Размышления при чтении Иудейской войны Иосифа Флав

22 .  05   .  2025  .
 Размышления  при  чтении  «  Иудейской  войны  «  Иосифа  Флавия  . 6 .

Шестая  книга  .

Что  можно  сказать  о  постигших  иудеев  бедствиях  ?
Ничего  .  Только  плач  вырывается  из  ошеломлённых  уст  .
Иосиф  Флавий  оплакивает  народ  , подвергшийся  неимоверным  бедствиям  .  Разве  те  , которых  он  описывает  , не  храбрые                люди  ?  Да  , они  не  щадят никого  вокруг  . Но они не  щадят  и себя  .
Как  будто  уже  тела  этих  людей  не  принадлежат  им  .
Как  будто  бы  какие  - то  духи  вселились в них  .
И  терзают  и их самих  , и  всех  ,  до  кого  дотянется  рука  одержимого  духом  человека  .    Но   всё  же  даже  в  одержимости   человек  может  осознать  то , что  он  делает  .
Я  сама  - свидетель этому  .  Когда  я  начала  свои  «  обличения  «  , что сродни  размахиванию  духовным  мечом  ,  я  дошла  до  того  ,  что обвинила  человека  в  одержимости  . Своё  состояние                я  перенесла  на  того  , кого  я  « обличала  «  , то  есть судила   напропалую  .  Но я остановилась  , в  плаче  и  рыдании  .
Но  это не  всё  .  Наступившие  6  часов  после  я  ,  по  свидетельству  очевидцев  ,  была  в ступоре  .  Я  не  отвечала на  вопросы   .
Хотя  слышала  их  как  бы  из  глубокого  колодца  .
Я  опустилась  глубоко  внутрь себя  .
И  там  слышала  множественные  голоса  :
«  Вот  , скажут  , уехала  в  Анапу  , и там  сошла  с ума  . « .
И так  много раз  .  И  далее  :  «  Вернись в  свою  церковь  , там тебя  любят  , у  тебя  там  есть служение  .  «  То есть в  церкви  адвентистов  я  могла  бы   быть инфицированной  изнутри  враждебными  духами  ,  и  они  бы  не  были  против  .
И вдруг я  вскричала  :  «  Нет  . Иисус  полюбил меня  ещё  до  того  , как  я  уверовала  .  Я  буду там  , где  Он  захочет  меня  увидеть  . «
Тем  не  менее  ещё  полгода  я  находилась  в  церкви адвентистов  седьмого  дня  .  В  которой  я  пережила  видение  ангела  .
После  евангелизации  Марка  Финли  я  пришла  в  собрание                адвентистов  . Но  , когда  я  увидела  , что вокруг меня  люди  такие  же  как  я  сама  , а  я  ощущала  явственно свои  многочисленные  недостатки  , то  подумала  , а  стоило  ли  ходить  сюда  .
Меня  охватил такой  порыв  , что  я  захотела  тотчас  же  встать           и  уйти  .  Надо помнить о том  , что я была  одержима  .
И  даже  в  какой  то степени  осознавала  это  .
Так  вот  ,  я  решила  уйти  и больше  не приходить  .
Это  было твёрдое  регшение  .  Но  вдруг  , посмотрев  в  проход  ,  где  в  тот  момент  проходила  жена пастора  Михаила  Каминского  .
Почему  вдруг  ?  Потому  что  на  какой  то момент облик  жены  Каминского  был  перекрыт  образом  кого  то в сверкающих  белых  одеждах  ,  от  одежд  исходило  золотое  сияние  .  И  голубизна  его  глаз  поплыла  в мою  сторону  ,  и  все  обиды  , которые  я  потерпела  от людей  , исчезли  . Но  более всего меня  потрясло  то  ,  что  блистающее  существо  одарило меня  белоснежной  улыбкой  ,                ко мне  , как  к  равной  ему  .  Это  я  ощутила  в полной  мере  .
И  мыслей  об  уходе  из  церкви  уже  не посещали  меня  .
Более  того  ,  когда  я  запланировала  свой  отъезд в  Анапу                на  месяц  ,  вдруг  в  последний  день работы  меня  скрючило  .
И   я  сокрушалась  о  том  , что я не  смогу  пойти в  церковь  .
А  в  субботу  я  уже  разогнулась  .  Я  занималась с детьми  .
И  , кроме  того  , уже  была  консультантом  по  урокам  по  Библии  , которые  прошла  сама  .  И  принимала  сделанные работы  , проверяла  их  и  отвечала  на вопросы  .
И  вот  , в  Анапе  и  случилось начало моего освобождения  .
И  приехавшие  из Анапы   в  Москву   на  конференцию Ульфа  Экмана  пригласили  меня  . Я  пришла  , но служители  при  дверях  , узнав  ,  что     я  из  церкви  адвентистов  , не  разрешили  мне  пройти в зал  .
Вместе  со множеством  других  за  дверями  .
Все  разошлись  . А  я осталась  одна  с   большим  желанием  войти  .
Кто  - то  открыл двери  , которые  я  ощущала  как  двери рая  , закрывшееся  передо мной  , потому  я была  в отчаянии  .
Но  этот кто  - то пригласил меня  внутрь  .
И я  вошла  ,  и  прыгала  от  радости вместе  с другими  .
Сняв  обувь  ,  я  бегала  с  другими  вокруг  зала  , танцевала    .
Более  того  . После  конференции  , желая  найти  приехавших                из Анапы  , я  пересеклась  с  Ульфом  Экманом  .
Он  высокий  , красивый  , с  улыбкой  , напоминавшей  мне  улыбку  ангела  в  тот момент  , шёл в мою сторону  . Я  испугалась  .
Точнее  , те  , кто  были  во мне  ещё  .
Но  он не прошёл мимо  ,  а  возложил на меня  руки и помолился  .
И  Марк  Финли  ,  и  Ульф  Экман  так  и  остались  очень  значимыми    в  моей  жизни  .  Мои  сын и отец  получили  водное  крещение                в  церкви  адвентистов  седьмого  дня  , прежде  получив  месяц  иучения  Библии  ,  и  делая  уроки  . Мои  брат  и  мать отказались принимать крещение  , хотя  уроки  по  Библии  делали  , посещая  евангелизацию  в  спорткомплексе  « Олимпийский  «  .
Это было  условие  для  проживания  их в Москве  за  мой  счёт  .
Мама  приняла  Иисуса  Христа  лишь перед самой  смертью .
Она  умерла  на  моих руках  буквально  .  Отошла к Господу  .
Так  вот  , освобождение  от  одержимости  - это процесс  .
А  не  единовременное  действие  .   Вновь и  вновь  ты  подтверждаешь своё  решение  избавиться  от  злых  духов  .
Это  сложный  и  болезненный  процесс  .  Но  он есть  .
Но  не  для  неверующих в  Иисуса  Христа  .

Поэтому  Иисус  оплакивает  эти  события  :
« Когда  они  подходили  к  Иерусалиму  и  уже  был виден  город  , Иисус  заплакал  о  нём  :  Если  бы  и  ты  сегодня  понял  , что  могло  бы  принести  тебе  мир  !  Но сейчас  это СКРЫТО ОТ ТВОИХ  ГЛАЗ  .
