О рае, Лоне Авраамовом, Царстве Небесном и Божиим

                Священное Писание и учения святых Отцов свидетельствуют, что ад – это место вечного мучения грешников, лишенных общения с Богом и с себе подобными, область геенны огненной, тартара и червя неусыпающего. Отвергшие Бога грешники, по закону воздаяния, лишаются в аде общения не только с Богом, но и между собой, что делает их муки еще более невыносимыми. В общепринятом смысле рай – обитель вечного блаженства, радости и любви. В нем праведники лицезрят Бога и вместе с другими святыми восхваляют Творца, наслаждаясь неизреченными духовными благами. Рай отделен от преисподней непреодолимой пропастью. Такое понимание Эдема и шеола является общепринятым в христианстве. Рай и ад имеют различные уровни или обители. Они отличаются степенями блаженства и мучений в зависимости от заслуг или грехов каждого. Это подтверждает Сам Спаситель: «В дому Отца Моего обители многи суть» (Ин.14:2). Преподобный Максим Исповедник замечает: «Степени небесного блаженства душ умерших праведников весьма разнообразны. И это их разнообразие зависит от способности праведных душ к восприятию небесных благ, обуславливающейся той или иной высотой их добродетельной жизнью на земле. А адские мучения душ грешников состоят в лишении наслаждения».
                Христос же в притче о богаче и Лазаре говорит, что Ангелы отнесли душу праведного Лазаря на «лоно Авраамово», которое святитель Игнатий Брянчанинов называет «отделением рая». Однако выше рая  следует признать Царствие Небесное, вход в которое, вплоть до Второго пришествия Христа, строго ограничен двумя условиями, о чем я скажу ниже. Место пребывания святых называется Церковью Торжествующей, Церковью Небесной или Горним Иерусалимом. Как и всякий храм, ее, по аналогии, можно условно разделить на три части: притвор, средняя часть и алтарь. Притвор – это лоно Авраамово, Средняя часть – рай, и алтарь – Царствие Небесное; в него могут войти только «родившиеся вновь», то есть, принявшие Святое Крещение, и богоугодной жизнью, достигшие такой веры во Христа, которую Спаситель уподобляет детской: «Аще не будете яко дети не внидите в Царствие Небесное» (Мф.18:3). О Лоне Авраамовом мы узнаем  из притчи о богаче и Лазаре (Лк.16:20-31).  В него, как в притвор, вошли те ветхозаветные пророки и угодники Божии, которые были взяты из ада особым Промыслом Божиим. Они не могли пройти дальше, ибо врата Церкви Небесной ожидали Воплощения и Воскрешения Спасителя, Который не только отверз рай, но и призвал к Себе всех нуждающихся и обремененных.
                Царство Божие упоминается Евангелие 66 раз. О нем, в частности, говорит Христос в беседе  с Никодимом (Ин.3:1-5). О Царствии Небесном свидетельствуют  притчи о зарытом в поле сокровище, о закваске, и Нагорная проповедь;  всего оно встречается в Евангелие 32 раза. Следовательно, все три понятия совершенно разные, ибо в Писании нет тавтологии и синонимов. Каждое слов имеет свое божественное значение.                На кресте Сын Божий обещает рай благочестивому разбойнику. Как известно, после грехопадения Эдем был закрыт для людей.  Но с Воскрешением Спасителя, душам добрых иноверцев и некрещенных врата рая отверзлись и они, образно говоря, минуя притвор, входят в середину Небесного Храма, который можно уподобить нашим церквям, двери которых открыты для всех. Но, как в алтарь могут входить только клирики и духовенство, так и в Царствие Небесное могут попасть лишь те, кто принял православие и добродетельной жизнью сподобился «Царственного священства», по слову Апостола Петра: «Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1Пет.2:9). Следовательно, рай доступен для иудеев, мусульман, некрещенных, иноверцев и иных рабов Божиих, оправданных Судом Христовым. В отличие от райского блаженства, Царство Небесное возможно только для верных, а Лоно Авраамово и рай им недоступны, поскольку православные не иноверцы и не ветхозаветные праведники. Образно говоря, это соответствует церковной иерархии, по канонам которой не существует чина понижения в сане: протоиерея невозможно понизить до иерея, а епископа – до архимандрита и так далее. Христианин, не может быть низложен в чин некрещенных «добрых людей», чтобы претендовать на рай, и, тем более, в чин ветхозаветных праведников, пребывающих на Лоне Авраамовом. Однако в ад попадают все грешники без исключения, вне зависимости от конфессиональной принадлежности, сана и мировоззрения. В самом Царствии Небесном существуют различные степени блаженства: спасенные,  святые по своим ликам, девять чинов Ангельских по Дионисию Ареопагиту, и другие возможные ангельские чины, о которых нам не открыто. Каждый небожитель получает свою радость бытия с Богом, по заслугам добродетелей.
