Размышления при чтении Иудейской войны Иосифа Флав
Размышления при чтении « Иудейской войны « Иосифа Флавия . 6 .
Шестая книга .
Что можно сказать о постигших иудеев бедствиях ?
Ничего . Только плач вырывается из ошеломлённых уст .
Иосиф Флавий оплакивает народ , подвергшийся неимоверным бедствиям . Разве те , которых он описывает , не храбрые люди ? Да , они не щадят никого вокруг . Но они не щадят и себя .
Как будто уже тела этих людей не принадлежат им .
Как будто бы какие - то духи вселились в них .
И терзают и их самих , и всех , до кого дотянется рука одержимого духом человека . Но всё же даже в одержимости человек может осознать то , что он делает .
Я сама - свидетель этому . Когда я начала свои « обличения « , что сродни размахиванию духовным мечом , я дошла до того , что обвинила человека в одержимости . Своё состояние я перенесла на того , кого я « обличала « , то есть судила напропалую . Но я остановилась , в плаче и рыдании .
Но это не всё . Наступившие 6 часов после я , по свидетельству очевидцев , была в ступоре . Я не отвечала на вопросы .
Хотя слышала их как бы из глубокого колодца .
Я опустилась глубоко внутрь себя .
И там слышала множественные голоса :
« Вот , скажут , уехала в Анапу , и там сошла с ума . « .
И так много раз . И далее : « Вернись в свою церковь , там тебя любят , у тебя там есть служение . « То есть в церкви адвентистов я могла бы быть инфицированной изнутри враждебными духами , и они бы не были против .
И вдруг я вскричала : « Нет . Иисус полюбил меня ещё до того , как я уверовала . Я буду там , где Он захочет меня увидеть . «
Тем не менее ещё полгода я находилась в церкви адвентистов седьмого дня . В которой я пережила видение ангела .
После евангелизации Марка Финли я пришла в собрание адвентистов . Но , когда я увидела , что вокруг меня люди такие же как я сама , а я ощущала явственно свои многочисленные недостатки , то подумала , а стоило ли ходить сюда .
Меня охватил такой порыв , что я захотела тотчас же встать и уйти . Надо помнить о том , что я была одержима .
И даже в какой то степени осознавала это .
Так вот , я решила уйти и больше не приходить .
Это было твёрдое регшение . Но вдруг , посмотрев в проход , где в тот момент проходила жена пастора Михаила Каминского .
Почему вдруг ? Потому что на какой то момент облик жены Каминского был перекрыт образом кого то в сверкающих белых одеждах , от одежд исходило золотое сияние . И голубизна его глаз поплыла в мою сторону , и все обиды , которые я потерпела от людей , исчезли . Но более всего меня потрясло то , что блистающее существо одарило меня белоснежной улыбкой , ко мне , как к равной ему . Это я ощутила в полной мере .
И мыслей об уходе из церкви уже не посещали меня .
Более того , когда я запланировала свой отъезд в Анапу на месяц , вдруг в последний день работы меня скрючило .
И я сокрушалась о том , что я не смогу пойти в церковь .
А в субботу я уже разогнулась . Я занималась с детьми .
И , кроме того , уже была консультантом по урокам по Библии , которые прошла сама . И принимала сделанные работы , проверяла их и отвечала на вопросы .
И вот , в Анапе и случилось начало моего освобождения .
И приехавшие из Анапы в Москву на конференцию Ульфа Экмана пригласили меня . Я пришла , но служители при дверях , узнав , что я из церкви адвентистов , не разрешили мне пройти в зал .
Вместе со множеством других за дверями .
Все разошлись . А я осталась одна с большим желанием войти .
Кто - то открыл двери , которые я ощущала как двери рая , закрывшееся передо мной , потому я была в отчаянии .
Но этот кто - то пригласил меня внутрь .
И я вошла , и прыгала от радости вместе с другими .
Сняв обувь , я бегала с другими вокруг зала , танцевала .
Более того . После конференции , желая найти приехавших из Анапы , я пересеклась с Ульфом Экманом .
Он высокий , красивый , с улыбкой , напоминавшей мне улыбку ангела в тот момент , шёл в мою сторону . Я испугалась .
Точнее , те , кто были во мне ещё .
Но он не прошёл мимо , а возложил на меня руки и помолился .
И Марк Финли , и Ульф Экман так и остались очень значимыми в моей жизни . Мои сын и отец получили водное крещение в церкви адвентистов седьмого дня , прежде получив месяц иучения Библии , и делая уроки . Мои брат и мать отказались принимать крещение , хотя уроки по Библии делали , посещая евангелизацию в спорткомплексе « Олимпийский « .
Это было условие для проживания их в Москве за мой счёт .
Мама приняла Иисуса Христа лишь перед самой смертью .
Она умерла на моих руках буквально . Отошла к Господу .
Так вот , освобождение от одержимости - это процесс .
А не единовременное действие . Вновь и вновь ты подтверждаешь своё решение избавиться от злых духов .
Это сложный и болезненный процесс . Но он есть .
Но не для неверующих в Иисуса Христа .
Поэтому Иисус оплакивает эти события :
« Когда они подходили к Иерусалиму и уже был виден город , Иисус заплакал о нём : Если бы и ты сегодня понял , что могло бы принести тебе мир ! Но сейчас это СКРЫТО ОТ ТВОИХ ГЛАЗ .