Наступят  дни  , когда  твои  враги  обнесут  тебя  осадными                валами  , окружат  тебя  и  стеснят  тебя  со всех сторон  .                Они уничтожат  тебя  и твоих  жителей  и  не оставят  в  тебе камня  на камне  ,  ПОТОМУ ЧТО ТЫ  НЕ РАСПОЗНАЛ ВРЕМЕНИ  ,                КОГДА  БОГ  ПОСЕТИЛ    ТЕБЯ    « .   Не  из  -  за  грехов  .
Иисус  желал предотвратить   эти  события  .

   Иосиф  Флавий  продолжает  описывать  горестные  события  :
Бедствия  Иерусалима  с  каждым  днём  становились  ужаснее  .
Но  они  только  сильнее  возбуждали  мятежников  и  делали                их  всё  более свирепыми  ,  ибо  голод  похищал  теперь свои  жертвы  не  только  из народа  , но  и  их  же  собственной  среды  .
Бесчисленные  трупы  , сваленные  кучами  в  самом  городе  , представляли  страшное  зрелище  , распространяли  чумоносный  запах   и  даже  мешали  воинам  в  их вылазках  :  точно на  поле  сражения  , после  кровавого  боя  , они в  своих выступлениях  должны  были  переступать  через тела  мёртвых  . Но  , ступая  на  трупы  ,  они не испытывали  ни  страха  , ни  жалости  и  не  задумывались   даже  о том  , что в  этом  поругании  умерших  кроется  грозное  предзнаменование  для  них самих  .
(  Обыденность  зла  зашкаливает  . Это  действуют  уже  чистые  духи  , сжигающие  тела  вокруг  , тела  тех  , дух  которых                не выдерживал  переплавки  .  Дух  которых не  бодрстовал  .                Люди  жалели  свои  имущество  ,  семьи  , себя  ,  город  , то есть становились  уже прилагательными  . Их  самих  уже  не  было  .
Было  только принадлежащее им  .  Так  не  осуществившийся  человек  становится  прилагательным  .  Любой  враждебный  дух  сжигает  его  оболочку . И  человека  как  будто  бы  и не  было  .  Человека  ,                для  которого  было важнее  то  , чем  он  обладал   , чем  то  , кем  он  был .   Человек  , который  становился  сторожем  не  своему  брату   ,   а  своему  имуществу   .  ) .   
Иосиф  указывает причину (  которую он видит  как  священник  )  :
С  руками  , осквернёнными  братоубийством  , они  вступали  в  бой              с  чужими  , как  будто  хотели  этим  , мне  по крайней мере  так  кажется  ,  бросить вызов  Божеству  за  то  , что ОНО  так  долго  медлит с  наказанием  . (  Для  них  Бог  был  ОНО  -  что  - то бесформенное  , что  - то  , не  могущее  быть действенным  .
И  потому  они  вступали  в   действие без Него    .                А  далее  уже  рой  духов  смерти  , который  вьётся  на  любом                «  трупе  «  , обречённом  уничтожению  , выполнял как  бы  те  мысли  человека  , которые  сами  же  и  давали  ему  .   Человек  был зациклен на себе  . Такого человека  привлёк  Иерусалим  ,  как  город  , наполненный  сокровищами  . Но не  только  .  Сокровища  поступали  туда  ежедневно  ,  ежечастно  , что отмечали  жадные  глаза  .
Город  наполнился  жадущими  богатств  .
Кроме  того   Иерусалим  был исполнен славы  в  глазах  всех  жителей  Иудеи  .  И  потому  Иерусалим  привлекал   жаждущих  славы  .                У  которых слава  олицетворялась     с  богатством  ,                и   у  которых слава  олицетворялась с   силой  воина  .                Они встретились на  одной  площадке  ,  и  им  стало невыносимо тесно .  И  те  и другие  не  осуществились  в своих  жизнях ,                они  прилагались     к  богаству  и  славе  ,  которых  жаждали  .                Иосиф  же  описывал своё  видение  происходящего  как священник  , как полководец .   )
Ибо  давно  уже  перестала  воодушевлять     их к  войне  надежда                на  победу  ;  её  место  заменило  отчаяние  .
Римляне  , напротив  , хотя  доставка  строевого  леса  причинила                им  большие  затруднения    (  вопрос  :  за  чей  счёт  ?  за  счёт Иудеи  , конечно  )  , окончили  валы  в 21  день    ,  причём  все  окрестности  города  были  совершенно  оголены  . Страна  была  теперь  повсюду  опустошена и  обеслесена  .  Но  жители  города  разбивали  надежды  врагов  , обнаруживая  в рукопашных   сражениях  бешеную  отвагу  .
Видя  эту  силу  духа  , которой  обладают  иудеи  ,   и  которая  возвышает  их   над внутренним  раздором  , голодом  и  другими несчастьями  , римляне  начали  считать  их  жажду  брани непреодолимой  ,  а  их мужество в перенесении несчастья  неисчерпаемым  , и  сами  предлагали  себе  вопрос  :  чего бы  только такие  люди  не  могли  предпринимать  при счастливых  условиях ,  когда  несчастье  всё  более  и  более  их  закаляет  ?   Поэтому  римляне  ещё  более  усилили  караульные  посты  на валах  .
Римляне  установили  стенобитные  машины  .  Тогда  иудеи  начали  метать  в римлян  обломки скал  , горящие  головни  , куски железа  …
Однако  стена  в  местах  нападения  внезапно  обрушилась                на  том  месте  , где  Иоанн  прокопал  мину  под прежние  валы  .
Иудеи  не  потеряли  всё  таки  бодрости  духа  ввиду  того  ,  что сама  башня  Антония  осталась на  месте  . Радость  же  римлян  была  отравлена  появлением  другой  стены  , сооружённой  людьми  Иоанна  позади  первой  .  Тит  , убеждённый  в  том  ,  что  боевое  мужество  в  солдатах  можно  возбудить преимущественно  воззванием                и  внушением  надежды  , что  бодрящее  слово  в  связи  с обещаниями  учит  солдат  забыть  опасность и  даже  презирать смерть , сказал  :
« Товарищи  !   Тяжело вам  взобраться  на стену  , но бороться                с  трудностями  как раз и  подобает  тому  , который  желает прославить  себя  , геройская  смерть  заключает  в  себе   что  - то  величественное  и  тот  , кто первый  совершит  храбрый  подвиг  ,               не  останется  невознаграждённым  .  Ведь  было  бы  стыдно  ,                если  бы  вы  , римляне  и  мои  воины  , которые  и  в мирное  время  обучаетесь  военному  делу  , а на  войне привыкли  побеждать  ,              если  бы  вы  давали  иудеям  превзойти  себя  в силе  и мужестве  ,                и  это  накануне  победы  , когда  сам  Бог  являет  вам  свою помощь  .