                Это были самые общие сведения о местах спасения и погибели. Теперь нам предстоит выяснить, чем отличаются рай от Лона Авраамова  и Царство Небесное от Царства Божия, поскольку на этих понятиях основано православное вероучение о загробной жизни.  Для многих христиан, богословов и духовенства, термины: рай, Царство Небесное, Царство Божие обители Бога, Небеса, Небо, Горний Иерусалим – синонимы. Однако это поверхностное и ошибочное представление. Как известно, Ветхий и Новый Заветы связаны между собой преемственностью; они даны Богом для спасения человека и возвращение его в лоно Отца. Как писал Апостол Павел: «Закон [Ветхий Завет] был для нас детоводителем ко Христу» (Гал.3:24). Это значит, что Сионское законодательство оберегало Израиль, как ребенка, среди враждебных народов. Закон Моисея сдерживал, склонный к поползновению в язычество и идолослужение народ, жесткими нормами, регламентирующими даже в мелочах быт, жизнь и религиозный культ. Ветхозаветное законодательство предусматривало  дисциплинарную и уголовную ответственности за малейшие провинности. Его жесткие предписания были гарантией выживания народа среди агрессивных языческих племен. Поэтому Пятикнижье Моисея можно сравнить с Уставом караульной службы, где каждая буква написана кровью. Помимо этих требований, Закон содержал нормы, морально-нравственного характера, воспитывающих иудеев в повиновении Богу. Наверное, поэтому «Израиль» в переводе святителя Афанасия Великого означает: «Ум, зрящий Бога». Ветхий Завет повествует  об Эдеме и аде, но, при этом, не обещает вернуть рай. Он всего лишь дает скрытую надежду на возвращение в места былого блаженства. Не зря, после изгнания Адам поселился на Западе, то есть напротив Востока или Эдема (Быт.2:8).
                В толковании на Книгу Бытия святитель Иоанн Златоуст говорит: «Адам устремился к западу, погрузился в гроб», об этом же свидетельствует Тора у иудеев. Как гласит Предание, он жил недалеко от Голгофы, на которой через века будет распят Христос. Там же у подножья горы праотец и был погребен, что само по себе глубоко символично. До конца своих дней он со слезами на глазах взирал на Восток и стенал о потерянном рае. Поэтому для православного, особенно с учетом сегодняшних реалий, Восток – это Бог, правда, Свет, чистота и спасение, а Запад – олицетворение ада, тьмы, мерзости и печали. Может быть поэтому, есть Церковь Западная, то есть Римско-католическая и Восточная или Православная. Но, вернемся к раю. Как известно, Бог насадил его на земле, причем не в переносном, а в прямом смысле. Его точное месторасположение указано в Книге Бытия (Быт.2:10-14). Соответственно, из Эдема на благословенной земле, а не из какого-нибудь небесного виртуального места человек и был изгнан. Ведь мир и Вселенная были созданы только для него и ради него. Поэтому, если бы рай не существовал физически, то и создавать его не имело бы смысла. Итак, мы определились, что рай на земле был местом блаженства и служения человека Богу, и что именно его наши прародители лишились. Это событие вселенского масштаба отражено в Библии, чтобы напоминать человеку о благах, которых он лишился преступлением заповеди. Поэтому все чаяния людей от Адама и до наших дней направлены на возвращение в место утраченной радости и живого общения с Богом.
