М. Ю. Лермонтов Герой нашего времени
В 1839 году в журнале "Отечественные записки" появилась повесть М.Ю.Лермонтова "Бэла", вызвавшая большой интерес читателей. Повесть эта явилась началом нового романа Лермонтова "Герой нашего времени". Вскоре в этом же журнале появились и другие 4 повести, составившие роман - "Максим Максимыч", "Тамань", "Княжна Мери", "Фаталист". В романе решается та же злободневная проблема, которая поставлена в лермонтовской "Думе": почему люди умные и энергичные не находят применения своим недюжинным способностям и вянут без борьбы в самом начале жизненного поприща?
На этот вопрос Лермонтов отвечает историей жизни Печорина, молодого человека, принадлежащего к поколению 30-х годов 19 века. Задаче всестороннего раскрытия личности героя и той среды, которая его воспитала, подчинены сюжет, композиция и вся система образов романа. Роман не случайно состоит из пяти повестей, каждая из которых представляет собой законченное художественное целое, и в то же время - часть целого романа. Такое построение наилучшим образом отвечает тем задачам, который поставил перед собой автор. Сначала, в первой части романа, о Печорине рассказывает старый офицер Максим Максимыч, проживший с ним несколько месяцев в крепости. Во второй части, "Максим Максимыч", сам автор говорит о своей встрече с Печориным, а 3 остальных части - повести "Тамань", "Княжна Мери" и "Фаталист" - страницы дневника самого Печорина. Такое построение позволяет автору показать героя с разных сторон, в сравнении с разными людьми. Смещена и хронологическая последовательность событий. В начале романа автор, как мы увидим, стремится показать загадочность и противоречивость характера героя, стремится заинтересовать читателя, направить его мысль на разрешение загадки; в следующих повестях он постепенно приоткрывает и объясняет мотивы его чувств и поступков, глубоко анализируя их причину.
Первая повесть "Бэла" рассказывает о том, как молодой русский офицер, служащий на Кавказе, полюбил красавицу Бэлу, дочь мирного князя, и выкрал её. Но любовь его, поначалу сильная и страстная, оказалась недолгой. Думая найти в полудикой простоте и силе любви Бэлы то, чего он тщетно искал в любви светских кокеток, Печорин ошибся. Его жадная душа не нашла в этой любви своего идеала; его страстная, кипучая натура - полного приложения своих сил. Развязке помог трагический случай - Бэлу выкрал и убил, завидев погоню, Казбич, мстивший за угнанного коня.
Повесть эта как бы слегка набрасывает уже некоторые черты характера героя: так же, как и горцы Казбич и Азамат, Печорин решителен и храбр. Его сильная воля не знает преград. Поставленная им цель достигается любыми средствами, во что бы то ни стало. В среду простых людей, живущих по обычаям предков, он несёт зло: погибает Азамат, погибает Бэла, имевшая несчастье полюбить Печорина. Правда, Печорин и сам страдает не меньше, однако поступать иначе не может. Образ, возникающий перед нами, противоречив: страстность героя - и в то же время привычка к рефлексии; потребность отдать какому-то делу или чувству все свои силы - и неумение найти себе такого дела, неумение надолго отдаться во власть чувства. Те объяснения, которые дают этим противоречиям сам герой, Максим Максимыч и автор, ничего почти не объясняют, а лишь разжигают любопытство читателя.
Вторая повесть "Максим Максимыч" рисует образ обыкновенного "маленького человека", старого служаки Максим Максимыча, которого Белинский справедливо назвал одним из интереснейших лиц романа. Автор встречает Максим Максимыча в тот момент, когда тот узнаёт, что неподалёку остановился Печорин. Живший с ним когда-то вместе в крепости и горячо полюбивший его, Максим Максимыч уверен во взаимности своего чувства. С каким отеческим чувством, с какой добротой говорит он о нём случайному попутчику! Каково же было его изумление, когда Печорин в ответ на пылкие объятия Максим Максимыча только протянул ему руку для вежливого приветствия! Противоречивость, раздвоенность, равнодушие Печорина к людям резче выступают в сопоставлении его с Максим Максимычем.