В  самом  деле  , междоусобная  война  , голод  , осадное  положение  , разрушение стен  без  участия  машин  , разве  это не гнев  Божий                на  них  ,  а  нам  Божья  помощь  ?  Пусть  же  не  попрекают  вас             в  том  , что вы  были  побеждены  слабейшими  себя  и  к  тому                же  оттолкнули  Божественную помощь  .  Не стыдно  ли  нам  ,  властелинам  почти всех  земель и морей  , сидеть сложа  руки  ?
Не  стану  я теперь  прославлять смерть  в  бою  и бессмертие  тех  , которые  падают  во вдохновенной  борьбе  .  Я  , напротив  ,   желаю  малодушным  умереть  в  мирное  время  от  болезни , чтобы  души                их  с  телами  вместе  сгнили  в  гробах  .  Ибо  кто  из  храбрых                не  знает  , что  души  ,  разлучённые  с  телом  мечом  в  строю  , внедряются  в  чистейшем  эфирном  элементе  между  звёзд  ,     откуда  они  светятся  потомкам  ,  как  ДОБРЫЕ  ДУХИ  и  ГЕРОИ  ПОКРОВИТЕЛИ  .  А  те  , которые  чахнут  в  болезненных  телах  ,  хотя  бы  чистые  от грехов  и  пятен  , погружаются  в  мрачное  подземное  царство  , где  их окружает  глубокое  забвение  и  где  они  сразу  теряют  и  тело  , и  жизнь  ,  и  память  .  РАЗ  СУДЬБА  УСТАНОВИЛА  ДЛЯ  ЧЕЛОВЕКА  вообще  НЕМИНУЕМУЮ  СМЕРТЬ  .
И  раз меч  более   благосклонный  слуга  её  воли  , чем  всякая  болезнь  , то  хорошо  ли  будет  с  нашей  стороны  , если  мы  откажемся  ЖЕРТВОВАТЬ  с  благородной  целью  тем  ,  что  МЫ  НЕИЗБЕЖНО                КАК  ДОЛГ  ОБЯЗАНЫ  ОТДАТЬ  СУДЬБЕ  .  Ваша  твёрдая  решимость  быстро  сломит  спесь врага  .  «
(  В  этой  речи  Тит  сообщил  все  воззрения  римлян  на  смерть  .
На  желанную смерть  - смерть воина в бою  .
Полководец  , будущий  император  , сын  императора  ,       формировал свою армию  словами  и  действиями   
« истинного римлянина  « .  Которым  он сам  хотел  быть  .
И  должен  был  быть  . Ибо  род  Юлиев  закончился  Нероном  .
И  Тит  вместе  с  отцом  нашщупывал  новые  основния  власти  .
Он стал  сыном  императора  , вознесённого на  трон  силой  судьбы  .
И  потому  хотел  быть  достойным  того  , чтобы  стать                «счастливчиком  судьбы  «  . Нерону  не надо было  доказывать  .
А  Веспасиану  и Титу  нужно  было  .
Формировалась новая  династия  волею судьбы  , как они  ощущали  .
И  они позволяли  , как думали  , судьбе  формировать себя  .
А  сами  формировали  армию  , которая  вознесла  их  на  вершину  власти  .  Так  Тит  ощущал своё  предназначение  . )


Один сириец  по имени  Сабин  , служивший  в  когортах  , первый  выступил вперёд  и  сказал  :
«  За  тебя  ,  Цезарь  , я  готов  пожертвовать  собой  , я  берусь первым  взойти  на  стену  .  Да  сопутствует  мне  вместе  с  моей  силой  и  решимостью  ещё  и  ТВОЁ  СЧАСТЬЕ  . Я  по своей доброй   воле  ИДУ  НА  СМЕРТЬ  ЗА  ТЕБЯ  . «
(  Императора  привествуют идущие  на  смерть  !!!  )                Сабин грянул вперёд  , точно  охваченный  божественным  вдохновением  .  Он   бросился  навстречу  стрелам  ,  и не остановился  в  своём  натиске  до тех пор  , пока  не достиг  вершины                и  не  обратил  врагов  в  бегство  .  Но  когда  этот человек  достиг  уже  своей  цели  , он вдруг  поскользнулся  , споткнулся                о камень  , и  с грохотом  упал  лицом  вниз .  Весь  израненный  ,  осыпанный  стрелами  ,  испустил  дух   .  Спустя  два  дня  двадцать  солдат  сговорились между  собой  , привлекая  к  себе  ещё  знаменосца  пятого  легиона  , двух человек  из  конных  отрядов  ,   одного  трубача  .  И  в  девятом  часу  ночи  тайно  проникли  через развалины    в  Антонию  , убили  стражу  , заняли  стену  и  велели  трубачу  дать сигнал  .  Тит  , едва  только раздался  сигнал  , скомандовал к оружию  и  во главе  отборной  части  войска  первый  взошёл  в  Башню  Антония  .  Так как  иудеи  бежали  в  храм  , то  римляне  устремились  за  ними  по подземному  ходу  , прорытому  прежде  Иоанном  к римским  валам  .  Мятежники  ,   хотя  были  разделены  на  два  лагеря  под  начальством  Иоанна  и  Симона  , дружно  бросились    навстречу  римлянам  , сражаясь                с  необыкновенным  напряжением  сил  и  удивительным  воодушевлением  , ибо  они  хорошо  сознавали  , что с завоеванием  святилища  город  должен пасть  . Римляне  же  усматривали                в  занятии  храма  начало победы  .  На  обеих  сторонах  лилось много  крови  .  В  конце  концов  свирепая  отвага  иудеев  одержала  верх          над военной  опытностью  римлян  .  Римляне  на  этот раз довольстовались  занятием  только  Антонии  .  Тит отдал приказ  солатам  разрушить  фундамент  Антонии  для того  , чтобы  открыть  всему  войску  удобную  дорогу  .  Тит  приказал  Иосифу    повторить ещё  раз  Иоанну  , что  «  если  он всё  ещё  одержим  непростительной  страстью  к  борьбе  , то  может вывести  против него  сколько  угодно войска  , но пусть не  вовлечёт  в  свою  гибель   также  город  и  храм  , и  пусть  перестанет  осквернять  святилище  и  грешить  перед  Богом  .  Ему  предоставляется  право  возобновить   приостановленное  жертвоприношение  при помощи  иудеев  ,  которых  он сам  может  избрать  . «  Иоанн  сыпал проклятиями            и  сказал  :  « Разрушения  города  я  раз и навсегда  не  боюсь  ,                ибо  город принадлежит  Богу  !  «  .  Иосиф  же  сказал   с  воплями                и слезами    : «  Сам  Бог      вместе  с  римлянами  приближает  очистительный  огонь  к  храму    и очищает  обременённый  ужасными  злодеяниями  город  .  «  .  Некоторые  из иудеев               улучали  моменты  , благоприятствовавшие  удачному  бегству  ,                и  переходили  к  римлянам  .  В  числе  их находились  первосвященники  и сыновья  первосвященников  , ещё многие  знатные  лица  .