Наступят дни , когда твои враги обнесут тебя осадными валами , окружат тебя и стеснят тебя со всех сторон . Они уничтожат тебя и твоих жителей и не оставят в тебе камня на камне , ПОТОМУ ЧТО ТЫ НЕ РАСПОЗНАЛ ВРЕМЕНИ , КОГДА БОГ ПОСЕТИЛ ТЕБЯ « . Не из - за грехов .
Иисус желал предотвратить эти события .
Иосиф Флавий продолжает описывать горестные события :
Бедствия Иерусалима с каждым днём становились ужаснее .
Но они только сильнее возбуждали мятежников и делали их всё более свирепыми , ибо голод похищал теперь свои жертвы не только из народа , но и их же собственной среды .
Бесчисленные трупы , сваленные кучами в самом городе , представляли страшное зрелище , распространяли чумоносный запах и даже мешали воинам в их вылазках : точно на поле сражения , после кровавого боя , они в своих выступлениях должны были переступать через тела мёртвых . Но , ступая на трупы , они не испытывали ни страха , ни жалости и не задумывались даже о том , что в этом поругании умерших кроется грозное предзнаменование для них самих .
( Обыденность зла зашкаливает . Это действуют уже чистые духи , сжигающие тела вокруг , тела тех , дух которых не выдерживал переплавки . Дух которых не бодрстовал . Люди жалели свои имущество , семьи , себя , город , то есть становились уже прилагательными . Их самих уже не было .
Было только принадлежащее им . Так не осуществившийся человек становится прилагательным . Любой враждебный дух сжигает его оболочку . И человека как будто бы и не было . Человека , для которого было важнее то , чем он обладал , чем то , кем он был . Человек , который становился сторожем не своему брату , а своему имуществу . ) .
Иосиф указывает причину ( которую он видит как священник ) :
С руками , осквернёнными братоубийством , они вступали в бой с чужими , как будто хотели этим , мне по крайней мере так кажется , бросить вызов Божеству за то , что ОНО так долго медлит с наказанием . ( Для них Бог был ОНО - что - то бесформенное , что - то , не могущее быть действенным .
И потому они вступали в действие без Него . А далее уже рой духов смерти , который вьётся на любом « трупе « , обречённом уничтожению , выполнял как бы те мысли человека , которые сами же и давали ему . Человек был зациклен на себе . Такого человека привлёк Иерусалим , как город , наполненный сокровищами . Но не только . Сокровища поступали туда ежедневно , ежечастно , что отмечали жадные глаза .
Город наполнился жадущими богатств .
Кроме того Иерусалим был исполнен славы в глазах всех жителей Иудеи . И потому Иерусалим привлекал жаждущих славы . У которых слава олицетворялась с богатством , и у которых слава олицетворялась с силой воина . Они встретились на одной площадке , и им стало невыносимо тесно . И те и другие не осуществились в своих жизнях , они прилагались к богаству и славе , которых жаждали . Иосиф же описывал своё видение происходящего как священник , как полководец . )
Ибо давно уже перестала воодушевлять их к войне надежда на победу ; её место заменило отчаяние .
Римляне , напротив , хотя доставка строевого леса причинила им большие затруднения ( вопрос : за чей счёт ? за счёт Иудеи , конечно ) , окончили валы в 21 день , причём все окрестности города были совершенно оголены . Страна была теперь повсюду опустошена и обеслесена . Но жители города разбивали надежды врагов , обнаруживая в рукопашных сражениях бешеную отвагу .
Видя эту силу духа , которой обладают иудеи , и которая возвышает их над внутренним раздором , голодом и другими несчастьями , римляне начали считать их жажду брани непреодолимой , а их мужество в перенесении несчастья неисчерпаемым , и сами предлагали себе вопрос : чего бы только такие люди не могли предпринимать при счастливых условиях , когда несчастье всё более и более их закаляет ? Поэтому римляне ещё более усилили караульные посты на валах .
Римляне установили стенобитные машины . Тогда иудеи начали метать в римлян обломки скал , горящие головни , куски железа …
Однако стена в местах нападения внезапно обрушилась на том месте , где Иоанн прокопал мину под прежние валы .
Иудеи не потеряли всё таки бодрости духа ввиду того , что сама башня Антония осталась на месте . Радость же римлян была отравлена появлением другой стены , сооружённой людьми Иоанна позади первой . Тит , убеждённый в том , что боевое мужество в солдатах можно возбудить преимущественно воззванием и внушением надежды , что бодрящее слово в связи с обещаниями учит солдат забыть опасность и даже презирать смерть , сказал :
« Товарищи ! Тяжело вам взобраться на стену , но бороться с трудностями как раз и подобает тому , который желает прославить себя , геройская смерть заключает в себе что - то величественное и тот , кто первый совершит храбрый подвиг , не останется невознаграждённым . Ведь было бы стыдно , если бы вы , римляне и мои воины , которые и в мирное время обучаетесь военному делу , а на войне привыкли побеждать , если бы вы давали иудеям превзойти себя в силе и мужестве , и это накануне победы , когда сам Бог являет вам свою помощь .
