если она поступит иначе, мы с этим согласимся». И М. Горбачёв с этими вариантом согласился.
18-января 1990 года госсекретарь США Бейкер представил М. Горбачёву свою программу из 9-пунктов, в числе которых была трансформация НАТО, усиление европейских структур безопасности, сохранение безъядерного статуса объединённой Германии и учёт советских интересов в вопросах её собственной безопасности. Существует версия, что якобы Бейкер даже предлагал М. Горбачёву и Э. Шеварднадзе оставить советские войска в Германии в качестве гарантии не расширения НАТО. Но Э. Шеварднадзе якобы тогда ему заявил, «что мы с друзьями не торгуемся». Кстати, во - время переговоров с президентом Франции Миттераном, тот заявил М. Горбачёву, что «он так любит Германию, что был бы счастлив, если бы их было две».
На одном из совещаний в ЦК М. Горбачёв говорил: «У руководства США прожжённые политиканы, но мы не дадим им спокойного житья. Пора выходить на ФРГ активнее, чтобы Марго (Тэтчер) лопнула от зависти. Надо идти в отношении с ФРГ на неординарные вещи. Напугаем своими планами ФРГ и всю Западную Европу. Но ведь это на пользу всем и социалистическим странам в том числе. Считаю, что даже на риск стоит пойти в отношении с немцами. После Рейкьявика из Вашингтона пошла паника. Тогда в Брюсселе говорили не о том, как двигать процесс разоружения, а отсчитывали Рейгана, что он пошёл на поводу нового мышления русских и оказался в дураках. Посмотрите, это феномен, сравнимый с моей книгой «Перестройка». Тираж на Западе уже подходит к 4-5 миллионам. Наверное, мир и Америка будут меняться, и у нас хватит ума и выдержки. Но покоя мы не будем давать ни Америке, ни Западу».
Договор ФРГ, ГДР и 4-х держав победительниц во 2-й Мировой Войне был подписан в Москве министрами иностранных дел СССР, США, Великобритании и Франции. Этот документ положил конец разделению Германии. Были установлены новые границы. В договоре было прописано, что ни войска НАТО, ни ядерное оружие не будут размещены на территории бывшей ГДР. Советская сторона могла поднять вопрос о выводе и американских войск из Европы, но эта возможность была М. Горбачёвым упущена. Кстати, руководство ГДР после падения Берлинской стены предлагало поэтапный план объединения Германского государства, за 5-6 лет, которое в итоге должно было стать нейтральным в военном отношении. Но после обещаний Г. Коля гуманитарной помощи, это предложение было забыто.
9-февраля 1990 года госсекретарь США Бейкер в беседе с М. Горбачёвым говорил: «Что НАТО – это механизм для обеспечения американского присутствия в Европе. Если НАТО ликвидировать, в Европе не будет такого механизма. Мы понимаем, что не только для СССР, но и для других европейских стран важно иметь гарантии того, что, если США сохранит своё присутствие в Германии в рамках НАТО, ни дюйма существующей военной юрисдикции НАТО не распространится в восточном направлении. Мы считаем, что консультации и дискуссии в рамках механизма «2+4» должны гарантировать, что объединение Германии не приведёт к расширению военной организации НАТО на восток». А своим сотрудникам Бейкер тогда заявил, что «нам удалось кинуть этого парня (Горбачёва)».
Кстати, по свидетельству Яковлева, на переговорах с Горбачёвым не только Буш и Бейкер, но ещё даже Рейган обещали, что как только он объявит о роспуске Варшавского договора, в США будет объявлено о роспуске НАТО.
Позднее в 1994 году российские войска были выведены из Германии президентом Б. Ельциным без всяких условий. Правда, Польша потребовала от России выплатить ей деньги за транзит войск по её территории.
М. Горбачёв был награждён премией, которая получила название в честь наблюдательного пункта, за вклад в объединение Германии, и стал почётным гражданином Берлина. Вместе с ним награду получили Г. Коль и Дж. Буш-старший. Президент ФРГ Штайнмайер писал Горбачёву: « Мы не забыли, и не забудем, что чудо мирного воссоединения моей страны и конец разделения Европы были бы невозможны без смелых и человечных решений, принятых тогда вами лично. Германия всегда будет признательна Горбачёву за это».
Бывший посол СССР в ФРГ Фалин в своей книге писал: «У Горбачёва была возможность не только получить от немцев огромные отступные за уход ГДР с советской орбиты, но и добиться превращения объединённой Германии в нейтральное, безъядерное государство и предотвратить расширение НАТО».
