Сад и огород для души. Смородина

  Когда мы только купили участок, на нем было много всякой поросли и разного ненужного хлама, который в срочном порядке пришлось эвакуировать, чтобы подготовить площадку к разметке для строительства дома. Участок до покупки принадлежал молодому человеку, которому достался ему по наследству от отца, но он (владелец) не любил землю, относился к ней потребительски. Предпродажной документальной подготовкой занималась его мама, которая имела критически усталый вид, потому что жила с молодыми в одной квартире и не могла нормально выспаться: то из-за плача маленького ребенка, то молодежь просила посидеть, а сама (молодежь) гуляла до утра. Бедная женщина, она была готова переехать куда угодно, лишь бы ее не беспокоили. Не смотря на все эти противоречия, она очень цепко держала цену на участок, не хотела уступать (хотя причин для торга было достаточно), но, так вышло, что ей предложили хороший вариант квартиры, и продавец не ждал, а мы оказались единственными покупателями, которые были готовы сразу к сделке (деньги были в наличии), она была вынуждена пойти на уступки. Так мы стали владельцами 15 соток участка ЛПХ в хорошей деревне, окруженной сосновым лесом, с асфальтированным подъездом, всеми коммуникациями по границе, но с одним небольшим «но»- участок был сильно запущен, предстояла огромная работа, но это нас не пугало, руки чесались.
  Сделка свершилась в июле, и я с огромным азартом начал приводить землю в порядок. Во- первых, надо было все покосить. Трава и поросль дички стояли по пояс, и во всем этом были разбросаны пустые бутылки и прочий хлам (последствия отдыха бывшего хозяина). Участок разделял старый сгнивший забор- часть досок с огромными гвоздями отвалилась, плюс старый сарай, тоже гнилой с огромным количеством битого стекла. Не поверите, но на наведение порядка и вывоз всего барахла (пять КАМАЗов) ушло два месяца и надо учитывать, что мне помогали 3 молодых узбека. От всей растительности было решено оставить несколько кустов смороды вдоль забора с соседями и старенькую яблоню впереди участка. Вся дичка была выкопана и ликвидирована.
 Ах уж эта смородина: белая, красная, черная- ее было много, но ягода мелкая, не ухаживали за ней, забросили и она, как дитя, плакала и просила заботы и внимания. По осени мы с супругой удалили больные и сухие ветки, почистили плесень и грибок, хорошо пролили и подкормили. А еще, мой близкий друг, живший в соседней деревне, подарил мне два куста сортовой черной смородины из Тимирязевский академии, которые я сразу посадил. Таким образом, у нас появился некий смородиновый забор, в дополнение к основному, что не могло не радовать. После снежной зимы очень хотелось увидеть пробуждение смородины. Моя тетка, которая всю жизнь прожила на земле и работала в лесничестве, знает толк в посадках, посоветовала пролить ветки нашей смородины кипятком прям под корень, чтобы убить каких-то вредителей, каких- я до сих пор не знаю, но все сделал, как она объяснила. Не знаю, поэтому ли, либо по какой другой причине, но в апреле наши кустики просто ожили, воспаряли, как будто в них вдохнули жизнь. В первый год после ухода был небольшой урожай смородины, но не столь существенный, а вот через год, когда все кусты окрепли, особенно Тимирязевские, мы получили достойную плату в виде ягод за свои труды, чем очень гордились. В это время шла стройка дома, и даже наши рабочие-узбеки наслаждались дивным вкусом ягод и чаем со смородиновым листом.
  Для меня кусты смородины, той самой, Тимирязевской- это память о моем друге и соратнике Валерии Петровиче, который мне их подарил от души, они набрали силу и радуют до сих пор. Когда полю, поливаю или собираю эти крупные ягоды черной смородины, я с ними разговариваю, как с моим другом, и мне вспоминается этот искренний, открытый человек, так рано покинувший этот мир для Вечной жизни, но оставивший после себя добрую живую память. Казалось бы, пару кустиков смородины, а столько смысла и такое значение. Знаете, все, что честно сделано и выращено в трудах приносит истинную радость, внутри все поет, когда видишь по весне, как тянутся молодые веточки, поднимаются тюльпаны и поют на проводах скворцы, и от всего этого просто хочется жить.


Рецензии