В самом деле , междоусобная война , голод , осадное положение , разрушение стен без участия машин , разве это не гнев Божий на них , а нам Божья помощь ? Пусть же не попрекают вас в том , что вы были побеждены слабейшими себя и к тому же оттолкнули Божественную помощь . Не стыдно ли нам , властелинам почти всех земель и морей , сидеть сложа руки ?
Не стану я теперь прославлять смерть в бою и бессмертие тех , которые падают во вдохновенной борьбе . Я , напротив , желаю малодушным умереть в мирное время от болезни , чтобы души их с телами вместе сгнили в гробах . Ибо кто из храбрых не знает , что души , разлучённые с телом мечом в строю , внедряются в чистейшем эфирном элементе между звёзд , откуда они светятся потомкам , как ДОБРЫЕ ДУХИ и ГЕРОИ ПОКРОВИТЕЛИ . А те , которые чахнут в болезненных телах , хотя бы чистые от грехов и пятен , погружаются в мрачное подземное царство , где их окружает глубокое забвение и где они сразу теряют и тело , и жизнь , и память . РАЗ СУДЬБА УСТАНОВИЛА ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА вообще НЕМИНУЕМУЮ СМЕРТЬ .
И раз меч более благосклонный слуга её воли , чем всякая болезнь , то хорошо ли будет с нашей стороны , если мы откажемся ЖЕРТВОВАТЬ с благородной целью тем , что МЫ НЕИЗБЕЖНО КАК ДОЛГ ОБЯЗАНЫ ОТДАТЬ СУДЬБЕ . Ваша твёрдая решимость быстро сломит спесь врага . «
( В этой речи Тит сообщил все воззрения римлян на смерть .
На желанную смерть - смерть воина в бою .
Полководец , будущий император , сын императора , формировал свою армию словами и действиями
« истинного римлянина « . Которым он сам хотел быть .
И должен был быть . Ибо род Юлиев закончился Нероном .
И Тит вместе с отцом нашщупывал новые основния власти .
Он стал сыном императора , вознесённого на трон силой судьбы .
И потому хотел быть достойным того , чтобы стать «счастливчиком судьбы « . Нерону не надо было доказывать .
А Веспасиану и Титу нужно было .
Формировалась новая династия волею судьбы , как они ощущали .
И они позволяли , как думали , судьбе формировать себя .
А сами формировали армию , которая вознесла их на вершину власти . Так Тит ощущал своё предназначение . )
Один сириец по имени Сабин , служивший в когортах , первый выступил вперёд и сказал :
« За тебя , Цезарь , я готов пожертвовать собой , я берусь первым взойти на стену . Да сопутствует мне вместе с моей силой и решимостью ещё и ТВОЁ СЧАСТЬЕ . Я по своей доброй воле ИДУ НА СМЕРТЬ ЗА ТЕБЯ . «
( Императора привествуют идущие на смерть !!! ) Сабин грянул вперёд , точно охваченный божественным вдохновением . Он бросился навстречу стрелам , и не остановился в своём натиске до тех пор , пока не достиг вершины и не обратил врагов в бегство . Но когда этот человек достиг уже своей цели , он вдруг поскользнулся , споткнулся о камень , и с грохотом упал лицом вниз . Весь израненный , осыпанный стрелами , испустил дух . Спустя два дня двадцать солдат сговорились между собой , привлекая к себе ещё знаменосца пятого легиона , двух человек из конных отрядов , одного трубача . И в девятом часу ночи тайно проникли через развалины в Антонию , убили стражу , заняли стену и велели трубачу дать сигнал . Тит , едва только раздался сигнал , скомандовал к оружию и во главе отборной части войска первый взошёл в Башню Антония . Так как иудеи бежали в храм , то римляне устремились за ними по подземному ходу , прорытому прежде Иоанном к римским валам . Мятежники , хотя были разделены на два лагеря под начальством Иоанна и Симона , дружно бросились навстречу римлянам , сражаясь с необыкновенным напряжением сил и удивительным воодушевлением , ибо они хорошо сознавали , что с завоеванием святилища город должен пасть . Римляне же усматривали в занятии храма начало победы . На обеих сторонах лилось много крови . В конце концов свирепая отвага иудеев одержала верх над военной опытностью римлян . Римляне на этот раз довольстовались занятием только Антонии . Тит отдал приказ солатам разрушить фундамент Антонии для того , чтобы открыть всему войску удобную дорогу . Тит приказал Иосифу повторить ещё раз Иоанну , что « если он всё ещё одержим непростительной страстью к борьбе , то может вывести против него сколько угодно войска , но пусть не вовлечёт в свою гибель также город и храм , и пусть перестанет осквернять святилище и грешить перед Богом . Ему предоставляется право возобновить приостановленное жертвоприношение при помощи иудеев , которых он сам может избрать . « Иоанн сыпал проклятиями и сказал : « Разрушения города я раз и навсегда не боюсь , ибо город принадлежит Богу ! « . Иосиф же сказал с воплями и слезами : « Сам Бог вместе с римлянами приближает очистительный огонь к храму и очищает обременённый ужасными злодеяниями город . « . Некоторые из иудеев улучали моменты , благоприятствовавшие удачному бегству , и переходили к римлянам . В числе их находились первосвященники и сыновья первосвященников , ещё многие знатные лица .