                Нет ни одного человека, который не мечтал бы об этом, ибо память о потерянном рае является генетической для всех людей. При этом, не имеет значение кто это: абориген островов Океании или Папа Римский. О рае знает каждая душа, если не в прямом смысле, то на подсознательном уровне, хотя названия этого места могут быть самые разные у других племен и  народов. Память Эдема необходима, чтобы с одной стороны – дать надежду на возвращение к утраченному благу, а с другой – побуждать к действиям ради достижения вековой мечты человечества. Помимо рая, Священное Писание говорит об аде, или шеоле, который упоминается также в Танахе – Священном Писании иудеев. Для нас это привычнее звучит, как «преисподняя». Традиционный шеол – это царство мертвых, сокрытая глубоко под землей, в противоположность Небу. Упоминание об аде, как об обители мертвых, мрака и мучений, часто встречается в Писании. Так, например, Патриарх Иаков в горе о погибшем Иосифе восклицает: «Сойду к сыну моему в преисподнюю [в оригинале – шеол]» (Быт.37:35), а Праведный Иов Многострадальный вопиет: «Преисподняя  – дом мой; во тьме постелю я постель мою» (Иов. 17:13). Так описывает ад и рай Ветхий Завет. Вместе с тем, из Евангелие от Луки  мы узнаем о новом месте спасения праведников, которое не было известно иудеям. Христос в притче «О богаче и Лазаре» говорит, что после смерти праведного Лазаря его душу, за терпение в страданиях, ангелы отнесли «на лоно Авраамово» (Лк.16:22). Возникает вопрос: а где это лоно находится и почему душа Лазаря оказалась не в раю? В связи с этим,  важно понимать, что все притчи Христа – это не аллегории и выдумки, ради удобства изложения учения несведущему народу. Всякая притча – это пророчество прошлого, настоящего или будущего. История Лазаря относится к прошлому и свидетельствует о том, что у Бога всякий суд справедлив и невиновные не осуждаются, а праведники вознаграждаются. Невиновные – это те, кто прожил жизнь в ладах со своей совестью, в терпении и смирении, не ропща на Бога за горькую судьбу. Таковые были во все времена и во всяком народе, о чем ясно свидетельствует Писание словами апостола Петра: «Во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему» (Деян. 10:35). И по закону справедливости, души этих людей достойны лучшего места упокоения, в отличие от душ грешников. Лоно Авраамово – это и есть новое, неизвестное Ветхому Завету место упокоения добрых. Господь называет его именем Авраама, подчеркивая, что обетование, данное Богом Патриарху Аврааму  непреложно и милость Господа пребывает на нем вечно. Лоно Авраамово символизирует место, где достойные обретают радость и покой с тем, кто породил, «как песок морской», многочисленные народы и сподобился упокоения в «месте тихе, в месте злачне, в месте покойне» (Пс.22:2). Однако, Лоно Авраамово, хотя и выше ада, но ниже рая и Царствия Небесного.
                Почему же душа Лазаря не попала в рай? Это было невозможно по нескольким причинам. Во-первых, врата рая и Царствия Небесного были закрыты в ожидании Воскрешение Христа и Его прославления. Во-вторых, еще не были разрушены оковы ада и не побеждена смерть, и поэтому потомки Адама оставались в преисподней.  Хотя Авраам и был похоронен на земле, но думается, что за особую чистоту и веру, которая вменена ему в праведность (Быт.15:6), ангелы отнесли его душу в особе место упокоения, не связанное с шеолом, то есть на «Лоно Авраамово». Можно предположить, что это было отдельным актом Божественного Правосудия. Лазарь тоже сподобляется этой чести, чтобы свидетельствовать Израилю о милости Божьей всем исполняющим Его волю. Кто еще, кроме Лазаря, пребывает в этом месте нам доподлинно не известно. Думается, что это святые угодники, избранные особым Промыслом Божиим. О месте нахождения Лона Авраама нам ничего не известно. Но, исходя из экзегезы Священного Писания, можно предположить, что это некая особая область, не относящаяся ни к раю, потому что врата его были еще закрыты, ни к аду, потому что это место не мучений, а блаженства. Условно, можно предположить, что сотаинники Авраама над собой видят рай и Царствие Небесное, а внизу шеол. Таким образом, с одной стороны, они радуются, что не сошли в преисподнюю, как сказал Лазарь несчастному богачу: «между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят» (Лк.16:26), а с другой – мечтают о неизреченном блаженстве Царствия Небесного.
                Как я уже сказал, о Царствии Божьем  мы узнаем из беседы Христа с Никодимом и из других мест Евангелие. И здесь, в отличие от Лона Авраамова, Иисус прямо указывает на место его расположения: «Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк.17:21). То есть, это область божественного в человеке. Любое место пребывания человека, с точки зрения Евангельского учения, связано с теми или иными духовными последствиями, ибо Бог везде. Для одних это ад с его мучениями, а для других – райское блаженство. И то, и другое вполне конкретные места, но последствия пребывания в них – совершенно разные. В отличие от Царствия Божьего в сердце человека, Царство Небесное – вполне конкретное место, которое также называется «Горний Иерусалим» или «Небесный Иерусалим». Все они – синонимы Царствия Небесного, но уже в ином контексте. Иерусалим – это город славы и пребывания Бога на земле; не клянитесь: «Иерусалимом, потому что он город великого Царя», –  говорит Христос иудеям (Мф.5:35). А Горний Иерусалим – место упокоения праведников. Сейчас оно наследуется только православными. Всем остальным Царство Небесное остается недоступным вплоть до скончания века. Это особое место радости, о котором Апостол Павел писал: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1Кор.2:9), то есть даже Павел не смог найти слов, чтобы описать место, уготованное святым.