Максим Максимыч - натура цельная и бескорыстная. Эгоистические стремления ему чужды. Он как родную дочь балует Бэлу; прощает Печорину все его "странности". Как ни высок для него служебный долг, а он пренебрегает им ради Печорина - боясь, что не увидит его больше, не является вовремя к коменданту. Максим Максимыч по-настоящему добр, тянется к людям. Но, верный принципам реализма в изображении героев, Лермонтов даёт нам почувствовать и ограниченность Максим Максимыча. Штабс-капитан смотрит на жизнь узко-практически, в своих суждениях и поступках руководствуется только личным опытом. Он не способен критически отнестись к существующему. "А всё, чай, французы ввели моду скучать? - Нет, англичане. - Ага, вот что! Да ведь они всегда были отъявленные пьяницы!". Максим Максимыч - не идеал Лермонтова, но привлекательность его личности отчётливо даёт нам почувствовать эгоизм Печорина, равнодушие его к судьбе окружающих, отсутствие благодарности к любящим его.
В "Тамани" романтическая приподнятость повествования гармонически сочетается с сугубо реалистическим изображением героев и конфликта повести. Любуясь силой, ловкостью, отвагой контрабандистов, Лермонтов, верный жизненной правде, обнажает скудный духовный мир этих людей; их стремления ограничиваются легкой наживой и обманом властей. День определяют их взаимоотношения.
Если безрассудные поступки, списанные в предыдущей повести, Печорин совершает всё же с определённой целью - ради любви к Бэле, то опасная игра с контрабандистами не давала никаких надежд на духовное возрождение. Печорин пустился в опасное приключение с единственной целью - разбудить в себе дремавшие силы, заставить действовать незаурядную волю, выдержку, собранность, отвагу, лежавшие в нём под спудом. Но когда тайна была раскрыта, обнажилась бесцельность решительных действий Печорина. И снова скука, снова безразличие к окружающим: "Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих, мне, странствующему офицеру, да ещё с подорожной по казённой надобности!" - таков итог повести. Здесь уже несколько отчётливее представляем себе своеобразие характера героя: недюжинные способности, ум, воля, жажда действия - и ничтожность целей, которые может предложить ему окружающая действительность.
Социальная и психологическая мотивировка поступков Печорина ясно проступает в повести "Княжна Мери". Здесь мы видим Печорина в кругу офицеров и дворян. "Водяное общество" - та социальная среда, к которой принадлежит герой.
Что же из себя представляют эти люди? Внешне все они выглядят прилично. Но под личиной порядочности кипит зависть, злость, бушуют мелкие страстишки, зреют низкие интриги. "Толстая дама" устроила на балу неприятность мери только потому, что та случайно толкнула её. Драгунский капитан и Грушницкий вынашивают низкий замысел против Печорина. Печорин скучает в обществе мелких завистников, ничтожных интриганов, лишённых благородных стремлений и элементарной порядочности. В его душе живёт отвращение к этим людям. Подобно Чацкому, он зло смеётся над убожеством своих знакомых. Естественна поэтому та резко отрицательная реакция, которую вызывает он в этом обществе своими речами и поступками.
Близок ему только доктор Вернер. Их многое сближает: оба скептики, оба не удовлетворены жизнью, оба критически относятся к окружающему их обществу. Доктор Вернер, поставленный рядом с Печориным, показывает, что разочарованность - явление типичное для тогдашнего общества, что она - болезнь века.
Страдающему Печорину автор противопоставил Грушницкого, который носит маску разочарованности, драпируется в "необыкновенные страсти, возвышенные чувства и исключительные страдания". Занятый только собой, он заботится о том, чтобы сделаться героем романа, казаться не тем, что он есть в действительности. Грушницкий - пародия на Печорина.
