Пушкин Обручение и венчание с Гончаровой 3

Часть 3

Итог поездки в храм Вознесения Господня на Никитской пл. и на ул. Бол. Никитская

Напомним – эту поездку спровоцировали странности живописного полотна Е.А. Устинова о брачевании Пушкина А. и Натали Г.

Это полотно мы назвали Венчание…  хотя оно иллюстрирует обручение: венчанию предшествует обручение.. Оно делается с венцами и под куполом храма у алтаря и иконостаса. Обручение же брачующихся  по канону происходит в притворе (как у Пушкина с Гончаровой)

(1)
Где венчался Пушкин с Натальей Гончаровой?

18 февраля (2 марта) 1831 года в притворе с приделом Николая Чудотворца недостроенного храма Вознесения Господня в Сторожах за Никитскими воротами Белого города первопрестольной столицы
По  настоянию  причта  церкви  Вознесения,  в  приходе  которой  находился  дом  невесты, венчание  происходило  18  февраля  в  притворе  нового  храма,  так  как  средняя  часть его еще не была достроена

Венчаться в домовой церкви Голицыных, как хотел было Пушкин, церковные власти не позволили

(П.В.  Сытин.  Из  истории  московских улиц.  Изд.3-е, пересм. и  доп.-М.,1958, Паламарчук Пётр Георгиевич. Сорок сороков – 1988, т2. ЦЕРКОВЬ  ВОЗНЕСЕНИЯ  ГОСПОДНЯ  "Большого”, в Сторожах)

Название площади- Никитская, а также примыкающего бульвара и улиц, происходит от Никитских ворот, которые были одними из 11 проезжих ворот Белого города. В свою очередь, Никитские ворота получили название от Никитского монастыря, основанного в 1582 году Никитой Захарьиным — отцом патриарха Филарета и дедом царя Михаила Фёдоровича.  Церковь Вознесения на Никитской  (ныне Бол.Никитская 18)
Была приходской церковью самого митрополита Филарета  и патриарха Филарета Романова.

Гончаровы приобрели деревянный дом  за Никитскими воротами Белого города в Сторожах (слободе сторожей – охранников или кавалергардов 17-18 веков – обитателей Земляного города) на углу улицы Никитская и Скарятинского переулка (не уцелел, на его месте посольство Испании)  … Как-то получается, что рок (жизненный путь) Натали давно мистически притягивался к местам обитания правящего Дома Романовых ….

Через центр современной площади по направлению Большой Никитской улицы в XV—XVI веках проходила Волоцкая, или Новгородская дорога (впервые упоминается в 1486 году[2]), которая вела к Волоку Ламскому и далее к Новгороду. После основания Никитского монастыря с конца XVI века она стала называться Никитской.  Городская застройка в районе Никитской улицы начала выходить за линию будущего Бульварного кольца только к концу XV — началу XVI века[3]. На новых территориях располагались дворцовые слободы: бронники, гнездники, хлебники, трубники, кречетники и др.  После строительства по повелению царицы Натальи Кирилловны Вознесенского храма с конца XVII века прилегающая часть улицы стала называться Вознесенской или Царицынской. В XVIII веке основной транспортный поток переместился на Тверскую улицу, к улице вернулось первоначальное название. Никитские ворота были снесены ориентировочно в 1782—1784 годах. Разбивка Бульварного кольца началась с Никитских ворот в 1783 году в сторону Петровких ворот, и закончилась на соседних Арбатских воротах в 1792 году.
Большая Никитская улица соединяет Манежную площадь с Кудринской площадью, проходит через площадь Никитские Ворота с востока на запад. Протяженность около 1,8 км. В древности носила названия Волоцкой, Новгородской, Царицинской. До XIX века называлась Никитской, с появлением Малой Никитской получила современное наименование.  https://ru.wikipedia.org/wiki/()

От Никитской площади начинался Тверской бульвар, по которому любил гулять Пушкин … Еще одно и мистической сближений …  А там недалеко и до дома, где юная Натали брала уроки танцев … и куда по велению рока и по знаку судьбы от трех мойр и одной хитрой парки в декабре 1828 забрел АС. А ей, его поразившей красотой спускающейся с небес Девы в чине Мадонны,  по судьбе (уделу) написано свыше пребыть танцовщицей… да не простой, как Цискаридзе, а царствующей фавориткой на царских балах Николая 1 Романова в Аничкове дворце СПб …   

Вот уж воистину странные сближения…

А ты не шастай … и смотреть на ножки нимфеток в дансинг не ходи…  И будешь тогда сам большой, цел и невредим…  А счастье?  А это что за фигня така?