А канцлер Германии Г. Коль в своих воспоминаниях: отмечал: «Если бы Горбачёв потребовал сотни миллиардов долларов за ГДР мы бы так и сделали. Что такое сто миллиардов за Восточные земли при их годовом бюджете в 500-миллиардов. Да ГДР нам досталось по цене бутерброда. От Горбачёва, от этого неудачника останется то, что он ликвидировал коммунизм частично против своей воли, но де- факто он его ликвидировал. Без насилия. Без кровопролития. Шансы на объединение Германии, что всё закончится миром, были пятьдесят на пятьдесят. Мы считаем, что НАТО не должно расширять свои границы. Ельцин был первым, кто увидел смерть и невозможность реформировать коммунизм, и это в то время, когда Горбачёв с Раисой, верили в возможность модернизации. Раиса Горбачёва была настоящим руководителем внешней политики СССР».
Сам Горбачёв считал, что «мы сделали всё правильно со всех точек зрения. Всё, всё сделали, как положено. Получилось так, что Россия демократизирует свою страну, осуществляет реформы, то есть мы. Вокруг, как их называли бархатных революций. И остаётся Германия. И это задело немцев очень сильно. Между прочим, в Политбюро единогласно все высказались за объединение. А обвинения в каком-то предательстве и капитуляции, это полная чепуха. За этим ничего не стоит. Мы не только не пытались применить силу советских войск, расположенных в ГДР, но сделали всё возможное, чтобы процесс развивался в мирном русле. Эти решения советского руководства ни в коем случае не нарушили жизненные интересы нашей страны. Как можно было удержать ГДР от объединения с ФРГ, если сам народ ГДР стремился к этому. Мы с пониманием отнеслись к их устремлениям. Два народа немцы и русские - главные герои объединения. Нас обвиняют в том, что мы не потребовали у американцев письменных гарантий. Но, если бы они даже были, письменные гарантии они в данном случае не играют роли, так как Устав НАТО открывает доступ в альянс всем желающим, при соблюдении определённых условий. Что касается вывода наших войск из Германии, то это было осуществлено президентом Ельциным, который сам лично должен нести за это ответственность».
А как собственно сложилась и улучшилась жизнь бывших граждан ГДР, после объединения с ФРГ? Восточно-Германская промышленность тут-же была объявлена нерентабельной, и многие предприятия бывшей ГДР были просто ликвидированы. Полностью были уничтожены крупные сталелитейные заводы Бранденбурга, тракторный завод, автомобильные заводы, завод выпускающий фотоаппараты в Дрездене. Пострадали все отрасли восточно-германской экономики. И это тогда, когда темпы роста экономики ГДР составляли в среднем около 10% в год. Около 80- процентов трудоспособного населения бывшей ГДР потеряли работу. Началась тотальная кадровая чистка. Восточных немцев лишали права работать по специальности, не засчитывали трудовой стаж в ГДР, оставляя людей без заслуженной пенсии. Денежные сбережения обещали поменять по курсу 1:1, но потом объявили, что это относится лишь к сумме в 4-тысячи марок, остальное по курсу вполовину меньше. Уровень жизни в бывшей ГДР упал до унизительного уровня. В настоящее время здесь выше тарифы на электроэнергию и ниже заработная плата. Вот что писал Горбачёву один из руководителей разведки ГДР Маркус Вольф: «Против бывших сотрудников разведки и безопасности ГДР начались и готовятся процессы. И их ожидают суровые приговоры. На меня по-прежнему выписали ордер на арест. Над всеми остальными постоянно висит дамоклов меч унизительных допросов и статей уголовного кодекса ФРГ. Они фактически вне защиты закона. Не принимается в расчёт, что они действовали на основе конституции и законов своей страны и общепринятого мирового права. Нарушаются принципы равенства перед законом, который включён и в Конституцию ФРГ. Используйте свои неплохие личные отношения с канцлером Г. Колем в интересах тех людей, судьба которых причиняет постоянную боль и за которых, я как прежний, руководитель чувствую ответственность. Им надо помочь всеми доступными средствами». Но Горбачёв не ответил на это письмо.
Любопытно, как канцлер ФРГ Олаф Шольц отреагировал на результат местных недавних выборов на территории бывшей ГДР, на которых победу одержали представители оппозиционных партий. Он высокомерно отнёсся к их результатам и посоветовал не пускать победителей в местные правительства.
Свидетельство о публикации №225052100277