Четверг 5-й седмицы по Пасхе
…
…К тому же Иудея развратилась под влиянием инославных религий и пришла к нравственному упадку, связанному с материальным благосостоянием, и к презрению Закона Божия. Магия, некромантия, различные суеверные обычаи заменили в народе предписанное Законом почитание Бога…
…
Как неподкупный защитник Божиих прав, Исаия вышел из забвения и стал укорять иудеев, что они столько сил тратят на приготовления, вместо того чтобы плакать, печалиться и каяться. Пророк изо всех сил разоблачал их ложные надежды, которые они возлагали на колесницы и коней египетских, тогда как этот народ им не приносит ни помощи, ни пользы, а только стыд и смятение. При этом они не надеялись на Бога Израиля, хотя Он никогда не нарушает Своего слова и, как огненный поток, опрокидывает все надменные власти мира сего (см.: Ис.;31:1). Исаия тогда произнес страшный приговор: Не будет прощено вам это нечестие, доколе не умрете (Ис.;22:14).
…
…В своем Завещании пророк напоминает народу, что его спасение было в покаянии и спокойствии, но поскольку он отверг этот путь и обратился к хитрости и вероломству, постольку уготовал себе окончательное падение. Однако ради тех, кто надеется на Бога, Господь медлит, чтобы помиловать вас, и потому еще удерживается, чтобы сжалиться над вами.
…
Книга пророка Исаии возвышается над всеми другими пророческими книгами Ветхого Завета не только величественной красотой поэтического языка, но главным образом точностью предсказаний о приходе Мессии…
…
Исаия произнес много пророчеств о неизбежном падении тех, кто доверяет свою жизнь сильным мира сего. Таким образом, пророк проливает свет на последние испытания, через которые должно пройти человечество в конце времен.
…
Но вторая часть книги (так называемая «Книга утешения») почти полностью посвящена пророчеству о примирении Бога со Своим народом, об обновлении Иерусалима и о создании вечного царства. Светись, Иерусалим... слава Господня взошла над тобою (Ис.;60:1). Все народы придут в Церковь – Новый Иерусалим – и войдут в город, ворота которого больше никогда не закроются и который больше не будет освещаться ни солнцем, ни луной, ибо Сам Господь станет его Вечным Светом. Всякий праведник будет членом народа, собранного Богом. Он возрадуется в них и они – в Нем, и в этом городе, где смерть упразднена, больше не будет слышно ни криков, ни стенаний, ни плача, а только хвала Богу (Ис.;60–62).
Святой пророк Исаия возвестил почти открыто Благую Весть и совершенно справедливо получил имя Пятого Евангелиста. Его книга – один из главных источников нашей веры и нашей надежды».
_____________________
Фрагмент из книги:
«Синаксарь: Жития святых Православной Церкви. Том 5»
Глава: «Память святого пророка Исаии»
Автор: иеромонах Макарий (Боннэ), Симонопетрский
***
«Не смотря на своё родство с царским домом, Исаия отличался таким смирением, что по собственной воле жил в бедности с своей также Богоугодной женой и детьми. Он проводил жизнь в полном воздержании и изнурении тела, даже носил власяницу, выражающую сокрушение человека о грехах своих.
…
Кроме пророчеств в книге пророка Исаии содержится много нравственных высоких истин, напр. о том, какой пост может быть угоден Богу:
«Они вопрошают меня о судах правды, желают приближения к Богу:
«Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь?»…
…
…Во время осады Иерусалима, от которого вода была отведена неприятелем и жители томились, не имея воды, Исаия молитвой чудно извёл из горы Сионской источник, по преданию, тот самый Силоам, о котором упоминается в Евангелии и водой которого Христос исцелил слепорождённого».
____________________
Фрагмент из книги:
«Жития святых, чтимых Православною Церковию, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах»
Глава: «Май. 9-е число. Святого пророка Исаии»
Автор: святитель Филарет Черниговский (Гумилевский)
***
«…Эта печальная участь – подчинение «избранного народа» под тяжелую руку языческих царей была ему наказанием от Господа за то, что он вышел из послушания Богу, все более и более погрязая в беззаконии и идолопоклонстве…
За это нечестие, растлевавшее царство Иудейское и возбуждавшее праведный гнев Господа, Иудею вскоре постигло наказание, служившее предвестником более грозных прещений Божиих в будущем. Царь израильский Факей и сирийский Рецин вторглись с соединенными силами в Иудейское царство; грабя и опустошая все на дороге, они дошли до самого Иерусалима; к тому же восстали едомитяне и филистимляне, возвращая себе независимость. «Так унизил Господь Иудею за Ахаза, царя иудейского, потому что он развратил Иудею и тяжко грешил пред Господом» (2Пар.28:19).
…
Но неверующий Ахаз надежде на Бога предпочел надежду на царя ассирийского, от которого предостерегал его пророк. Ища защиты против вступивших в Иудею царей, Ахаз заключил союз с Феглаффелассаром II, царем ассирийским, и при этом отдал ему все сокровища не только из своего царского дома, но и из храма; он сам отправился к Феглаффелассару в Дамаск на поклон и здесь получил чертеж уже помянутого Ассирийского жертвенника. В награду за это подчинение царь ассирийский разоряет Сирию и часть Палестины, составлявшую Израильское царство. Ахаз же, ограбив храм, затворил его великие двери; угасли светильники храма; курение более не возносилось и святое место было оставлено в полном пренебрежении. Истинное поклонение Иегове, заменяемое все разраставшимся омерзительным идолопоклонством, было почти забыто (4Цар.16:5–10; 2Пар.28:5–25).
…
И Господь не замедлил чудесным образом явить Свое могущество над ассирийским царем и Свое благоволение Иудеи. С солнечным рассветом, рассеявшим ночную мглу, рассеялись страх и тревога, нависшие над Иерусалимом: в ту же самую ночь «пошел Ангел Господень и поразил в стане ассирийском сто восемьдесят пять тысяч; и встали поутру, и вот все тела мертвые» (4Цар.19:35), и царь ассирийский «возвратился со стыдом в землю свою» (2Пар.32:21). Жителям же Иерусалима досталась громадная добыча, наполнявшая лишившийся защитников ассирийский стан.
…
…Езекия обрадовался посольству, идущему от царя обширного государства, и показал ему все свои сокровища. Посольство это было испытанием Езекии от Бога, «дабы открыть все, что у него на сердце». И благочестивый царь не выдержал испытания: еще так недавно видевший над собою проявление милосердия Божия, соединенного с чудесным знамением, Езекия, увлекшись тщеславием, при котором не было места мысли о славе Господа, переносит свое упование с Бога на людей и на себя самого…
…
Если, как говорит святой Кирилл Иерусалимский, «не одному из пророков не был Христос неведом», то о пророке Исаии это должно сказать в особенности. Книга его содержит предсказания о Христе-Спасителе столь полные и ясные, что по справедливости устами отцов церкви святому Исаии усвоено наименование «Ветхозаветного евангелиста»».
_____________________
Фрагмент из книги:
«Жития святых»
Глава: «Житие святого пророка Исаии»
Автор: святитель Димитрий Ростовский (Туптало)
Свидетельство о публикации №225052201186