Печорин тонко подметил, что "Грушницкого страсть была декламировать - он закидывал вас словами". Пустота внутреннего мира Грушницкого отразилась в его речи: внешняя эффектность и ничтожный смысл. Грушницкий часто смешон, т.к. слишком самовлюблён, чтобы критически отнестись к себе. По словам Белинского, "этот человек состоит из мелочного самолюбия и слабости характера - отсюда все его поступки". Когда затронуто самолюбие, Грушницкий забывает о чести и порядочности. Ссора и дуэль с Печориным - лучшее тому доказательство. Он готов выстрелить в безоружного человека. Вот почему его трагический конец воспринимается почти как должное - ведь человек со слабым характером мог бы стать его жертвой. В образе Грушницкого Лермонтов заклеймил тех, кто опошлил, лишил внутреннего смысла тот глубокий душевный кризис, который переживали люди типа Печорина в последекабрьский период. Романтический индивидуализм был для Грушницкого модной маской, под которой скрывался ограниченный и пошлый юнкер.
На интригу с Мери Печорина толкает всё та же неизбывная жажда действовать, чувствовать, жить. О последствиях он, как всегда, не задумывается. Возможно, в глубине души он надеется, что близость с мери принесёт ему истинную радость, что она лучше тех людей, которые её окружают. Действительно, Мери добра, умна, обаятельна. Она сумела понять силу личности Печорина, потянулась к нему вопреки тем опасностям, которые сулили "странности" его характера. Однако что она может предложить Печорину? Выйти за него замуж и ввести его в тот круг, от которого он всю жизнь бежит, сделать его членом общества, которое он ненавидит. При всех своих положительных качествах мери целиком принадлежит тому обществу, которое её воспитало. "Нет, я бы не ужился с этой долею. - заключает Печорин. - Я, как матрос, рождённый и выросший на палубе разбойничьего брига: его душа сжилась с бурями и ветрами, и, выброшенный на берег, он скучает и томится, как ни мани его тенистая роща, как ни свети ему мирное солнце".
В "Фаталисте" Лермонтов противопоставляет волевым и убеждённым людям прошлого своё поколение "как жалких потомков", скитающихся по земле без убеждений и гордости, переходящих от сомнения к сомнению, не имеющих надежды...". Нет святыни, нет незыблемых нравственных устоев - только слепая вера в какую-то божественную предопределённость. Таков приговор автора своему поколению.
Каковы же те социальные условия, которые породили печориных?
В 30-е годы положение лучших людей общества было трудным. Герцен, назвавший "страшными" первые 10 лет после поражения декабрьского восстания, писал о представителях поколения, молодость которых пришлась на эти годы: "Разумеется, в десять лет они не могли состариться, но они сломились, затянулись, окруженные обществом без живых интересов, жалким, струсившим, подобострастным. И это были 10 первых лет юности! Поневоле приходилось, как Онегину, завидовать параличу тульского заседателя, уехать в Персию, как Печорин...".
Сохранить верность передовым взглядам эпохи смогли лишь немногие. Печорин, видимо, пытался - вспомним, что он был сослан на Кавказ за какую-то "тёмную историю", вспомним его разговоры с Вернером. Однако он не сумел стать на путь общественной борьбы, на тот единственный путь, который бы смог наполнить его жизнь. Печорин, наделённый от природы горячим сердцем и умом, способный глубоко чувствовать и переживать, понимать многое - оказался способен только на отрицание. Обстановка в обществе 30-х годов оказалась сильнее волевой натуры Печорина. "Зачем я жил? Для какой цели я родился? А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные; но я не угадал этого назначения, я увлёкся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел твёрд и холоден, как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений, лучший цвет жизни..." - таков итог размышлений Печорина над своей судьбой.
Лермонтов создал в своём романе правдивый, типический образ, в котором отразились черты целого поколения. В предисловии к роману автор пишет, что Печорин - "это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения". Это - и упрёк лучшим людям эпохи в бездействии, и призыв к гражданским подвигам.
Свидетельство о публикации №225052100035