Тит не только принял их дружелюбно , но и отпустил их на время в Гофну с обещанием после окончания войны возвратить каждому его имущество . Приказал им в сопровождении Иосифа обойти всю стену кругом , масса людей опять бежала к римлянам .
После семидневной работы был разрушен фундамент Антонии .
Широкая дорога простёрлась до самого храма .
Тем временем храм был приведён в осадное положение .
Сожгли ту часть северо - западной галереи храма , которая была соединена с Антонией . Заполнили промежутки между балками и кровлей западной галереи сухими дровами , асфальтом и смолой , и удалились . Менее осторожные римляне в своей горячности пустились преследовать их , и с помощью лестницы вскочили на галерею . Лишь только галерея наполнилась римлянами , иудеи подожгли галерею со всех сторон . Цезарь негодовал против несчастных , без приказания взобравшихся на галерею .
Сама галерея сгорела до Иоанновой башни , которую Иоанн построил во время своей борьбы с Симоном .
Тит распорядился поджечь ворота , солдаты подожгли их .
Расплавившиеся повсюду серебро открыло пламени доступ к деревянным балкам , откуда огонь охватил галереи .
На следующий день Тит приказал потушить пожар и очистить место у ворот , чтобы открыть свободный доступ легионам .
Тит держал совет о том , как поступить с храмом .
Но храм давно уже был обречён Богом ОГНЮ . И ВОТ наступил предопределённый роковой день - десятого дня месяца лооса , то самый день , в который и предыдущий храм был сожжён царём вавилонян ( Сегодня иудеи называют этот день ДЕВЯТОЕ АВА . ) Сами иудеи были виновниками вторжения в него ПЛАМЕНИ . Дело происходило так : когда Тит отступил , мятежники снова напали на римлян , завязался бой между гарнизоном храма и отрядом , поставленным для тушения огня в зданиях наружного притвора . Этот отряд отбил иудеев , и оттеснил их до самого храмового здания . В этот момент один из солдат , не ожидая приказа и не подумав о тяжёлых последствиях своего поступка , точно по внушению СВЫШЕ , схватил пылающую головню и , приподнятый товарищем вверх , бросил её через золотое окно , которое с севера вело в окружавшие храм помещения . Когда ПЛАМЯ ВСПЫХНУЛО , иудеи подняли вопль , достойный такого рокового момента , и ринулись на помощь храму , не щадя сил и не обращая больше внимания на жизненную опасность , ибо гибель угрожала тому , что они до сих пор оберегали . Гонец доложил о случившемся Титу . Он вскочил с ложа в своём шатре , где он только что расположился отдохнуть после боя , и в том виде , в котором находился , бросился к храму , чтобы прекратить пожар . Мятежники потеряли уже надежду на прекращение пожара ; их повсюду избивали или обращали в бегство . Громадные толпы граждан , все бессильные и безоружные , были перебиты везде , где их настигали . Вокруг жертвенника громоздились кучи убитых , а по ступеням его лились потоки крови и катились тела убитых наверху . Когда Тит увидел , что он НЕ В СИЛАХ УКРОТИТЬ ЯРОСТЬ РАССВИРИПЕВШИХ СОЛДАТ , а огонь между тем всё сильнее распространялся , он в сопровождении начальников вступил в Святая Святых и обозрел её содержимое . И он нашёл всё гораздо более возвышенным , чем та слава , которой оно пользовалось у чужестранцев . Так как пламя ещё ни с какой стороны не проникло во внутреннее помещение храма , а пока только опустошало окружавшие его пристойки , то он предполагал и вполне основательно , что , собственно , храмовое здание может быть ещё спасено . Выскочив наружу , он старался поэтому побуждать солдат тушить огонь . Но гнев и ненависть к иудеям и пыл сражения превозмогли даже уважение к Цезарю и страх перед его карательной властью . Большинство прельщалось надеждой на добычу , так как они полагали , что если снаружи всё сделано из золота , то внутренность храма наполнена сокровищами . И вот в то время , когда Цезарь выскочил , чтобы усмирить солдат , один из них уже проник вовнутрь и в темноте подложил огонь под дверными крюками , а когда огонь вдруг показался изнутри , военачальники вместе с Титом удалились , и никто не препятствовал стоявшим снаружи солдатам поджигать . Так храм против воли Цезаря был предан огню .
От первоначального его сооружения царём Соломоном до пережитого нами разрушения , состоявшегося во втором году царствования Веспасиана , прошло 1130 лет , 7 месяцев , 15 дней , а от вторичного его воссоздания Аггеем во второй год царствования Кира до разрушения при Веспасиане протекло 639 лет 45 дней . В то время , как храм горел , солдаты грабили всё попадавшееся им в руки и убивали иудеев на пути несметными массами . Не было ни пощады к возрасту , ни уваджения к званию : дети и старцы , миряне и священники были одинаково умерщвлены . ЯРОСТЬ НИКОГО НЕ РАЗЛИЧАЛА : сдавшихся на милость постигала та же участь , что и сопротивлявшихся .
