Псалом 37. Господи, да не в гневе да обличишь меня
Этот псалом находится в составе Шестопсалмия. Оно открывает службу Утрени. За ним идёт Канон и Славословие. Первый псалом из Шестопсалмия – третий. Он уже был прочитан и разобран в этом цикле. 37-й псалом следует за 3-м и это псалом покаянный.
«Псалом Давида. Чтобы помнить». Это уточнение связано с памятными действиями человека, очень важными и торжественными, а именно – с покаянием, к которому надо человека подготавливать постом и молитвой, чтением покаянных псалмов. 37-й псалом из таких покаянных:
«Господи, да не в гневе Твоём да обличишь меня, и не в ярости Твоей да накажешь меня». Давид знал, что есть гнев Божий, когда он направлен на грешников. Давид не уклоняется от наказания и обличения, он хочет беседы с Господом, богообщения, но только бы не в гневе и ярости Господней. Точно такие слова встречались в 6-м псалме, и вслед за ними шло прошение о милости. Но в этом псалме смысл несколько иной, а именно, как говорил апостол Павел: «Страшно впасть в руки Бога Живого».
«Ибо стрелы Твои вошли в меня и сошла на меня рука Твоя». Здесь как бы создаётся противоречивый образ, ибо чувство покаяния одновременно пронзает и гнетёт, сойдя от Бога. Здесь надо понимать важную мысль – свой грех человек часто ощущает как руку Божью, жестокую и ранящую.
«Нет целого места в плоти моей от лица негодования Твоего, нет мира в костях моих от лица греха моего». «Нет целого места» – это значит, что бить уже даже некуда, ибо человек уже весь одна сплошная рана. В этом смысле Сам Бог ощущал затруднения, когда вёл народ Израиля по пути в землю Обетованную. Пророк Исайя восклицает: «Во что быть вам ещё битыми, от подошвы ноги до головы в вас целого места нет» (Ис.1:5). «Нет мира в костях моих» - мир здесь (шалом) как целостность и как итог жизни человека. А кости человека – это его строй души, духовное основание. Иначе – душа моя расстроена и дух мой угнетён. Это приём Писания, когда через телесные члены человека объясняется устроение его души и духа. Стройность души лишилась мира не действием Божьим, а действием греха. Но человек может долго находиться в состоянии греха и его не ощущать. Затем его присутствие обнаруживается тем, что мир человека разрушается, и он лишается душевного здоровья и равновесия. И это состояние возникает с чувством, что человек поражён гневом Божьим, как Его рукой или стрелами. Возникшие при этом душевные боль и смятение могут стать началом покаяния. Но… могут и не стать, ибо бывает, что никакая скорбь и страдание не вразумляют ни человека, ни целый народ (в иудаизме псалом 37 отнюдь не покаянный).
«Ибо вины мои превзошли голову мою, как ноша тяжкая они стали тяжелы мне». Вина «авон» в еврейском языке имеет двойной смысл – как вина за что-то и как наказание за что-то. А в общем смысле это – виновность как наказание за первородный грех. Здесь кающийся чувствует себя как бы потонувшем во аде, откуда его надо вытаскивать. «Тяжкая – тяжелы». Это усиление говорит о пределе сил терпения. Опять же, тяжесть своей вины человек ощущает как действие Божье. А почему это так?.. Потому, что тяжесть и боль греха человек ощущает своей божественной душой как Божье присутствие. Это диалектика покаянного чувства. А Божье присутствие всегда есть милость, которую, как ни странно, человек может воспринимать совсем противоположным образом. Например, глагол «кавед» - быть тяжёлым, важным, почтенным. В другой форме – прославить, возвеличить, но отягчить. А существительное «кавод» того же корня это – слава. Таким образом, посещение человека божественной Славой производит действие в сердце тем или иным образом. В истории исхода сказано, что Бог «отягчил» сердце фараона присутствием своей Славы, которая, однако, воздействовала на его сердце отягчённо или ожесточённо, проявилась как форма непокорности. Ощущение тяжести греха заставляет человека понять, что славен Бог, но тяжела рука Божья, ибо грех виден только в чистоте и святости Божьей. Однако, во свете этой чистоты сердце человека может и закаменеть во грехе, как в вышеприведённом слове – и славить, и славиться, в зависимости от контекста и смысла изложения. Весомость Божьей Славы вызывает чувство собственной греховной тягостности с одной стороны. С другой, это ощущение тяжести греха может мутировать в чувство глобального страдания, которым человек начинает гордиться. При таком состоянии духа никакое страдание уже не умудряет, не смиряет и не приводит к покаянию, а наоборот - надмевает, и человек становится жёстче и непримиримей к окружающим. Таким образом, псалом 37-й учит нас тому, как обращать страдания не к гордости, а к истинному покаянию.