(2)
Пушкин встретил Натали – Бес (влюбленный) попутал, а черт Мефисто  догадал
Знаток старины и Москвы  Романюк С. в ст. «Где же Пушкин встретил Натали?» извещает :
«
Многочисленные биографы поэта утверждают, что это произошло в конце 1828;– начале 1829;года, основываясь на словах А.П. Араповой, дочери Натальи Николаевны от второго брака, опубликованных в 1907;году: «Н.Н. Гончаровой [она родилась в августе 1812;года] только минуло 16;лет, когда она впервые встретилась с Пушкиным на балу в Москве. В белом воздушном платье, с золотым обручем на голове, она в этот знаменательный вечер поражала всех своей классической, царственной красотой. Александр Сергеевич не мог оторвать от неё глаз». Как видим, восторженное описание А.П. Араповой (чьи мемуары, заметим, вообще вызывают сомнение в их правдоподобии) никак не соответствует свидетельству самого Пушкина: «…красоту её едва начинали замечать в свете».
Не менее удивительны так называемые «воспоминания», на которые также опираются биографы. Они принадлежат сыну друга Пушкина князя П.А.;Вяземского Павлу, которому тогда было восемь лет: «Пушкин поражён был красотой Н.Н.;Гончаровой с зимы 1828–1829;года… Холостая жизнь и несоответствующее летам положение в свете надоели Пушкину с зимы 1828–1829;г.» Он заканчивает следующими рассуждениями, которые вызывают по меньшей мере удивление: «Устраняя напускной цинизм самого Пушкина и судя по-человечески, следует полагать, что Пушкин влюбился не на шутку около начала 1829;года». Почему надо было устранять цинизм Пушкина и судить по-человечески при определении времени, когда поэт влюбился в Наталью?
Несмотря ни на что, биографы принимают на веру именно эти «воспоминания». При рассмотрении этой детали биографии поэта естественно было бы обратиться к современникам. Так, подруга Натальи ещё с молодых лет – она была на год старше её – княгиня Екатерина Долгорукая, дочь археографа, хорошего знакомого Пушкина А.Ф.;Малиновского, часто встречавшаяся с ней в молодости, говорила о Пушкине и Наталье: «Увидел он её в первый раз у Йогеля на бале около 1826».
Обучение девочек и мальчиков дворян танцам начиналось с пяти-шести лет и неукоснительно продолжалось в течение примерно десяти лет. Старшая сестра Пушкина Ольга вспоминала, что брата возили на уроки танцев в дома родственников и великосветских знакомых Трубецких, Сушковых, Бутурлиных, а также на балы самого известного московского танцмейстера Петра Йогеля.
Пётр Андреевич Йогель (1768–1855) прибыл в Россию из Франции, откуда его в начале XIX в. пригласил Г.И. Бибиков, генерал-майор, меломан и владелец богатой подмосковной усадьбы Гребнёво, успешно доведённой в последнее время до полуразрушенного состояния. Йогель устроил в бибиковской усадьбе балет и остался жить в Москве, купив дом в приходе церкви Иоанна Богослова в Бронной (на месте современного дома №;7;по Богословскому переулку). Он открыл школу танцевания и приобрёл необыкновенную популярность в Москве. Балетмейстер императорских театров Адам Глушковский так отзывается о нём: «К достойным особенного внимания старинным учителям бальных танцев в Москве принадлежит Йогель, который в своей молодости получил отличное воспитание: он изучил русский, французский языки и музыку как нельзя лучше, о бальных танцах нечего и говорить; кто в Москве не знает об его таланте? Сквозь его руки прошли три поколения! С искусством Йогель соединяет неоценимые достоинства общежития. Он находчив, остёр, всегда весел и любезен. Бывши во всех аристократических домах учителем, он везде умеет держать себя, как придворный века Людовика XIV, при котором вежливость была доведена до высшей степени. Йогель не был театральным танцовщиком, но как аматёр изучил бальные танцы до возможного совершенства. Как живописцы разделяются на несколько родов, – на портретных, пейзажных, перспективных и проч., – так можно разделить и танцы на различные роды; Йогеля можно отнести к отличным танцмейстерам».
В 1826;г Наталье Гончаровой было 14;лет – она родилась 27;августа 1812;г в Кариан  Тамбовской губернии – и вполне могла быть на одном из таких балов. Её знакомая Надежда Еропкина подчёркивала, что она стала появляться на балах очень рано. На таком балу Пушкин, который находился в Москве с 8;сентября 1826;г. по 12;мая 1827;г. (с перерывом от 1;ноября до 19;декабря 1827;г.), и мог впервые увидеть Наташу Гончарову. В это время до Великого поста и после него в Москве состоялось несколько десятков балов в самых разных местах – так, Йогель снимал залы в Российском благородном собрании, университетском пансионе, в просторных домах вельмож и богатых владельцев.
Современные биографы утверждают, что Пушкин увидел Гончарову в конце 1828 – начале 1829;года. Он приехал в Москву 6;декабря 1828;г и покинул её 5;или 7;января следующего года. Но сведений о том, что в это время Йогель устраивал балы, нет; тем более что из-за смерти императрицы Марии Фёдоровны был объявлен траур (она скончалась 24;октября 1828;г, и траур объявили сроком на целый год; однако он был строгим только при дворе, а частные балы давались спустя уже три месяца). Единственное упоминание о детском бале Йогеля содержалось в письме А. Булгакова брату от 21;февраля 1829;г
Биографы также утверждают, что бал Йогеля, на котором поэт увидел Наталью, происходил в доме Кологривовых на Тверском бульваре. Откуда же им стало это известно? Да ниоткуда!
Это просто предположение, которое от частого повторения приобрело силу факта.