Высота холма и величина горевшего здания заставяли думать , что весь город объят пламенем . Наконец , эхо , приносившееся с Переи и окрест лежащих гор , делало нападение ещё более страшным . Но ужаснее самого гула была действительная участь побеждённых . ХРАМОВАЯ ГОРА СЛОВНО ПЫЛАЛА ОТ САМОГО ОСНОВАНИЯ , так как она со всех сторон была залита огнём , но шире огненных потоков казались лившиеся потоки крови , а число убитых больше числа убийц . Из - за трупов нигде не видно было земли ; солдаты , преследовавшие неприятеля , бегали по целым грудам мёртвых тел . Затем сожгли также казнохранилища , где находились огромные суммы наличных денег , бессчётное множество одеяний и другие драгоценности , так как туда богатые помещали на хранение свои сокровища .
Погибель легла на совести одного лжепророка , который в тот день возвестил народу в городе : « Бог велит вам взойти к храму , где вы узрите знамение вашего спасения : « Ясным же знамением , предвещавшим грядущее разрушение , они не верили и не вдумывались в них .
Точно глухие и без глаз , и без ума , они прозевали явный глас неба , неоднократно их предостерегавший .
ВОТ КАКИЕ БЫЛИ ЗНАМЕНИЯ .
Над городом появилась звезда , имеющая вид меча , и в течение целого года стояла КОМЕТА .
Перед самым отпадением от римлян и объявлением войны , когда народ собрался к празднику опресноков , в восьмой день месяца ксантика , в девятом часу ночи , жертвенник и храм вдруг ОЗАРИЛИСЬ ТАКИМ СИЛЬНЫМ СВЕТОМ , как среди белого дня , и это ЯРКОЕ СИЯНИЕ продолжалось около получаса .
Несведущим это казалось хорошим признаком , но книговеды сейчас же отгадали последствия , на которые оно указывало , и которые действительно сбылись . В тот же праздник корова , подведённая первосвященником к жертвеннику , родила телёнка на священном месте . Далее , Восточные ворота внутреннего притвора , сделанные из меди , весившие так много , что двадцать человек , и то с трудом могли запирать их по вечерам , скреплённые железными перкладинами и снабжённые крюками , глубоко запущенными в порог , сделанный из цельного камня , эти ворота однажды в шесть часов ночи внезапно сами собой раскрылись . Храмовые стражники немедленно об этом доложили об этом своему начальнику , который прибыл на место , и по его приказу ворота с трудом были вновь закрыты .
Опять профаны усматривали в этом прекрасный знак , говоря , что Бог откроет перед ними ворота спасения , но сведущие люди видели в этом другое , а именно , что храм лишился своей безопасности , что ворота его предупредительно откроются врагу , и про себя считали этот знак предвестником разрушения .
Спустя несколько дней после праздника , двадцать первого месяца артемизия показалось какое - то призрачное , едва вероятное явление . То , что я хочу рассказать , могут принять за нелепость , если бы не было тому очевидцев , и если бы сбывшееся несчастье не соответствовало знамению . Перед закатом солнца над всей страной видели МЧАВШИЕСЯ В ОБЛАКАХ КОЛЕСНИЦЫ И ВООРУЖЁННЫЕ ОТРЯДЫ , ОКРУЖАЮЩИЕ ГОРОД . Затем , в праздник пятидесятницы , священники , как они уверяли , войдя ночью , по обычаю служения , во внутренний притвор , услышали сначала как бы суету и шум , после чего раздалось МНОЖЕСТВО ГОЛОСОВ : « ДАВАЙТЕ УЙДЁМ ОТСЮДА ! « .
Ещё знаменательнее следующий факт .
Некто Иешуа , сын Анана , простой человек из деревни , за четыре года до войны , когда в городе царили глубокий мир и полное благоденствие , прибыл туда к тому празднику , когда все иудеи по обычаю строят для чествования Бога кущи , и близ храма начал провозглашать : « Голос с Востока , голос с запада , голос с четырёх ветров , голос , вопиющий над всем народом ! « . Денно и нощно он восклицал то же самое , бегая по всем улицам города . Некоторые знатные граждане в досаде на этот зловещий клич , схватили его и наказали ударами очень жестоко . Но не говоря ничего в своё оправдание , ни в особенности против своих истязателей , он всё продолжал повторять свои прежние слова . Представители народа думали , как это было и в действительности , что этим человеком руководит какая - то высшая сила , и привели его к римскому прокуратору , но и там , будучи истерзан плетьми до костей , он не проронил ни слова о пощаде , ни слезы , а самым жалобным голосом твердил только после каждого удара : « О горе тебе , Иерусалим ! «
Когда Альбин , так назывался прокуратор , допрашивал его :
« Кто он такой , откуда и почему он так вопиёт ? « , он и на это не давал никакого ответа , и продолжал по прежнему накликать горе на город . Альбин , полагая , что этот человек одержим особой манией , отпустил его . В течение всего времени до наступления войны он не имел связи ни с кем из жителей города : никто не видел , чтобы он с кем - нибудь обмолвился словом , день - деньской он всё оплакивал и твердил как молитву :
« Горе , горе тебе , Иерусалим ! « . Никогда он не проклинал того , который его бил ( что случалось каждый день ) , равно как и не благодарил , если кто его накормил . Ни для кого он не имел иного ответа , кроме упомянутого зловещего предсказания . Особенно раздавался его голос в праздники и , хотя он это повторял семь лет и пять месяцев , его голос всё таки не охрип и не ослабевал . Наконец во время осады , когда он мог видеть глазами , что его пророчество сбывается , обходя по обыкновению стену с пронзительным криком : « Горе городу , народу и храму ! «
Он прибавил в конце : « Горе также и мне ! « . В эту минуту его ударил камень , брошенный метательной машиной , и замертво повалил его на землю . Среди этого горестного восклицания он испустил дух . Если вникнуть во всё это , то нужно прийти к заключению , что Бог заботится о людях и разными путями даёт им знать , что именно служит их благу ; только собственное безумие и личная злость ввергают людей в гибель .
