6. Киммерийский мрак

6. КИММЕРИЙСКИЙ МРАК. «И поверну тебя и вложу удила в челюсти твои и выведу тебя и все войско твое, коней и всадников, всех в полном вооружении, большое полчище, в бронях и со щитами, всех вооруженных мечами… И пойдешь с места твоего, от пределов севера, – ты и многие народы с тобою, все сидящие на конях, сборище великое и войско многочисленное» - так Библия устами Иезекииля говорит о северных всадниках, ураганом пронесшихся по Передней Азии в первом тысячелетии до нашей эры. О ком конкретно говорил пророк, о скифах или о киммерийцах, сказать трудно, но первыми все же были киммерийцы. Библейский «народ Гомер» или страшный народ «гимра» с глиняных табличек ассирийцев, явившийся «от пределов севера», где, как уверяли греки, царил «киммерийский мрак», чем же ты так напугал привычных к крови азиатов. Уж ни тем ли, что, придя в ярость, мог все вокруг превратить в заваленную трупами пустыню? Но видавшую виды Азию этим удивить было сложно. А может еще и тем, что не строил царств и княжеств, не покушался на чужие города и земли, а требовал лишь подчинения своей воле и признания своей доблести, сражался не во имя сокровищ, а во имя славы, хотя и сокровищами тоже никогда не гнушался? Может, ты был им страшен, тем, что был непонятен, тем, что привык жить по своим странным степным законам – законам воли и истинного народоправия, того самого, что не шло ни в какое сравнение с извращенной демократией афинских рабовладельцев? А еще ты был страшен тем, что за твоей спиной стояли неведомые могучие силы, заставившие тебя обнажить свое оружие и вмешаться в чужую драку, навсегда покинув родные степи.

На рубеже 8 и 7 веков до нашей эры древняя энергия арийских степей в который уже раз пробудилась от спячки и пошла гулять по Евразии, приводя в движение племена и народы, ломая границы государств и ускоряя обороты скрипучего маховика Истории. Киммерийцы были лишь первым всплеском этой энергии, первым выбросом лавы из арийского вулкана. Говорят, что разбудили этот вулкан «гунны», которые, согласно «Велесовой Книге», именно в ту пору «затеяли великую войну за образование своей великой земли».

Для земледельцев Месопотамии и Ближнего Востока, сызмальства привыкших считать Родиной лишь небольшой клочок плодородной земли, степняки были варварами-кочевниками, для которых нет ничего святого. В отличие от этих бедолаг мы то с вами уже точно знаем, что киммерийцы никогда не были кочевниками в «чистом» виде. В Приазовье и на берегах Волги они строили довольно крупные по тем временам укрепленные поселения, были знакомы с металлургией, земледелием и керамикой. От «цивилизованных» южан киммерийцы отличались лишь тем, что не нуждались в «мудром» руководстве царей и под словом Родина понимали нечто большее, чем родительский дом. На юг их погнали бесконечные склоки в их большом семействе. Они чего-то там не поделили со своими братьями скифами, а у тех в свою очередь возникли какие-то серьезные трения с их братьями массагетами. Междоусобица, несколько веков сотрясавшая Великую Степь, закончилась тем, что массагеты поднажали на скифов, и те хлынули из-за Волги и Дона в Северное Причерноморье. Киммерийские вожди пытались оказать пришельцам организованное сопротивление, но в их среде давно уже не было единства, и даже перед лицом общей опасности достичь согласия не удалось. Большинство киммерийцев остались на месте и без особых затруднений влились в состав скифской орды, остальные, сохранив верность своим вождям, бежали вместе с ними, кто во Фракию, кто на Кавказ. Именно тогда, спалив по пути Колхиду, киммерийская конница и объявилась у границ Урарту. Двумя потоками через Кавказ и Восточные Балканы, увлекая за собой часть местного населения, степняки потекли в Азию в надежде обрести там себе новое пристанище.

Сначала киммерийцы действовали в Передней Азии на свой страх и риск. Затем они решили все же найти кого-нибудь, кто объяснит им, какого черта здесь происходит, и за что бьются друг с другом местные мужики. В конце концов, покорешились с урартами, и те «по дружбе» объяснили доверчивым «провинциалам», кого нужно считать хорошими, а кого плохими. В 705 году до н. э. киммерийцы в жестокой битве разгромили ассирийскую армию. Сам грозный царь Саргон II сложил в том сражении свою буйную голову. Союз с драчливыми степняками на долго продлил существование Ванского Царства.

Меж тем, не одним только киммерийцам пришлось, уступая натиску воинственных иранских всадников, покидать родные селения и уходить на поиски новой родины для своих потомков. «Чернолесские» пахари, скотоводы и ремесленники, собрав пожитки, потянулись в леса Среднего и Верхнего Поднепровья. Считается, что своеобразие восточнославянских дреговичей и кривичей, населявших леса полоцких, смоленских и северских земель Киевской Руси, было отчасти заложено событиями той эпохи. При этом следует отметить, что народы, населявшие лесостепную полосу Европы, по материальной культуре в ту пору от киммерийцев и скифов практически не отличались, хотя этнически, возможно ни теми, ни другими уже и не были.

Покорив Северное Причерноморье и отметившись для археологов сменой киммерийской «катакомбной» культуры на родную «срубную», скифы немедленно начали готовить бросок на юг, туда, где виднелись неостывшие еще следы их беглых братьев - киммерийцев. Около 733 года до н. э. скифы взяли под свой контроль единственную на Восточном Кавказе дорогу, соединявшую север с югом. В том месте горы вплотную подходят к побережью Каспийского моря. С 3 тысячелетия до н. э. там располагалось небольшое укрепленное поселение. На его месте скифские каменщики возвели башни и стены семиметровой толщины. Эта мощная цитадель стала оборонительным рубежом и одновременно плацдармом для дальнейшего наступления степных ариев на Переднюю Азию. В историю крепость вошла под названием «Каспийских» или «Железных Ворот», а в наши дни известна как Дербент. Историки утверждают, что уже тогда произошли первые серьезные столкновения скифов с урартами и ассирийцами, от которых собственно и пришлось на первых порах отгораживаться «Железными Воротами».


Рецензии