                Для стяжания Царствия Небесного должны быть соблюдены ряд условий: крещение во имя Святой Троицы, принадлежность к Православию и ведение благочестивого образа жизни, главным признаком которого является путь добродетелей, покаяния и любви. Судьбы, пребывающих на Лоне Авраамовом и в раю будут окончательны определены на Страшном Суде Христовом в день Второго пришествия. Тогда врата Горнего Иерусалима откроются и достойные войдут в него под песни ангелов и радость святых. Но обители блаженства для всех будут разные, в зависимости от заслуг каждого. Нельзя исключать, что и некрещенные, и иноверцы сподобятся этой чести. Наследование Царствия Небесного доступно каждому в силу единой безгрешной человеческой природы Адама в раю. При всеобщем воскресении для каждого эта природа будет восстановлена в ее первозданном виде. Однако не все сподобится Царствия, а только те, кто при жизни приобщались Христу и не от Чаши по воскресениям, а благочестивым образом жизни, поскольку они:  «естеством законное творят»  (Рим.2:14).  А таковыми могут оказаться и абориген, и Патриарх, и иудей, и мусульманин. Важно понимать, что при кончине мира отпадет надобность в рае и Лоне Авраамовом. Останутся только преисподняя с осужденным сатаной и Царствие Небесное для святых.
                Размышляя об этом, я рискую навлечь на себя гнев ортодоксальных христиан и маститых богословов, поскольку, на первый взгляд, эти утверждения противоречат словам Христа: «Аще кто не родится водою и Духом, не может внити во Царствие Божие» (Ин.3:5). Однако, во-первых, здесь Христос говорит не о Горнем Иерусалиме или Царствии Небесном, а о Царствии Божьем, то есть об истинной вере, ибо по Его словам: «Царствие Божие внутри вас есть»; а во-вторых, после конца мира, необходимость в Царствии Божьем отпадет, поскольку в Царствии Небесном не останется ничего кроме любви, и даже вера растворится во Христе. Спасенным веровать уже не нужно. Их удел – блаженство и восхваление Бога. Пути Господни – неисповедимы, и поэтому нельзя исключать, что неправославные также унаследуют Горний Иерусалим, когда рай, Лоно Авраамово и Царство Божие сольются воедино в Царствии Небесном, которому  не будет конца.
                А что же стало с раем после воскрешения Христа и Его победы над грехом? Как я уже говорил, его врата открыл Спаситель Своей крестной жертвой, и первым, даже раньше апостолов, в него вошел благочестивый разбойник. Место ада – преисподняя, место Царствия Небесного – Небеса. Но, где место рая – большой вопрос? В начале Эдем был насажден в долине между Тигром и Ефратом. А где он сейчас? Есть некоторые мнения, что рай и сейчас пребывает там же, но сокрыт от человеческих глаз. Косвенно это подтверждается Священным Писанием. Как известно, Бог после грехопадения Адама и Евы, приставил Архангела Михаила охранять вход в Эдем. Спрашивается – зачем его охранять, если рай на Небе? Душа после смерти  сразу попадает в руки бесов или ангелов, и никуда сама по себе двинуться не может. Ее путь строго определен под надзором тех и других. Так что, по собственному желанию ей никаких райских кущей не светит. Значит вход в Эдем охраняется не от случайно забредших душ, а от людей, которые живут на земле. Представляется, что Архангел Михаил делает рай невидимым для посторонних, а, следовательно, они не могут в него попасть. В этом и заключается его стража. Кроме того, известно, что Енох и пророк Илия были взяты на Небо при жизни. Возникает вопрос – куда? и, тем более, в теле? В загробный мир живому попасть невозможно.  Остается предположить, что промыслом Божиим эти избранники пребывают в раю до прихода антихриста, оставаясь нетленными. Но это всего лишь мое частное мнение. Вместе с тем, не следует забывать, что Второе пришествие Христа и Всеобщий Суд будут на земле живых. Соответственно, и рай станет видимым всем, и все его обитатели явятся на Суд, чтобы стяжать еще большую славу в Царствии Небесном.  Однако посмертная участь души остается для нас непостижимой тайной. Мы можем лишь предполагать о местах ее упокоения или мучений, руководствуясь Священным Писанием и Преданием. Для нас важно, что понимание законов спасения и посмертной участи души, необходимы на пути ко Христу и важны для духовной брани на земле. Блаженства рая, Лона Авраамова, Горнего Иерусалима, Царствия Божьего и Царства Небесного, равно как и ужасы ада, – служат нам упованием и предостережением о грядущем Суде.
.


Рецензии