Надежда Крупская о детской литературе
учителей, и литераторов)
Дорогие товарищи!
Сегодня наблюдается тревожное положение, которое сложилось в развитии нашей детской литературы в последние годы. Многие наши детские писатели явно оторвались от реальной жизни, от проблем воспитания наших детей, от задач, поставленных нашей партией по воспитанию подлинных строителей социализма и коммунизма в нашей стране.
Хотя всем известны великие слова классика нашей советской литературы А.М. Горького о том, что для детей нужно писать также как для взрослых, только лучше. Вместо этого мы видим увлечение детских писателей странными фантазиями, которые затем навязываются нашим детям, будущим строителям социализма, под видом увлекательных сказок, историй и приключений. Но ведь детский писатель – это тот же педагог, который должен передавать новому поколению все ценные накопления веков, а не передавать ему свои предрассудки, пороки, извращённые представления и духовные болезни. Ведь дети очень восприимчивы, они открыты всему и хорошему, и плохому. Вы даже не представляете, сколько инициативы, увлечения, какое богатство воображения проявляют во - время диких и жестоких игр дети, подражая героям литературных произведений. Как часто эти произведения, эти игры будят в них зверя. Особенно это опасно, когда многие родители, полностью доверяя детским писателям, не контролируют, какими произведениями увлечены их дети, в какие игры они играют.
Но я не буду приводить вам примеры из произведений этих слабых и плохих писателей. Я предлагаю рассмотреть только произведения писателя и поэта К. Чуковского, которого называют лучшим детским писателем нашей страны. К примеру, его произведение о крокодиле. Во-первых, что это? Некоторые называют это пародией на Некрасова, другие на Лермонтова. Зачем нашим детям предлагать пародии на этих наших великих писателей и поэтов? Что вся эта чепуха обозначает? Герой, дарующий свободу народу, чтобы выкупить Лялю-это такой буржуазный мазок, который не пройдёт для ребёнка бесследно. Приучать ребёнка болтать всякую чепуху, читать всякий вздор, может быть, и принимают в буржуазных семьях, но это ничего не имеет общего с тем воспитанием, которое мы хотим дать нашему подрастающему поколению. Такая болтовня – это полное неуважение к ребёнку. Я думаю этого «Крокодила» нашим детям давать не надо, не потому, что это сказка, а потому, что это буржуазная муть, которая может принести нашим детям один только вред. Эта «чуковщина», с её волшебством, вымыслом, говорящими животными, только уводит наших детей в мир пустых мечтаний и фантазий, а значит, она бесполезна и вредна.
Или возьмём произведение К. Чуковского «Мойдодыр»:
Вдруг из маминой из спальни,
Что у самой умывальни.
За горячей, за водой,
Кривоногий и хромой,
Выбегает «Мойдодыр»
Умывальников начальник, и мочалок командир.
И так далее.
Что это товарищи? На что намекает детский писатель? Что мама, когда отец уходит на работу, изменяет ему со своим начальником. Какой ужас. Зачем это нужно нашим детям. Пытаясь оправдаться, сам Чуковский утверждает, что «Мойдодыр» - «это всего лишь его страстный призыв к маленьким к чистоте, и умыванию. Думаю, что в стране, где ещё так недавно про всякого чистящего зубы говорили: «Ты, видать жид», эта тенденция стоит всяких остальных».
Каково? Как это понимать? Что это, если не клевета на наш народ.
Или произведение Чуковского « О мухе. Цокотухе». Намёк на то, что Комарик якобы переодетый принц, а Муха-принцесса. И при всём этом довольно странные отношения между этими насекомыми. Ведь близость мухи к комару не может не вызвать у ребёнка развратных, фривольных мыслей. Муха якобы обнаруживает свободно лежащие денежные средства, которые она немедленно присваивает. Приобретает самовар и организует светский приём, вечеринку или попойку. Вместо того, чтобы сдать деньги в милицию и заняться, наконец, общественно полезным трудом. Но появляется местный авторитет со-сложной судьбой и совершает ужасающий акт, подвергая несчастную Цокотуху изнасилованию и издевательствам. И всё это на фоне непрекращающейся в доме мухи оргии.
А жуки рогатые,
Мужики богатые.
Шапочками машут,
С бабочками пляшут.
Или возьмём произведение К. Чуковского «Муха в бане». Откровенный намёк на сексуальные отношения в невероятных позах. Нашёл место, чтобы написать о настоящей любви. Ведь для нас, здоровой части общества, любовь есть не только удовлетворение здорового полового инстинкта. Для нас важно, чтобы это чувство, которое даёт много радости, связывалось с идейной близостью, со стремлением к одной цели, борьбой за общее дело, за построение социализма в нашей стране. В этом произведении сомнительном во - всех отношениях, есть и финал с сомнительной моралью. Ведь Муха не понесла в итоге никакого наказания за свои разнузданные похождения. А в образе таракана мы видим намёк на руководителя нашего государства товарища Сталина. Это абсолютно не допустимо. Всё это товарищи пошлая и вредная стряпня К. Чуковского.
Или его сказку «Одолеем Бармолея». Где обезьяны с миномётами в руках, акула командует артиллерийской батареей, журавли исполняют роль бомбардировщиков, лягушка-пулемётчица, орлицы-партизанки, разъезжающие на танке. Или «Приключения Бибигона» - этого маленького Дон-Кихота. Прочитав это произведение, так и хочется сказать: остановим наркоманию среди наших детских писателей. Количество лютой ахинеи и откровенно сюрреалистических моментов явно зашкаливает. Что легко заподозрить автора в употреблении запрещённых препаратов, нарушающих сознание. И как тут не согласиться с утверждением:
« Если вам захочется пристрелить музыканта, вставьте заряженное ружьё в пианино, на котором он будет играть».
Товарищи! Что от наших детских писателей сейчас требуется? Уметь наблюдать реальную жизнь обычных, простых людей, строителей социализма в нашей стране, в её многообразии и многогранности. И честно и правдиво писать об этом. Но это не значит, что мы призываем впадать в некий аскетизм, который несовместим с нашим восприятием жизни в её полном проявлении. Мы не можем согласиться с тем, что у нас всё ещё продолжают принимать беспутство, развращённость за явное доказательство гениальности. Наше искусство, в том числе и детская литература, должны служить интересам трудового народа и рабочего класса. Служить делу построения социализма и коммунизма в нашей стране.
Свидетельство о публикации №225052200286