Так точно иудеи после падения Антонии сделали свой храм четырёхугольным , невзирая на то , что в их пророчествах написано , что город и храм тогда будут завоёваны , когда храм примет четырёхугольную форму . Главное , что поощряло их к войне , двусмысленное пророческое изречение , находящееся также в их священном писании и гласящее , что к тому времени один человек из их родного края достигнет мирового господства .
Эти слова , думали они , указывают на человека их племени , и даже многие из мудрецов впадали в ту же ошибку , между тем в действительности пророчество касалось воцарения Веспасиана , избранного императором в иудейской земле . НО ЛЮДЯМ НЕ ДАНО ИЗБЕГАТЬ СВОЕЙ СУДЬБЫ даже тогда , когда они предвидят её .
Иудеи толковали одни предзнаменования по своему желанию , а относились у другим совсем легкомысленно , пока , наконец , падение родного города и собственная гибель не изобличили их в неразумии . Когда мятежники бежали в город , а храм вместе с соседними зданиями ещё горел , римляне принесли свои знамёна на священные места и , водрузив их против Восточных ворот , тут же совершили перед ними жертвоприношения и при громких благопожеланиях провозгласили Тита императором . Добычей все солдаты были так нагружены , что в Сирии золото упало в цене наполовину против прежнего . В то время , когда священники всё ещё находились на храмовой стене , гонимые голодом , сошли вниз и были приведены стражами к Титу .
Они просили пощадить им жизнь . Но Тит ответил :
« Время прощения для вас прошло , да и того , ради чего я , быть может , имел бы основания вас помиловать , тоже нет .
СВЯЩЕННИКАМ ПОДОБАЕТ ПОГИБНУТЬ ВМЕСТЕ СО СВОИМ ХРАМОМ
С этими словами он приказал всех казнить . Когда тираны и их шайки увидели себя побеждёнными везде войной , окружёнными со всех сторон и лишёнными возможности бегства , они послали к Титу просить о мирных переговорах . По натуре человеколюбивый Тит хотел по крайней мере спасти город . Он стал у западной стороны внешнего притвора . Здесь находились ворота над Ксистом и мост , который соединял Верхний город с храмом . Этот мост теперь отделял тиранов от Цезаря . Тит приказал своим солдатам укротить свой гнев и прекратить стрельбу , и в знак того , что он победил , заговорил первый : « Уже вы насытились страданиями вашего отечества ! Наконец - то , после того как вы , не рассчитав нашего могущества и вашей собственной слабости , в безумной ярости погубили и народ , и город , и храм ! По справедливости вы должны погибнуть , вы , которые с того времени , как покорил вас Помпей , всегда помышляли о мятеже и , наконец , выступили открытой войной против римлян . На что вы опирались ?
На вашу многочисленность ? Смотрите , ничтожная часть римской армии может справиться со всеми вами . На поддержку союзников ? Какой же это народ вне пределов вашего государства предпочтёт иудеев римлянам ? На вашу телесную силу ? Так вы ведь знаете , что даже германцы и те наши рабы .
На крепость ваших стен ? Но есть ли более надёжная преграда , чем океан , и , однако , защищённые им британцы тоже преклонились перед оружием римлян . На ваше мужественное терпение и хитрость вождей ? Так вы же , вероятно , слышали , что даже карфагеняне были нами побеждены . А потому ничто другое не могло довести вас до войны с римлянами , кроме только нашего мягкосердечия . Мы отдали страну в ваше владение , мы назначили вам царей из вашего народа , мы уважали ваши отечественные законы и предоставляли вам не только у себя на родине , но и среди чужих жить , как вам заблагорассудится .
Мы позволяли вам для божественной службы устанавливать налоги и собирать приношения , мы не запрещали никому жертвовать добровольно , и не старались вам препятствовать чтобы вы , враги , не делались ещё богаче нас и не могли бы вашими деньгами воевать с нами . Привыкнув к таким высоким благодеяниям , вы сделались надменны , восстали против тех , которые предоставляли их вам и , подобно неукротимым змеям , обрызгали своим ядом тех , которые вас ласкали . Да , раньше вы , как разрозненные и подавленные , невзирая на беспечность Нерона , коварно молчали , но когда недуги государства обострились , вы показали себя в настоящем виде и выступили с безмерными прихотями и дерзкими надеждами .
Тогда пришёл мой отец в страну . Не с тем он пришёл , чтобы наказать вас , а чтобы сделать только вам предостережение , ибо пожелай он искоренить ваше национальное бытие , он бы начал с корня и прежде всего уничтожил бы этот город .
Но он не сделал так , он только опустошил Галилею , чтобы дать вам время одуматься . Вы же принимали его снисходительность за слабосилие , НАША МЯГКОСТЬ дала только пищу вашей дерзости
После кончины Нерона вы вели себя так , как только могут себя вести самые злые люди ; наши междоусобные волнения внушили вам бодрость , и когда я с моим отцом отправился в Египет , вы употребили этот удобный момент для военных приготовлений и не постыдились нарушить покой тех , которые стали во главе империи и которых вы знали как человеколюбивых полководцев .