«Воссмердели и гноятся раны мои от лица безрассудства моего». Это воссмердение духовное подобно тому, как воссмердел весь Египет, когда фараон отягчил своё сердце. От одного гордого и жестокого сердца воняла вся страна. Безрассудство – это то, что противоположно мудрости. Смердящий запах идёт изнутри, потому, что человек поступал безрассудно, т.е. безбожно и без мысли о последствиях.
«Я согбен и склонился совсем, ибо почки мои полны жжения и нет целого места в плоти моей». Почки – очень интересный термин. Когда он в единственном числе, то имеется ввиду, что это поясница, и этой частью тела обозначается некоторая способность души как добрые качества, как упование. Но поясница может быть и символом глупости. Ощущение жжения это ощущения жара и огня внутри живого тела. И с этим ощущением и сравнивается чувство покаяния.
«Я оцепенел и сокрушён совсем, рыкал от рычания сердца моего» Оцепенел в смысле - похолодел, но при внутреннем жжении. Весьма противоречивый образ, но именно он может приблизить нас к духовному пониманию состояния покаяния. А сердце рычит оттого, что в нём происходит борьба совести и самооправдания.
«Господи, пред Тобою всё желание моё и воздыхание сердца моего от Тебя не скрылось». Желание – понятие двузначное. Это и желание доброго, и похоть, вожделение гибельное. Аналогия есть в истории грехопадения, где сказано: «И увидела жена, что хорошо дерево для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно» (Быт.3:6). Поэтому, «пред Тобою, Господи, все желания моё» в смысле – и похоть моя гибельная, и добрые желания. Здесь желания соотносятся с воздыханиями. Что это? Это, так называемый – внутренний человек, тайные желания и духовный стержень. Праведный человек не пытается скрыть этого человека от Бога, в отличие от Каина, который сказал: «От Лица Твоего я скроюсь». Внутренний человек в любом случае открыт пред Богом, однако важно то, чтобы сам человек захотел быть открытым пред Богом. Именно тогда человек приходит к истинному покаянию.
«Сердце моё мечется, оставила меня сила моя, свет очей моих, и того нет со мною». Глагол «мечется» имеет значение гулять, путешествовать или промышлять, как в торговле. Если желание и воздыхание это внутренняя суть души, то зрение и сила это образ свободы. Но если сердце блуждает и мечется, то это признак безволия и растерянности при осознании своей греховности, при покаянии. Это пограничное состояние, серая зона, как между жизнью и смертью. И это тоже покаяние.
«Любившие меня и ближние мои далеко от недуга моего стоят,»
« и друзья мои вдалеке стали, и коварствуют, ищущи душу мою, и ищут зла моего, изрекают пагубу, о кознях весь день усердствуют». Здесь говорится о том, что Давид оставлен близкими своими, но ощущает, что и Богом будто бы оставлен. А если близкие отступили, то враги соответственно приступили и «коварствуют». Этот глагол переведён лишь по контексту, ибо оригинальный вообще не понятен. Однако, понятно, что враги действуют изощрённо и выискивают «зла моего» – место, где и как человека ударить больнее, как сделать более нестерпимой обиду. «Весь день» - это значит всегда. «Усердствуют» - подходят к производству зла со всей тщательностью и изобретательностью. Это аналогично тому, как в Первом псалме говорится об изучении человеком Торы и во времени, и всеми возможными способами. Здесь то же самое, но с обратным духовным значением.
