Всё не отпускает меня история России.
Вроде закончил серию публикаций по ней, а нет,
Так и тянет что-нибудю добавить.
В частности вернуться в важнейший период
Нашей истории от Отречения царя Николая Второго
До Октябрьской Социалистической революции.
В основном тексте я очень мало уделил внимания
Александру фёдоровичу Керенскому.
А в этом периоде он играл выдающуюся роль.
При этом находился одновременно в двух,
Борющихся между собой органах власти России,
Временном правительстве, которое он,
В конце концов, и возглавил,
И Петроградском Совете рабочих
И солдатских депутатов в качестве
Заместителя Председателя Совета.
Славен он был своим ораторским искусством.
Поэтому с одной из его речей я и хочу Вас познакомить.
Речь эту он произнёс в Таврическом дворце
Перед делегатами, прибывшими с фронта 29 апреля 1917 года.
"Я пришёл к Вам потому, что силы мои на исходе.
Нам говорят, не нужно больше фронта,
Начинается братание.
Разве на французском фронте тоже братаются?
Нет товарищи. Брататься, так брататься на всех фронтах.
У нас нет русского фронта,
А есть единый союзный фронт...
Мы идём к миру, и я бы не был в рядах Временного правительства,
Если бы воля народа об окончании этой бойни
Не была его главной задачей.
Мы хотим приблизить конец этой братоубийственной войны.
Но к этому концу надо идти открытым и ясным путём.
Мы не собрание усталых людей. Мы государство.
Человека бессильного никто не уважает.
Я хочу верить, что мы найдём выход из этого положения
И пойдём вперёд открытой и ясной дорогой...
Но в это надо не только верить, но и действовать.
Мы готовим дорогу к власти трудовым классам.
Первое, о чём мечтает Учредительное собрание,
Так это о земле трудовому народу!
Но остерегайтесь. Есть суд людей и суд истории.
Бывали не раз случаи, когда люди,
Которые были выше и сильнее нас
Падали под предательскими ударами
За то, что они шли будто бы против трудового класса.
Но все эти убийства всегда были предвестниками
Возвращения старых тиранов и деспотов.
Судьба страны в Ваших руках,
И она в великой опасности.
Мы хлебнули свободы, и мы охмелели.
Но не опьянение нам нужно,
А величайшая трезвость и дисциплина.
Мы должны войти в историю,
Чтобы на наших могилах написали
Они умерли, но никогда не были рабами"
Через несколько дней после произнесения этой речи
Керенский займёт пост военного и морского министра.
Зацепило меня в Вашем тексте, Игорь, многое, но больше всего то, что и Временное правительство и Совет рабочих и солдатских депутатов Вы назвали органами государственной власти. Чья-то власть становится государственной властью тогда, когда она институционализируется, то есть или обрастает институтами, например, своими, государственной власти, органами, или врастает в уже существующие институты, органы государственной власти. Правительство - это привычное обозначение органа власти, а термина "Совет Народных Комиссаров" в описываемый Вами, Игорь, период истории, то есть в начале и середине семнадцатого года, ещё не было. И нас всех смущает большевистский термин "двоевластие". А вдруг большевики погорячились, называя Совет рабочих и солдатских депутатов одной из государственных властей государственного двоевластия? А вдруг А.Ф. Керенский, кстати имеющий неплохое юридические образование, был прав, присутствуя и во Временном правительстве и в Совете рабочих и солдатских депутатов? Может быть, неплохой юрист Керенский, понимал, что орган государственной исполнительной власти в стране только один: Временное правительство, а Совет рабочих и солдатских депутатов - это не орган государственной власти, а орган одного из общественных движений, которые тогда, после марта семнадцатого года, возникали в России в значительном множестве. А.Ф.Керенский сделал в своей политической жизни ставку не на общественное движение, а на орган государственной власти. В.И.Ленин, как только приехал в революционную Россию к апрелю тысяча девятьсот семнадцатого года, так сразу увидел, что у единственного органа государственной власти, у Временного правительства, очень мало шансов стать сильным органом государственной власти именно потому, что уже существует в стране такое массовое общественное движение, как движение советов рабочих, солдатских, да ещё и крестьянских депутатов. В речи А.Ф. Керенского очень заметно то, что он, как единичная историческая личность, является именно "законником", а В.И.Ленин, как единичная историческая личность, - "общественником". Для законника А.Ф. Керенского открытая и ясная дорога к наступлению мира и к светлому будущему трудового класса - это законность, предполагающая укрепление и развитие единственного государственного органа власти, - Временного правительства, а для общественника В.И. Ленина главной задачей станет разогрев такого общественного движения в России, как движение советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Потом В.И.Ленин и другие большевики придумают такой термин, как "революционная законность". В речи же А.Ф.Керенского заметно, что он считает так: политические убийства, погромы помещичьих усадеб - не являются законными, потому что законнность есть одна, - общая, никакой революционной законности существовать не может. Величайшая трезвость и дисциплина, по мнению А.Ф.Керенского - это и есть атрибуты единой, общей законности в государстве. Беда Керенского и таких, как он, заключается в том, что они законным считали такой орган государственной власти, как Временное правительство, которое пришло к власти не совсем законным путём. Но депутаты Государственной Думы хотя бы создавали видимость законности: поехали к императору Николаю Второму и добились от него его письменного отречения от государственной власти, дождались, чтобы и Михаил Александрович Романов отказался от принятия в свои руки государственной власти. Общественник В.И.Ленин, тоже по образованию юрист, как и А.Ф.Керенский, следил в тысяча девятьсот семнадцатом году не за соблюдением законности, а за тем, как растёт градус такого общественного движения, как движение советов рабочих, солдатских депутатов и способствовал, как мог, росту этого градуса. Преодолённая корниловщина очень помогла В.И. Ленину довести до кипения такое общероссийское общественное движение, как движение советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Провидчество В И.Ленина заключалось не в том, что он говорил о марксизме и социализме, а в том, что больше политической энергии он видел не во Временном правительстве, как в сборной исторической личности, а в общественном движении советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, из которого и из большевистской партии он сформировал потом такие сборные исторические личности, как, например, Совет Народных Комиссаров и ЦИК, Центральный Исполнительный Комитет Советов. Да, так сложилась история России в конце тысяча девятьсот семнадцатого года, что общественники одержали верх над такими законниками, как А.Ф.Керенский, а в тысяча девятьсот девяносто третьем году всё сложилось иначе, чем в тысяча девятьсот семнадцатом: общественник Б.Н.Ельцин и его сторонники, как сборная историческая личность, одержали верх над законниками из Верховного Совета РСФСР, оказавшимися очень слабенькой сборной исторической личностью. Всё, заканчиваю свой скучный экскурс во взгляды личностного подхода к историографии на события 1917-го и 1993-го годов. Спасибо вам, Игорь, за освещение взглядов законника А.Ф Керенского!
Светлан Туголобов 13.06.2025 06:43
Заявить о нарушении