Когда государство перешло под скипетр нашего дома , порядок в нём водворился , и отдалённейшие народы отправляли к нам послов , чтобы нас приветствовать , тогда опять одни иудеи были нашими врагами ; посольства шли от вас по ту сторону Евфрата , чтобы взволновать тамошние племена , новые обводные стены были воздвигнуты ; поднялись мятежи , раздоры между тиранами , междоусобицы - всё таки явления , какие только можно ожидать от злых людей . Тогда явился я под стенами города с печальными полномочиями , которые весьма неохотно дал мне мой отец . Я удерживал жаждавших мести , вывозил мои машины против ваших стен только по необходимости , обуздывал кровожадность солдат , после каждой победы предлагал вам мир , точно я был побеждённый . Подступив , наконец , к храму , я опять забыл закон войны , и по доброй моей воле просил вас пощадить ваше сосбтвенное святилище , спасти себе храм , дозволил вам свободное отступление , обещал пощаду жизни , всё это вы оттолкнули от себя и собственными руками сожгли храм , а теперь , злодеи , вы вызываете меня на переговоры ?
Что хотите вы ещё спасти ? Что может выдержать хотя бы отдалённое сравнение с тем , что уже погибло ? Да и какую цену может иметь ваша жизнь после падения храма ? Однако вы и теперь ещё стоите здесь под оружием ?
Даже в самом крайнем положении вы всё таки не хотите и вида подать , что нуждаетесь в милости ? Несчастные ! На что вы ещё уповаете ? Народ ваш мёртв , храм погиб , город мой , в моих руках и ваша жизнь , и вы ещё лелеете славу героической смерти ? Но я не желаю состязаться с вами в безумии ; если вы бросите оружие и сдадитесь , так я дарую вам жизнь . Как кроткий домохозяин , я накажу только неисправимых , а остаток спасу для себя . « Их ответ гласил :
Условий от него принять не могут , так как они клялись не делать этого никогда и ни в каком случае , но они просят его дать им свободно пройти через обводную стену вместе с жёнами и детьми ; они пройдут в пустыню и оставят ему город .
Возмущённый тем , что они , находящиеся в положении пленников , диктуют ему ещё условия , как победители , Тит велел объявить им через вестника : ни один перебежчик не будет принят отныне , да не надеется никто на милость , ибо он не пощадит никого ; пусть они сопротивляются всеми силами и спасутся , как знают , он же будет действовать только по законам войны . Одновременно с тем он приказал солдатам жечь и грабить город .
На следующий день римляне выгнали разбойников из Нижнего города и предали огню всю местность до Силоама . Несчастье не привело разбойников к раскаянию , напротив , они хвастались несчастьем , точно они достигли успеха . Глядя на горящий город они заявляли , что теперь они спокойно и с радостью умрут , умрут , ничего не оставив врагам , ибо народ погиб , храм сожжён , а город объят пламенем . И теперь , когда дело доходило до крайности , Иосиф не уставал просить их спасти остаток города . Но сколько он ни говорил об их свирепости и нечестии , сколько ни убеждали их спасти себя кроме насмешек , ничего не достиг . Так как они , в силу своей клятвы , не могли сдаться римлянам , а оказать сопротивление тоже были не в состоянии , потому что оказались как бы заключёнными в тюрьме , то желая убийствами , сделавшимися для них привычным делом , пресечь возможность побегов , они выходили поодиночке на окраину города и , прячась в развалинах , подкарауливали тех , которые хотели переходить к римлянам . Многие , которые вследствии истощения от голода не имели сил бежать от преследователей , были ими пойманы , убиты и брошены на съедение собакам . Ни одного свободного места не оставалась в городе , где бы не валялись жертвы голода и разбоя , всё было покрыто трупами . Тираны с их разбойничьей шайкой возлагали ещё надежды на подземные ходы , где , как думалось им , они останутся не разысканными до окончания войны , а после , когда римляне удалятся , они снова выйдут и убегут . Но это , конечно , была мечта : им не суждено было укрыться от Бога и римлян .
В надежде на эти подземные ходы они сами жгли ещё больше , чем римляне . В эти дни вожди идумеян тайно собрались вместе и совещались о переходе к римлянам . Но Симон проведал про это . Казнил послов к Титу , других бросил в темницу . Но стражи не могли выловить всех . Тит же принимал перебежчиков . При этом он всё таки учредил суд , который выделял из перебежчиков людей , достойных наказания , несметное же множество было продано в рабство . Из числа простых жителей было помиловано и отпущено на свободу свыше 40000 человек . В те дни явился один из священников , Иешуа , сын Тебута , выдал много драгоценностей и священных украшений , благодаря чему получил льготы , несмотря на то , что был взят в плен с оружием в руках . Многие из мятежников считали город уже потерянным , и отступили в Акру , другие побрели в подземные ходы . Прежде чем римляне влезли на стену , оставшиеся мятежники были готовы бежать . Тогда можно было видеть этих горделивых людей , некогда кичившихся своими злодеяниями . Их верные солдаты разбежались кто куда .