«И я как глухой не слышу, и как немой, который не открывает уст своих».
«И был как человек, который не слышит, и нет во устах его возражений». Т.е. человек не имеет в ответ на все козни никаких возражений и противодействий. Это и есть признак кающегося человека – он безответен на зло. Так что же делать, когда всё вокруг против тебя?
«Тебя, Господи, дожидаю, Ты ответишь, Адонай Боже мой». Как сказано в псалме 36: «Предай Господу путь твой и надейся на него, и Он сделает». В смысле – переложи, перекати на Господа свою скорбь. А в этом стихе псалма 37 – пик покаянного чувства, в котором утверждается чувство и способность ждать и уповать на Господа, а не на человека.
«Ибо я сказал: да не веселятся обо мне; когда поколебалась нога моя, они надо мной величаются». Это значит, что покаяние – это битва в мире духов, в которой можно потерпеть поражение. В этом случае все враги веселятся и радуются претыканию человека.
«Ибо я готов споткнуться, и рана моя предо мною всегда». Грех надо всегда помнить, хотя хочется забыть. А рану, когда болит и болит, забыть невозможно, т.е. от истинного покаяния, когда оно приходит, ничем отвлечь нельзя. В Новом завете это образ кающегося на кресте разбойника. Вот где боль как покаяние и покаяние как боль. А в Ветхом завете таковым был царь Ниневии, облекшийся в рубище и назначивший всем ему подвластным людям пост, когда пророк Иона возгласил и городу, и всем жителям скорую погибель за грехи.
«Ибо вину мою я возвещу и озабочусь о грехе моём». Зачем возвещать всем свою вину и то, что в душе? В Евангелии такой вопрос возникает, когда Иоанн Предчеча говорит иудеям: « Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». А как это сделать, ибо Спаситель ещё не начал свою земную проповедь? Но была такая форма покаяния – обличить себя публично перед народом. Опять же, в Ветхом завете есть сюжет, когда четвёртому сыну Иакова Иуде совесть подсказала обличить себя, что он сделал очень неохотно и с трудом, после чего наследовал первородство. Конечно же, сам Давид обличал себя после истории с похищением Версавии, как чужой жены, и он был спасён Богом. Однако это не произошло у Иуды Искариотского предателя, хотя он и обличил себя перед первосвященниками. Но этот способ покаяния после пришествия Христа стал недейственен, и эти заинтересованные лица просто отпустили Иуду ни с чем. В книге Иова тоже говорится о публичной форме покаяния – пред всем народом. Поэтому Давид говорит именно о такой форме покаяния: «Ибо вину мою я возвещу и озабочусь о грехе моём».
«А враги мои живут и укрепляются, и умножились ненавистники мои лживые,» Когда человек в состоянии покаяния, враги липнут к нему особенно активно, чтобы на него лгать и позорить. Поэтому далеко не каждого надо слушать, когда человека призывают к покаянию, особенно на уровне нации и народа. Например, запад призывает нас каяться в сталинизме, как немцев в фашизме. Однако, это чисто каинский призыв, ибо враг пытается лишить людей настоящего покаяния и привести к унынию. Сталинизм сам по себе был для нас образом наказания за отступничество от Бога. Он был формой нашествия злых сил на то место, от которого отступил Господь, как Навуходоносор для древних евреев. А Гитлера немцы выбрали сами.
«Воздающие мне злое за доброе, противятся мне за то, что я преследовал доброе». Воздающие это как наполняющие, только злом. Давид познал сполна, что за всякое доброе дело можно получить зло. Глагол «противиться» это – «сатан» Отсюда – сатана. Давид стремился следовать миру, а получил врагов именно по этой причине. Становится ясно, что враги кающегося человека имеют сатанинскую природу, и покаяние есть битва, которую можно проиграть. Так кто этим врагам может противостать?..
«Не оставь меня, Господи Боже мой, не удаляйся от меня,»
«Поспеши на помощь мне, Господи, спасение моё». Только тот человек, который сам не удаляется от Бога.
Свидетельство о публикации №225052201523