Тит  не  только принял  их дружелюбно  , но  и отпустил  их  на время  в  Гофну  с  обещанием  после  окончания  войны  возвратить  каждому  его имущество  .  Приказал  им  в  сопровождении  Иосифа  обойти            всю стену  кругом  , масса  людей  опять бежала  к римлянам  .
После  семидневной  работы  был разрушен  фундамент  Антонии  .
Широкая  дорога  простёрлась   до самого  храма  .
Тем  временем  храм  был приведён в осадное  положение  .
Сожгли  ту  часть  северо  -  западной  галереи  храма  , которая  была  соединена с  Антонией  .  Заполнили  промежутки  между  балками                и кровлей  западной  галереи  сухими  дровами  , асфальтом  и смолой  ,                и удалились  .  Менее  осторожные  римляне  в  своей горячности  пустились преследовать  их , и  с  помощью лестницы  вскочили                на  галерею  . Лишь только  галерея  наполнилась  римлянами  ,                иудеи  подожгли  галерею  со всех сторон  . Цезарь негодовал  против  несчастных  , без приказания  взобравшихся  на  галерею  .
Сама  галерея  сгорела  до Иоанновой  башни  ,  которую  Иоанн  построил  во время  своей  борьбы  с  Симоном  .
Тит  распорядился  поджечь  ворота  , солдаты  подожгли  их  .
Расплавившиеся  повсюду  серебро  открыло  пламени  доступ                к  деревянным  балкам  , откуда  огонь  охватил  галереи  .
  На  следующий  день  Тит приказал  потушить пожар  и очистить место у  ворот  , чтобы  открыть свободный  доступ  легионам  .
Тит  держал  совет  о том  , как  поступить  с  храмом  .
Но  храм  давно  уже  был  обречён  Богом  ОГНЮ  .  И ВОТ  наступил  предопределённый  роковой  день  -  десятого  дня  месяца  лооса  ,                то  самый  день  , в  который  и  предыдущий  храм  был сожжён  царём  вавилонян  (  Сегодня  иудеи  называют  этот  день                ДЕВЯТОЕ  АВА  . )   Сами  иудеи  были  виновниками  вторжения                в  него  ПЛАМЕНИ  .  Дело происходило так  :  когда  Тит  отступил  ,  мятежники  снова  напали  на  римлян  , завязался  бой  между  гарнизоном храма  и  отрядом  , поставленным  для  тушения  огня                в  зданиях наружного притвора  . Этот  отряд отбил иудеев  ,                и  оттеснил  их  до самого  храмового  здания  . В  этот  момент  один  из   солдат  ,  не  ожидая  приказа  и  не  подумав  о тяжёлых  последствиях своего  поступка  , точно  по  внушению СВЫШЕ  , схватил  пылающую  головню  и  , приподнятый  товарищем  вверх  , бросил  её  через  золотое  окно , которое  с  севера  вело в окружавшие  храм  помещения  .  Когда  ПЛАМЯ  ВСПЫХНУЛО  , иудеи  подняли  вопль  , достойный  такого рокового  момента  ,   и  ринулись  на  помощь  храму  , не щадя  сил  и  не  обращая  больше  внимания  на  жизненную  опасность  , ибо гибель угрожала  тому  , что они  до  сих пор  оберегали  .  Гонец  доложил  о случившемся  Титу  .  Он вскочил                с  ложа  в  своём  шатре  , где  он  только  что расположился  отдохнуть  после  боя  , и  в  том  виде  , в  котором  находился  , бросился  к  храму  , чтобы  прекратить  пожар  .  Мятежники  потеряли  уже надежду  на  прекращение  пожара  ;  их  повсюду  избивали  или  обращали  в  бегство  . Громадные  толпы  граждан  ,                все  бессильные  и  безоружные  ,  были  перебиты  везде  ,  где  их  настигали  . Вокруг  жертвенника  громоздились  кучи  убитых  ,                а  по ступеням  его лились  потоки  крови  и катились  тела убитых наверху  . Когда  Тит увидел  , что  он  НЕ  В  СИЛАХ  УКРОТИТЬ  ЯРОСТЬ  РАССВИРИПЕВШИХ  СОЛДАТ  ,  а  огонь между  тем  всё  сильнее распространялся  , он  в сопровождении начальников  вступил                в  Святая  Святых  и  обозрел  её  содержимое  . И  он нашёл всё гораздо  более  возвышенным  , чем  та  слава  ,  которой  оно пользовалось                у  чужестранцев  .  Так  как  пламя  ещё  ни с  какой  стороны                не  проникло  во внутреннее  помещение  храма  , а  пока  только  опустошало  окружавшие  его  пристойки  , то  он  предполагал                и  вполне основательно , что  , собственно  , храмовое  здание  может  быть  ещё  спасено  .  Выскочив  наружу  , он старался  поэтому  побуждать солдат  тушить  огонь  . Но гнев  и ненависть к иудеям                и пыл сражения  превозмогли   даже  уважение  к  Цезарю  и страх                перед его карательной  властью    .  Большинство прельщалось надеждой  на  добычу  , так  как  они  полагали  , что если  снаружи      всё  сделано из  золота  , то внутренность  храма  наполнена  сокровищами  .  И  вот в то время  ,  когда  Цезарь выскочил  , чтобы  усмирить  солдат  , один  из них уже  проник вовнутрь  и  в темноте  подложил  огонь  под  дверными  крюками  , а  когда  огонь  вдруг показался  изнутри  , военачальники  вместе  с  Титом  удалились  ,                и  никто не препятствовал  стоявшим  снаружи  солдатам  поджигать  .  Так  храм  против воли  Цезаря  был предан  огню .
От первоначального  его сооружения  царём  Соломоном                до  пережитого  нами  разрушения  , состоявшегося  во втором  году  царствования  Веспасиана  , прошло  1130  лет  ,  7  месяцев  , 15  дней  ,  а  от вторичного  его воссоздания  Аггеем  во второй  год  царствования  Кира  до разрушения  при  Веспасиане  протекло                639  лет  45  дней  . В  то  время  ,  как  храм  горел  , солдаты  грабили  всё  попадавшееся  им  в  руки  и убивали  иудеев  на пути несметными  массами  .  Не было ни  пощады  к  возрасту  , ни уваджения  к  званию  :  дети   и   старцы  , миряне и священники  были  одинаково  умерщвлены  .  ЯРОСТЬ  НИКОГО НЕ  РАЗЛИЧАЛА  :  сдавшихся                на  милость постигала та  же  участь  ,  что и сопротивлявшихся  .
Высота  холма  и  величина  горевшего  здания  заставяли  думать  ,  что весь город  объят пламенем  . Наконец ,  эхо  ,  приносившееся                с  Переи  и  окрест  лежащих  гор , делало нападение  ещё  более страшным . Но ужаснее самого  гула  была  действительная  участь побеждённых  .  ХРАМОВАЯ  ГОРА  СЛОВНО  ПЫЛАЛА  ОТ  САМОГО  ОСНОВАНИЯ  ,  так как   она  со всех сторон  была  залита  огнём  ,                но  шире  огненных потоков  казались  лившиеся  потоки крови  ,                а  число  убитых  больше  числа  убийц  .  Из  -  за  трупов  нигде                не  видно  было  земли  ;  солдаты  , преследовавшие  неприятеля  ,  бегали  по  целым  грудам  мёртвых  тел  . Затем  сожгли  также  казнохранилища  ,  где  находились  огромные  суммы  наличных денег  , бессчётное  множество  одеяний  и  другие  драгоценности  ,   так  как  туда  богатые  помещали  на  хранение  свои  сокровища  .