Они с блуждающими от страха глазами пали лицом на землю , вопили над своим безумием и не могли тронуться с места , точно сухожилия были у них перерезаны . Тогда явственно можно было видеть , как преследовал гнев Божий этих нечестивцев : тираны сами лишили себя надёжнейшей твердыни и покинули башни .
После того , как они покинули эти башни , вернее говоря , когда Бог их изгнал оттуда , они бежали в долину , ниже Силоама .
Они были отброшены тамошними стражами , рассеялись , и скрылись в подземные ходы . Римляне заняли стены , водрузили свои знамёна на башнях и при ликующих рукоплесканиях запели победную песню . Им самим казалось невероятным , что последней стеной овладели они без кровопролития , и они сами недоумевали , что не нашли здесь ожидаемого противника . Тогда они устремились с обнажёнными мечами по улицам , убивая беспощадно все попадавшиеся им на пути и сжигая дома вместе с бежавшими туда . Они грабили много , наводняя город кровью , что иные загоревшиеся дома были потушены этой кровью .
Когда Тит вступил в город , он дивился его могучим укреплениям .
Он воскликнул : « Мы боролись , покровительствуемые Богом : только Он мог оттолкнуть иудеев от таких крепостей . «
Казнил мятежников и разбойников , выдававших друг друга .
Выделил самых высоких и красивейших юношей для триумфа .
Из оставшейся массы Тит отправил тех , которые были старше 17 лет , в египетские рудники , а большую часть раздарил провинциям , где они нашли свою смерть в театрах , кто от меча , кто от хищных зверей , не достигшие 17 лет были проданы .
11000 пленников умерло от голода , не хватало хлеба для такой массы людей . Число всех пленённых во время войны доходило до 97000 человек , а павших во время осады было 1100000 .
Большинство их было родом не из Иерусалима . Большая часть этой массы людей прибыла извне сама , следовательно , судьба устроила таким образом , что весь народ очутился запертым как в темнице , и неприятельское войско оцепило город , битком набитый людьми . При вторжении в подземелье на солдат повеяло страшным трупным запахом , но жадность к наживе победила . И действительно , в этих пещерах находили массу драгоценностей . Иоанн , который вместе со своими братьями терпел голод в подземелье , попросил , наконец , у римлян отвергнутой ранее милости . Симон же сдался после того , как вынес ещё упорную борьбу . Симон был предназначен для триумфальной жертвы , а Иоанн - к пожизненному заключению .
Римляне , наконец , предали огню и остальные части города .
Срыли стены до основания . Таким образом , на втором году царствования Веспасиана , в третий день гарпея , Иерусалим был завоёван . Пять раз он прежде был покорён , причём один раз также разрушен . Раз он был взят царём египетским Асохеем , затем Антиохом , после Помпеем , а за ним Сосием сообща с Иродом . Во всех этих случаях город был каждый раз пощажён .
Но ещё до них он был завоёван вавилонским царём , и им же разрушен спустя 1468 лет и 6 месяцев после его основания .
Первый основатель города был ханаанский владетель , имя которого на туземном языке означает « Праведный царь « ( Мелхиседек ) , каким он был и на самом деле .
( Авраам дал ему десятину из того , что было завоёвано в войне с пятью царями , одним из которых был царь Содома ) .
Он был первым жрецом Бога , Которому основал Святилище .
Город , называвшийся Солима , был им переименован в Иерусалим .
Позже иудейский царь Давид изгнал хананеев из города , населил его своими соплеменниками . 477 лет и 6 месяцев после него город был разрушен вавилонянинами . От царя Давида , первого иудейского царя в Иерусалиме , до разрушения , произведённого Титом , прошло 1179 лет , а от первоначального основания до последнего завоевания 2177 лет . Ни древность города , ни неимоверное богатство его , ни распространённая по всей земле известность народа , ни великая слава совершавшегося в нём богослужения не могли спасти его от падения .
Иисус восклицал : « Иерусалим , Иерусалим , избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе ! Сколько раз хотел Я собрать детей ТВОИХ , как птица собирает птенцов своих под крылья , и вы не захотели ! Се , остаётся вам дом ваш пуст .
Ибо сказываю вам : не увидите Меня отныне , доколе не воскликните : Благословен Грядый во имя Господне ! « .
Надежда есть и для тех сухих костей , которые остались на полях битв под камнями Иерусалима и других иудейских городов
Это надежда покоится на страницах , на которых выведены слова пророков , которых Иерусалим не слушал в древние времена .
Но слова эти как будто бы записаны на камне .
Как и слова Иисуса , Который желает спасти весь Израиль .
Первенца Своего . И даже если мать забудет младенца своего , говорит Писание , Бог Израиля , воплощённый в Иисусе Христе , не забудет Израиль . И когда Битва Гога из страны Магог с Израилем зальёт землю Израиля кровью до узд конских , Иисус Христос встанет на раздвоившейся горе Елеонской , и восхитит Израиль к Груди Своей . И Израиль восплачет и возрыдает о том , что не приняли Его , Царя своего , а убили как злые виноградари Сына Хозяина Виноградника , и воскликнут : « Благословен Грядый во имя Господне ! «
Ибо Иисус возвещает не от Себя , а от пославшего Его Отца .
Свидетельство о публикации №225052201168