//Как и многое в легенде о Пушкине и Натали…  как и многое в активной пушкинистике обожения и пушкинизации империи //

В современных описаниях обязательно останавливаются на рассказе о хозяевах бала, Коло¬гривовых. Биографы живописуют известную тогда в светской Москве чету – полковника Петра Александровича и его супругу Прасковью Фёдоровну, нимало не смущаясь тем, что рассказывают не о тех Кологривовых. В 1828–1829;гг., к которым и относятся биографические повествования, Кологривовы владели на Тверском бульваре классическим особняком, который стоял на месте современного здания-урода (№;22). Особняк принадлежал Екатерине Александровне, урождённой Челищевой, вдове генерала от кавалерии Андрея Семёновича Кологривова, видного военного деятеля, отличившегося в битвах при Аустерлице и Фридланде. В 1812;г. он формировал кавалерийские резервы, и его деятельность была описана Грибоедовым, который служил у Кологривова адъютантом. А.С. Кологривов скончался в 1825;г, и дом его на Тверском бульваре, построенный им в 1823;г., стал принадлежать вдове, которая в 1838;г продала его в казну для квартиры и канцелярии обер-полицмейстера. Так что никакого отношения Кологривовы пушкиноведов к этому дому не имеют.
Настоящие Кологривовы жили на Тишинской площади…  В апреле 1832;г. эти Кологривовы переезжают с окраины в центр города, на Тверской бульвар, и покупают там, на его левой стороне, особняк, который со временем был значительно перестроен и теперь части его находятся в здании современного Театра имени Пушкина (№;23). Таким образом, никак нельзя связать этот дом и этих Кологривовых с теми, у которых танцевали на балу Йоге¬ля в 1829;году.

Итак, можно заключить эту заметку тем, что А.С. Пушкин впервые увидел Наталью Гончарову во второй половине 1826;г. (с 8;сентября) или первой половине 1827;г. (до 27;мая) на одном из популярных тогда детских балов танцмейстера Петра Йоге¬ля, которые проходили в различных московских домах.
«
Пушкин встретил девочку Ташу на танцах для нимфеток в 1826…. Но тогда она была еще не Ларина… А сам он пытался взять в жены Софи Пушкину… Абшид.

Но нам то важен один судьбоносный мистический репер пребывания (бытия по Хайдеггеру): Пушкин встретил Натали на ТАНЦАХ!   Он тогда не понял, что эти танцы будут для него, как заведут в западню кокюажа и к барьерам рокового поединка в мутной роще дач у  Черной речки   


(3)
Справка о притворе православного храма

Притво;р (от др.-рус. и ст.-слав. притворъ — ’пристройка‘[1][2][3]) — пристройка перед входом в храм (композиционно притвор можно соотнести с прона;осом, передней проходной частью античного храма). Обычно примыкает к западной стороне христианского храма. В XII веке на Руси возник новый тип храма с тремя притворами: с западной, южной и северной сторон храма. Обычно отделяется от храма стеной с дверным проёмом, аркой или колоннами[4].