Погибель  легла  на  совести  одного лжепророка  , который                в тот день возвестил  народу  в  городе  :  «  Бог  велит  вам  взойти                к  храму  ,  где  вы  узрите  знамение вашего спасения  : «                Ясным  же  знамением  , предвещавшим  грядущее  разрушение  ,                они  не верили  и  не  вдумывались  в  них  .
Точно  глухие  и  без  глаз  ,         и  без ума  , они  прозевали  явный  глас  неба  , неоднократно их предостерегавший  .

ВОТ  КАКИЕ  БЫЛИ  ЗНАМЕНИЯ  .
Над  городом  появилась  звезда  , имеющая  вид  меча  , и  в течение  целого  года  стояла  КОМЕТА  .
Перед  самым  отпадением  от римлян  и объявлением  войны  , когда  народ  собрался  к  празднику  опресноков  ,  в  восьмой  день месяца  ксантика  ,  в  девятом  часу  ночи  , жертвенник  и храм  вдруг  ОЗАРИЛИСЬ  ТАКИМ  СИЛЬНЫМ  СВЕТОМ  ,  как среди  белого дня  ,                и  это  ЯРКОЕ  СИЯНИЕ  продолжалось около получаса  .
Несведущим  это казалось  хорошим  признаком  , но  книговеды  сейчас  же  отгадали  последствия  , на  которые  оно указывало  ,                и  которые  действительно сбылись  . В  тот  же  праздник    корова  , подведённая  первосвященником  к  жертвеннику  , родила  телёнка  на  священном  месте  .  Далее  ,  Восточные  ворота  внутреннего  притвора  , сделанные  из меди  , весившие  так  много   ,  что  двадцать  человек  , и то с трудом  могли  запирать  их  по вечерам  , скреплённые  железными  перкладинами  и  снабжённые  крюками  ,  глубоко  запущенными  в  порог  , сделанный  из  цельного камня  ,     эти ворота  однажды  в  шесть  часов  ночи  внезапно  сами  собой  раскрылись  .  Храмовые  стражники немедленно  об  этом  доложили   об  этом  своему  начальнику  , который  прибыл  на место  ,                и  по его   приказу  ворота  с  трудом  были вновь  закрыты  .
Опять  профаны  усматривали  в  этом  прекрасный  знак  , говоря  ,  что  Бог  откроет  перед ними  ворота  спасения  , но сведущие  люди  видели  в этом  другое  ,  а  именно  ,  что  храм  лишился  своей  безопасности  , что ворота  его предупредительно  откроются                врагу  , и  про  себя  считали  этот  знак  предвестником  разрушения  .
Спустя  несколько  дней  после  праздника  ,  двадцать  первого  месяца  артемизия  показалось  какое  -  то призрачное  ,  едва  вероятное  явление  .   То  , что  я  хочу  рассказать  , могут принять                за  нелепость  , если  бы  не  было  тому  очевидцев  ,                и если  бы  сбывшееся  несчастье  не  соответствовало  знамению .  Перед  закатом  солнца     над всей  страной  видели                МЧАВШИЕСЯ  В  ОБЛАКАХ  КОЛЕСНИЦЫ      И  ВООРУЖЁННЫЕ  ОТРЯДЫ  ,  ОКРУЖАЮЩИЕ  ГОРОД  .  Затем  , в  праздник  пятидесятницы  , священники  , как  они  уверяли  , войдя  ночью  , по  обычаю служения  , во внутренний  притвор  ,  услышали  сначала  как  бы  суету  и  шум  , после  чего  раздалось   МНОЖЕСТВО  ГОЛОСОВ  :  «  ДАВАЙТЕ  УЙДЁМ  ОТСЮДА  !  «  .

Ещё  знаменательнее  следующий  факт  . 
Некто  Иешуа  , сын  Анана  , простой  человек  из деревни  ,                за    четыре  года  до  войны  , когда  в  городе  царили  глубокий  мир      и  полное  благоденствие  , прибыл туда  к  тому  празднику  , когда    все  иудеи  по  обычаю строят  для  чествования  Бога кущи  ,                и  близ  храма  начал провозглашать  :  «  Голос  с  Востока  , голос                с  запада  , голос  с четырёх  ветров  ,  голос  , вопиющий  над всем  народом  !  «  .  Денно  и нощно  он восклицал  то  же  самое  , бегая                по всем  улицам  города  . Некоторые  знатные  граждане  в  досаде                на  этот  зловещий  клич  , схватили  его и наказали  ударами  очень  жестоко  .  Но не говоря  ничего  в своё  оправдание  , ни в особенности  против  своих  истязателей  , он всё  продолжал  повторять  свои  прежние  слова  .  Представители  народа  думали  , как  это  было                и  в действительности  , что  этим  человеком  руководит  какая                - то высшая  сила  ,  и  привели  его к римскому  прокуратору  ,                но и  там  , будучи  истерзан  плетьми  до костей  ,  он  не  проронил                ни  слова    о пощаде  , ни слезы  , а  самым  жалобным  голосом  твердил  только после каждого удара  :  « О  горе  тебе , Иерусалим  ! «
Когда  Альбин  , так  назывался  прокуратор  , допрашивал  его  :
«  Кто  он  такой  , откуда  и  почему  он так  вопиёт  ? «  ,                он  и на  это  не давал  никакого  ответа  ,  и  продолжал  по прежнему  накликать   горе  на  город . Альбин  , полагая  , что  этот  человек  одержим   особой  манией , отпустил  его .  В  течение всего времени   до наступления  войны  он не  имел связи  ни  с  кем  из  жителей  города  :  никто не  видел  ,  чтобы  он с  кем -  нибудь  обмолвился  словом  , день  - деньской  он всё  оплакивал  и твердил как  молитву :
«  Горе  , горе  тебе  , Иерусалим  ! «  . Никогда  он не  проклинал  того ,  который  его  бил  (  что случалось  каждый  день  )  , равно                как  и  не  благодарил  , если  кто его накормил  . Ни для  кого  он не имел  иного  ответа  , кроме упомянутого  зловещего  предсказания  . Особенно  раздавался  его  голос  в праздники  и  , хотя  он  это повторял    семь  лет и  пять месяцев  , его  голос всё таки не  охрип                и не ослабевал  .  Наконец  во время  осады  , когда  он мог  видеть  глазами  , что его пророчество  сбывается  , обходя  по  обыкновению  стену  с  пронзительным  криком  : «  Горе  городу  , народу  и  храму  ! «
Он  прибавил  в  конце  :  «  Горе  также и  мне  ! «  . В  эту  минуту                его  ударил  камень  , брошенный  метательной  машиной  ,                и  замертво  повалил  его на  землю  .  Среди  этого  горестного  восклицания  он испустил  дух  .  Если  вникнуть  во всё  это  , то нужно прийти к  заключению  , что  Бог заботится  о  людях  и  разными  путями  даёт им  знать  , что именно служит  их  благу  ;  только  собственное  безумие  и  личная  злость  ввергают  людей  в  гибель  .