Собственное название этой части храма — трапезная, поскольку раньше в ней устраивались угощения для нищих в праздничные дни или дни поминовения усопших.

(4)
Мой бережливый ликбез

18 мая 2025 я присутствовал на венчании, которое производилось  именно в притворе храма Вознесения на Большой Никитской, но не в одном из двух приделов, а по центру притвора  и без венцов. После обручения  в притворе молодоженов ввели в сам храм для венчания. А я смог спокойно пофоткать место где было и обручение, и венчание Пушкина… = оно на обложке этой заметки = это северная (левая от  входа в строение из папера и колокольни)  часть западного притвора

Разбирать (как обещал) изо Устинова «Венчание Пушкина…» уже не захотелось. Одно важно – интерьер не тот. Только окна похожи.

Иногда  отдельно оговаривают, что венчание было в трапезной храма.  Трапезная – это одно из назначений его  притвора – пристройки. В притворе иногда раньше кормили прихожан, паломников  и бомжей. Но сейчас он служит в основном для отдельных служб вне самого храма, включая отпевание покойников 

Приделы храма Вознесения в Сторожах за Никитскими воротами Белого города:  Сретения  Владимирской  иконы  Богоматери;  Николая  чудотворца,  — XVII в.,;  1798—1816 гг.;  Усекновения  главы  Иоанна  Предтечи,  XVII в.;  иконы Богоматери  Всех  Скорбящих  Радость,  1798—1816 гг.  Иконостасы  по  проекту  М. Д. Быковского

Беда примет венчания Пушкин и Натали  была не одна, но  главная – храм еще не был освящен клиром РПЦ … Пушкина обручили и венчали в притворе – в храме с Натальей они  не были, и не были венчаны по канону! …  То есть их венчание было не полным или  ущербным.  ( см. Приложение)

Церковь заложена в 1798 г и только 19 сентября 1848 г храм «Большое Вознесение» освятил митрополит Московский Филарет.

(5)
О названиях храма в текстах пушкиноведов и пушкиноманов = адептов пушкинизации всея Руси и окрест:
церковь Вознесения Господня за Никитскими Воротами
церковь Вознесения Господня на Никитской в Белом городе
церковь "Большое Вознесение" у Никитских ворот
церковь во имя Вознесения Господня
Вознесенский храм на (Большой) Никитской
храм Вознесения у Никитских ворот
Храм Вознесения Господня в Сторожах, у Никитских ворот
церковь «Вознесения Господня, что в Сторожах» (за воротами Белого города)
храма Вознесения за Никитскими воротами
храма Вознесения Господня (Большое Вознесение) у Никитских ворот
Церковь Вознесения Господня за Никитскими воротами (Большое Вознесение)
ЦЕРКОВЬ  ВОЗНЕСЕНИЯ  ГОСПОДНЯ  "Большого”, в Сторожах
Храм Вознесение Господня «Большое Вознесение» у Никитских ворот
На официальном сайте =  Храм Вознесения Господня у Никитских ворот («Большое Вознесение») — православный храм Центрального благочиния Московской епархии.
   