Так  точно  иудеи после  падения  Антонии  сделали  свой  храм   четырёхугольным  , невзирая  на  то  ,  что в их пророчествах  написано  , что город  и храм  тогда  будут  завоёваны  , когда  храм  примет  четырёхугольную  форму  .  Главное  , что  поощряло                их  к войне  , двусмысленное  пророческое  изречение  , находящееся  также  в  их  священном  писании  и  гласящее  , что к тому  времени  один  человек  из  их  родного  края  достигнет мирового господства  .
Эти  слова  , думали  они  , указывают  на  человека их племени  ,                и  даже  многие  из  мудрецов  впадали  в  ту  же  ошибку  , между  тем    в  действительности  пророчество  касалось  воцарения  Веспасиана  , избранного императором  в иудейской  земле  .  НО  ЛЮДЯМ  НЕ  ДАНО ИЗБЕГАТЬ  СВОЕЙ  СУДЬБЫ  даже  тогда  , когда  они  предвидят её  .
Иудеи  толковали  одни  предзнаменования  по своему  желанию  ,                а  относились  у  другим  совсем  легкомысленно  , пока  , наконец  ,  падение  родного  города  и  собственная  гибель  не  изобличили                их в неразумии  . Когда  мятежники  бежали  в город  , а  храм  вместе                с  соседними  зданиями  ещё  горел  ,  римляне  принесли  свои  знамёна   на  священные  места  и  , водрузив  их    против  Восточных ворот  ,                тут  же  совершили  перед   ними  жертвоприношения  и  при  громких  благопожеланиях провозгласили  Тита  императором  .  Добычей                все  солдаты  были  так  нагружены  , что  в  Сирии  золото  упало                в  цене  наполовину  против прежнего  . В  то время  ,  когда  священники  всё  ещё  находились на  храмовой  стене    , гонимые  голодом  ,  сошли  вниз  и  были  приведены  стражами  к  Титу  . 
Они просили  пощадить  им  жизнь  .  Но  Тит ответил  :
«  Время    прощения  для  вас  прошло , да  и того  ,  ради  чего    я    ,       быть  может  ,  имел  бы  основания  вас  помиловать  , тоже  нет  .
СВЯЩЕННИКАМ  ПОДОБАЕТ  ПОГИБНУТЬ  ВМЕСТЕ  СО  СВОИМ  ХРАМОМ
С  этими  словами   он  приказал  всех казнить  .  Когда  тираны                и  их  шайки   увидели  себя  побеждёнными  везде  войной  ,  окружёнными   со  всех сторон  и  лишёнными  возможности                бегства  ,  они  послали  к  Титу просить    о  мирных переговорах  .                По натуре  человеколюбивый  Тит  хотел по крайней  мере  спасти  город  .  Он  стал  у  западной  стороны  внешнего притвора  .  Здесь находились  ворота  над  Ксистом  и  мост , который  соединял  Верхний  город  с храмом   .  Этот  мост  теперь отделял  тиранов  от Цезаря   .    Тит приказал  своим  солдатам  укротить  свой  гнев                и  прекратить  стрельбу  , и  в  знак  того  , что  он  победил  , заговорил  первый  :  «  Уже  вы  насытились  страданиями  вашего  отечества  !  Наконец  - то  , после  того как  вы  , не  рассчитав  нашего  могущества и вашей  собственной  слабости  ,  в  безумной  ярости  погубили  и народ  , и  город  ,  и  храм  !  По  справедливости  вы  должны  погибнуть  , вы  , которые  с того времени  ,  как  покорил   вас  Помпей  , всегда  помышляли  о мятеже  и  , наконец  ,  выступили  открытой  войной  против  римлян  .  На  что  вы  опирались  ? 
На  вашу  многочисленность  ?  Смотрите  , ничтожная  часть     римской  армии  может  справиться  со всеми  вами  . На  поддержку  союзников  ?  Какой  же  это  народ  вне  пределов  вашего  государства  предпочтёт  иудеев  римлянам  ?  На  вашу  телесную силу  ?                Так  вы  ведь  знаете  , что даже  германцы  и те  наши  рабы  .
 На  крепость  ваших стен  ?  Но есть  ли  более  надёжная  преграда  , чем  океан  , и  , однако  ,  защищённые  им  британцы  тоже  преклонились  перед оружием  римлян  .  На  ваше  мужественное  терпение  и  хитрость  вождей  ?  Так вы  же  , вероятно  , слышали  , что  даже  карфагеняне  были  нами  побеждены  . А  потому  ничто другое  не  могло  довести вас  до войны  с римлянами  , кроме только  нашего  мягкосердечия  .  Мы  отдали  страну  в  ваше  владение  ,                мы  назначили  вам  царей  из вашего народа  , мы уважали  ваши  отечественные  законы  и  предоставляли  вам  не  только  у  себя               на  родине  , но  и среди  чужих  жить , как  вам  заблагорассудится  .
Мы  позволяли  вам  для  божественной  службы  устанавливать налоги  и  собирать приношения  , мы  не  запрещали никому  жертвовать  добровольно  ,   и  не   старались вам  препятствовать  чтобы  вы  , враги  , не  делались ещё  богаче  нас  и  не  могли  бы  вашими  деньгами  воевать  с нами  . Привыкнув  к таким  высоким  благодеяниям  , вы  сделались  надменны  , восстали  против  тех  , которые  предоставляли  их вам  и  , подобно  неукротимым  змеям  , обрызгали  своим  ядом  тех  , которые  вас  ласкали  . Да  , раньше                вы  ,  как  разрозненные  и подавленные  , невзирая  на  беспечность  Нерона  , коварно молчали  , но  когда  недуги  государства  обострились  , вы  показали  себя  в настоящем  виде  и  выступили             с безмерными  прихотями  и  дерзкими надеждами  .
Тогда  пришёл мой  отец  в  страну  . Не  с тем  он  пришёл  , чтобы  наказать вас  , а  чтобы  сделать  только  вам  предостережение  ,              ибо  пожелай  он искоренить ваше  национальное  бытие  , он  бы  начал     с  корня  и  прежде  всего  уничтожил  бы  этот  город  . 
Но  он  не  сделал так  , он только опустошил  Галилею  ,  чтобы  дать вам  время  одуматься   .  Вы  же  принимали  его снисходительность     за  слабосилие  , НАША  МЯГКОСТЬ  дала  только пищу  вашей  дерзости 
После  кончины  Нерона  вы  вели  себя так  , как  только  могут  себя  вести  самые  злые  люди  ;  наши  междоусобные  волнения  внушили  вам  бодрость  , и   когда  я  с моим  отцом  отправился  в Египет  ,                вы  употребили этот  удобный  момент для  военных приготовлений      и не постыдились  нарушить покой  тех  , которые  стали  во главе  империи  и  которых вы  знали  как  человеколюбивых  полководцев  .
Когда  государство  перешло под скипетр  нашего  дома  , порядок                в  нём  водворился     ,  и  отдалённейшие  народы  отправляли   к  нам  послов   , чтобы  нас  приветствовать  , тогда  опять одни  иудеи  были  нашими  врагами  ;  посольства  шли  от вас  по ту  сторону  Евфрата  , чтобы  взволновать  тамошние  племена  , новые  обводные  стены  были  воздвигнуты  ;  поднялись мятежи  , раздоры  между  тиранами  , междоусобицы  -  всё таки явления ,  какие  только можно ожидать от злых людей  .  Тогда  явился  я  под стенами  города  с печальными  полномочиями  , которые  весьма  неохотно                дал мне  мой  отец  .  Я  удерживал  жаждавших мести  , вывозил  мои  машины  против ваших стен  только по необходимости  , обуздывал  кровожадность солдат  , после  каждой  победы  предлагал  вам мир  , точно я был побеждённый  .  Подступив  , наконец  ,  к  храму  ,                я  опять забыл  закон войны ,   и  по  доброй  моей  воле  просил вас  пощадить  ваше  сосбтвенное  святилище  , спасти  себе  храм  , дозволил вам  свободное  отступление  , обещал пощаду  жизни  ,                всё  это вы  оттолкнули  от себя  и  собственными руками  сожгли  храм  , а теперь  , злодеи  , вы  вызываете  меня  на  переговоры  ?
Что  хотите  вы  ещё  спасти  ?  Что  может  выдержать                хотя  бы  отдалённое  сравнение  с  тем  , что уже  погибло  ?                Да  и  какую  цену  может иметь  ваша  жизнь   после  падения                храма  ?  Однако вы  и  теперь  ещё  стоите  здесь под оружием  ?
Даже  в  самом  крайнем  положении  вы  всё  таки  не  хотите                и  вида  подать  , что нуждаетесь в  милости  ?   Несчастные   !                На  что  вы  ещё  уповаете   ?  Народ  ваш  мёртв  , храм  погиб  , город  мой  ,  в  моих руках  и ваша  жизнь  ,  и  вы  ещё  лелеете  славу  героической  смерти  ?    Но я  не  желаю  состязаться  с  вами                в  безумии ;  если  вы  бросите  оружие  и сдадитесь  , так  я  дарую    вам  жизнь .  Как  кроткий  домохозяин  , я  накажу  только неисправимых  ,  а  остаток  спасу  для  себя .  «  Их  ответ  гласил  :
Условий  от него принять не  могут  , так  как  они  клялись                не делать  этого никогда  и ни  в  каком  случае  , но они  просят  его  дать  им  свободно  пройти  через  обводную  стену  вместе  с жёнами  и  детьми  ;  они  пройдут в  пустыню  и  оставят  ему  город  .
Возмущённый  тем  , что они  , находящиеся  в положении пленников  , диктуют  ему  ещё  условия  , как  победители  , Тит   велел  объявить  им  через  вестника  :  ни  один  перебежчик  не  будет принят  отныне  , да  не  надеется  никто на  милость  , ибо он не  пощадит никого  ;   пусть они  сопротивляются  всеми  силами  и спасутся  , как  знают  , он  же  будет  действовать  только по законам  войны  .  Одновременно  с  тем  он приказал солдатам  жечь и грабить город  .
На  следующий  день римляне  выгнали  разбойников  из  Нижнего города  и  предали  огню всю местность  до  Силоама  . Несчастье                не привело разбойников  к  раскаянию , напротив  , они  хвастались  несчастьем  , точно  они  достигли  успеха  .  Глядя  на  горящий  город  они  заявляли  , что теперь они  спокойно и  с радостью  умрут  ,  умрут  ,  ничего не оставив  врагам  , ибо народ погиб , храм  сожжён  ,  а  город  объят  пламенем  . И  теперь  ,  когда  дело  доходило                до крайности   ,  Иосиф  не  уставал  просить  их  спасти  остаток  города  .  Но  сколько  он ни  говорил  об  их  свирепости  и  нечестии  , сколько  ни  убеждали  их спасти  себя  кроме    насмешек  , ничего                не  достиг  .  Так  как  они  , в  силу  своей  клятвы  , не  могли  сдаться  римлянам  ,  а  оказать сопротивление  тоже  были  не в  состоянии  , потому  что  оказались  как  бы  заключёнными  в  тюрьме  ,                то  желая  убийствами  , сделавшимися  для  них  привычным  делом  , пресечь  возможность  побегов  , они  выходили  поодиночке                на   окраину  города  и  , прячась  в  развалинах  , подкарауливали  тех  ,  которые  хотели  переходить  к  римлянам  .  Многие  , которые     вследствии  истощения  от  голода  не имели  сил  бежать                от преследователей  , были  ими  пойманы  , убиты  и  брошены                на  съедение  собакам  .  Ни  одного  свободного места  не  оставалась           в  городе  , где  бы  не  валялись  жертвы  голода  и  разбоя  ,  всё  было покрыто  трупами  .  Тираны  с  их разбойничьей  шайкой  возлагали  ещё  надежды  на  подземные  ходы  ,  где  ,  как  думалось им  ,  они    останутся  не  разысканными  до  окончания  войны  , а  после  ,  когда  римляне  удалятся  , они снова  выйдут  и  убегут  .  Но  это  , конечно  ,  была  мечта :  им  не  суждено  было укрыться  от  Бога  и  римлян  .
В  надежде  на  эти  подземные  ходы  они  сами  жгли  ещё  больше  , чем  римляне  . В  эти  дни  вожди  идумеян  тайно  собрались                вместе     и  совещались о переходе  к  римлянам  .  Но  Симон  проведал  про  это  .  Казнил  послов  к  Титу  , других  бросил в  темницу  .                Но  стражи   не  могли  выловить всех  . Тит  же  принимал  перебежчиков  . При  этом  он всё таки  учредил  суд  , который  выделял из перебежчиков людей  , достойных  наказания  , несметное       же  множество  было продано    в  рабство  .  Из  числа  простых  жителей  было помиловано   и  отпущено на свободу  свыше  40000  человек  .  В  те  дни  явился  один  из  священников  , Иешуа  , сын  Тебута  ,  выдал много  драгоценностей  и  священных  украшений  , благодаря  чему  получил  льготы  , несмотря  на  то  , что был взят                в плен  с оружием  в руках  .  Многие  из мятежников  считали                город  уже  потерянным  ,  и  отступили  в  Акру  , другие  побрели                в  подземные  ходы  .  Прежде  чем   римляне    влезли  на стену  , оставшиеся  мятежники были готовы  бежать  .  Тогда  можно  было видеть  этих  горделивых  людей  , некогда  кичившихся  своими  злодеяниями  . Их верные  солдаты  разбежались  кто куда  .