***
Приложение 1

Ритуал венчания

Венчание производится в храме после обручения в притворе

По Азбуке Веры:
Жених и невеста, держа в руках зажженные свечи, изображающие духовный свет таинства, торжественно входят на середину храма. Им предшествует священник с кадильницей, указывая этим, что на жизненном пути они должны следовать по заповедям Господним, а добрые дела их будут, как фимиам, возноситься к Богу Хор встречает их пением псалма 127 (Пс.127), в котором пророк-псалмопевец Давид прославляет благословлённое Богом супружество; перед каждым стихом хор поет: “Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе”.
Жених и невеста становятся на разостланный на полу плат (белый или розовый) перед аналоем, на котором лежат крест, Евангелие и венцы.
Жених и невеста перед лицом всей Церкви еще раз подтверждают свободное и непринужденное желание вступить в брак и отсутствие в прошлом со стороны каждого из них обещания третьему лицу вступить с ним в брак.
Священник спрашивает жениха: «Имаши ли (имя), произволение благое и непринужденное, и крепкую мысль, пояти себе в жену сию (имя), юже зде пред тобою видиши».
(“Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть мужем этой (имя невесты), которую видишь здесь перед собою?”)
И жених отвечает: «Имам, честный отче» (“Имею, честный отче”). И священник дальше спрашивает: «Не обещался ли еси иной невесте» (“Не связан ли ты обещанием другой невесте?”). И жених отвечает: «Не обещахся, честный отче» (“Нет, не связан”).
Потом такой же вопрос обращен к невесте: «Имаши ли произволение благое и непринужденное, и твердую мысль, пояти себе в мужи сего (имя), егоже пред тобою зде видиши» («Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть женою этого (имя жениха), которого видишь перед собою?») и «Не обещалася ли еси иному мужу» («Не связана ли обещанием другому жениху?») – «Нет, не связана».
Итак, жених и невеста подтвердили перед Богом и Церковью добровольность и нерушимость своего намерения вступить в супружество. Такое волеизъявление в нехристианском браке является решающим принципом. В христианском браке оно – главное условие для естественного (по плоти) брака, условие, после которого он должен считаться заключенным.
Теперь только, после заключения этого естественного брака, начинается таинственное освящение супружества Божественною благодатью – чин венчания. Начинается венчание литургическим возгласом: “Благословенно Царство…”, которым провозглашается сопричастность брачующихся Царству Божиему.
После краткой ектений о благосостоянии душевном и телесном жениха и невесты священник произносит три пространные молитвы.
После этих молитв наступают важнейшие минуты венчания. То, о чем священник молил Господа Бога пред лицом всей церкви и вместе со всею церковью – о благословении Божием, – теперь видимо совершается над брачующимися, скрепляет и освящает их супружеский союз.
Священник, взяв венец, знаменует им крестообразно жениха и дает ему целовать образ Спасителя, прикрепленный к передней части венца. Венчая жениха, священник произносит: “Венчается раб Божий (имя рек) рабе Божией (имя рек) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.
Благословив таким же образом невесту и дав ей приложиться к образу Пресвятой Богородицы, украшающему ее венец, священник венчает ее, произнося: “Венчается раба Божия (имя рек) рабу Божию (имя рек) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.
Украшенные венцами, жених и невеста предстоят лицу Самого Бога, лицу всей Церкви Небесной и земной и ожидают благословения Божия. Настает торжественнейшая, святейшая минута венчания!
Священник говорит: “Господи, Боже наш, славою и честью венчай их!”. При этих словах он, от лица Бога, благословляет их. Это молитвенное возглашение священник произносит трижды и трижды благословляет жениха и невесту.
Возложение венцов
Чтение канонических текстов
Священник троекратно дает молодой паре испить вина из общей чаши – сначала мужу, как главе семьи, потом жене. Обычно вино отпивают по три маленьких глоточка: сначала муж, потом жена.
Преподав общую чашу, священник соединяет правую руку мужа с правой рукой жены, покрывает руки их епитрахилью и поверх нее кладет свою руку Это означает, что через руку священника муж получает жену от самой Церкви, соединяющей их во Христе навеки. Священник трижды обводит новобрачных вокруг аналоя.
При первом обхождении поется тропарь “Исаие, ликуй…”, в котором прославляется таинство воплощения Сына Божия Еммануила от Неискусобрачной Марии.
При втором обхождении поется тропарь “Святии мученицы”. Увенчанные венцами, как победители земных страстей, они являют образ духовного брака верующей души с Господом.
Наконец, в третьем тропаре, который поется при последнем обхождении аналоя, прославляется Христос как радость и слава новобрачных, надежда их во всех обстоятельствах жизни: “Слава Тебе, Христе Боже, апостолов похвале, мучеников радование, ихже проповедь. Троица Единосущная”.
Это круговое хождение означает вечное шествие, которое началось в этот день для этой четы.
Моление
По окончании ее новобрачные целомудренным поцелуем свидетельствуют святую и чистую любовь друг к другу.
Далее, согласно обычаю, новобрачных подводят к царским вратам, где жених целует икону Спасителя, а невеста – образ Божией Матери; затем они меняются местами и прикладываются соответственно: жених – к иконе Божией Матери, а невеста – к иконе Спасителя. Здесь же священник дает им крест для целования и вручает им две иконы: жениху – образ Спасителя, невесте – образ Пресвятой Богородицы.
После венчания молодые, родители, свидетели, гости продолжают праздник за столом.
https://azbyka.ru/venchanie-podgotovka-usloviya-sovershenie

Приложение 2
опосля ...


Рецензии