Они  с  блуждающими  от  страха  глазами  пали  лицом  на  землю  , вопили  над своим  безумием и  не  могли  тронуться  с  места  ,  точно  сухожилия  были  у  них перерезаны  .  Тогда  явственно  можно  было видеть  , как  преследовал  гнев Божий  этих нечестивцев  :  тираны  сами  лишили  себя  надёжнейшей  твердыни  и  покинули  башни  .
После  того  , как  они  покинули  эти  башни  , вернее  говоря  ,  когда  Бог  их  изгнал  оттуда  , они  бежали  в  долину  , ниже  Силоама  .
Они  были  отброшены  тамошними  стражами  , рассеялись  ,                и  скрылись  в  подземные  ходы  .  Римляне  заняли  стены  , водрузили  свои  знамёна  на  башнях  и  при  ликующих  рукоплесканиях  запели  победную  песню  .  Им  самим  казалось  невероятным  , что последней  стеной  овладели  они  без кровопролития  , и  они  сами  недоумевали  , что не  нашли  здесь  ожидаемого  противника  .  Тогда  они  устремились  с  обнажёнными  мечами  по  улицам  , убивая  беспощадно  все  попадавшиеся  им  на  пути  и  сжигая  дома  вместе     с  бежавшими  туда  . Они  грабили  много   , наводняя  город кровью  , что иные  загоревшиеся  дома  были  потушены  этой  кровью  .
Когда  Тит вступил в город  , он  дивился  его могучим  укреплениям  .
Он воскликнул  :  «  Мы  боролись  ,  покровительствуемые  Богом  :  только  Он  мог  оттолкнуть  иудеев  от  таких  крепостей  .  «
Казнил  мятежников  и  разбойников  , выдававших  друг  друга  .
Выделил  самых высоких и красивейших  юношей  для  триумфа  .
Из  оставшейся  массы Тит  отправил тех  , которые  были  старше  17   лет  , в  египетские  рудники  , а  большую часть  раздарил провинциям  , где  они нашли  свою смерть в театрах  , кто  от  меча  ,  кто  от  хищных  зверей  , не  достигшие  17  лет  были  проданы  .
11000  пленников  умерло от голода  , не  хватало  хлеба  для  такой  массы  людей  .  Число  всех пленённых во время  войны  доходило                до  97000 человек  , а  павших во время  осады  было  1100000 .
Большинство  их было родом  не  из Иерусалима  .  Большая  часть  этой  массы  людей  прибыла  извне сама  , следовательно  , судьба  устроила  таким  образом  , что весь  народ очутился  запертым                как  в  темнице  ,  и  неприятельское  войско  оцепило  город  ,  битком набитый  людьми  .  При  вторжении  в  подземелье  на солдат  повеяло страшным  трупным  запахом  ,  но  жадность к наживе  победила  .  И  действительно  , в этих пещерах  находили  массу  драгоценностей  .  Иоанн  , который  вместе  со своими  братьями  терпел  голод в  подземелье  ,  попросил  , наконец  , у  римлян   отвергнутой ранее милости  .  Симон  же  сдался  после  того ,                как  вынес  ещё  упорную  борьбу  .  Симон  был предназначен  для  триумфальной  жертвы  , а  Иоанн  - к  пожизненному  заключению  .
Римляне  , наконец  ,  предали  огню  и остальные  части  города  .
Срыли  стены  до основания  . Таким  образом  , на  втором  году  царствования  Веспасиана  , в  третий  день гарпея  , Иерусалим  был  завоёван  .  Пять  раз  он прежде  был покорён  , причём  один раз  также  разрушен  .  Раз  он был  взят  царём  египетским  Асохеем  , затем  Антиохом  , после  Помпеем  ,  а  за  ним  Сосием  сообща                с Иродом  .  Во  всех  этих случаях  город был  каждый  раз пощажён  .
Но  ещё  до них  он  был  завоёван  вавилонским   царём  , и  им  же  разрушен  спустя  1468  лет и  6  месяцев  после  его основания  .
Первый  основатель  города  был  ханаанский  владетель  , имя  которого  на туземном  языке  означает  «  Праведный  царь  «                (  Мелхиседек  )  , каким  он  был и на самом  деле  .
(  Авраам  дал ему  десятину  из  того  , что  было  завоёвано                в  войне  с  пятью  царями  , одним  из которых был царь Содома  ) .
Он был  первым  жрецом  Бога  , Которому  основал  Святилище  .
Город  , называвшийся  Солима  , был им  переименован  в  Иерусалим .
Позже  иудейский  царь  Давид  изгнал  хананеев  из  города  , населил  его  своими  соплеменниками  .  477  лет  и  6  месяцев  после него  город был разрушен вавилонянинами  .  От  царя  Давида  , первого  иудейского  царя  в  Иерусалиме  , до разрушения  , произведённого  Титом  , прошло  1179  лет  , а  от первоначального основания                до последнего  завоевания  2177  лет  .  Ни  древность  города  ,                ни неимоверное  богатство  его  , ни распространённая  по всей  земле  известность народа  , ни  великая  слава  совершавшегося  в  нём  богослужения  не  могли  спасти его  от падения  .

Иисус  восклицал  :  «  Иерусалим  , Иерусалим  , избивающий  пророков  и  камнями  побивающий  посланных  к тебе  ! Сколько раз   хотел   Я  собрать  детей  ТВОИХ  , как  птица  собирает  птенцов  своих под крылья  ,  и  вы  не  захотели  !  Се  , остаётся  вам  дом  ваш пуст  .
Ибо  сказываю вам  :  не  увидите  Меня  отныне  ,  доколе                не  воскликните  :  Благословен  Грядый  во имя  Господне  !  «  .
Надежда  есть  и  для  тех сухих  костей  , которые остались                на  полях битв  под камнями  Иерусалима  и  других иудейских  городов 
Это надежда  покоится  на страницах  , на  которых  выведены  слова  пророков  , которых Иерусалим  не слушал  в  древние времена  .
Но  слова  эти  как  будто  бы  записаны  на камне  .
Как  и  слова  Иисуса   , Который  желает спасти весь  Израиль  .
Первенца  Своего  .  И  даже  если  мать  забудет младенца  своего  ,     говорит  Писание  ,   Бог  Израиля  , воплощённый  в  Иисусе  Христе  ,                не  забудет  Израиль  .  И  когда  Битва  Гога  из страны  Магог                с  Израилем  зальёт  землю  Израиля  кровью  до  узд  конских  ,                Иисус  Христос   встанет  на  раздвоившейся  горе  Елеонской  ,                и восхитит  Израиль  к  Груди  Своей  . И  Израиль восплачет                и возрыдает  о  том  ,  что не приняли   Его  , Царя  своего  ,  а  убили  как  злые  виноградари    Сына  Хозяина  Виноградника  ,   и  воскликнут    :  «  Благословен  Грядый  во имя  Господне  !  « 
Ибо  Иисус  возвещает не  от  Себя  ,  а  от  пославшего  Его  Отца  . 


Рецензии